Цветаева Марина Ивановна
Вольный проезд
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Цветаева Марина Ивановна
(
yes@lib.ru
)
Год: 1918
Обновлено: 25/12/2020. 55k.
Статистика.
Очерк
:
Проза
,
Публицистика
Публицистика и критика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Марина Цветаева
.
Вольный проезд
Пречистенка, Институт Кавалерственной Дамы Черт
о
вой, ныне Отдел Изобразительных Искусств.
Клянусь Стиксом, что живи я полтораста лет назад, я непременно была бы Кавалерственной Дамой! (Нахожусь здесь за пропуском в Тамбовскую губ<ернию> "для изучения кустарных вышивок" -- за пшеном. Вольный проезд (провоз) в 1
1
/
2
пуда.)
* * *
Дорога на ст<анцию> Усмань, Тамбовской губ<ернии>.
Посадка в Москве. В последнюю минуту -- точно ад разверзся: лязг, визг. Я: "Что это?" Мужик, грубо: "Молчите! Молчите! Видно, еще не ездили!" Баба: "Помилуй нас. Господи!" Страх, как перед опричниками, весь вагон -- как гроб. И, действительно, минуту спустя нас всех, несмотря на билеты и разрешения, выбрасывают. Оказывается, вагон понадобился красноармейцам.
В последнюю секунду N, его друг, теща и я, благодаря моей командировке, все-таки попадаем обратно.
* * *
Трагически начинаю уяснять себе, что едем мы на реквизиционный пункт и... почти что в роли реквизирующих. У тещи сын -- красноармеец в реквизиционном отряде. Сулят всякие блага (до свиного сала включительно). Грозят всякими бедами (до смертоубийства включительно). Мужики озлоблены, бывает, что поджигают вагоны. Теща утешает:
-- Уж три раза ездила, -- Бог миловал. И белой пуда-ами! А что мужики злобятся -- понятное дело... Кто же своему добру враг? Ведь грабят, грабят вчистую! Я и то уж своему Кольке говорю: "Да побойся ты Бога! Ты сам-то, хотя и не из дворянской семьи, а все ж и достаток был, и почтенность. Как же это так -- человека по миру пускать? Ну, захватил такую великую власть -- ничего не говорю -- пользуйся, владей на здоровье! Такая уж твоя звезда счастливая. Потому что, барышня, у каждого своя планида. Ах, Вы и не барышня? Ну, пропало мое дело! Я ведь и сватовством промышляю. Такого бы женишка просватала! А муж-то где? Без вести? И детей двое? Плохо, плохо!
Так я сыну-то: "Бери за полцены, чтоб и тебе не досадно, и ему не обидно. А то что ж это, вроде разбоя на большой дороге. Пра-аво! Оно, барышня, понятно... (что это я все "барышня", -- положение-то ваше хуже вдовьего! Ни мужу не жена, ни другу не княжна!)... оно, барынька, понятно: парень молодой, время малиновое, когда и тешиться, коли не сейчас? Не возьмет он этого в толк, что в лоск обирать -- себя разорять! И корову доить -- разум надо. Жми да не выжимай. Да-а...
А уж почет-то мне там у него на пункте -- ей-Богу, что вдовствующей Императрице какой! Один того несет, другой того гребет. Колька-то мой с начальником отряда хорош, одноклассники, оба из реалки из четвертого классу вышли: Колька -- в контору, а тот просто загулял. Товарищи, значит. А вот перемена-то эта сделалась, со дна всплыл, пузырек вверх пошел. И Кольку моего к себе вытребовал. Сахару-то! Сала-то! Яиц! В молоке -- только что не купаются! Четвертый раз езжу".
* * *
Из вагонных разговоров:
-- И будет это так идти, пока не останется:
из тысячи -- Муж, из тьмы -- Жена.
* * *
-- А есть, товарищи, в Москве церковь "Великаго Совета Ангел".
* * *
Ночной спор о Боге. Ненависть солдат к иконам и любовь к Богу,-- "Зачем доску целовать? Коли хочешь молиться, молись один!"
Солдат -- офицеру (типа бывшего лицеиста, пробор, картавит): "А Вы, товарищ, какой веры придерживаетесь?"
Из темноты -- ответ: "Я спирит социалистической партии".
* * *
Станция Усмань.
12-й час ночи.
Приезд. Чайная. Ломящиеся столы. Наганы, пулеметные ленты, сплошная кожаная упряжь. Веселы, угощают. Мы, чествуемые, все без сапог, -- идя со станции чуть не потонули. Для тещи, впрочем, нашлись хозяйкины полусапожки.
Хозяйки: две ехидных перепуганных старухи. Раболепство и ненависть. Одна из них -- мне: "Вы что же -- ихняя знакомка будете?" (Подмигивая на тещина сына). Сын: чичиковское лицо, васильковые свиные прорези глаз. Кожу под волосами чувствуешь ярко-розовой. Смесь голландского сыра и ветчины. С матерью нагло-церемонен: "Мамаша"... "Вы" -- и: "Ну вас совсем -- ко всем!"...
Я, слава Богу, незаметна. Теща, представляя, смутно оговорилась: "с их родными еще в прежние времена знакомство водила"... (Оказывается, она лет пятнадцать назад шила на жену моего дяди. "Собственная мастерская была... Четырех мастериц держала... Все честь честью... Да вот-- муж подкузьмил: умер!"). Словом, меня нет, -- я:
при...
Напившись-наевшись, наши два спутника, вместе с другими, уходят спать в вагон. Мы с тещей (тещей она приходится приятелю N, собственно и сбившего меня на эту поездку) -- мы с тещей укладываемся на полу: она на хозяйкиных подушках и перинах, я просто.
Просыпаюсь от сильного удара. Голос свахи: "Что такое?" -- Второй сапог.-- Вскакиваю. Полная тьма. Все усиливающийся топот ног, хохот, ругань. Звонкий голос из темноты: "Не беспокойтесь, мамаша, это реквизиционный отряд с обыском пришел!"
Чирканье спички.
Крики, плач, звон золота, простоволосые старухи, вспоротые перины, штыки... Рыщут всюду.
-- Да за иконами-то хорошенько! За святыми-то! Боги золото тоже любят-то!
-- Да мы... Да нешто у нас... Сынок! Отец! Отцом будь!
-- Молчать, старая стерва!
Пляшет огарок. Огромные -- на стене -- тени красноармейцев.
* * *
(Оказывается, хозяйки чайной давно были на примете. Сын только ждал приезда матери: нечто вроде маневров флота или парада войск в честь Вдовствующей Императрицы.)
* * *
Обыск длится до свету: который раз ни просыпаюсь -- все то же. Утром, садясь за чай, трезвая мысль: "А могут отравить. Очень просто. Подсыплют чего-нибудь в чай, и дело с концом. Что им терять? "Царские" взяты -- все потеряно. А расстреляют -- все равно помирать!"
И, окончательно убедившись, пью.
* * *
В то же утро съезжаем. Мысль эта пришла не мне одной.
* * *
Опричники: еврей со слитком золота на шее, еврей -- семьянин ("если есть Бог, он мне не мешает, если нет -- тоже не мешает"), "грузин" с Триумфальной площади, в красной черкеске, за гривенник зарежет мать.
* * *
Мои два спутника уехали в бывшее имение кн. Вяземского: пруды, сады... (Знаменитая, по зверскости, расправа).
Уехали -- не взяли. Остаюсь одна с тещей и с собственной душой. Не помогут ни та, ни другая. Первая уже остывает ко мне, вторая (во мне) уже закипает.
* * *
С чайником за кипятком на станцию. Двенадцатилетний, одного из реквизирующих офицеров, "адъютант". Круглое лицо, голубые дерзкие глаза, на белых, бараном, кудрях -- лихо заломленная фуражка. Смесь амура и хама.
* * *
Хозяйка (жена того опричника со слитком) -- маленькая (мизгирь!) наичернющая евреечка, "обожающая" золотые вещи и шелковые материи.
-- Это у вас платиновые кольца?
-- Нет, серебряные.
-- Так зачем же вы носите?
-- Люблю.
-- А золотых у вас нет?
-- Нет, есть, но я вообще не люблю золота: грубо, явно...
-- Ах, что вы говорите! Золото, это ведь самый благородный металл. Всякая война, мне Нося говорил, ведется из-за золота. (Я, мысленно: "Как и всякая революция!")
-- А позвольте узнать, ваши золотые вещи с вами? Может быть, уступите что-нибудь? О, вы не волнуйтесь, я Иосе не передам, это будет маленькое женское дело между нами! Наш маленький секрет! (Блудливо хихикает).-- Мы могли бы устроить в некотором роде Austausch [
обмен
-- нем.
]. (Понижая голос): -- Ведь у меня хорошенькие запасы... Я Иосе тоже не всегда говорю!.. Если вам нужно свиное сало, например, -- можно свиное сало, если совсем белую муку -- можно совсем белую муку.
Я, робко:
-- Но у меня ничего с собой нет. Две пустых корзинки для пшена... И десять аршин розового ситцу...
Она, почти дерзко:
-- А где же вы свои золотые вещи оставили? Разве можно золотые вещи оставлять, а самой уезжать?..
Я, раздельно:
-- Я не только золотые вещи оставила, но...
детей!
Она, рассмешенная:
-- Ах! Ах! Ах! Какая вы забавная! Да разве дети, это такой товар? Все теперь своих детей оставляют, пристраивают. Какие же дети, когда кушать нечего? (Сентенциозно): -- Для детей есть приюты. Дети, это собственность нашей социалистической Коммуны...
(Я, мысленно: "Как и наши золотые кольца"...)
* * *
Убедившись в моей золотой несостоятельности, захлебываясь, рассказывает. Раньше -- владелица трикотажной мастерской в "Петрограде".
-- Ах, у нас была квартирка! Конфетка, а не квартирка! Три комнаты и кухня, и еще чуланчик для прислуги. Я никогда не позволяла служанке спать в кухне, -- это нечистоплотно, могут волосы упасть в кастрюлю. Одна комнатка была спальня, другая столовая, а третья, небесного цвета -- приемная. У меня ведь были очень важные заказчицы, я весь лучший Петроград своими жакетками одевала... О, мы очень хорошо зарабатывали, каждое воскресенье принимали гостей: и вино, и лучшие продукты, и цветы... У Иоси был целый курильный прибор: такой столик филигранной работы, кавказский, со всякими трубками, и штучками, и пепельницами, и спичечницами... По случаю у одного фабриканта купили... И в карты у нас играли, уверяю вас, на совсем не шуточные суммы...
И все это пришлось оставить: обстановку мы распродали, кое-что припрятали... Конечно, Иося прав, народ не может больше томиться в оковах буржуазии, но все-таки, имев такую квартиру...
* * *
-- Но что же вы здесь делаете, когда дождь, когда все ваши на реквизиции? Читаете?
-- Да-а...
-- А что вы читаете?
-- "Капитал" Маркса, мне муж романов не дает.
* * *
С<танция> Усмань Тамбовской губ<ернии>, где я никогда не была и не буду. Тридцать верст пешком по стриженому полю, чтобы выменять ситец (розовый) на крупу.
* * *
Крестьяне. Шестьдесят изб -- одна порубка: "Нет, нет, ничего нету, и продавать -- не продаем и менять -- не меняем. Что было -- то товарищи отобрали. Дай Бог самим живу остаться".
-- Да я же не даром беру и не советскими платить буду. У меня спички, мыло, ситец...
Ситец! Магическое слово! Первая (после змея!) страсть праматери Евы! Загорание глаз, прояснение лбов, тяготение рук. Даже прабабки не отстают, брызги беззубых уст: "ситчику бы! на саван!"
И вот я, в удушающем кольце: бабок, прабабок, девок, молодок, подружек, внучек, на коленях перед корзинкой -- роюсь. Корзинка крохотная, -- я вся налицо.
-- А мыло духовитое? А простого не будет? А спички почем? А ситец-то ноский будет? Манька, а Манька, тебе бы на кофту! А сколько аршин говоришь? Де-сять! И восьми-то нету!
Щупанье, нюханье, дерганье, глаженье, того и гляди -- на зуб возьмут.
И вдруг, одна прорывается:
-- Цвет-то! Цвет-то! Аккурат как Катька на прошлой неделе на юбку брала. Тоже одна из Москвы продавала. Ластик -- а как шелк! Таковыми оборочками складными... Маманька, а маманька, взять, что ль? Почем, купчиха, за аршин кладешь?
-- Я на деньги не продаю.
-- Не продае-ешь? Как ж эт так -- не продаешь?
-- А так, вы же сами знаете, что деньги ничего не стоют.
-- Да рази мы знаем? Наша жизнь темная. Вот тоже одна приезжая рассказывала: будто в Москве-то у вас даже очень хорошо идут.
-- Поезжайте -- увидите.
(Молчание. Косвенные взгляды на ситец. Вздохи).
-- Чего ж тебе надо-то?
-- Пшена, сала.
-- Са-ала? Нет, сала у нас не будет. Какое у нас сало! Сами все всухомятку жрем. Вот медку не хочешь ли?
(Молниеносное видение себя, залитой протекшим медом, и от этого видения -- почти гнев!)
-- Нет, я хочу сала -- или пшена.
-- А почем, коли пшеном, за ситец кладешь-то? (Кстати, вовсе не ситец, а кровный редкостный карточный розовый ластик). Я, сразу робея:
1
/
2
пуда (Учили -- три!)
-- Пол-пу-уда? Такой и цены нет. Что ж ситец-то у тебя шелковый, что ли? Только и красоты, что цвет. Посмотри, как выстирается, весь водой сойдет.
-- Сколько же
вы
даете?
-- Твой товар -- твоя цена.
-- Я же сказала: полпуда.
Отлив. Шепота...
Разглядываю избу: все коричневое, точно бронзовое: потолки, полы, лавки, котлы, столы. Ничего лишнего, все вечное. Скамьи точно в стену вросли, вернее -- точно из них выросли. А ведь и лица в лад: коричневые! И янтарь нашейный! И сами шеи! И на всей этой коричневизне -- последняя синь позднего бабьего лета. (Жестокое слово!)
* * *
Шепота затягиваются, терпение натягивается -- и лопается. Встаю -- и, сухо:
-- Что ж, берете или не берете?
-- Вот, коли деньгами бы -- тогда б еще можно. А то сама посуди, какой наш достаток?
Сгребаю свои (три куска мыла, пачка спичек, десять аршин сатину), затыкаю палочкой корзинку.
В дверях: "Счастливо!"
Двадцать шагов. Босые ноги вдогон.
-- Купчиха, а купчиха? Не останавливаясь:
-- Ну?
-- Хочешь семь хвунтов?
-- Нет.
И дальше, пропустив от ярости пять изб, -- в шестую.
* * *
Бывает и по-другому: сговорились, отсыпано, выложено и -- в последнюю секунду: "А Бог тебя знает, откудова ты. Еще беды с тобой наживешь! И волоса стриженые... Иди себе подобру да поздорову... И ситца твоего не нужно"...
* * *
А бывает и так еще:
-- Ты, вишь, московка, невнятная тебе наша жизнь. Думаешь, нам все даром дается? Да вот это-то пшано, что оно на нас -- дождем с неба падает? Поживи в деревне, поработай нашу работу, тогда узнаешь. Вы, москвичи, счастливее, вам все от начальства идет. Ситец-то, чай, тоже даровой?
...Подари-ка нам коробок спиц, чтобы чем тебя, пришлую, помянуть было.
* * *
И даю, конечно. Из высокомерия, из брезгливости, так, как Христос не велел давать: прямой дорогой в ад -- даю!
* * *
За возглас: "курочки ня нясутся!" готова передушить не только всех их кур, но их самих -- всех! -- до десятого колена. (Другого ответа не слышу).
* * *
Базар. Юбки -- поросята -- тыквы -- петухи. Примиряющая и очаровывающая красота женских лиц. Все черноглазы и
все
в ожерельях.
Покупаю три деревянных игрушечных бабы, вцепляюсь в какую-то живую бабу, торгую у нее нашейный темный, колесами, янтарь, и ухожу с ней с базару -- ни с чем. Дорогой узнаю, что она "на Казанской погуляла с солдатом" -- и вот... Ждет, конечно. Как вся Россия, впрочем.
Дома. Возмущение хозяйки янтарем. Мое одиночество. На станцию за кипятком, девки: -- "Барышня янтарь надела! Страм-то! Страм!"
* * *
Мытье пола у хамки.
-- Еще лужу подотрите! Повесьте шляпку! Да вы не так! По половицам надо! Разве в Москве у вас другая манера? А я, знаете, совсем не могу мыть пола, -- знаете: поясница болит! Вы наверное с детства привыкли?
Молча глотаю слезы.
* * *
Вечером из-под меня выдергивают стул, ем
свои
два яйца без хлеба (на реквизиционном пункте, в Тамбовской губ<ернии>!)
Пишу при луне (черная тень от карандаша и руки). Вокруг луны
огромный
круг. Пыхтит паровоз. Ветви. Ветер.
* * *
Господа! Все мои друзья в Москве и везде! Вы слишком думаете о своей жизни! У вас нет времени подумать о моей, -- а стоило бы.
* * *
Теща: бывшая портниха, разудалая речистая замоскворецкая сваха ("муж подкузьмил -- умер!"). Хам, коммунист с золотым слитком на шее; мещанка-евреечка, бывшая владелица трикотажной мастерской; шайка воров в черкесках; подозрительные угрюмые мужики,
чужой
хлеб (продавать
здесь
на деньги -- не хватит и коммунистической совести!)
Всячески пария: для хамки -- "бедная" (грошовые чулки, нет бриллиантов), для хама -- "буржуйка", для тещи -- "бывшие люди", для красноармейцев -- гордая стриженая барышня. Роднее всех (на 1000 верст отдаления!) бабы, с которыми у меня одинаковое пристрастье к янтарю и пестрым юбкам -- и одинаковая доброта: как колыбель.
* * *
"Господи! Убить того до смерти -- у кого есть сахар и сало!" (Местная поговорка).
* * *
"Не было смирнее нашего города!" (Рассказ мужика по дороге в Усмань. -- Не о всей ли России?)
* * *
Сегодня опричники для топки сломали телеграфный столб.
* * *
Хозяйка за чем-то наклоняется. Из-за пазухи выпадает стопка золота, золотые со звоном раскатываются по комнате.
Присутствующие, было -- опустив, быстро отводят глаза.
С утра -- на разбой. -- "Ты, жена, сиди дома, вари кашу, а я к ней маслица привезу!.." -- Как в сказке. -- Часа в четыре сходятся. У наших Капланов нечто вроде столовой. (Хозяйка: "И им удобно, и нам с Иосей полезно". "Продукты" -- вольные, обеды -- платные.) Вина что-то незаметно. Сало, золото, сукно, сукно, сало, золото. Приходят усталые: красные, бледные, потные, злые. Мы с хозяйкой мигом бросаемся накрывать. Суп с петухом, каша, блины, яичница. Едят сначала молча. Под лаской сала и масла лбы разглаживаются, глаза увлажняются. После грабежа -- дележ: впечатлениями. (Вещественный дележ производится на месте.) Купцы, попы, деревенские кулаки... У того столько-то холста... У того кадушка топленого... У того царскими тысячу... А иной раз -- просто петуха...
Рузман (семьянин) добродушен. Обнаруживая какой-нибудь запретный (запрятанный) плод, вроде куля муки, сам первый сочувствует:
-- Ай-ай-ай! И семейство большое! Нельзя же, в самом деле, семь собственных детей, жену, бабушку и дедушку одним чистым воздухом питать!
Есть в нем и ценитель: так, хитро-скрытое и долго-сопротивлявшееся вызывает в нем любование.
-- Такой плут этот Микишкин, такой плут! Ему бы только ликвидацией банков заведовать! И куда он это, вы думаете, он свои николаевские забальзамировал?!
Полегонечку (восьмой день!) вхожу, вживаюсь, уже делю (лирически!) триумфы и беды, уже хозяйка, обеспокоенная долгим отсутствием мужа -- мне: "Что же это наш Иося нам изменяет?"
Я по самой середине сказки, mitten drinnen [
изнутри
--
нем.
]. Разбойник, разбойникова жена -- и я, разбойниковой жены -- служанка. Конечно, может статься -- выхвачу топор... А скорей всего, благополучно растряся свои 18 ф<унтов> пшена по 80-ти заградительным отрядам, весело ворвусь в свою борисоглебскую кухню -- и тут же -- без отдыши -- выдышусь стихом!
* * *
Зовут на реквизицию. (Так герцоги, в былые времена, приглашали на охоту!)
-- Бросьте вы свои спички!.. (Сколько у вас осталось коробочек? Как -- целых три даром отдали? Ах, ах, ах, какая непрактичная!) Едемте с нами, без спичек целый вагон муки привезете. Вам своими руками ничего делать не придется -- даю вам честное слово коммуниста: даже самым маленьким пальчиком не пошевельнете!
И хозяйка, ревниво (не ко мне, конечно, а к мыслимым "продуктам").
-- Ах, Иося, разве это возможно! Кто же мне завтра посуду будет мыть, когда я на базар пойду за дрожжами! (Единственный, в этой семье, покупной "продукт").
* * *
Сколько перемытой посуды и уже дважды вымытый пол! Чувство, что я определенно обращена в рабство. Негодная теща, в тон хозяйке, третирует. От моих вероломных Тезеев (хорош -- Наксос!) вот уже вторая неделя -- ни слуху, ни духу.
У меня пока: 18 ф<унтов> пшена, 10 ф<унтов> муки, 3 ф<унта> свиного сала, янтарь и три куклы для Али. Грозят заградительными отрядами.
* * *
Разрываюсь от смеха и гнева. Вечер проходил как всегда. Входили, выходили, пошучивали, покуривали, обдумывали завтрашние набеги, подытоживали нынешние. Словом: мир. И вдруг: гром: Бог! Кто начал -- не помню. Помню только свой голос:
-- Господа, если его нет -- за что же вы его так ненавидите?
-- А кто вам сказал, что мы Господа Бога ненавидим?
-- Или вы его слишком любите: вы неустанно о нем говорите.
-- Говорим, потому, что многие в эти пустяки еще верят.
-- Я первая! Дурой родилась, дурой помру. (Это теща прорвалась). Левит, снисходительно:
-- Вы, мадам, это вполне объяснимое явление, все наши мамаши и папаши веровали, но вот (пожатие плечей в мою сторону)... что товарищ в таком молодом возрасте и еще имев возможность пользоваться всеми культурными благами столицы...
Теща:
-- Ну что ж, что из столицы? Вы думаете, у нас в Москве все нехристи, что ль? Да у нас в Москве церквей одних сорок сороков, да монастырей, да...
Левит:
-- Это пережитки буржуазного строя. Ваши колокола мы перельем на памятники.
Я: -- Марксу.
Острый взгляд: -- Вот именно.
Я: -- И убиенному Урицкому. Я, кстати, знала его убийцу.
(Подскок. -- Выдерживаю паузу).
...Как же, -- вместе в песок играли: Каннегиссер Леонид.
-- Поздравляю вас, товарищ, с такими играми!
Я, досказывая: -- Еврей.
Левит, вскипая: -- Ну, это к делу не относится!
Теща, не поняв: -- Кого жиды убили?
Я: -- Урицкого, начальника петербургской Чрезвычайки.
Теща: -- И-ишь. А что, он тоже из жидов был?
Я: -- Еврей. Из хорошей семьи.
Теща: -- Ну, значит свои повздорили. Впрочем, это между жидами редкость, у них это, наоборот, один другого покрывает, кум обжегся -- сват дует, ей-Богу!
Левит, ко мне: -- Ну и что же, товарищ, дальше?
Я: -- А дальше покушение на Ленина. Тоже еврейка (обращаясь к хозяину, любезно). -- Ваша однофамилица: Каплан.
Левит, перехватывая ответ Каплана: -- И что же вы этим хотите доказать?
Я: -- Что евреи, как русские, разные бывают.
Левит, вскакивая: -- Я, товарищ, не понимаю; или я не своими ушами слышу, или ваш язык не то произносит. Вы сейчас находитесь на реквизиционном пункте, станция Усмань, у действительного члена Р. К. П., товарища Каплана.
Я: -- Под портретом Маркса...
Левит: -- И тем не менее вы...
Я: -- И тем не менее я. Отчего же не обменяться мнениями?
Кто-то из солдат: -- А это правильно товарищ говорит. Какая ж свобода слова, если ты и икнуть по-своему не смеешь! И ничего товарищ особенного не заявляли: только, что жид жида уложил, это мы и без того знаем.
Левит: -- Товарищ Кузнецов, прошу вас взять свое оскорбление обратно!
Кузнецов: -- Какое такое оскорбление?
Левит: -- Вы изволили выразиться про идейную жертву -- жид?!
Кузнецов: -- Да вы, товарищ, потише, я сам член К<оммунисти>ческой партии, а что я жид сказал -- у меня привычка такая!
Теща -- Левиту: -- Да что ж это вы, голубчик, всхорохорились? Подумаешь -- "жид". Да у нас вся Москва жидом выражается, -- и никакие ваши декреты запретные не помогут! Потому и жид, что Христа распял!
-- Хрисс -- та -- а?!!
Как хлыст полоснул. Как хлыстом полоснул. Как хлыстом полоснули. Вскакивает. Ноздри горбатого носа пляшут.
-- Так вы вот каких убеждений, Мадам? Так вы вот за какими продуктами по губерниям ездите! -- Это и к вам, товарищ, относится! -- Пропаганду вести? Погромы подстраивать? Советскую власть раскачивать? Да я вас!.. Да я вас в одну сотую долю секунды...
-- И не испугалась! А сын-то у меня на что ж? Самый что ни на есть большевик, почище вас будет. Ишь -- расходился! Вот только змеем шипеть! Пятьдесят лет живу, -- такого страма...
Хозяйка: -- Мадам! Мадам! Успокойтесь! Товарищ Левит пошутил, товарищ всегда так шутит! Да вы сами посудите...
Сваха, отмахиваясь: -- И судить не хочу, и шутить не хочу. Надоела мне ваша новая жизнь! Был Николаша -- были у нас хлеб да каша [
"Пришли большевики -- Не стало ни хлеба, ни муки", -- московская поговорка 18 г.
--
примеч. М. Цветаевой)
], а теперь за кашей за этой -- прости Господи! -- как пес язык высуня 30 верст по грязи отмахиваем...
Кто-то из солдат: -- Николаша да каша? Эх вы, мамаша!.. А не пора ли нам ребята, по домам? Завтра чем свет в Ипатовку надо.
* * *
Вернулись N и зять. Привезли муки, веселые. И на мою долю полпуда. Завтра едем. Едем, если сядем.
* * *
Стенька Разин. Два Георгия. Лицо круглое, лукавое, веснушчатое: Есенин, но без мелкости. Только что, вместе с другими молодцами, вернулся с реквизиции. Вижу его в первый раз.
-- Разин! -- Не я сказала: сердце вызвонило! (Сердце! Колокол! Только вот звонарей нет!)
Оговорюсь:
мой
Разин (песенный) белокур, -- с рыжевцой белокур. (Кстати, глупое упразднение буквы д: белокудр, белые кудри: и буйно и бело. А белокур -- что? Белые куры? Какое-то бесхвостое слово!) Пугачев черен, Разин бел. Да и слово само: Степан! Сено, солома, степь. Разве черные Степаны бывают? А: Ра -- зин! Заря, разлив, -- рази, Разин! Где просторно, там не черно. Чернота -- гуща.
Разин --
до
бороды, но уже с тысячей персияночек! И сразу рванулся ко мне, взликовал [
Вся встреча, кроме первых нескольких слов, наедине
--
примеч. М. Цветаевой
]:
-- Из Москвы, товарищ? Как же, как же, Москву знаю! С самых этих семи холмов Москву озирал! Еще махонький был, стих про Москву учил:
Город славный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И
посады,
и
деревни,
И
палаты,
и
дворцы...
Москва -- всем городам мать. С Москвы все и пошло -- царство-то.
Я: -- Москвой и кончилось. Он, сообразив и рассмеявшись: -- Это вы верно заметили.
Эх, Москва, Москва, Москва,
Золотая голова
Запро -- па -- ща -- я!
Пасху аккурат в Москве встречал. Как загудел это Иван-Великий-Колокол -- да в ответ-то ему -- да кажинная на свой голос-то -- да врозь, да в лад, да в лоб, да в тыл -- уж и не знаю: чугун ли гудит, во мне ли гудет. Как в уме порешился, -- ей-Богу! Никогда мне того не забыть.
* * *
Говорим что-то о церквах, о монастырях.
-- Вы вот, товарищ, обижаетесь, когда на попов ругаются, монашескую жизнь восхваляете. Я против того ничего не говорю: не можешь с людьми -- иди в леса. На миру души не спасешь, сорок сороков чужих загубишь. Только, по совести, разве в попы да в монахи затем идут? За брюхом своим идут, за жизнью сладкой. Вроде как мы, к примеру, на реквизицию, -- ей-Богу! А Бог-то при чем? Бога-то, на святость ту глядя, с души воротит. Изничтожил бы он свой мир, кабы мог! Нет, ты мне Ботом не заслоняйся! Бог -- свет: всю твою черноту пропущает. Ни он от тебя черней, ни ты от него не белей. И не против Бога я, товарищ, восстаю, а против слуг его: рук неверных! Сколько через эти руки от него народу отпало! Да разве у всех рассудок есть? Вот, хотя бы отец мой, к примеру, -- как началось это гонение, он сразу рассудил: с больной головы да на здоровую валят. Поп, крысий хвост, нашкодил -- Бога вешать ведут. Не ответствен Бог за поповский зоб! И сами, говорит, премного виноваты: попа не чтили, вот он и сам себя чтить перестал. А как его чтить-то? Я, барышня, ихнего брата в точности превзошел. Кто первый вор? -- Поп. Обжора? -- Поп. Гулена? -- Поп. А напьется, -- только вот разве -- барышни вы, объяснить-то вам неприлично...
-- Ну а монахи, отшельники?
-- А про монахов и говорить нечего, чай, сами знаете. Слова постные, а языком с губ скоромную мысль облизывают. Раскрои ему черепушку: ничего, окромя копченых там да соленых, да девок, да наливок-вишневок не удостоверишь. Вот и вера вся! Монашеское житие! Души спасение!
-- А в Библии, помните? Из-за одного праведника Содом спасу? Или не читали?
-- Да сам, признаться, не читал, -- все больше я в младости голубей гонял, с ребятами озоровал. А вот отец у меня -- великий церковник. (Вдохновляясь): Где эту самую Библию ни открой -- так тебе десять страниц подряд слепыми глазами и шпарит...
А я вот еще вам хотел, товарищ, про монахов досказать. Монашки, к примеру. Почему на меня каждая монашка глазами завидует?
Я, мысленно: "Да как же на тебя, голубчик,
не..."
Он, разгораясь:
-- Жмется, мнется, глаза как колодцы. Да куда ж ты меня этими глазами тянешь-то? Да какая ж ты после этого моленная? Кровь озорная -- в монастырь не иди, а моленная -- глаза вниз держи!
Я, невольно опуская глаза: "Морализирующий Разин". (Вслух):
-- Вы мне лучше про отца расскажите.
-- О-тец! Отец у меня -- великий человек! Что там -- в книжках пишут: Маркс, например, и Гракхи-братья. Кто их видел-то? Небось, все иностранцы: имя -- язык занозишь, а отечества нету. Три тыщи лет назад -- да за семью за синими морями -- тридевять земель пройдешь -- в тридесятой, -- это не хитро великим быть! А может так, выдумки одни? Этот-то (взмах на стенного Маркса)... гривач косматый -- вправду был?
Я, не сморгнув: -- Выдумали. Сами большевики и выдумали. По дороге из Берлина -- знаете? Вымозговали, пиджак надели, бороду -- гриву распушили, по всем заборам расклеили.
-- А вы, барышня, смелая будете.
-- Как и вы.
(Смеется).
...Но вы мне про отца рассказать хотели?
-- Отец. Отец мой -- околодочный надзиратель царского времени (Я, мысленно: точно за царским временем надзирает!)... Великий, я вам повторю, человек. Так бы за ним ходил с перышком круглые сутки и все бы записывал. Не слова роняет: камни-тяжеловесы! Все: скрижали, да державы, да денницы... Аж мороз по коже, ей-Богу! Раздует себе ночью самоварчик, оденет очки роговые, книжищу свою разворотит -- и ну листами бури-ветры подымать! (Понижая голос)
...Все
судьбы знает.
Все
сроки. Все кому что положено, кому что заказано, никого не помилует. И царское крушение предсказал. Даром, что царя-то вровень с Богом чтил. И сейчас говорит: "Хоть режьте, хоть живьем ешьте, а не держаться этой власти боле семи годов. Змей -- она, змеиной кожей и свалится"... Книгу пишет: "Слезы России". Восемь тетрадей клеенчатых в мелкую клетку исписал. Никому не показывает, ни мне даже... Только вот знаю: "Слезы". Каждую ночь до петухов сидит.
* * *
Два Георгия, спас знамя.
-- Что вы чувствовали, когда спасали знамя?
-- А ничего не чувствовал! Есть знамя -- есть полк, нет знамени -- нет полка!
Купил с аукциона дом в Климачах за 400 руб<лей>. Грабил банк в Одессе, -- "полные карманы золота"! Служил в полку Наследника.
-- Выходит он из вагона: худенький, хорошенький, и жалобным таким голоском: "А куда мне сейчас можно будет пойти?" -- "Вас автомобиль ждет, Ваше высочество". Многие солдаты плакали.
* * *
Говорю ему стихи: "Царю на Пасху", "Кровных коней"...
-- Это какой же человек сочинял? Не из простых, чай? А раскат-то какой! Аккурат как громом перекатило! -- ...Пойла -- стойла... А здорово ж ему бы нагорело за стойла за эти! А я полагаю -- не в памяти писано, а? Убили отца, убили мать, убили братьев, убили сестер, -- вот он и записа-ал! С хорошей жизни так не запишешь! А нельзя ли было бы, барышня, мне этот стих про стойла на память списать?
-- Попадетесь.
-- Я?!! -- Рожа из вдохновенной делается грабительской. -- Я -- да попасться? Нерожён еще про'пад тот, через который я пропасть должен! Нерожён -- непроложен! Да у меня, барышня, золотых часов четверо (Руки по карманам!) Хотите -- сверяйтесь! И все по разному времени ходят: одни по московскому, другие по питерскому, третьи по рязанскому, а эти вот (ударяя кулаком в грудь) -- по разинскому!
-- А сказать вам стих про Стеньку Разина? Тот же человек писал. Слушайте.
Ветры спать ушли с золотой зарей,
Ночь подходит -- каменною горой.
И с своей княжною...
Говорю, как утопающий, -- нет, как рыба, собственным морем захлебнувшаяся (Говорящая рыба... Гм... Впрочем, в сказках бывает).
После тещ, свах, пшен, помойных ведер, наганов, Марксов -- этот луч (голос), ударяющий в эту синь (глаза!). Ибо читаю ему прямо в глаза: как смотрят! В васильковую синь: сгинь.
Стенька Разин!
* * *
Стенька Разин, я не персияночка, во мне нет двуострого, коварства: Персии и нелюбящей. Но я и не русская, Разин, я
до
-русская,
до
-татарская, -- довременная Русь я -- тебе навстречу! Соломенный Степан, слушай меня, степь: были кибитки и были кочевья, были костры и были звезды. Кибиточный шатер -- хочешь? где сквозь дыру -- самая большая звезда.
Но...
-- Только вы уж, барышня, покрупней потрудитесь: я руку-то писаную не больно читаю.
С ребяческой радостью следит за возникновением букв (пишу, конечно, печатными).
-- Дэ... мэ... А вот и ять, -- аккурат церковка с куполом.
-- А вы сам деревенский?
-- Сло-бодский!
* * *
-- А теперь я вам, барышня, за труды за ваши, сказ один расскажу -- про город подводный. Я еще махоньким был, годочке по восьмом, -- отец сказывал.
Будто есть где-то в нашей русской земле озеро, а на дне озера того -- город схоронен: с церквами -- с башнями, с базарами -- с амбарами (Внезапная усмешка). А каланчи пожарной -- не надо: кто затонул -- тому не гореть! И затонул будто бы тот град по особому случаю. Нашли на нашу землю татары, стали дань собирать: чиста злата крестами, чиста с
е
ребра колоколами, честной крови-плоти дарами. Град за градом, что колос за колосом, клонятся: ключми позвякивают, татарам поддакивают. А один, вишь, князь -- непоклонлив был: "Не выдам я своей святыни -- пусть лучше кровь моя хлынет, не выдам я своей Помоги -- отрубите мне руки и ноги! Слышит -- уж недалече рать: топот
а
великие. Созывает он всех звонарей городских, велит им изо всей силы-мочи напоследок, в кол'кола взыграть: татарам на омерзение, Господу Богу на прославление. Ну -- и постарались тут звонарики! Меня вот только, молодца, не было... Как вдарят! Как грянут! Аж вся грудь земная -- дрогом пошла!
И поструились, с того звону, реки чиста-серебра: чем пуще звонари работают, тем круче те реки бегут. А земля того серебра не принимает, не впитывает. Уж по граду ни пройти-ни проехать, одноэтажные домишки с головой под воду ушли, только князев дворец один держится. А уж тому звону в ответ -- другие звоны пошли: рати поганые подступают, кривыми саблями бряцают. Взобрался князь на самую дворцовую вышку -- вода по грудь -- стоит с непокрытой головой, звон по кудрям серебром текет. Смотрит: под воротами-то тьмы! Да как зыкнет тут не своим голосом:
-- Эй вы, звонарики-сударики!
Только чего сказать-то он им хотел -- никто не слыхал! И городу того боле -- никто не видал!
Ворвались татары в ворота -- ровень-гладь. Одни струйки меленькие похлипывают...
Так и затонул тот город в собственном звоне.
* * *
Стенька Разин, я не Персияночка, но перстенек на память серебряный -- я Вам подарю.
Глядите: двуглавый орел, вздыбивший крылья, проще: царский гривенник в серебряном ободке. Придется ли по руке? Придется. У меня рука не дамская. Но ты, Стенька, не понимаешь рук: формы, ногтей, "породы". Ты понимаешь ладонь (тепло) и пальцы (хватку). Рукопожатие ты поймешь.
Перстенек бери без думы: было десять -- девять осталось! А что в ответ? Никогда ничего в ответ.
С безымянного моего -- на мизинный твой.