Вольтер
"Вмешательство Золя в дело Дрейфуса..."

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Текст издания: журнал "Міръ Божій", No 2, 1898.


   Вмѣшательство Золя въ дѣло Дрейфуса, надѣлавшее столько шума, естественно должно было напомнить о другомъ знаменитомъ вмѣшательствѣ -- о вмѣшательствѣ Вольтера въ дѣло Калласа. "Revue de Paris" напоминаетъ объ этомъ возмутительномъ дѣлѣ и благородной роли Вольтера, горячо возмущавшагося безчеловѣчною жестокостью уголовнаго законодательства, основаннаго на пыткахъ и примѣнявшаго смертную казнь по самому ничтожному поводу. Вольтеръ былъ ярымъ противникомъ такого законодательства и горячо привѣтствовалъ появленіе знаменитаго труда Беккаріа, прибавивъ къ нему свои комментаріи. Онъ всегда слѣдилъ за судебными процессами и горячо вступался за жертвъ судебныхъ ошибокъ. Такою именно жертвою былъ Калласъ, съ безчеловѣчною жестокостью казненный въ Тулузѣ по обвиненію въ убійствѣ сына.
   Вольтеръ вовсе не былъ предубѣжденъ въ пользу невинно казненнаго Калласа. Въ началѣ онъ даже нисколько не сомнѣвался, что Калласъ дѣйствительно совершилъ преступленіе и задушилъ своего сына, потому что тотъ собирался перейти въ католичество. На этомъ основаніи Вольтеръ объявилъ даже въ своемъ письмѣ къ совѣтнику Ле-Бо, что "гугеноты еще хуже католиковъ".
   Но каково было удивленіе Вольтера, когда вскорѣ послѣ этого одинъ марсельскій негоціантъ, бывшій въ Тулузѣ во время процесса Калласа и слѣдившій за всѣми его подробностями, сказалъ Вольтеру, посѣтивъ его проѣздомъ, что онъ уѣхалъ изъ Тулузы съ полнымъ убѣжденіемъ, что совершена страшная судебная ошибка. Вольтеръ отнесся съ недовѣріемъ къ этимъ словамъ негоціанта и замѣтилъ ему, что "еще болѣе невѣроятно, чтобы судьи, безъ всякой нужды, подвергли невиннаго такой страшной казни". Но по отъѣздѣ негоціанта въ душу Вольтера закрались сомнѣнія. Въ самомъ дѣлѣ ужъ не было ли тутъ судебной ошибки? Онъ рѣшилъ разслѣдовать это дѣло, которое не давало ему спать спокойно. Справки, наведенныя имъ о семьѣ Калласовъ, совершенно опровергли всѣ разсказы, выставлявшіе яростными фанатиками членовъ этой семьи. Это усилило подозрѣнія Вольтера. Со свойственною ему энергіей онъ принялся за это дѣло, не щадя ни своихъ силъ, ни денегъ и несмотря на упорное сопротивленіе высшей власти и клерикаловъ, добился его пересмотра, поставивъ буквально на ноги всю Францію.
   Жанъ Калласъ былъ мирнымъ торговцемъ въ Тулузѣ, гдѣ онъ прожилъ безвыѣздно сорокъ лѣтъ. Въ городѣ онъ пользовался репутаціей прекраснаго человѣка и хорошаго отца. Онъ былъ протестантъ, также какъ и вся его семья, за исключеніемъ одного изъ сыновей, принявшаго католицизмъ. Но Калласъ былъ такъ далекъ отъ всякаго фанатизма, что, узнавъ о переходѣ своего младшаго сына въ католичество, заявилъ, что не осуждаетъ его, если только его убѣжденія искренни; стѣсненіе же свободы совѣсти порождаетъ только лицемѣріе и ничего больше! Другой сынъ Калласа, Маркъ Антуанъ, былъ литераторъ, но по всѣмъ признакамъ, онъ былъ несовсѣмъ нормальный человѣкъ. Съ нимъ часто бывали приступы меланхоліи и притомъ онъ питалъ отвращеніе къ торговой профессіи. Ему хотѣлось быть адвокатомъ, но онъ не получилъ степени кандидата правъ, потому что не былъ католикомъ. Онъ часто говорилъ о самоубійствѣ, въ послѣднее время онъ сдѣлался игрокомъ и проигрывалъ большія суммы. Въ день своей смерти онъ игралъ очень долго и именно въ этотъ день отецъ поручилъ ему размѣнять крупную сумму денегъ, но денегъ этихъ не было найдено при немъ, когда было обыскано его тѣло. Онъ ужиналъ въ этотъ день вмѣстѣ съ родителями и гостемъ, но до окончанія ужина всталъ и вышелъ. Около десяти часовъ мать его сказала своему второму сыну, Пьеру, чтобы онъ проводилъ гостя до воротъ и посвѣтилъ ему. Оба вышли и, спустившись въ лавку, увидѣли, что дверь на, улицу раскрыта настежъ и на палкѣ, укрѣпленной на обѣихъ половинкахъ двери, качается тѣло Марка Антуана.
   Поднялся шумъ; началось слѣдствіе. Кто-то крикнулъ въ фанатизированной толпѣ, что Калласы убили своего сына, и этого было достаточно, чтобы у судей возникло убѣжденіе, что это дѣйствительно такъ и было. Калласъ былъ арестованъ, подвергнутъ пыткѣ, и хотя онъ продолжалъ протестовать противъ такого обвиненія, его все-таки приговорили къ колесованію и привели въ исполненіе эту страшную казнь.
   Когда Вольтеръ узналъ всѣ подробности этого вопіющаго дѣла, онъ былъ потрясенъ до глубины души. Только ослѣпленные фанатики, желавшіе во чтобы то ни стало погубить гугенота, могли дѣйствовать подобнымъ образомъ и казнить завѣдомо невиннаго! Это была уже не казнь, а страшное убійство. Вольтеръ тщательно собралъ всѣ улики, документы, относящіеся къ этому преступленію и суду и возстановилъ всѣ факты преступленія и свидѣтельскія показанія. Онъ повелъ свою агитацію такъ искусно и съ такимъ жаромъ, что, дѣйствительно, какъ онъ и предсказывалъ, "Парижъ и вся Европа, охваченные состраданіемъ, потребовали, чтобы несчастной семьѣ казненнаго была оказана справедливость и возстановлено его доброе имя". И вотъ ровно черезъ три года послѣ казни побѣда была одержана". Калласы были оправданы и отдано приказаніе тулузскому парламенту вычеркнуть въ своихъ реестрахъ приговоръ по дѣлу Калласа и вписать актъ реабилитаціи.
   Побѣда Вольтера доказала, что нравственный и умственный авторитетъ бываетъ зачастую выше могущества власти. Хилый, больной старикъ, апеллируя къ общественному мнѣнію Европы, могъ взволновать ее только своимъ словомъ. Когда спустя нѣсколько лѣтъ послѣ торжественнаго оправданія Калласа, въ 1778 году, Вольтеръ былъ въ Парижѣ, какая-то женщина, находившаяся въ толпѣ, окружавшей Вольтера, спросила: кого это такъ восторженно привѣтствуютъ,-- ей отвѣчали.* "Развѣ вы не знаете, вѣдь это спаситель Калласовъ!"

"Міръ Божій", No 2, 1898

   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru