Въ числѣ современныхъ нѣмецкихъ писателей, имя Фридриха Шпильгагена пользуется громадною и обширною популярностью. Его романы, разошедшіеся во множествѣ изданій, извѣстны всей европейской публикѣ, которая съ жадностью накидывается на каждое вновь выходящее произведеніе даровитаго беллетриста. Одновременно съ появленіемъ ихъ на нѣмецкомъ языкѣ, они переводятся на всѣ европейскіе языки и въ первые же дни расходятся въ массѣ экземпляровъ. Русская читающая публика также давно уже полюбила Шпильгагена, и вотъ почему лучшіе романы его вышли уже въ нѣсколькихъ изданіяхъ; позднѣйшіе же изъ нихъ переводились разомъ въ нѣсколькихъ періодическихъ изданіяхъ. Выходъ каждаго новаго произведенія Шпильгагена ожидается публикою съ такимъ же нетерпѣніемъ, какъ и всѣ послѣдніе романы Виктора Гюго. о которыхъ заграничная печать начинаетъ говорить еще далеко до появленія ихъ въ печати. Помѣщая въ настоящемъ нумеръ портретъ Шпильгагена, сообщаемъ въ немногихъ словахъ и его біографію.
Фридрихъ Шпильгагснъ родился 24 февраля 1829 года въ Магдебургѣ. Получивъ первоначальное воспитаніе въ домѣ своихъ родителей, онъ поступилъ затѣмъ вѣстральзундскую гимназію, а по окончаніи гимназическаго курса записался студентомъ въ Боннскій университетъ. Въ это время онъ не чувствовалъ еще никакого влеченія къ литературѣ первые годы пребыванія его въ университетѣ прошли въ занятіяхъ медициной. Но затѣмъ онъ получилъ отвращеніе къ этой наукѣ и перешелъ къ изученію права и исторіи литературы. Уже въ юношескихъ годахъ Шпильгагенъ рѣзко отличался отъ товарищей своимъ характеромъ, наклонностями и скептицизмомъ. Такъ, напримѣръ, его до глубины души возмущали поступки людей, противурѣчащіе тому идеалу человѣческаго достоинства, который составилъ себѣ Шпильгагенъ. Вотъ почему, не раздѣляя взглядовъ своихъ товарищей по университету, онъ сторонился отъ нихъ, уходилъ въ себя и жилъ своею внутреннею жизнью. Веселыя игры молодёжи, вовсе не занимали Шпильгагена, и онъ горячо порицалъ своихъ товарищей за безалаберный образъ жизни, за постоянные кутежи, въ которыхъ напрасно тратились лучшія молодыя силы. Онъ, поэтому, не смотрѣлъ на "бумлерство" студентовъ сквозь призму добродушія и глубоко возмущался ходячими мнѣніями, будто вѣчныя пиршества, кутежи и веселія нѣмецкихъ студентовъ вполнѣ извиняются молодостью и незнаніемъ куда направить молодыя силы. Вслѣдствіе такого отношенія къ своимъ товарищамъ, Шпильгагенъ, весьма естественно, могъ вызвать къ себѣ нерасположеніе ихъ; но молодежь только удивлялась отшельнику изъ ихъ общества и предоставляла ему въ волю потѣшаться надъ ними, не имѣя возможности отвѣчать на справедливые подъ часъ ѣдкіе укоры. Вотъ въ какихъ словахъ описываетъ Шпильгагена-студента одинъ изъ его товарищей: "Блѣдный, съ длинными волосами, тихій и неловкій молодой человѣкъ; онъ съ отвращеніемъ относился къ своимъ товарищамъ, которыхъ преслѣдовалъ ѣдкими и сильными остротами и всегда казался какимъ-то чудакомъ. Постоянно донималъ своихъ товарищей сентенціями изъ Гёте и Шиллера. Гомера и Софокла; недовольный своей судьбой, онъ безпечно относился къ своему будущему. Всегда избѣгалъ шумныхъ студенческихъ игръ, рѣдко принималъ участіе въ диспутахъ своихъ товарищей, а если иногда и вмѣшивался, то только съ ироническими и презрительными замѣчаніями".
Окончивъ курсъ въ университетѣ, Шпильгагенъ долго не могъ остановится на какомъ либо опредѣленномъ занятіи и въ продолженіи нѣсколькихъ лѣтъ перемѣнилъ нѣсколько профессіи. Такъ, онъ былъ сначала домашнимъ учителемъ; но скучныя и утомительныя занятія съ ребятишками, притомъ весьма скудно вознаграждаемыя, заставили его вскорѣ отказаться отъ учительства. Послѣ непродолжительнаго раздумья онъ порѣшилъ записаться въ актеры и съ этою цѣлью поступилъ въ одну странствующую провинціальную труппу; но и тутъ счастье не повезло ему; разочаровавшись въ высокомъ значеніи свободнаго артиста, призваннаго "волновать толпу", онъ снова сталъ раздумывать надъ перемѣною профессіи и, наконецъ, принялъ профессуру въ одной изъ промышленныхъ школъ. Мои въ этомъ новомъ занятіи онъ не могъ всецѣло посвятить себя лекціямъ, а занялся литературными трудами: въ это-то время и были написаны имъ двѣ первыя повѣсти: "Кларо-Вере" и "На дюнахъ".-- Профессорство Шпильгагена продолжалось недолго; послѣ первыхъ литературныхъ опытовъ онъ сталъ усиленно заниматься литературою и въ сравнительно короткое время написалъ множество философскихъ, литературно-историческихъ, критическихъ и эстетическихъ статей. Но всѣ эти статьи были только вступленіемъ къ тому капитальному произведенію, которое своимъ появленіемъ разомъ упрочило за Шпильгагеномъ славу замѣчательнаго романиста.-- Этимъ первымъ произведеніемъ былъ его извѣстный романъ: "Загадочныя натуры"" (въ 1860 году), который онъ написалъ въ Гановерѣ, послѣ своей женитьбы, занимая должность фельетониста "Norddeutsche Zeitung".-- Эпиграфомъ къ этому роману онъ выбралъ слѣдующія слова Гёте: "Существуютъ загадочныя натуры, неудовлетворяющіяся никакимъ положеніемъ, въ которое ставитъ ихъ жизнь: эти натуры ничѣмъ недовольны, отсюда возникаетъ страшное противорѣчіе, которое заставляетъ ихъ отравлять себѣ жизнь, не испытавъ наслажденій".-- Романъ "Загадочныя натуры" былъ напечатанъ въ фельетонѣ той газеты, въ которой онъ сотрудничалъ. Годъ спустя, послѣ напечатанія перваго романа, появилось продолженіе его подъ заглавіемъ: "Изъ мрака къ свѣту". Въ обоихъ этихъ романахъ сказалась вся сила необыкновеннаго таланта Шпильгагена. Выведенные имъ характеры вполнѣ закончены, на каждомъ шагу въ обоихъ романахъ блещутъ вполнѣ поэтическія, вполнѣ оригинальныя картины, а въ общемъ, -- оба романа представляютъ глубоко задуманное и прекрасно исполненное одно цѣлое. Эти романы, при своемъ появленіи, пользовались особеннымъ успѣхомъ; вотъ почему берлинскій книгопродавецъ Янке пригласилъ Шпильгагена въ Берлинъ для основанія "Deutsche Wochenschrift". Но изданіе это, просуществовавъ всего около полугода, прекратилось: въ немъ Шпильгагенъ помѣстилъ свой романъ "Фонъ-Гогенштейны", изданный впослѣдствіи отдѣльно. Переѣхавъ въ Берлинъ, Шпильгагенъ остался въ немъ послѣ прекращенія изданія и съ тѣхъ поръ продолжаетъ жить въ этомъ городѣ. Одинъ изъ корреспондентовъ нѣмецкой газеты, издающейся въ Петербургѣ, говоря о замѣчательныхъ берлинскихъ салонахъ, въ такихъ словахъ описываетъ салонъ Фр. Шпильгагена: "Извѣстный писатель угощаетъ своихъ гостей самыми изысканными ужинами и въ особенности заботится о томъ, чтобы они проводили у него время возможно пріятнѣе. На одномъ изъ вечеровъ, между прочимъ, была разыграна небольшая комедійна, въ исполненіи которой участвовалъ и Шпильгагенъ; при этомъ оказалось, что онъ такой-же замѣчательный актеръ, какъ и извѣстный англійскій писатель Диккенсъ".
Вслѣдъ за "Фонъ-Гогенштейнами", Шпильгагенъ написалъ "Въ двѣнадцатомъ часу" (1862 года), а затѣмъ "Подъ елками") (1867 г.) большіе романы: "Одинъ въ полѣ не воинъ" "Между молотомъ и наковальней" и "О чемъ пѣла ласточка"". Въ половинѣ настоящаго года появился новый романъ: "Бурный приливъ", который мы и помѣщаемъ въ нашемъ изданіи одновременно съ появленіемъ его въ "Pester Lloyd". Почти всѣ произведенія Шпильгагена (за исключеніемъ только нѣкоторыхъ) были переведены на русскій языкъ, а въ Германіи, въ 1867 г., они появились въ отдѣльномъ, народномъ изданіи, состоящемъ изъ 18 томовъ и озаглавленномъ: "Gesammelte Werke von F. Spielhagen".
Почти всѣ романы Ф. Шпильгагена можно назвать тенденціозными и политически-тенденціозными, какимъ, въ особенности, являются его "Фонъ-Гогенштейны", сюжетъ котораго -- стремленія 1848 г. Главные политическіе мотивы Шпильгагена, это -- ненависть къ дворянству или вѣрнѣе къ прусскому юнкерству и прославленіе революціи 1848 года. Только въ романѣ: "Одинъ въ полѣ не воинъ" замѣтна новая струя. Въ противуположность другимъ замѣчательнымъ нѣмецкимъ писателямъ, каковы: Ауэрбахъ, Фрейтагъ и др., Шпильгагенъ въ значительной степени отличается отсутствіемъ напускной сентиментальности и болѣзненнаго идеализма.
Шпильгагенъ по преимуществу реалистъ, но не во вкусѣ Эмиля Золя и вообще современныхъ французскихъ писателей. Реализмъ Шпильгагена не отрѣшился вполнѣ отъ родной почвы и только слегка подернутъ идеализмомъ. Слогъ Шпильгагена великолѣпенъ и поражаетъ читателя какъ своею картинностью, такъ и силою и энергіею языка. Въ этомъ отношеніи Шпильгагенъ стоитъ, можетъ быть, во главѣ всѣхъ новѣйшихъ беллетристовъ Германіи. Судя по послѣднему роману "Бурный приливъ" Шпильгагенъ зорко слѣдитъ за современностью и совершенствуется съ каждымъ новымъ произведеніемъ.