(*) Для сей статьи приложена въ концѣ книжки картинка.
Извѣстно, что въ Египтѣ близъ Пирамидъ, а особливо Саккирскихъ, находится чрезвычайное множество катакомбъ, въ которыхъ лежатъ муміи. Сіи катакомбы, или подземелья, простираются на нѣсколько миль и состоять изъ безчисленныхъ одна къ другой примыкающихъ улицъ и храминъ со сводами, въ которыя можно опускаться только чрезъ перпендикулярныя отверзтія, во глубину иногда болѣе двадцати футовъ. Многія бываютъ снаружи засыпаны мѣлкимъ пескомъ вышиною въ ростъ человѣческій; а потому очень трудно отыскивать ихъ и разчищать ямы. Но и въ другихъ мѣстахъ Египта находятся подобныя катакомбы; впрочемъ во многихъ подземельяхъ нѣтъ уже Мумій, вѣроятно потому что чужестранные завоевательные народы очищали оный и употребляли вмѣсто погребовъ, магазейновъ и проч. Муміи принадлежать къ знаменитымъ остаткамъ глубокой древности, и заслуживаютъ быть разсмотрѣны съ нѣкоторою подробностію.
Слово мумія происходитъ отъ мумъ, которое на Арабскомъ и родственныхъ ему языкахъ означаетъ воскъ. Персы и другіе древніе народы дѣйствительно обмазывали тѣла умершихъ воскомъ и медомъ, дабы предохранить ихъ отъ согнитія. Но Египтяне на сей конецъ употребляли другой способъ: они разными бальзамами намащали тѣла, которыя хотѣли сберечь отъ истлѣнія. Геродотъ и Діодоръ описываютъ намъ три рода бальзамированія. Первый говоритъ: намащеніе тѣлъ составляетъ въ Египтѣ особенное искусство, которымъ занимаются люди нарочно къ тому предназначенные. Они показываютъ сродникамъ умершаго деревянные образцы мумій, которыхъ находится три рода. Первый, самый затруднительный и дорогой, вторый, менѣе затруднителенъ и не столь дорогъ, а третій самый дешевый. Желающій тѣмъ или другимъ образомъ бальзамировать мертвое тѣло договаривается о цѣнѣ. Бальзамированіе производится въ домахъ тѣхъ людей, которые знали сіе искусство. Обыкновенно начинается тѣмъ, что за пускаютъ глубоко въ ноздри искривленной желѣзной крючокъ и вытаскиваютъ мозгъ, на мѣсто коего наполняютъ пустоту черепа жидкими составами изъ пряностей; потомъ острымъ ножемъ, изъ Еѳіопскаго камня сдѣланнымъ, взрѣзываютъ животъ подъ ребрами, вынимаютъ внутренности, вычищаютъ и моютъ ихъ, сперва краснымъ виномъ, а послѣ пряными жидкостями. Далѣе, кладутъ тѣло въ селитру, покрываютъ его оною и оставляютъ лежать семдесять дней. По истеченіи сего срока омываютъ тѣло и обвертываютъ намазанными древеснымъ клеемъ перевязками изъ тонкой бумажной холстины. Приготовивъ такимъ образомъ, отдаютъ трупъ роднымъ, которые кладутъ его въ пустую деревянную фигуру, имѣющую видъ человѣка, относятъ въ особую комнату и ставятъ прямо на ноги подлѣ другихъ мумій. Во второмъ родѣ бальзамированія поступаютъ слѣдующимъ образомъ: впускаютъ въ нутрь тѣла нѣкоторое количество кедровой смолы, не взрѣзывая живота и не вынимая внутренности. Потомъ на опредѣленное число дней кладется трупъ въ селитру, съѣдающую мясистыя части; тогда опять вытягивается назадъ находившаяся въ брюхѣ кедровая смола, которая имѣетъ силу истреблять внутренности. Приготовленная такимъ образомъ мумія, состоящая изъ кожи и костей, отдается родственникамъ безъ дальнихъ обрядовъ.-- Третій родѣ бальсамированія употребляютъ одни бѣдные. Вымывши тѣло соленою водою, солятъ его семдесять дней въ селитрѣ, чѣмъ и оканчивается все приготовленіе. Геродотъ повѣствуетъ далѣе, что въ Египтѣ бальзамируютъ кошекъ, собакъ, ястребовъ и другихъ священныхъ животныхъ; но особеннымъ и самымъ дорогимъ образомъ намащаютъ трупы тѣхъ, которые или утонули въ Нилѣ, или умерщвлены крокодиломъ.
Какъ сіе повѣствованіе Геродота, такъ и нѣсколько подробнѣйшее описаніе Діодорово по видимому справедливы, хотя они и не сходствуютъ между собою въ нѣкоторыхъ обстоятельствахъ. И въ первой книгѣ Моисея, по случаю намащенія и похоронъ Іакова, упоминается, что семдесять дней были для Египтянъ временемъ плача. Не взирая однакожъ на всѣ опыты, которые производили надъ муміями искусные химики, нельзя опредѣлили точно, какіе именно матеріалы употребляли Египтяне для предохраненія труповъ на цѣлыя тысячи лѣтъ отъ согнитія.
Въ подземельяхъ муміи обыкновенно лежатъ въ саркофагахъ, сдѣланныхъ изъ лиственницы (Sycomorus). Стоячій гробъ во всемъ походитъ на Герму или Меркуріеву статую: снизу имѣетъ подножіе, для того чтобы можно было ставить его во впадинѣ стѣны сперва дома, а потомъ въ подземельной камерѣ. На крышкѣ стоячаго гроба видно вырѣзанное изображеніе лица, которое должно быть портретомъ лежащаго въ немъ человѣка; у многихъ такихъ изображеній на саркофагахъ (однакожъ не у всѣхъ) къ низу подбородка придѣлана короткая длиною въ пядень палка, а для чего -- неизвѣстно; знаменитый Гейне говоритъ, что ета палка представляетъ бороду, и означаетъ мумію мужескаго пола. Иногда саркофагъ снаружи росписанъ гіероглифами и разными буквами; а иногда, вѣроятно только у знатныхъ людей, деревянной саркофагъ стоитъ въ каменномъ открытомъ ящикѣ изъ гранита или базальта также съ высѣченными гіероглифами, многія муміи найдены были и безъ саркофага, только обвернутыя камышомъ, или пальмовыми вѣтвями, и онъ по большей части дѣтскій. Попадались иногда муміи небрежно обвязанныя кускомъ бумажной холстины; положенныя на слои угольевъ и покрытыя пескомъ въ вышину на 7 или 8 футовъ.
Подъ крышкою саркофага лежитъ обыкновенно чрезъ всю мумію съ головы до ногъ длинная накладка, сдѣланная изъ бумажной холстины, склеенной вмѣстѣ и натертой гипсовымъ литикомѣ; сія накладка на головѣ опять имѣетъ изображенное лице, а на животѣ позолоту и разноцвѣтныя фигуры, представляющія у многихъ или бальзамированіе, или божества Египетскія. Подъ склеенною холстиною находится самый трупѣ, завернутый въ своихъ перевязкахъ, которыя сдѣланы изъ хлопчатой бумаги; нѣкоторыя въ добротѣ могутъ сравняться съ Индѣйскою бумажною холстиною (которая, какъ извѣстно, гораздо тоньше Европейской). Количество перевязокъ, широта оныхъ, способъ обвертыванія не всегда одинаковы, у многихъ мумій бываетъ до тысячи аршинъ. Въ Геттингенскомъ музеѣ есть мумія, обернутая холстиною на три пальца въ толщину. У многихъ лица обнажены, и толкмо часть головы прикрыта; напротивъ того у нѣкоторыхъ другихъ мумій головы весьма мудрено закутаны и обвиты крестѣ на крестѣ, такъ что въ разныхъ мѣстахъ остаются четвероугольныя отверзтія. Вообще перевязки на муміяхъ положены съ такимъ непонятнымъ искусствомъ, что самые лучшіе хирурги сумнѣваются въ возможности сдѣлать нѣчто подобное. Оныя перевязки около живота и на рукахъ иногда бываютъ вызолочены. Обыкновенно руки лежатъ на груди крестообразно, а у иныхъ висятъ по обѣимъ сторонамъ тѣла. У нѣкоторыхъ находили вызолоченными всѣ руки, у другихъ одни только ногти.
Внутри муміи попадаются многія весьма разнородныя вещи. У одной, на примѣрѣ, нашли пальмовый листѣ между лядвеями, а въ животѣ нѣчто похожее на мускатной цвѣтѣ; въ другой находилась размариновая вѣтвь, которая казалась столь свѣжею, какъ будто бы недавно была сломлена. Въ иныхъ находили стручья акаціи, -- бутылку, наполненную мастями, -- на груди нѣчто подобное струнамъ музыкальнаго инструмента, -- въ горлѣ тонкую золотую бляху, зарубленую и свернутую, вѣсомъ въ 10 гранъ. Касательно значенія послѣдней, думали, что каждой муміи клали подъ языкъ монету для заплаты за перевозъ черезъ рѣку на островъ праведныхъ; однакожъ ёто не монеты, но простыя бляхи. Арабы не позволяютъ Европейцамъ искать мумій въ катакомбахъ; они сперва сами обшариваютъ оныя, слѣдовательно не можно знать, всѣ ли муміи имѣютъ такія золотыя бляхи {Такъ пишутъ нѣкоторые. Напротивъ того Ванслебенъ, который самъ былъ въ трехъ катакомбахъ, говорить, что Арабы не дѣлаютъ ни малѣйшаго препятствія Европейцамъ, желающимъ отыскивать подземелье съ муміями; они сами даже откидали песокъ, поимъ засыпаны были входы, и Ванслебенъ вмѣстѣ съ своими товарищами опущенъ былъ по веревкѣ въ подземелье. Заплативъ тридцать піастровъ, они имѣли право брать съ собою, всѣ муміи и другія рѣдкости, которыя тамъ находили. Слѣдственно не правда, будто бы Жиды въ Александріи поддѣлываютъ муміи и продаютъ ихъ Европейцамъ, поддѣльныя муміи были бы гораздо дороже, нежели настоящія ибо, назадъ-тому лѣтъ пятьдесятъ, куплена была одна прекрасная, подлинная мумія за 30 талеровъ. Невзирая на то, муміи очень рѣдки въ Европѣ, по причинѣ суевѣрія матросовъ, которые никакъ нехотятъ, чтобы мумія была на кораблѣ. Соч.}.
Между перевязками мумій, или въ груди оныхъ, обыкновенно находится одна или нѣсколько фигуръ, сдѣланныхъ изъ песчанаго дикаго камня, или изъ мѣди, но рѣдко изъ золота. Онѣ по большей части суть изображенія Озириса, съ руками на крестъ, держащими по одной плети. Кромѣ сего уходятъ еще въ муміяхъ разныя фигуры и произведенія искусствѣ изъ карніола, ясписа, агата, и проч.
Нѣкоторыя муміи такъ хорошо сбережены, что можно, распознать черты лица, а у иныхъ даже видны бѣлокъ глазной,брови и рѣсницы.
Важнѣйшею причиною, для чего Египтяне и другіе древніе народы намащали тѣла умершихъ, было мнѣніе о возрожденіи всѣхъ вещей и о переселеніи душъ. Они думали: когда тѣло человѣческое согниватъ, то душа его переходить въ животное; но ежели душа находитъ, хотя бы это было по прошествіи трехъ тысячу лѣтъ, прежній трупъ свой, то она поселяется въ немъ снова. По крайней мѣрѣ Геродотъ даетъ сію причину бальзамированію.
Съ Нѣм. В. В.
О мумиях [египетских] / С нем. В.В. [Д.И.Вельяшев-Волынцев] // Вестн. Европы. -- 1815. -- Ч.83, N 20. -- С.261-269.