Эльскамп Макс
Три стихотворения

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Бельгийские символисты
   СПб.: Наука, 2015.
   

МАКС ЭЛЬСКАМП
(1862 -- 1931)

СОДЕРЖАНИЕ

   Пресвятая. Перевод С. Головачевского
   "Сегодня снова день воскресный..." Перевод С. Головачевского
   "Я выстроил себе чертог..." Перевод С. Головачевского
   

ПРЕСВЯТАЯ

                       В порфире Спаситель,
                       В лазури земля!..
             В руках у тебя, Пресвятая Мария,
             Земля и Спаситель -- плоды дорогие,
                       В порфире Спаситель,
                       В лазури земля!..
   
                       Иисус и Мария,
                       Иосиф супруг!..
             Мне близко издавна преданье святое:
             В нем грезится снова мне детство родное,
                       Иосиф супруг,
                       Иисус и Мария!..
   
                       Египет вдали...
                       Вот Ирод и бегство!
             С душой потрясенной я вижу, как ныне,
             Ослицу с Божественной ношей в пустыне.
                       Вот бегство! вот Ирод!
                       Египет вдали...
   
                       Христос и Спаситель
                       В лучах золотых!..
             Ты держишь его на руках, Пресвятая,
             В стране моей слезы дождями роняя.
                       Ты держишь в сиянии
                       Младенца Христа!..
   

* * *

             Сегодня снова день воскресный,
             И солнце в утренних лучах,
             И птиц веселый хор в садах,
             Сегодня снова день воскресный.
   
             Все дети в белом, свод небесный,
             Вдали строенья городов,
             И Фландрия в тени дерев,
             И море сквозь узор древесный.
   
             Всех ангелов сегодня праздник!..
             Со стаей чаек Михаил
             И легкокрылый Гавриил: --
             Сегодня ангелов всех праздник.
   
             И те, что на земле живут,
             Моей страны счастливый люд,
             Сегодня все гуляют тут
             И все смеются и поют.
   
             Сегодня снова день воскресный,
             У мельниц пир колес затих.
             Сегодня снова день воскресный,
             И кончен мой воскресный стих!..
   

* * *

             Я выстроил себе чертог,
             Когда я был один в былые воскресенья,
             Я выстроил себе чертог.
   
             Но в нем лишь твоего желал я посещенья:
             Я ждал твоей головки, дивных рук
             И глаз твоих заманчивых, как воды.
   
             Я музыкой своей избрал
             Лишь голос твой, журчащий словно воды,
             Воскресной музыкой я голос твой избрал.
   
             Я создал странный аромат:
             В нем чувствую тебя, твои одежды, тело
             И кудри темные, весь трепетом объят.
   
             Я выстроил себе чертог,
             Когда я был один в былые воскресенья,
             Но лишь в тебе одной воздвиг я свой чертог.
   

МАКС ЭЛЬСКАМП
(1862--1931)

   Реми де Гурмон называл его "душой Фландрии". При жизни Эльскамп не был так известен, как иные из бельгийских поэтов-символистов (три публикуемых стихотворения в переводе С. Головачевского -- чуть ли не единственное, что оказалось в поле зрения его русских современников), но со временем роль и значение Эльскампа как выдающегося лирика, близкого фольклору, в равной степени валлонскому и фландрскому, росло, и сегодня его поэзия, возможно, не менее популярна, чем стихи его старших современников Роденбаха и Верхарна. Простодушие, наивность, мечтательность и вместе с тем тонкое искусство стилизации прославили его не только как изощренного поэта, но вместе с тем и как певца патриархальных радостей, проникнутых глубоким религиозным чувством, что особенно импонировало широкому читателю.
   Макс Эльскамп родился в Антверпене, на улице Сен-Поль, которой впоследствии посвятил немало стихотворений, так же как и многим другим уголкам родного города. Мать его была валлонкой, отец -- фламандцем, богатым человеком и любителем искусства. В Антверпене прошла большая часть жизни Эльскампа, хотя учился он в Брюсселе; став адвокатом, он вернулся практиковать в родной город. В середине 80-х годов появляются первые публикации его стихов, отмеченных заметным влиянием Малларме. В годы наибольшей активности бельгийских символистов он, оставаясь в отдалении от жарких журнальных дебатов, организует издания, отражающие не столько литературную, сколько художественную жизнь Бельгии. Центром его интересов становятся фольклор и вопросы религии (в частности, буддизма). В это время выходят наиболее известные сборники его стихотворений: "Шесть песен бедного человека" (1895), "Хвала жизни" (1898), "Миниатюры" (1898), к которым затем присоединились более поздние сборники "Под шатрами изгнания" (1921), "Песни разочарования" (1922), "Песня улицы Сен-Поль" (1922). Последние годы его жизни были омрачены депрессией и приступами душевной болезни, которая и свела Эльскампа в могилу.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru