|
Скачать FB2 |
| |
Морис Метерлинк
Обручение
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Хижина Дровосека
Лачужка из "Синей Птицы"; обстановка хижины дровосека, по-деревенски простая, но не убогая. Догорающий очаг, кухонная утварь, шкаф, квашня, часы с гирями, веретено, умывальник и т. п. Спящие пес и кошка. Большая синяя с белым сахарная голова. К потолку подвешена круглая клетка с синей птицей. В глубине два окна с закрытыми ставнями. Налево входная дверь на крепкой задвижке. Лестница на чердак. Все, как было, только теперь вместо двух кроватей стоит одна: это кровать Тильтиля, которому уже шестнадцать лет. Ночь. Сквозь ставни пробивается слабый свет луны. Тильтиль спит сладким сном. Стук в дверь.
Тильтиль
(внезапно просыпается)
Снова стук.
Голос Феи за дверью: "Не надо, не надо... Здравствуй!... Это опять я!.." Дверь отворяется. Входит Фея Берилюна в обличье старушонки, как в первой картине "Синей Птицы". Одновременно в комнату проникает странный свет; когда дверь за Феей затворяется, свет не меркнет.
Тильтиль
(в изумлении)
Фея
Тильтиль
(озадаченный, тщетно напрягает память)
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
(как прежде, вдруг, без всякой причины вспылив)
Тильтиль
(оробев)
Фея
Тильтиль
Фея
(снова рассердившись)
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
(снова рассердившись)
Тильтиль
(озадачен)
Фея
(все еще разгневана; совершенно забыв, что нужно говорить шепотом)
Тильтиль
Фея
Тильтиль
(краснея и собираясь с мыслями)
Фея
(рассердившись окончательно)
Тильтиль
(робко)
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
(оторопев)
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
(рассердившись)
Тильтиль
Фея
Тильтиль
(смущен)
Фея
Тильтиль
(в крайнем замешательстве)
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
(стараясь оттянуть время, чтобы перебороть свой страх)
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль поворачивает сапфир; хижине мгновенно наполняется сверхъестественным светом, словно облекающим все предметы в чистые и прекрасные брачные одежды. Бесшумно распахивается окно, в комнату спрыгивает девушка, одетая, как дровосек, с топориком в руке, подбегает к Тильтилю и целует его.
Девушка
Тильтиль
Милетта
Тильтиль
Милетта
Тильтиль
Милетта
Тильтиль
(крепко целует Милетту)
Милетта
Через раздвинувшуюся и вновь задвинувшуюся за ней стену входит девушка в кроваво-красном корсаже и юбке- К поясу у нее подвешены ружье и охотничий нож. Она бросается к Тильтилю и, целуя его, восклицает: "Вот и я, Тильтиль, вот и я!.."
Тильтиль
(Фее)
Белина
Миллетта
Белина
Милетта
Белина
Милетта
Тильтиль
(Фее)
Фея
Девушка
(в сильном возбуждении бросается к Тильтилю)
Тильтиль
Розель
Тильтиль
(целует ее)
Розель
Тильтиль
Розель
По чердачной лестнице спускается четвертая девушка в крестьянской одежде, обсыпанной мукою.
Тильтиль
(оборачивается)
Фея
Эметта
(слегка оробев)
Тильтиль
Эметта
При этих словах распахивается еще одно окно и появляется пятая девушка, босая, простоволосая, в лохмотьях; в руке у нее деревянная чашка, в которой позвякивают монеты. Девушка не решается подойти ближе.
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Жаниль
Тильтиль
Жаниль
(чуть не плачет)
Тильтиль
(целует ее)
Жаниль
Тильтиль
(еще раз целует ее)
Медленно отворяется дверь. Входит шестая девушка; на ней вечернее платье и распахнута меховая шубка, в руке веер.
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Розарель
(подходит к нему)
Тильтиль
Розарель
Тильтиль
Розарель
Тильтиль
Розарель
Фея
Тильтиль
(в сильном волнении)
Фея
Тильтиль
(в изумлении)
Фея
Тильтиль
(прерывающимся голосом)
Фея
Тильтиль
(в полном недоумении)
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Жаниль
Розель
Милетта
Розарель
Фея
Розарель
Фея
Тут посреди сцены открывается люк, и оттуда медленно поднимается гигантская, похожая на башню фигура в два раза выше человеческого роста. Четырехугольная, громадная, подавляющая, трепет внушающая, она напоминает гранитную глыбу, производит впечатление слепой, необоримой силы. Лица ее не видно. Ее облекает ровная серая ткань, и это довершает сходство фигуры с утесом. Фея нам сейчас сообщит, что это -- Рок.
Рок
Тильтиль
(слегка испуган)
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль протягивает чудовищу руку; чудовище сжимает детскую ручку в своей громадной смуглой руке.
Тильтиль
Фея
Стук в дверь.
Снова стук.
Тильтиль
Стучат в третий раз.
Дверь медленно отворяется, и на пороге вырастает похожая на античную статую женская фигура под длинным белым покрывалом. Ее лицо, руки, губы, глаза, волосы, брови -- мраморной белизны, и все безжизненно. Она неподвижно стоит на пороге.
Фея
Тильтиль
(тщетно роясь в памяти)
Фигура под покрывалом не отвечает.
Фея
Тильтиль
Фея
Рок
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
КАРТИНА ВТОРАЯ
Перед дверью
Перед занавесом, изображающим большую двустворчатую дверь под низким сводом. Дверь громадная, толстая, тяжелая, старинная, несокрушимая, окованная железом, утыканная гвоздями. На двери внушительных размеров замок. Входят Фея и Тильтиль с пустой котомкой за спиной.
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
КАРТИНА ТРЕТЬЯ
Подвал Скупого
Фея касается волшебной палочкой громадного замка; тяжелые створки тотчас же расходятся, движутся в разные стороны и исчезают за кулисами, а за ними открывается пещера Скупого -- обширный подвал с низкими сводами, заставленный мешками, туго набитыми медной, золотой и серебряной монетой. Сцену освещает одна-единственная тонкая коптящая свеча. Тильтиль прячется в темном углу. Скупой -- старик с крючковатым носом, с грязной седой бородой, с длинными редкими прядями волос; на нем что-то вроде засаленного чиненого халата. Пол застелен старым ковром; на самом его краю стоят три мешка, в которых полно золота.
Скупой
Устрашенный, устрашающий, изогнув пальцы, точно когти, Скупой бросается на Тильтиля, Тильтиль отскакивает и быстро поворачивает сапфир. Старик останавливается как вкопанный, Несколько мгновений в нем идет борьба, по-видимому жестокая, наконец он опускает руки, выражение лица его смягчается и проясняется. Он проводит рукой по лбу, словно отгоняя страшный сон. С удивлением смотрит на золото, рассыпанное по ковру, дотрагивается до него ногой и, словно не узнавая, сейчас же отталкивает.
Тильтиль
Скупой
Тильтиль
Скупой
Тильтиль
Скупой
(пригоршнями сыплет золото в котомку)
Тильтиль
Скупой
Тильтиль
Скупой
Тильтиль
(делает огромное усилие)
Скупой
(высыпает часть золота)
Тильтиль
Скупой
Тильтиль
Скупой
(помогает ему)
Тильтиль
(шатаясь под тяжестью)
Скупой
Тильтиль
Скупой
Тильтиль
Скупой
Тильтиль
Скупой
Тильтиль идет под свод, створки тотчас же приходят в движение и смыкаются за ним. Тильтиль остается один в темноте перед большой запертой дверью.
Тильтиль
Рок
(выступая из мрака)
Тильтиль
Рок
(берет его за руку)
Тильтиль
Рок
Уходят.
КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ
Комната во Дворце Феи
Комната во Дворце Феи -- что-то вроде прихожей или кладовой, где сложены главнейшие доспехи сказочных героев; тыква и башмачок Золушки, горшок и пирожки Красной Шапочки, камешки Мальчика-с-Пальчик, золотые короны Дочерей Людоеда, прялка, веретено и котел с гадюками из "Спящей красавицы", сапоги Великана, ключ Синей Бороды, Синяя Птица в серебряной клетке, по стенам развешаны платья из "Ослиной шкуры" -- цвета времени, луны и солнца, и т. д. Все это при сером невыгодном свете имеет довольно жалкий вид. В комнате заперты семь подружек Тильтиля. При этом неблагоприятном освещении они кажутся гораздо менее красивыми, чем при первом их появлении в хижине дровосека; они, видимо, утомлены, недовольны и хмуры, за исключением девушки под белым покрывалом -- та стоит в стороне, неподвижная, непроницаемая, невозмутимая.
Белина, дочь мясника
Розарель, дочь мэра
Бенина
Розарель
(с отвращением дотрагивается до разных предметов)
Белина
Розарель
Белина
Розарель
Белина
Розарель
Белина
(подобострастно и угодливо)
Розарель
(садится)
Розель
Розарель
Розель
Белина
Розель
Белина
Розель
Белина
Розель
Розарель
(Белине)
Розель
Розарель
(в бешенстве вскакивает)
Розель
Розарель
Розель
Розарель
Розель
Розарель
(дает ей пощечину)
Шум, визг, кутерьма. Розель и Эметта бросаются на Белину и Розарель, а Милетта и Жаниль тщетно пытаются разнять дерущихся. Одна лишь девушка под белым покрывалом все так же безучастно и неподвижно стоит в углу. Другие девушки царапаются, рвут друг другу волосы и так пронзительно кричат и вопят, что Тильтиль, возвращаясь от Скупого, слышит их издали и, растерянный, испуганный, вбегает во Дворец. Он бос, полураздет, с непокрытой головой. Первое время не может понять, что происходит.
Тильтиль
Девушки
(говорят все сразу)
Входит Фея.
Фея
Тильтиль
(в полном недоумении)
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
Входит Душа Света.
Душа Света
Тильтиль
(стремительно бросается к ней в объятия)
Душа Света
Входит Рок.
Рок
Тильтиль
Рок
Тильтиль
(смотрит на него с удивлением)
Рок
(в самом деле заметно уменьшился в размерах)
Тильтиль
Фея
(Тильтилю, тихо)
Тильтиль исполняет приказание Феи, Комната тотчас же озаряется голубоватым сверхъестественным светом, и от него все оживает и хорошеет. Вещи из сказок словно пробуждаются от сна: веретено кружится с необычайной быстротой и ткет золотые и хрустальные нити; тыква растет в ширину, покачивается и освещается изнутри; Синяя Птица поет-заливается; котел с гадюками клокочет и выбрасывает цветы и плоды; платья лунного и солнечного цвета колышутся и светятся; колонны и своды отливают драгоценными камнями. Но наиболее разительная и чудесная перемена происходит с. девушками: хмурые складки разглаживаются, глаза становятся больше, на лицах сияют улыбки, одежды блистают, невинность, веселье, доброта, красота расцветают вновь. Тильтиль в восторге хлопает в ладоши, вне себя от радости бросается к девушкам, целует их, они целуют его, а он не знает, кого слушать.
Тильтиль
В этот миг девушка под белым покрывалом, стоявшая в углу и не принимающая участия во всеобщем преображении и весельи, вдруг пошатывается и, даже не вскрикнув, валится, рушится, как изваяние; распростертая, она теперь неподвижно лежит на полу. Молчание, испуг, оцепенение, затем крики, шум; девушки бросаются к ней на помощь и обступают ее.
Розель
(приподнимая ее)
Розарель
Белина
(внимательно осматривает ее)
Эметта
(проводит рукой по ее лбу)
Розарель
(целует ее)
Милетта
Жаниль
(гладит ей руку)
Милетта
(гладит ей другую руку)
Жаниль
Розель
Розарель
(поддерживает ей голову)
Белина
Розарель
Фея
Душа Света уходит, за нею -- девушки.
Рок неохотно повинуется.
Тильтиль
Фея
Тильтиль
Фея
КАРТИНА ПЯТАЯ
Бальная зала во Дворце Феи
Фея ударяет палочкой по стенам -- и они исчезают. Остаются лишь колонны и своды, образующие портик перед громадной залитой светом залой, как бы высеченной в янтарной скале. Под ослепительно сверкающими арками проходят шесть девушек в великолепных легких развевающихся одеждах, в золоченых сандалиях; волосы у них распущены, в руках цветы. Они рады видеть Тильтиля м зовут его к себе, тот на секунду остолбенел, потом бросается к ним и принимает участие в их играх и танцах. Одна лишь дева под покрывалом, прислоняясь к колонне, по-прежнему держится в стороне.
Фея
(при виде Рока в просторном черном плаще и в сомбреро)
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
КАРТИНА ШЕСТАЯ
Перед занавесом, изображающим высокие скалы.
Входят Тильтиль и Душа Света.
Тильтиль
(запыхавшись, опускается на обломок скалы)
Душа Света
Тильтиль
(наклоняется над расселиной).
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль исполняет приказание Души Света. Тотчас же со всех сторон, из-под земли и из ущелий выходят разные человекоподобные и звермноподобные чудища с лицами смешными, глупыми и отвратительными; они толкают Тильтиля, толпятся и пляшут вокруг него.
Тильтиль
(оторопев)
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль исполняет приказание Души Света, и чудища проваливаются сквозь землю. Входит Рок, за ним -- шесть девушек, за ними, на известном расстоянии, идет Белое Привидение, оно, как всегда, держится в стороне. Девушки окружают Тильтиля, наперебой ласкают его и говорят все сразу.
Девушки
Тильтиль
(целует всех подряд)
Душа Света
Рок
(сделался еще меньше -- он теперь не выше человека среднего роста; в изнеможении опускается на обломок скалы)
Тильтиль
Рок
Тильтиль
Рок
(уязвлен)
Душа Света
Занавес со скалами раздвигается, а за ним открывается картина седьмая.
КАРТИНА СЕДЬМАЯ
Обитель Предков
Широкая площадь, залитая светом Елисейских полей -- светом вечного, бездумного блаженства и непреходящей радости. Посредине и по бокам -- здания разных эпох, величественные и убогие, приветливые и не совсем похожие на настоящие. На переднем плане справа вход в хижину Дедушки и Бабушки Тильтиля, затем островерхая кровля более старинного крестьянского домика, фасад лавчонки XVIII века, а дальше в хронологическом порядке справа налево идут на заднем плане мещанский дом XVII века, тюрьма, больница и трактир XV? века, особняк XV века, домишки XIII века, церковь XII века, галло-римская вилла с усадьбой и т. д. В перспективе глубину сцены разрезает посредине и теряется вдали улица, по обеим сторонам которой стоят уже самые древние постройки, вплоть до шалашей и пещер первобытного человека. На переднем плане под красивыми деревьями -- лаврами, платанами и кипарисами -- несколько каменных скамей. Подходят Тильтиль, Душа Света, Рок и шесть девушек, за ними на известном расстоянии следует Белое Привидение, оно, как всегда, держится в стороне. Навстречу им поспешно выходят из хижины Дедушка и Бабушка Тиль и с радостными восклицаниями обнимают Тильтиля.
Бабушка Тиль
Дедушка Тиль
Бабушка Тиль
Тильтиль
Дедушка Тиль
(с видом знатока рассматривает их)
Бабушка Тиль
Тильтиль
Бабушка Тиль
Тильтиль
Дедушка Тиль
Тильтиль
Бабушка Тиль
В самом деле, из лавки XVIII века выходит маленький чистенький человечек.
Тильтиль
Бабушка Тиль
Тильтиль
Бабушка Тиль
Тильтиль
Бабушка Тиль
Тильтиль
Бабушка Тиль
Предки продолжают выходить из своих домов. На пороге особняка ХV века появляется представительный, нарядно одетый мужчина.
Тильтиль
(указывая на него)
Дедушка Тиль
В самом деле, из церкви ХII века выходят человек пять нищих в жалких, но феерически преображенных лохмотьях.
Тильтиль
Дедушка Тиль
Тильтиль
Дедушка Тиль
Тильтиль
Бабушка Тиль
Тильтиль
В самом деле, из больницы выходит болезненного вида человек, из трактира -- человек с бутылкой, видимо, под хмельком, а из тюрьмы -- еще один, свирепый, лохматый, с окровавленным ножом в руке.
Дедушка Тиль
(удручен)
Тильтиль
Дедушка Тиль
Тильтиль
Дедушка Тиль
Из старинного крестьянского домика выходит высокий крестьянин, одетый так, как одевались в средние века; он накрепко запирает за собой дверь и, строгая палку, идет вперед.
Дедушка Тиль
Тильтиль
Дедушка Тиль
Из виллы выходят два-три галло-римлянина; затем в конце улицы среди других людей каменного века появляется громадного роста старик; на нем звериные шкуры, опирается он на тяжелую дубину.
Тильтиль
Дедушка Тиль
Тильтиль
Дедушка Тиль
Тильтиль
Дедушка Тиль
Тильтиль
(с возмущением)
Дедушка Тиль
Во время этого разговора Предки постепенно собираются в глубине площади. Они раскланиваются, подходят друг к другу, пожимают руки, один другого приветствуют. Все свидетельствуют глубокое почтение Великому Крестьянину, Великому Бедняку и особенно Великому Предку, обступают их и благоговейно им внимают, а больной, пьяница и убийца с унылым видом плетутся сзади, и около них никого нет. Группа направляется к скамьям на переднем плане, где находятся Тильтиль и его спутники.
Великий Предок
(подходя)
Тильтиль
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
Великий Бедняк и Великий Крестьянин исполняют его приказание, другие Предки продолжают стоять сзади.
Тильтиль
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
Шесть девушек подходят и останавливаются перед ним; Великий Предок внимательно их рассматривает.
Великий Бедняк
Великий Крестьянин
Великий Предок
(Великому Бедняку)
Великий Бедняк
Великий Предок
Великий Крестьянин
Великий Предок
Великий Бедняк
Предок-богач
(стоя за скамьей, указывает на Розарель)
Розарель
Предок-богач
Розарель
Предок-богач
Розарель
Предок-богач
Предок-больной
(указывает на Эметту)
Предок-пьяница
(схватив Розель)
Предок-убийца
(перепрыгнув через скамью и схватив Белину)
Великий Предок
(с властным видом встает)
Четыре разошедшихся во мнениях Предка сейчас же после того, как их призвали к порядку, с пришибленным видом отходят.
Другие Предки
(стоя за скамьей, рукоплещут)
Жаниль
(подходит к Великому Предку и обнимает его колени)
Милетта
(подходит к Великому Крестьянину и обнимает его колени)
Эметта
(подходит к Великому Предку и обнимает его колени)
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
Тильтиль идет за Белым Привидением и за руку подводит его к Великому Предку.
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
(Привидению)
Лицо у статуи совершенно белое, оно лишено резко обозначенных черт, лишено человеческого выражения.
Великий Крестьянин
Великий Бедняк
Великий Предок
Тильтиль
Великий Предок
Сцена исчезает во мраке; занавес со скалами задергивается. Тильтиль, его спутницы, Душа Света и Рок одни среди камней.
Рок
(хватает Тильтиля за руку)
Все уходят.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
КАРТИНА ВОСЬМАЯ
Перед занавесом, изображающим Млечный Путь
Входят Тильтиль и Душа Света.
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
(заглядывает вниз)
Тильтиль надевает шапочку и поворачивает сапфир. Тотчас же из-под земли и с разных сторон появляются маленькие существа неодинакового роста, одетые, как Тильтиль, и почти во всем на него похожие; они обступают его, жмутся к нему, толкают его, одни тянут направо, другие -- налево, а он пытается вырваться и не знает, кого слушать.
Тильтиль
(в замешательстве)
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
(в недоумении)
Душа Света
Тильтиль
(в полном недоумении)
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль исполняет приказание Души Света, и все его двойники исчезают.
Тильтиль
Душа Света
Первым входит Белое Привидение.
Тильтиль
(поражен)
Входят четыре девушки, а за ними -- Рок, которого ведут Эметта и Жаниль. Рок Теперь на целую голову ниже Тильтиля, на нем все тот же мрачный костюм, он, видимо, очень устал -- пройдя несколько шагов, он бессильно опускается на снежный сугроб.
Тильтиль
(с участливым видом подходит к нему)
Рок
Душа Света
Занавес раздвигается, а за ним открывается картина девятая.
КАРТИНА ДЕВЯТАЯ
Обитель Детей
Громадные залы, высокие своды, бесконечные анфилады колонн и арок, как в Царстве Будущего из "Синей Птицы", но ввиду того, что наступает час помолвки, все здесь молочно-белое, мягкое, легкое, жаркое, прозрачное и блаженное. Все залито ласковым янтарным светом, все излучает мерцающие улыбки, горизонт как бы растворяется в туманности Млечного Пути, воздух насыщен едва различимою звездною пылью.
Когда занавес раздвигается, Тильтиль, Душа Света, Рок и шесть девушек стоят на переднем плане, направо, у подножия одной из алебастровых колонн, поддерживающих свод над входом. Затем они проходят в громадную пустынную залу, а Белое Привидение робко прячется за колонной.
Тильтиль
(разочарован)
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Нам долго ждать не придется -- кажется, нас уже увидели...
В самом деле, между двумя колоннами мелькнула детская головка и тотчас же скрылась; вслед за тем слышится крик: "Сюда, сюда, они тут!" Немного погодя из глубины залы выбегают семеро Детей лет двенадцати, в коротких тонких белых туниках, с голыми руками и ногами, и останавливаются перед посетителем. Самый старший протягивает Тильтилю руку и говорит: "Здравствуй, дедушка!"
Тильтиль
Дитя
(хохочет)
Тильтиль
(в недоумении)
Дитя
Второе Дитя
Тильтиль
(целует всех)
Дитя
Тильтиль
Дитя
Тильтиль
Второе Дитя
(хлопает в ладоши и прыгает от радости)
Третье Дитя
(бросается на шею к Эметте)
Четвертое Дитя
(обнимает Розель)
Другие Дети
(выбирают каждый по девушке, целуют их и гладят, смеются и прыгают от радости)
Первое Дитя
(останавливает их)
Тильтиль
Старший
Тильтиль
Старший
Тильтиль
Старший
Первое Дитя
Из глубины держась за руки, появляются пятеро Малышей.
Тильтиль
Первое Дитя
Тильтиль
Первое Дитя
Тильтиль
Пятеро Малышей, по-прежнему держась за руки, останавливаются перед шестью девушками и молча, серьезно не них глядят. Залы постепенно наполняются множеством Детей разного роста -- все они с сосредоточенным видом обступают пятерых Малышей. Наконец молчание становится неловким, и, чтобы нарушить его, Тильтиль восклицает:
Младший
(повелительным жестом заставляет его умолкнуть)
Тильтиль
Младший
(обращаясь к соседу)
Другой Малыш
(грустно покачав головой)
Остальные трое
(один за другим)
Жаниль
(подбегает к одному из Малышей и целует его)
Малыш
Розель
(берет на руки другого)
Другой Малыш
Розарель
(схватывает третьего)
Третий Малыш
(не в силах удержать слезы)
Белина
(схватывает Младшего)
Младший
(вырывается и дает волю слезам)
Тильтиль
Младший, утерев слезы, берет своего соседа за руку, а остальные четверо следуют его примеру.
Младший
(властно)
Все Малыши торжественно и чинно уходят налево.
Тильтиль
(в отчаянии)
Один из тех, что постарше
Второй
Третий
Первый
Второй
Тильтиль
(смотрит на множество Детей, нахлынувших в залы)
Один из тех, что постарше
Дитя
(издали глядя вслед Малышам)
Тильтиль
Дитя
Другое Дитя
Первое Дитя
Другие Дети
В толпе Детей суматоха. Все бросаются налево. В одно мгновение зала пустеет, остаются лишь Тильтиль, Душа Света, шесть девушек и Рок.
Тильтиль
Тильтиль уходит, за ним -- Душа Света и шесть девушек, шествие замыкает Рок. Лишь всеми забытое Белое Привидение по-прежнему стоит, прислонясь к правой колонне. Некоторое время сцена остается пустой, затем из глубины появляется Дитя, еще меньше младшего из пятерых Малышей. Оно идет решительным шагом и, дойдя до колонн на переднем плане, оглядывается по сторонам, словно ищет что-то, потом вдруг уверенно направляется прямо к Привидению под покрывалом, останавливается как вкопанное и, держа палец во рту, с важным видом, молча, долго рассматривает его. Наконец протягивает руку и хватает Привидение за край одежды.
Малютка
Привидение
(впервые заговорило пробующим свои силы, идущим откуда-то издалека голосом, с трудом вылетающим из горла)
Малютка
Привидение
Малютка
Привидение
Малютка
(тянет его за одежду на передний плен сцены, к мраморной скамье между колоннами)
Привидение делает отрицательный знак.
Привидение
(уже начинает улыбаться)
Малютка
(целует его)
В самом деле, под ласками и поцелуями ребенка статуя мало-помалу оживает, глаза у нее открываются, губы шевелятся, на щеках заиграла краска, тело теряет свою пугающую окаменелость, руки приобретают гибкость и обвиваются вокруг шеи ребенка.
Малютка
(прижимаясь к ней)
Привидение
Малютка
Привидение
Малютка
Привидение
Малютка
Привидение
(начинает отвечать на его поцелуи и ласки)
Малютка
(упоен, очарован)
Привидение
Малютка
Волосы рассыпаются у нее по плечам.
В самом деле, пятеро Малышей со всех ног бегут по зале.
Пятеро Малышей
Малютка
(становится на скамью подле Матери и, указывая на нее Малышам, прыгает от радости)
Мать хочет встать и расцеловать Малышей, но они ее опережают: бросаются к ней, осыпают ее ласками и поцелуями, снова усаживают, карабкаются к ней на колени, возятся, копошатся и говорят все сразу.
Пятеро Малышей
В то время, как они целуются и переговариваются, другие Дети, постарше, Дети будущих поколений, возвращаются, и залы наполняются вновь. Те, что пришли раньше всех, становятся позади Матери и шестерых Малышей. Вскоре во все прибывающей толпе слышится шепот:
Малютка
Мать поднимается во весь рост перед Тильтилем.
Первый Малыш
Тильтиль
(колеблется, проводит рукой по лбу, тщетно роется в памяти)
Второй Малыш
Третий Малыш
Малютка
Тильтиль
(берет Мать за руку)
Мать не отвечает. Краска на ее лице то бледнеет, то приливает вновь, глаза то закрываются, то открываются, жизнь то возвращается к ней, то снова уходит -- в зависимости от воспоминания, которое все никак не может воскреснуть...
Малютка
Малыши становятся между нем и Тильтилем, как бы для того, чтобы оградить ее.
Первый Малыш
Второй Малыш
Третий Малыш
Четвертый Малыш
Пятый Малыш
Первый Малыш
Малютка
(вцепившись в Мать)
Все Малыши окружают Мать, обступают ее, подталкивают, тянут к себе и делают Тильтилю прощальные знаки: "До скорого свидания! До скорого свидания'.. Там! Там! Там!.. До скорого свидания!.." Мать оборачивается и пристально смотрит на Тильтиля. Вслед за тем зала темнеет, обесцвечивается, стушевывается, расплывается и исчезает. Тильтиль, Душа Света, Рок и шесть девушек остаются одни перед занавесом, изображающим Млечный Путь.
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
(задумчиво)
Все уходят.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
КАРТИНА ДЕСЯТАЯ
Перед занавесом, изображающим опушку леса.
Входят Тильтиль и Душа Света.
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Входят шесть девушек. Сзади всех идут Жаниль и несет на руках Рок; на нем по-прежнему плащ и сомбреро, но ростом он теперь с младенца и, видимо, очень устал.
Жаниль
(передает его с рук на руки Милетте)
Милетта
(берет его у Жаниль)
Рок
(плачущим голосом, сюсюкая)
Милетта
Рок засыпает у нее на руках.
Жаниль
(с материнской заботливостью кутает его в плащ)
Душа Света
Жаниль
Душа Света
Милетта
(передает Рок Эметте)
Тильтиль
(нежно ее целует)
Милетта
Эметта
(передает Рок Жаниль)
Душа Света
Розарель и Белина целуют Тильтиля и молча уходят. Розель шумно сморкается, утирает слезы и бормочет: "Милый Тмльтиль, милый Тильтмль!.. Ты был такой хороший!.. Мы еще увидимся, ведь правда? Мы еще увидимся!.. Приходи в трактир -- я тебя угощу на славу!" С этими словами она убегает. Одна только Жаниль не спешит уйти и по-прежнему держит на руках Рок.
Душа Света
Жаниль
(вся в слезах)
Душа Света
Жаниль
(передает Рок Душе Света и крепко целует Тильтиля)
Тильтиль
Жаниль медленно удаляется.
Душа Света
Тильтиль
Душа Света
Рок
(спросонья бессвязно бормочет плачущим голосом)
Душа Света уходит налево, унося на руках Рок. Тильтиль идет за ней и машет ей рукой. Занавес раздвигается, а за ним открывается картина одиннадцатая.
КАРТИНА ОДИННАДЦАТАЯ
Пробуждение
Обстановка та же, что и в первом действии. Тильтиль спит сладким сном у себя на кровати. Ликующий дневной свет проникает во все щели запертых ставен. В клетке поет-заливается синяя птица. Стук в дверь.
Тильтиль
(внезапно просыпается)
Мать Тиль
(за дверью)
Тильтиль
Входит Мать Тиль; она взволнована, озабочена, в руках у нее вязанка хвороста.
Мать Тиль
Тильтиль
(усердно помогает Матери)
Мать Тиль
Тильтиль отворяет ставни, дневной свет заливает всю комнату.
Входит Митиль.
Тильтиль
Мать Тиль
(к Митиль)
Митиль
Мать Тиль
Тильтиль
Мать Тиль
Тильтиль
Мать Тиль
Тильтиль
Мать Тиль
Тильтиль
Мать Тиль
Тильтиль
Мать Тиль
Тильтиль
Мать Тиль
Тильтиль
Мать Тиль
Тильтиль
(старательно подметает)
Мать Тиль
Стук в дверь Мать Тиль идет отпереть Входят Соседка и Мажу а, за ними идет Отец Тиль с топором на плече и кричит с порога "Вот они! Вот они!.."
Соседка
Мать Тиль
Отец Тиль
Соседка
Отец Тиль
Соседка
Отец Тиль
Соседка
Уходят все, за исключением Тильтиля и Мажуа, стоящих друг против друга. Оставшись с Мажуа наедине, Тильтиль тотчас подходит к ней и берет ее за руку.
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Мажуа
Нежно и неумело целуются,
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Продолжительный поцелуй. В это время Отец Тиль отворяет дверь.
Отец Тиль
(застает их врасплох)
Соседка
(входит вместе с матерью Тиль и Митиль)
Отец Тиль
Соседка
Мажуа
Отец Тиль
Мать Тиль
Соседка
Отец Тиль
Тильтиль
(целует Мажуа; тихо)
Мажуа
(тихо)
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Мажуа
Тильтиль
Занавес
|