Жизнь апостола и евангелистаЛуки, первого списателя лика Пресвятой Девы Богородицы*
* Печатается по рукописи: ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 979. Л. 30 об. -- 34. Представляет собой упрощенное изложение "Жития святого апостола и евангелиста Луки" Д. Ростовского.
Св<ятой> евангелист Лука родился в Сиреной Антиохии. Еще с юных лет научился он греческой премудрости и, сверх того, искусству врачевания. Искусный врач сей был также весьма порядочный иконописец и знал хорошо языки: египетский и греческий, а по прибытии в Иерусалим изучал язык и учение евреев. В это самое время Иисус Христос, обитавший во плоти с человеками, сеял семя спасительного Слова, которое пало на добрую землю -- и в сердце Луки, и, прозябши, принесло плод сторичный. Лука услышал из уст самого Бога учение премудрости и больше почерпнул из него разума, нежели во всех школах египетских и греческих. Он научился познавать Единого истинного Бога, в Него веровать и просвещать других в таинствах св<ятой> веры. Лука был в числе тех семидесяти апостолов, о коих он сам в своем благовестии упоминает, говоря: "избрал Господь и других семьдесят и послал их по два пред литтем своим во всякой город и место". Таким образом, ходя духом пред литтом Господним, уготовляя путь ему св<ятым> своим благовествованием, он открывал людям, что пришел уже в мир так давно ожидаемый Мессия. Много скорбел и обливался горькими слезами о своем Господе и Божественном учителе во время спасительной Его для нас смерти, и как сказано: "когда поражен был пастырь, овцы разбежались". С ним самим сбылись эти слова, но, посеяв слезами, он пожал радостию. Св<ятой> Лука был один из первых удостоившихся встретить Спасителя по Его воскресении. Еще никто из учеников не знал о сем радостном событии, и Лука с Клеопой, оба грустные, шли в Еммаус и горестно беседовали о страдании своего Господа и любимого наставника. День клонился к вечеру. К ним присоединился незнакомый странник. Не подозревая ни в чем своего нового сопутника, оба ученика Христова продолжали задушевную свою беседу. "Что же это за происшествие, о котором вы рассуждаете и отчего вы оба так печальны?" -- спросил учеников соединившийся с ними странник. -- Лука не догадался, что таинственный спутник их был сам тот, который некогда сказал о себе: "я есть путь, истина и живот". Но беседа неизвестного уже действовала могущественно на души огорченных. Неизреченно было сладостно для Луки во время этого разговора поучение, почерпнутое из глубины самой непостижимой премудрости! Что чувствовал тогда св<ятой> Лука, когда путник таинственный своими сладчайшими устами стал объяснять ему Св<ященное> Писание, начав с Моисея и преходя весь ряд пророчеств, провозвещавших Спасителя. И вот откуда, вот из какого источника ученик Христов почерпнул разумение о тайнах Божиих и после того научил веровать всю Фивию Беотийскую и просветил светом Евангельским такое множество людей, погруженных во тьму неведения о Боге. После встречи с Воскресшим на дороге удостоился он же на вечере в Еммаусе возлежать вместе с Христом, чтобы некогда вкусить и нетленную с Ним трапезу в царстве Отца Его. Тут только -- по приходе в Еммаус и св<ященное> преломлении хлеба -- узнал Лука в неизвестном путнике самого Сына Божия, того Христа, которого на тайной вечере отвергнул предатель. Когда узнал любимого учителя своего, скрытый пламень сердечной любви явно обнаружился в словах, произнесенных Лукою: "Не горело ли в нас сердце, когда Он говорил с нами на дороге и изъяснял нам Писания?" По своей сердечной привязанности и любви к Господу, чтоб сохранить память о Божественном учителе, он написал подробное Евангелие спустя 15 лет после Вознесения Христа на небо. Сперва запечатлев любовью в сердце своем все, им самим виденное и слышанное о Христе и от Христа, он передал нам и свое и от других самовидцев свидетельство, как он сам говорит в начале своего Евангелия: "Как то передали нам первоначальные самовидцы и служители Слова". По вознесении Господа св<ятой> Лука много участвовал в трудах и страданиях св<ятого> Павла когда они вместе благовествовали слово жизни. Он всюду за ним следовал, проповедуя с ним вместе не одним только евреям, но и язычникам. Он был с ним в Риме, как то видно из Апостольских деяний, также им написанных. Св<ятой> Павел очень любил его и в послании своем к Колоссянам говорит: "Вас обнимает Лука, врач наш возлюбленный" Также в другом послании, к Коринфянам, хвалит его. "Я послал с ним брата, известного по благовестию во всех церквах. -- Посвященный по благодати достойно с нами ходить и служить ко славе Господа и усердию вашему". Св<ятой> Иероним объяснил, что упоминаемый в этом месте с такой похвалою брат был не иной кто, как Лука. Из Рима пошел он на Восток, где, проповедуя о Христе, много потрудился и пострадал за Его святое имя. В таковых беспрестанных подвигах апостольских прошел он всю Ливию и, достигнув Египта, озарил светом Евангелия верхнюю Фиваиду. Тут, в Фивах Беотийских {В рукописи: Биотийских.}, устроил он церкви, поставил диаконов и священников, не переставая между тем врачевать больных душою и телом.
Неутомимо потрудясь для славы и во имя Иисуса, св<ятой> Лука почил в Господе, имея более осьмидесяти лет. Господь, для прославления своего ученика, произрастил на месте положения святого тела его некую траву каллурий {В рукописи: коллирию.}, врачующую глазные болезни. Это знамение его врачебного искусства прославило гроб его. Приходящие и верные исцелялись надгробною травою и молитвами св<ятого> апостола. Констанций, сын великого Константина, услышав о чудотворной силе мощей его, послал туда Артемия Египтянина, который после замучен был за Христа Юлианом Отступником. Он перенес с великою почестию мощи апостола Луки в царствующий град. При внесении мощей в город сотворилось чудное исцеление. Один из царедворцев, по имени Анатолий, уже очень давно томился на болезненном одре, пролечив без пользы большую часть своего имения. Услышав же, что внесли в город нетленное тело апостола, он помолился Ему усердно. Потом встал с постели и велел вести себя к раке святого. Едва дошел он до того места, где проносили мощи, и, поклонившись с верою, им прикоснулся, как вдруг болезнь его прошла и больной совершенно исцелился. Силы его до того возобновились, что он с прочими понес на плечах своих раку с мощами в храм св<тых> апостолов, где в трапезе, вместе с святыми Андреем и Тимофеем, положены были нетленные останки ученика Христова.
О нем рассказывают, что он первый написал кистию образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца Господа нашего Иисуса Христа и еще две иконы Божией Матери. По написании принес их к Пресвятой Деве и спросил: угодны ли они ей? Посмотрев на это изображение, Пресвятая своими чистыми устами сказала: "Да будет благодать рожденного от меня и моя с этими иконами!" Равно говорят, что св<ятой> Лука написал, на досках, изображения св<ятых> верховных апостолов Петра и Павла. От него-то по всей вселенной распространилось истинное и прекрасное художество -- писание кистию лика Божьей Матери и других святых, во славу Божию для благолепия храмов и спасения верных, благочестно почитающих святые иконы.