Вообще говорятъ, что счастливыя супружества весьма рѣдки. Мужья жалуются на легкомысліе женъ, а сіи на холодность своихъ супруговъ, и по несчастію жалобы тѣхъ и другихъ справедливы. Сіе зло не есть зло мнимое, ибо оно всѣмъ извѣстно. Отъ чего же оно происходитъ, и чѣмъ истребить его можно?
Одна женщина, по моему мнѣнію, весьма хорошо отвѣчала на оба вопроса въ маленькой своей книжкѣ о воспитаніи дѣвицъ, недавно вышедшей въ Парижѣ {Книжка сія называется: Réflexions sur l'éducation des jeunes demoiselles. Она сочинена какою-то учительницею, до имени Вокелень. Изд.} Вотъ что пишетъ сочинительница:
"Никогда еще столько не заботились о воспитаніи женщинъ какъ нынѣ, и несмотря на то, никогда женщины неимѣли столь худыхъ познаніи о должностяхъ своихъ, возлагаемыхъ на нихъ самою природою,
"Мода распоряжаетъ воспитаніемъ ихъ, точно какъ нарядами. Мода требуетъ, чтобы юныя ученицы невыпускали пера изъ рукъ своихъ отъ утра до вечера, подобно ученикамъ лицеевъ, хотя по роду будущихъ упражненій въ жизни имъ весьма не часто надобно будетъ приниматься за перья.
"Мода требуетъ, чтобы дѣвица непремѣнно училась играть на фортепіано, рисовать, танцовать, пѣть, говорить по Италіянски и проч., хотя бы въ ней небыло ни охоты, ни способностей ко всѣмъ упомянутымъ искусствамъ.
"Я люблю рисованье; оно годится для шитья; оно занимаетъ умъ, не питая гордости.
"Но желаю знать, къ чему пригодно обученье играть на фортепіано для тѣхъ особъ, которыя совсѣмъ нелюбятъ сего инструмента?
"Для чего родители весьма ревностна стараются надѣлить дочерей своихъ искусственными талантами, которые при случаяхъ очень рѣдкихъ будутъ для нихъ полезны, и мало думаютъ о томѣ, чтобы дѣти ихъ были въ обхожденіи со старшими послушны, съ подругами кротки, и строги въ исполненіи должностей своихъ?
"Извѣстно, что родители, навѣщая дѣтей, обыкновенно опрашиваютъ: каковы успѣхи въ музыкѣ? что выучили на фортепіано? хорошо ли танцують? и такъ далѣе.
"Сколь смутныя разсужденія невольно возникаютъ въ душѣ, когда видишь, что важными почитаются такія вещи, которыя имъкогда то должны быть предпочитаемы другими, гораздо болѣе нужнымъ! Взываю ко всѣмъ родителямъ и молю, ихъ помыслить о пагубныхъ слѣдствіяхъ воспитанія, наполняющаго свѣтѣ такими женщинами, которыхъ все достоинство состоитъ въ искусствѣ блистать въ Собраніяхъ".
Тутъ сочинительница, боясь чтобы неназвали ее ненавистницею талантовъ, отдаетъ справедливую похвалу искусствамъ; однакожъ назначаетъ для нихъ приличное мѣсто въ планѣ воспитанія, и ставитъ ихъ послѣ ученія о законѣ и нравственности, и послѣ исполненія должностей домашнихъ.
"Дерзнули я, продолжаетъ сочинительница, дерзну ли сказать симъ великимъ художницамъ, удивляющимъ всѣхъ своими танцами, рисованьемъ, игрою на фортепіано: "Милыя, мои! вы будете управлять домомъ; и такъ, пусть каждая изъ васъ учится быть доброй хозяйкою". Затвердите себѣ, что не та счастливѣе изъ женщинъ, которая лучше умѣетъ. блистать въ обществахъ; но та, которой лучше извѣстны дѣла домашнія. Не стыдитесь входить во всѣ подробности касательно бѣлья, кухни, издержекъ, и проч."
"Слышу вопли родителей: вы хотите изъ дочерей нашихъ сдѣлать служанокь! Совсѣмъ нѣтъ, милостивые государи и государыни: а я хочу показать имъ истинной способъ сдѣлаться счастливыми.
"Кромъ существенной пользы, которую способъ мой доставить можетъ по дѣламъ домашняго хозяйства, онъ послужитъ еще къ водворенію тишины и счастія въ каждоимъ семействѣ.
"Скажите мнѣ, какъ можно хотѣть, чтобы дѣвица, которая провела первые годы свои посреди искусствѣ, посреди художниковъ, посреди похвалѣ и ласкательствѣ, не была горда и тщеславна? какъ хотѣть, чтобы она повиновалась мужу, не столь какъ сама она обработавшему свои способности, потому что юношескіе годы свои провелъ онъ въ арміи?
"Главное намѣреніе при воспитаніи дѣвицѣ должно состоять въ томъ, чтобы сдѣлать ихъ супругами кроткими, терпѣливыми, покорными, попечительными и бережливыми.
"Пока женщины не оставятъ привычки блистать; пока будутъ гоняться за похвалами всѣмъ своимъ поступкамъ; пока не примирятся съмыслію о покорности мужу; пока будутъ почитать главнымъ достоинствомъ своимъ успѣхи въ нѣкоторыхъ искусствахъ; пока будутъ находить наилучшее удовольствіе въ щегольскихъ и богатыхъ нарядахъ, до тѣхъ порѣ не начнетъ уменьшаться количество разоренныхъ домовъ и число враговъ женидьбы.
"Весьма желала бы я, продолжаетъ сочинительница, обратишься съ совѣтами своими къ тѣмъ мущинамъ, которые, гордясь талантами юныхъ супругъ своихъ, и повинуясь голосу тщеславія, возятъ ихъ въ такія общества, гдѣ быть имъ не очень прилично. Къ мущинамъ, которые шутятъ надъ набожностію супругъ своихъ, и сами же стараются разрушить въ нихъ правила нравственности, кои будучи основаніемъ должностей ихъ, могли бы сдѣлаться утѣхою жизни, увы! черезъ нѣсколько лѣтъ супружества для нихъ единственно остаются прискорбія, плодѣ безразсудныхъ поступковъ.
"Мужъ и жена ненавидятъ другѣ друга,или презираютъ: таковы плачевныя слѣдствія ложнаго воспитанія, которое по видимому нарочно изобрѣтено съ намѣреніемъ противнымъ и супружеству и счастію семейственному.
"Учительница, которая подаетъ столь полезные совѣты родителямъ и супругамъ, по моему мнѣнію, имѣетъ всѣ качества потребныя для того чтобы сдѣлать молодыхъ дѣвицъ добрыми супругами и матерями семейства. Въ прочемъ совѣты сіи не новы; можно найти ихъ въ разныхъ хорошихъ сочиненіяхъ о воспитаніи: однакожъ похвальной полезно напоминать о нихъ, а особливо въ такое время, когда родители и воспитатели почти совсѣмъ ихъ забыли.
А...а Д.... а.
-----
Воклен Н.Л. О воспитании женщин: Из: Reflexionssurl'educationdesjeunesdemoiselles / [Вокелень, фр. учительница]; [Пер. с коммент.] А...а Д....а // Вестн. Европы. -- 1811. -- Ч.57, No 10. -- С.146-150.