Древнѣйшіе народы, у которыхъ находимъ слѣды художествъ, обитали въ странахъ юговосточныхъ и югозападныхъ отъ Кавказа, также въ Индіи, въ Вавилонѣ, въ Ассиріи, въ Финикіи и въ Египтѣ. Въ сихъ странахъ очень рано введены порядокъ общежитія и гражданское благоустройство. Начало Вавилонскаго Царства относится къ 1900 году отъ сотворенія міра. Можетъ быть въ тоже время возникло Царство Ассирійское; вѣроятно, что Финикія и Египетъ получили гражданское устройство не позже упомянутой епохи.
Всѣ сіи народы во времена отдаленнѣйшей древности уже имѣли у себя искусства; слѣдственно ихъ должно почитать древнѣйшими изобрѣтателями художествъ, но какъ далеко относить должно изобрѣтеніе искусствъ у каждаго изъ оныхъ, того никакъ опредѣлить не можно: западные народы, черезъ которыхъ дошли до насъ извѣстія о восточныхъ, жили спустя долгое время послѣ сихъ послѣднихъ и сами уже въ позднѣйшія, времена познакомились съ ними. Слѣдственно младшіе народы не-могли дать намъ свѣдѣнія о первоначальномъ изобрѣтеніи художествѣ у народовъ восточныхъ.-- По крайней мѣрѣ то достовѣрно, что художества извѣстны были на востокѣ во времена глубокой древности.
Въ Индіи остались признаки бытія древнѣйшихъ художественныхъ произведеній. Большой пагодъ на островѣ Елефантъ и хранящіяся въ немъ разныя издѣлія служатъ доказательствомъ, что Индійцы въ древнѣйшія времена занимались художествами.
У Вавилонянъ и Ассиріянъ весьма рано оказываются искусства. Древняя баснословная исторія объ Ассирійско-Вавилонской Царицѣ Семирамидѣ, жившей, какъ думаютъ, за семнадцать вѣковъ до Рождества Хрістова, говоритъ о многихъ художественныхъ произведеніяхъ, сдѣланныхъ по ея приказанію. Діодоръ Сицилійскій повѣствуетъ, что въ чертогахъ сея Царицы на кирпичныхъ стѣнахъ, обронною работою изображены были различные звѣри,что фигуры сіи наведены были краскою, и что онѣ казались живыми. Представленная среди звѣрей Царица поражала льва. На другихъ мѣстахъ были воздвигнуты мѣдныя статуи Вила, Нина, Семирамиды и знатнѣйшихъ ея чиновниковъ.
Далѣе говоритъ Діодоръ, то эта же Царица на зубцахъ сооруженнаго ею посреди Вавилона храма поставила статуи Юпитера, Юноны и Реи, сдѣланныя изъ чистаго золота. Юпитеръ изображенъ былъ идущимъ и вышина его простиралась до ступеней, у ногъ подлѣ Реи, сѣдящей на золотой колесницѣ, находились, два льва и при ней два же чрезвычайно великіе дракона серебряные. Стоящая Юнона держала въ правой рукѣ надъ своею головою змія, а въ лѣвой скипетръ, украшенный дорогими каменьями.
Еще удивительнѣе были художественныя произведенія, сооруженныя тою же Семирамидою на горѣ Багистанѣ. Діодоръ, основываясь на Ктезіѣ, повѣствуетъ, что одна сторона сей горы имѣла въ высоту 17 стадій отвѣсной мѣры, и что Семирамида велѣла разрыть ее и изваять изъ сеи глыбы свое собственное изображеніе и ста человѣкѣ изъ своихъ тѣлохранителей. Кромѣ того сей же Государынѣ приписывается сооруженіе многихъ вѣликолѣпныхъ зданій.
Весьма вѣроятно; что въ извѣстіяхъ о художественныхъ произведеніяхъ, сдѣланныхъ по приказанію Семирамиды, равно какъ и во всей ея исторіи есть много баснословнаго; однакожь изъ того заключить надобно, что въ Ассиріи и Вавилонѣ были преданія, которыми доказывается древность художествѣ и самаго государства. Извѣстно, что народъ сей издавна занимался зодчествомъ. Древнѣйшія преданія восточныя свидѣтельствуютъ о первомъ огромнѣйшемъ въ сей странѣ вооруженіи, о которомъ говоритъ и несомнительная исторія: это столпъ Вавилонскій, разные писатели упоминаютъ о большихъ зданіяхъ города Вавилона. Въ Нинивіи, въ въ Еквитанѣ и въ Бактрѣ находились великолѣпныя сооруженія.
Въ новѣйшія времена найдены нѣкоторые остатки древнихъ Ассирійскихѣ произведеній. По свидѣтельству Аннетиля, одинъ путешественникъ, Отецъ Сенъ-Албертъ, на дорогъ отъ Багдада къ Екватанѣ видѣлъ утесъ, обведенный каналомъ; въ утесѣ сдѣланы три большія впадины, изъ которыхъ въ каждой находится по одной статуѣ вышиною въ 30 ступеней; статуи представляютъ царя, царицу и вельможу. Сіи изваянія почитаются остаткомъ тѣхъ, о которыхъ говоритъ Діодоръ Сицилійскій.
Финикіане также въ древнѣйшія времена имѣли у себя художества. Государство ихъ процвѣтало торговлею при Средиземномъ морѣ, и имъ одолжена древность многими важнѣйшими изобрѣтеніями. По общему мнѣнію, они изобрѣли азбучные знаки; а это доказываетъ, что имъ извѣстно было рисовальное искусство. Всѣ художественныя ихъ издѣлія утрачены, кромѣ немногихъ монетѣ. При Соломонѣ Финикійскіе зодчіе сооружали храмѣ въ Іерусалимѣ. Художественныя издѣлія Сидонянѣ извѣстны были Гомеру.
Отъ Iудейскихъ художествѣ осталось нѣсколько монетѣ временъ Маккавейскихъ.
Что жители счастливой Аравіи имѣли у себя художества, о томъ видно изъ Агатарсидова свидѣтельства у Діодора.
Персамъ извѣстны были художества еще при первыхъ царяхъ ихъ. Тому служатъ доказательствомъ многіе остатки. Я говорю не о великолѣпныхъ развалинахъ Пальмиры, ибо онѣ имѣютъ на себѣ знаменіе Греческаго искусства. Напротивъ того развалины Персеполя показываютъ дѣло Персидскихъ художниковъ и въ Персидскомъ вкусѣ. Онѣ суть знаменитѣйшій памятникъ прилѣжанія и преодолѣнія великихъ трудностей въ механическомъ обработаніи строительныхъ матеріаловъ.
Въ развалинахъ Персеполя видны остатки огромнѣйшаго зданія. Мы незнаемъ ни времени когда оно построено, ни случая при которомъ оно разрушено, ни того употребленія для котораго оно было предназначено. Вообще думаютъ, что сіи развалины суть остатки чертоговъ, сожженныхъ Александромъ Македонскимъ. Однако жь на нихъ не видно ниже признаковъ пожара; при томъ же онѣ столь крѣпки, что разрушеніе ихъ не могло быть дѣломъ часовъ немногихъ. Не землетрясеніемъ ли опровергнуто сіе огромное зданіе? А можетъ быть разрушили его христіане или магометане въ жару изступленія вѣрою побуждаемые. Путешественникѣ Нибуръ почитаетъ его огромнымъ храмомъ; но извѣстно, что Персы храмовъ у себя не имѣли.
Въ разстояніи одной мили отъ сихъ развалинъ на горѣ есть сады древнихъ царей Персидскихъ; тутъ находятся изваянныя полуобронною работою подвиги Рустама, Персидскаго Геркулеса.
Отъ временъ Римскаго владычества осталось нѣсколько памятниковъ Греческой работы, относящихся ко мнѣніямъ и таинствамъ Персидскимъ, а особливо къ священнымъ обрядамъ Митры. Во время войны съ разбойниками, которыхъ побѣдилъ Помпей, сіи памятники перевезены въ Италію, распространились по многимъ областямъ Римской Имперіи, и были на конецъ въ отличномъ уваженіи при Антонинахъ.
Митра есть слово Персидское, которымъ называется духъ или геній, сопровождающій солнце. Онъ почитался знаменіемъ разсвѣтающаго дня и подателемъ плодородія. Ему посвященъ былъ седмой мѣсяцъ года, и шестьнадцатой день каждаго мѣсяца назывался его именемъ. Древніе Персы почитали Митру сыномъ нѣкотораго камня, потому что изъ камня высѣкается огонь. Его изображали со львиною головою, для того что солнце находясь въ созвѣздіи Льва, имѣетъ наибольшую силу, или, какъ замѣчаетъ схоліастъ Стаціевъ, потому что сей богъ могуществомъ своимъ превосходитъ всѣхъ прочихъ, равно какъ левъ превосходитъ всѣхъ животныхъ. Такая статуя изъ бѣлаго мрамора, величиною въ 5 дланей, найдена въ Римѣ. Ея изображеніе можно видѣть въ Монтфоконовыхъ Древностяхъ. Иногда изображается Митра обвитый зміемъ четыре раза, съ означеніемъ въ промежуткахъ двенадцати знаковъ зодіака. Ето напоминаетъ времена года и мѣсяцы.
Весьма часто попадается онъ изображенный обронною работою. Здѣсь онъ бываетъ представленъ юношею въ развѣвающейся одеждѣ и въ Фригійской шапкѣ, передъ пещерою придавившимъ колѣнами своими быка и поражающимъ сего животнаго ударомъ кинжала. По обѣимъ сторонамъ стоятъ два генія, одѣтые подобно Митрѣ; одинъ держитъ горящій пламенникъ огнемъ къ верху, другой наклонивши къ низу (утро и вечеръ). Подлѣ Митры обыкновенно находятся песъ, змій, скорпіонъ, воронъ, иногда всѣ вмѣсто, иногда только нѣкоторые. Такія изображенія хранились въ знатнѣйшихъ Римскихъ музеяхъ {До посѣщенія французами древней столицы міра. Теперь надобно искать сихъ памятниковъ въ Наполеоновомъ Музеѣ.}. О знаменованіи думаютъ различно: одни говорятъ, что юноша убивающій быка показываетъ власть Солнца надъ Луною; другіе, что быкъ значитъ землю, а юноша значитъ солнце, которое лучами своими какъ-бы поражаетъ землю, и дѣлаетъ ее плодородною. Песъ можетъ быть значитъ именно Пса Суру, которому въ Персидской миѳологіи приписываются различныя силы естественныя и побужденіе къ возродительному плодородію. Зміи, левъ и скорпіонъ на Гарпократовыхъ памятникахъ суть знаки жизненной силы; можетъ быть и здѣсь они имѣютъ такое же значеніе.
Теперь слѣдуетъ упомянуть о развалинахъ Баалбека и Пальмирія въ Сиріи. Въ половинѣ истекшаго столѣтія Англичане Бовери, Давкинсъ и Вудъ предпринимали знаменитое путешествіе въ Азію. Они плыли мимо острововъ Архипелага и по берегу моря. Изъ Байрута отправились черезъ Ливанъ въ Дамаскѣ, а оттуда въ пустыню. Ѣхавши нѣсколько дней по степямъ песчанымъ, они достигли до необозримой равнины, окруженной горами. Здѣсь процвѣталъ нѣкогда городъ Пальмира или Тедморъ, построенный Соломономъ. Римляне узнали о немъ не прежде царствованія Марка Аврелія.
Во время Императора Галіена Оденатъ основалъ большое царство въ Азіи, главнымъ городомъ коего Пальмира. Сія столица построена по изящнѣйшимъ правиламъ Греческаго зодчества; окрестности ея украшены были насажденными: деревами, которыя освѣжались прохладою рѣчекъ и протоковъ. Путь Индійской торговли къ берегамъ Азіи лежалъ черезъ сей городѣ, отъ чего въ короткое время сдѣлался онъ богатымъ и цвѣтущимъ. Оденатъ передъ концемъ своей жизни началѣ войну противъ Императора Авреліана, и осшавилъ царство дщери своей Зиновіи, при которой былъ. Министромъ знаменитый Лонгинѣ. Долго защищавшись противъ Авреліана, наконецъ она принуждена была уступить силѣ; Императоръ оставилъ при ней царство, но включилъ его въ число Римскихъ провинцій. По выступленіи войска, Зиновія оказалась непослушною; тогда Императорѣ повелѣлъ разорить областъ и вывести жителей. Бывшее потомъ землетрясеніе довершило погибель города. Пальмира имѣла въ окружности двѣнадцать миль Англійскихъ, и зданія оной сооружены были изъ чистѣйшаго бѣлаго мрамора. Нѣкоторыя древности Пальмиры перевезены въ Европу.
Городѣ Баалбекъ, погречески Иліополисъ, также украшенъ былъ памятниками Греческаго искусства. Первое извѣстіе о немъ по исторіи относится ко времени Антониновъ. На монетахъ Каракаллы видна надпись Иліополиса. Городѣ сей въ конецъ разрушенъ землетрясеніемъ 1760 года.
Египтяне еще въ самыя древнѣйшія времена имѣли у себя художества. Начало ихъ у сего народа теряется въ. баснословной исторіи. Сооруженіе величайшихъ памятниковъ приписывается Царямъ Сезострису и Местресу, жившимъ во времена баснословнаго періода Египта. Извѣстно, что при Моисеѣ, спустя около 2550 лѣтъ послѣ сотворенія міра, въ Египтѣ были уже многія художественныя произведенія. Но объ искусствахъ страны сея надлежитъ подробно говорить въ особомъ отдѣленіи.
Вообще должно замѣтить, что ваяніе у восточныхъ народовъ производило исполинскія фигуры и слишкомъ многосложныя символическія представленія,-- въ которыхъ однакожь не было никакой приятности. Воображеніе ихъ, огненное и неукротимое, неспособно. было къ сотворенію образовъ прелестныхъ. Сіе-то пламенное воображеніе восточнымъ жителей управляло дѣйствіями Художниковъ три изваяніи фигуръ чрезвычайныхъ и неестественныхъ, равно какъ оно же господствовало въ уродливыхъ произведеніяхъ ихъ поезій. Ни стихи ихъ, ни памятники художествъ не могутъ восхищать тѣхъ людей, которые силу воображенія подчиняютъ строгости разсудка.
Въ Африкѣ были народы, у которыхъ въ древнѣйшія времена примѣтны слѣды ваятельнаго художества и умѣнья обрабатывать металлы. Сюда принадлежатъ Maкробіи, упоминаемые Геродотомъ. С.
-----
О художествах у древнейших восточных народов / [Пер.] С. [С.Г.Саларев] // Вестн. Европы. -- 1813. -- Ч.69, N 11/12. -- С.262-273.