Аннотация: (Штиль, бури, ураганы, водяные столбы и песчаные тифоны).
ВѢТРЫ И ИХЪ ПРОЯВЛЕНІЕ.
(Штиль, бури, ураганы, водяные столбы и песчаные тифоны).
Велики были изумленіе и страхъ спутниковъ Колумба, когда они замѣтили, во время своего путешествія, постоянное направленіе теченія и вѣтра въ одну сторону отъ востока къ западу, что должно было сдѣлать возвращеніе ихъ на родину невозможнымъ; это были тропическіе вѣтры -- пассаты. Постоянная правильность ихъ должна была указать человѣку на существованіе постоянныхъ причинъ подобнаго явленія. Вѣтеръ, по объясненію Гюйо, есть слѣдствіе нарушеннаго равновѣсія въ слояхъ атмосферы и зависитъ отъ различнаго состоянія температуры сосѣдственныхъ воздушныхъ пространствъ. Главное условіе равновѣсія состоитъ въ томъ, чтобы каждый слой атмосферы имѣлъ одинаковую плотность во всѣхъ своихъ точкахъ. Едва это равновѣсіе нарушено, плотнѣйшія и слѣдовательно болѣе тяжелыя частицы воздуха тотчасъ опускаются книзу, а легчайшія стремятся вверхъ и заступаютъ ихъ мѣсто. Это происходитъ отъ неравномѣрнаго нагрѣванія воздушныхъ слоевъ солнцемъ. Необходимо обратить вниманіе на то, что земля нагрѣвается скорѣе, чѣмъ вода. Каждое неравенство температуры воздуха, при соприкосновеніи его съ прилежащею нагрѣтою землею или холодною водою, порождаетъ всегда соотвѣтствующія атмосферическія теченія. Такъ и неравенство температуръ дневной и ночной порождаетъ суточные вѣтры. Неравенство температуръ различныхъ временъ года порождаетъ періодическіе вѣтры Разница температуръ тропиковъ и полюсовъ даетъ начало вѣтрамъ пассатнымъ, правильность которыхъ служитъ лучшимъ доказательствомъ постояннаго неравенства распредѣленія солнечной теплоты въ воздушныхъ слояхъ.
Шарообразная форма земли составляетъ главную причину неравнаго распредѣленія солнечной теплоты и образуетъ три главные климатическіе пояса: знойно-жаркій, умѣренный и холодный. Происхожденіе главныхъ, т. е. пассатныхъ вѣтровъ, зависитъ отъ шарообразной формы нашей планеты, а направленіе ихъ -- отъ вращательнаго движенія земли вокругъ своей оси. Пассатные вѣтры имѣютъ полное право быть названы главными, потому что обнимаютъ собой почти всю атмосферу. Переходя къ объясненію, мы должны сказать, что воздушныя области, близкія къ экватору, имѣютъ обыкновенно температуру высокую, далѣе же къ полюсамъ, дѣлаются постепенно холоднѣе. Поэтому тропическая атмосфера болѣе расширена, а слѣдовательно и легче полярной и даже среднихъ пространствъ. Болѣе сгущенный воздухъ холоднѣйшихъ странъ сѣвернаго и южнаго полушарій тѣснитъ своею тяжестію находящійся между ними воздухъ тропическій; такимъ образомъ послѣдній, будучи сжатъ съ двухъ сторонъ, поднимается вверхъ, а на его мѣсто притекаетъ холодный воздухъ съ сѣвера и юга и, нагрѣваясь вновь тропическимъ зноемъ, опять поднимается вверхъ и т. д. Такимъ образомъ образуются два нижнихъ холодныхъ теченія, стремящіяся отъ обоихъ полюсовъ къ экватору и два верхнихъ, теплыхъ, несущія воздухъ отъ экватора къ обоимъ полюсамъ. Эти теплыя теченія, достигнувъ полюсовъ, дѣлаются холодными и текутъ нижними полостями обратно къ экватору. По этой теоріи должно бы было существовать въ мірѣ только два направленія: юго-сѣверное и сѣверо-южное, но вращательное движеніе земли, отъ запада къ востоку, оказываетъ на эти вѣтры большое вліяніе, заставляя ихъ уклоняться отъ первоначальнаго пути. Скорость вращенія земли, а вмѣстѣ съ ней и воздуха, ничтожная при полюсахъ, быстро увеличивается подъ экваторомъ. По этому холодный и медленный полярный воздухъ, достигнувъ тропическихъ странъ и обращаясь вмѣстѣ съ землею, не въ состояніи слѣдить за экваторіальной быстротой вращенія ея твердой оболочки, а потому отстаетъ отъ нея, отдается назадъ и принимаетъ мало по малу направленіе къ западу; такимъ образомъ, воздушные океаны, между экваторомъ и полюсами, принимаютъ преобладающее въ нихъ среднее теченіе, а именно: въ сѣверномъ полушаріи отъ сѣвера къ западу, а въ южномъ отъ юга къ западу. Эти оба уклоненные воздушные тока, сближаясь и соединяясь подъ экваторомъ, принимаютъ одно общее направленіе отъ востока къ западу и образуютъ такъ называемые пассатные вѣтры. Предѣлъ или линія ихъ соединенія называется поясомъ тишины, потому что оба теченія здѣсь пересѣкаютъ, уравновѣшиваютъ или нейтрализируютъ другъ друга, а за тѣмъ движутся далѣе каждый въ своемъ направленіи. Средняя ширина пояса затишья, опоясывающаго весь земной шаръ, равна 6 градусамъ. Невозмутимая тишина атмосферы иногда доходитъ здѣсь до того, что пламя свѣчи, на открытомъ воздухѣ, не имѣетъ ни малѣйшаго колебанія, а парусные корабли должны по необходимости стоять безъ всякаго движенія и если они не запаслись значительнымъ количествомъ съѣстныхъ припасовъ, то экипажъ можетъ подвергнуться самому бѣдственному и безвыходному положенію. Поясъ затишья имѣетъ еще другое названіе пояса измѣнчивыхъ вѣтровъ, потому что послѣ долгой тишины, въ немъ разражаются страшныя электрическія бури и проливные дожди. Впрочемъ экваторіальный поясъ затишья вовсе не совпадаетъ съ математическимъ земнымъ экваторомъ, а напротивъ, вслѣдствіе неравномѣрнаго распредѣленія суши и воды въ сѣверномъ и южномъ полушаріяхъ, онъ располагается, вдоль шестой сѣверной параллели, такъ какъ земной экваторъ не можетъ вмѣстѣ съ тѣмъ считаться экваторомъ теплоты. И эта 6-я параллель не совсѣмъ постоянна, потому что лѣтомъ затишье доходитъ до 8о сѣверной широты, а зимою опускается до 4о, что среднимъ выраженіемъ составляетъ шестую параллель.
За предѣлами пояса затишья съ сѣвера и юга слѣдуютъ пассаты, за ними внѣ-тропическіе вѣтры, и наконецъ сѣверное и южное полярныя затишья.
Полярныя затишья не составляютъ уже поясовъ тишины, какъ подъ экваторомъ, и подъ этимъ словомъ не должно также разумѣть какихъ нибудь опредѣленныхъ точекъ, но напротивъ ими заняты огромныя протяженія, что и доказано наблюденіями знаменитыхъ путешественниковъ, каковы Парри, Барроу, Белло и профессоръ Коффинъ. Они единогласно утверждаютъ о существованіи у сѣвернаго полюса постояннаго затишья, находящагося подъ 84о с. ш. и 150о з. д., слѣдовательно также и здѣсь полюсъ вѣтровъ не совпадаетъ съ математическимъ полюсомъ земли, а напротивъ съ полюсомъ наибольшаго холода, гдѣ средняя температура года равна не менѣе --12о и не болѣе --16о по Реомюру, а средняя температура зимы --41о. Полюсомъ холода и вѣтровъ также не слѣдуетъ считать какую нибудь точку, а извѣстную, опредѣленную площадь, хотя и не весьма большого пространства. Тѣмъ же самымъ законамъ повинуются и верхнія теченія воздуха, несущіяся отъ экватора къ полюсамъ, только въ обратномъ порядкѣ. Экваторіальный воздухъ, усвоивъ себѣ экваторіальную быстроту вращенія, достигнувъ верхними слоями до полюсовъ, еще не успѣлъ утратить быстроты вращательнаго движенія, и потому, перейдя въ область холода, перегоняетъ какъ у сѣвернаго, такъ и у южнаго полюсовъ, медленно движущійся воздухъ и опережаетъ въ направленіи къ востоку. Отъ этого становится понятнымъ, почему въ сѣверномъ полушаріи преобладающій вѣтеръ юго-западный, а въ южномъ сѣверо-западный. Если бы земной шаръ былъ совершенно правильнымъ математическимъ шаромъ, съ совершенно ровною поверхностію, то, очевидно, всѣ вѣтры дули бы правильно, подъ вліяніемъ тѣхъ условій, которыя только что были изложены; но въ дѣйствительности, правильныя теченія воздуха встрѣчаютъ препятствія на каждомъ шагу, какъ въ очертаніи материковъ и въ горныхъ возвышеніяхъ, такъ и другихъ условіяхъ природы, противодѣйствующихъ этой правильности и, такъ сказать, разрывающихъ воздушные токи. Но этой причинѣ истинный характеръ правильнаго вѣтра сохраняется только въ Великомъ Океанѣ, гдѣ широкій просторъ не мѣшаетъ пассату идти своимъ путемъ отъ западныхъ береговъ Америки до восточныхъ береговъ Австраліи и теченіе его правильно до широты 25 %. Острова Сандвичевы и Товарищества, далеко отстоящіе отъ всякаго материка, т. е. пространной площади суши, имѣютъ странное и, вмѣстѣ съ тѣмъ, весьма замѣчательное вліяніе на пассаты: они часто измѣняютъ ихъ и обращаютъ вспять; а западные и экваторіальные вѣтры весьма обыкновенны въ этихъ двухъ группахъ острововъ, но не владѣютъ большимъ протяженіемъ и имѣютъ мѣстный характеръ. Атлантическій океанъ уже не имѣетъ такой правильности въ извѣстныхъ предѣлахъ, и пассатъ значительно вдается въ сѣверъ, вслѣдствіе ограниченнаго пространства и особаго очертанія сего океана. Самыя большія измѣненія претерпѣваетъ пассатный вѣтеръ въ Индійскомъ океанѣ, который, на сравнительно меньшемъ пространствѣ, окруженъ материками съ трехъ сторонъ: съ запада Африкой съ ея раскаленно-знойною Сахарой, съ востока болѣе умѣренною Австраліею, а съ сѣвера Азіей, дышащей на него своими гиммалайскими ледниками. Очевидно, что такая разница различно дѣйствующихъ температуръ не можетъ остаться безъ существеннаго вліянія на направленіе пассата. Въ то время, какъ южная Африка раскаляется тропическимъ солнцемъ лѣта, Азія, къ сѣверу отъ экватора, особенно въ высокихъ пространствахъ Гиммалайской системы, имѣетъ низкую температуру зимы: по этому холодный воздухъ нагорныхъ странъ Индіи, тяжестію своею, стремится къ теплымъ странамъ южной Африки и вѣтеръ начинаетъ дуть съ сѣверо-востока, измѣняя такимъ образомъ пассатъ. Это продолжается отъ октября до апрѣля, т. е. пока существуетъ такая разница въ температурахъ. Это время индійской зимы или такъ называемаго сѣверо-восточнаго муссона. {Муссонъ или монсунъ туземное названіе холоднаго времени года.}. Пользуясь этимъ временемъ купеческіе корабли спѣшатъ изъ Калькутты въ южную Африку и Мадагаскаръ. Затѣмъ измѣняется время года: въ южной Африкѣ наступаетъ зима, а въ Индіи лѣто. По той самой причинѣ измѣняется сѣверо-восточное направленіе муссона въ юго-западное, при которомъ и корабли идутъ съ попутнымъ вѣтромъ въ направленіе обратное. При этомъ, на оборотъ, мѣсто африканской Сахары заступаютъ въ нѣкоторой степени песчаныя пустыни Азіи, какъ Гоби-Шамо, Гоби-Гангай и другія выжженныя равнины, которыя хотя и лежатъ внѣ тропиковъ (къ сѣверу отъ 30о), тѣмъ не менѣе вліяніе ихъ очень замѣтно и къ югу отъ экватора. Точно такимъ же образомъ образуются монсуны Тихаго океана у американскихъ береговъ отъ вліянія нагрѣтыхъ равнинъ Утахскихъ и Техасскихъ; монсуны Мексиканскаго залива -- отъ раскаленныхъ пустынь Новой Мексики, а Гвинейскаго залива опять отъ той же раскаленной Сахары. Вообще же замѣчено, что происхожденіе монсуновъ зависитъ отъ вліянія солнечной теплоты не на воды морей, а на пустынныя, песчаныя пространства материковъ и область этихъ пустынь въ большинствѣ случаевъ лежитъ внѣ области пассатныхъ вѣтровъ. Переходъ одного муссона въ другой происходитъ не одновременно по всему пространству и сопровождается всегда неправильностію вѣтровъ по разнымъ направленіямъ: то наступаетъ тишина, то кружатся порывистые вихри, то свирѣпствуютъ страшныя бури. Муссоны дуютъ также между Индіей и Австраліей, но тамъ они не имѣютъ такой правильности. Моря: Зундское, Молуккское, южно-Китайское и южно-Японское находятся постоянно подъ пассатами Тихаго океана и двоякихъ муссоновъ -- индо-африканскихъ и индо-австралійскихъ. Вотъ причина тѣхъ страшныхъ бурь и урагановъ, тѣхъ смерчей или тифоновъ, которые всего чаще встрѣчаются въ этихъ моряхъ. Кромѣ упомянутыхъ пассатовъ существуютъ еще пассаты верхніе или обратные, дующіе въ высокихъ слояхъ атмосферы надъ настоящими пассатами, въ противоположномъ направленіи, то есть отъ запада къ востоку. Это то же самое явленіе, какъ и въ движеніи водъ, въ которыхъ верхнее теченіе бываетъ совершенно противоположно нижнему. Существованіе верхняго пассата было замѣчено при изверженіи двухъ вулкановъ св. Винцента (на малыхъ Антильскихъ островахъ) и Козневины (въ Гватемалѣ), выбрасывавшихъ свой пепелъ на огромную высоту (до двухъ верстъ). Пепелъ того и другого изверженіи осыпалъ вулканическою пылью города и острова, лежащіе къ востоку на нѣсколько сотъ верстъ и, слѣдовательно, приносился туда верхними западными вѣтрами, совершенно противоположными пассатамъ. Также многіе путешественники, на высотѣ Тенерифскаго пика, замѣчали западный вѣтеръ въ то время, когда у подошвы дулъ обыкновенный сѣверо-восточный пассатъ. Часто на корабли, странствовавшіе въ водахъ Атлантическаго океана, падала въ значительномъ количествѣ пыль красноватаго цвѣта и преимущественно вблизи западныхъ береговъ Африки, около Зеленаго мыса; сначала предполагали что это было не иное что, какъ тончайшая пыль занесенная восточными вѣтрами отъ песковъ Сахары, но профессоръ Эренбергъ, наблюдавшій эту пыль въ микроскопъ, доказалъ, что она состояла изъ инфузорій и растительныхъ организовъ южной Америки, что ясно подтверждало существованіе въ верхнихъ слояхъ атмосферы противоположнаго западнаго вѣтра, переносившаго инфузорій и былинки растеній чрезъ весь Атлантическій океанъ; а Мори доказалъ даже постоянное существованіе между Америкою и Африкою обмѣна атмосферы въ видѣ верхнихъ и нижнихъ теченій воздуха -- верхняго изъ южной Америки въ направленіи западо-юго-западномъ и нижняго изъ Африки въ направленіи востоко-сѣверо-восточномъ. Кромѣ того, существованіе этихъ противоположныхъ теченій доказывается весьма очевидно группами облаковъ, идущихъ въ высокихъ слояхъ воздуха, совершенно противоположно облакамъ нижнихъ слоевъ. На гребнѣ Андесовъ замѣчено необыкновенное и пока еще не объясненное явленіе на такихъ холодныхъ высотахъ. Тамъ встрѣчаются по временамъ теченія теплаго воздуха. Такія явленія чаще всего случаются спустя два часа послѣ захожденія солнца, они идутъ мѣстами и бываютъ узки, не превосходя нѣсколькихъ саженъ въ ширину, подобно такимъ же мѣстнымъ теплымъ струямъ въ альпахъ. Извѣстный ученый Дове обратилъ вниманіе на весьма знаменательный законъ природы, именно, что вѣтры, перемѣняясь одинъ въ другой, слѣдуютъ въ сѣверномъ полушаріи видимому теченію свѣтилъ отъ востока къ западу, т. е. восточный вѣтеръ переходитъ въ южный, южный въ западный, а западный въ сѣверный; въ южномъ же полушаріи этотъ законъ совершается на оборотъ. Въ среднихъ широтахъ, за предѣлами тропиковъ, то есть въ умѣренныхъ поясахъ, замѣчена большая непостоянность въ вѣтрахъ, почему имъ справедливо дано названіе непостоянныхъ или перемѣнныхъ. Если наблюдать, въ частности, съ одной стороны за материками, а съ другой за морями, то въ миніатюрѣ обнаруживается въ вѣтрахъ тоже экваторіально-полярное явленіе, то есть днемъ, когда море бываетъ холоднѣе теплаго и скоро нагрѣвающагося берега, вѣтеръ, подобно полярному, несется къ материку нижними слоями; а ночью на оборотъ, воздухъ скоро остывшаго берега стремится въ море. Отъ этого происходятъ такъ называемые береговые вѣтры или бризы, измѣняющіе свое направленіе по два раза въ сутки.
Вихри происходятъ отъ столкновенія двухъ противоположныхъ вѣтровъ. Кружась, несутся они быстро впередъ по направленію преобладающаго вѣтра и случаются всего чаще въ песчаныхъ пустыняхъ тропическихъ странъ Африки и Азіи, какъ напримѣръ, въ Сахарѣ, Сахели, Ливійской пустынѣ, въ Гоби-Шамо и Гангай, въ Дештъ-Каварѣ, Керманской степи, и другихъ. Здѣсь эти вихри, хотя бываютъ и непродолжительны, но за то гибельны для истощенныхъ путешественниковъ своимъ сухимъ и палящимъ вѣтромъ. Между этими жгучими вѣтрами самые ужасные Самумъ и песчаный вѣтеръ или Гарматтанъ. Вихри особенно свойственны Аравіи, гдѣ одновременно поднимается нѣсколько и большихъ и малыхъ песчаныхъ, вихревыхъ столбовъ въ двадцать или тридцать футовъ въ діаметрѣ и въ нѣсколько сотъ футовъ высотою. Аравійскіе вихри наступаютъ внезапно безъ всякаго предвѣстія, во всякую погоду, и утромъ, и вечеромъ, и ночью. Кратковременный порывъ вихря опрокидываетъ караваны, и вырываетъ съ корнями деревья, а достигнувъ моря, разснащиваетъ и затопляетъ корабли, или производитъ водяныя тромбы. Брюссъ видѣлъ въ Нубіи одиннадцать вихрей, приближавшихся къ нему одновременно съ необыкновенною быстротою. Сознавая, что напрасно было бы помышлять о спасеніи бѣгствомъ, тамъ, гдѣ самая быстрая арабская лошадь не унесла бы его отъ настигавшей опасности, онъ остался прикованнымъ къ своему мѣсту. Вихри пронеслись и оставили его въ такомъ состояніи духа, между удивленіемъ и ужасомъ, для котораго онъ не могъ даже прибрать названія. Вихри набѣгаютъ съ громкимъ, порывистымъ шумомъ и нерѣдко сопровождаются сильными электрическими взрывами. Вьюги, это тѣ же вихри, только зимніе, кружащіе падающій мелкій снѣгъ. Вьюги имѣютъ еще названіе мятелей, а въ Сибири пургъ и бурановъ. Сибирскія мятели такъ страшны и сильны, что снѣжная вьющаяся пыль наполняетъ воздухъ туманной мглою на огромныхъ пространствахъ, такъ что не видно не только дороги, но даже, сидя въ саняхъ, нельзя видѣть лошадей, и положеніе застигнутаго путника становится вполнѣ бѣдственнымъ и безвыходнымъ. Особенно замѣчательны сѣверовосточные, леденящіе вѣтры, называемые бора, они имѣютъ двѣ резиденціи въ Европѣ: въ Черномъ морѣ, вдоль сѣверовосточнаго берега, начиная отъ Анапы и Новороссійска, и въ Адріатическомъ, между Тріестомъ и заливомъ Кварнеро {Спеціальное описаніе боры В. Бѣляева находится въ No 79 "Сѣв. почты" 1866 г.}. Въ Новороссійской бухтѣ дѣйствія боры самыя сильныя, а затѣмъ область этого ужаснаго вѣтра расширяется верстъ на 400 далѣе къ ю.-в. Давленіе боры опредѣляютъ въ 10 фунтовъ на кв. футъ со скоростію 80' въ секунду. Вѣтеръ продолжается обыкновенно около трехъ дней -- въ октябрѣ, но преимущественно ноябрѣ и декабрѣ; въ этихъ мѣсяцахъ бора истинно убійственна. Самые ужасные ураганы Атлантическаго океана и Антильскихъ острововъ менѣе страшны, чѣмъ бора. Она поднимаетъ въ упомянутыхъ заливахъ воду частыми гребнями, порывистыми ударами срываетъ ихъ верхушки, превращая въ тончайшую водяную пыль, которую несетъ по берегу, окропляя деревья и зданія, срывая съ послѣднихъ желѣзныя крыши и свертывая ихъ въ тонкія трубки. Человѣкъ, застигнутый борою, на открытомъ мѣстѣ, чтобы спасти себя, долженъ упасть на землю и катиться по произволу вѣтра до перваго предмета, который его остановитъ. На судахъ, сквозь оглушительный свистъ и вой боры, нельзя отдавать приказаній. Страшный стонъ и гулъ дѣлаютъ не слышными даже пушечные выстрѣлы. Водяная пыль, обрызгивая снасти кораблей, замерзаетъ и, нависнувъ на нихъ тяжелою ледяною корою и зоостренными сосульками, наклоняетъ корабль, который перевертывается и тонетъ. Замерзаніе происходитъ отъ того, что во время боры, температура падаетъ въ Адріатическомъ морѣ до --6, --7, --8, а въ Черномъ до --16 и даже до --20о. Барометръ, напротивъ, во время боры, бываетъ очень высокъ, потому что этотъ вѣтеръ чрезвычайно сухъ. Непроницаемый туманъ, наблюдаемый во время вѣтра, въ собственномъ смыслѣ, не есть туманъ, а тончайшая водяная пыль, поднятая въ воздухъ въ невѣроятныхъ массахъ и распространенная на большое пространство чисто механически такъ, что верстъ на триста, растенія бываютъ покрыты осадившеюся на листьяхъ морскою солью. Къ числу холодныхъ вѣтровъ Европы, имѣющихъ нѣкоторое сходство по происхожденію съ борою, принадлежитъ Мистраль, дующій отъ Пиринеевъ до устьевъ рѣки Вара и доходящій по Средиземному морю до Корсики; Галеджо, въ Испаніи, дующій также отъ Пиринеевъ съ сѣвера, но оба эти вѣтра, сходные съ борою по происхожденію, далеко не сходны съ нею по послѣдствіямъ. Они только суровы и холодны, но вовсе не ужасны и не гибельны. Кромѣ пассатовъ, муссоновъ и боры, заслуживаютъ большого вниманія слѣдующіе вѣтры: гарматанъ или песчаный вѣтеръ, дующій не болѣе одной недѣли въ апрѣлѣ мѣсяцѣ, въ направленіи отъ востока къ западу, чрезъ всю среднюю, то есть самую раскаленную Африку; онъ заключаетъ въ себѣ большое количество кислорода. Проходя жгучіе пески Африки, при 60о по Р, онъ становится нестерпимо знойнымъ, изсушаетъ въ нѣсколько часовъ всѣ растенія, встрѣчающіяся на пути его; деревянныя строенія и всякая деревянная утварь, мебель и посуда разщеляются, кожа на рукахъ и на губахъ трескается, обливаясь кровью, и человѣкъ превращается въ какую-то живую мумію; въ воздухѣ дѣлается душно и изчезаетъ свойственная ему прозрачность, замѣняясь густымъ туманомъ синеватой пыли. Все, встрѣчаемое этимъ вѣтромъ, принимаетъ опаленный видъ и дыханіе сильно затрудняется, по всей вѣроятности, не столько отъ жару, сколько отъ содержимаго раскаленнаго песку, потому что, какъ доказали опыты Чантри и Банкса, человѣкъ можетъ, безъ особеннаго вреда, дышать воздухомъ, нагрѣтымъ до температуры 300о, что испытали они сами надъ собой. Отъ этого вѣтра, превратившагося въ арканъ или ураганъ, происходятъ песчаные вихри и ураганы въ Сахарѣ; бѣдствія каравановъ, застигнутыхъ подобною бурею, трудно даже и описать. На далекомъ горизонтѣ показывается обыкновенно едва замѣтная точка, которая приближается и расчетъ быстро, какъ тѣнь, и затѣмъ обрушивается страшнымъ песчанымъ ураганомъ; единственное спасеніе заключается въ томъ, что всѣ бросаются ницъ головою, противу вѣтра; верблюды инстинктивно дѣлаютъ тоже; иначе гибель неизбѣжна, и цѣлые караваны мгновенно засыпаются песчаными горами. Но при такихъ ужасающихъ свойствахъ, гарматанъ бываетъ полезенъ послѣ тропическихъ дождей, быстро осушая землю и тѣмъ отвращая слѣдствія сырости, вредной при тропическомъ жарѣ. Шамсинъ или Хамсинъ (по арабски означаетъ 50 дней), дующій съ юга на юго-западъ, въ противуположность гарматану, содержитъ въ себѣ много азота и дуетъ съ промежутками около 50 дней. Онъ убійственъ въ полномъ смыслѣ слова: люди и животныя, едва повѣетъ онъ, скрываются отъ него въ пещерахъ, погребахъ и другихъ мѣстахъ, дающихъ свѣжесть. Онъ дуетъ чрезъ сухія и песчаныя степи Египта во время весенняго равноденствія и въ теченіе недѣли особенно зноенъ. Палящее свойство его увеличивается еще тонкой удушливой пылью, помрачающей воздухъ. При переходѣ хамсина изъ Египта въ Европу, путемъ Средиземнаго моря, удушливость и зной его ослабѣваютъ отъ прохлажденія морскими водами и пріобрѣтеннымъ изъ нихъ кислородомъ. Въ Сициліи и южной Италіи онъ называется сирокко, а въ Испаніи солано. Не взирая на освѣженіе водами Средиземнаго моря, сирокко и солано совершенно разслабляютъ физическія, а съ нимъ и душевныя силы человѣка, страдающаго отъ истощительнаго пота. Сирокко, достигнувъ швейцарскихъ ледниковъ и достаточно охладившись, вступаетъ въ альпійскую область подъ именемъ фёна и тамъ дѣлается часто причиною таянія ледниковъ. Самумъ или саміелъ (означаетъ въ переводѣ ядъ или ядовитый вѣтеръ) дуетъ въ Персіи, Сиріи и Аравіи, распространяя въ воздухѣ удушающій сѣрный запахъ и матовый багровый цвѣтъ. Онъ умерщвляетъ внезапно. Тѣла умерщвленныхъ немедленно чернѣютъ и скоро разлагаются. Предъ наступленіемъ самума, животныя, и особенно верблюды, сильно безпокоятся, крича и безпрестанно поварачивая голову и жадно вдыхая раскаленный воздухъ. У лошадей вздуваются вены, отчего эти животныя сами себѣ открываютъ кровь, прокусывая зубами кожу. Дикія животныя: антилопы, козы, птицы, даже тигры дружно несутся въ ужасѣ, спасаясь отъ урагана. Самумъ 1855 г. въ августѣ, близъ Герата, истребилъ въ огромномъ караванѣ множество людей и животныхъ. Съ окончаніемъ бури изъ 174 верблюдовъ осталось 28, лошади задохлись всѣ, а изъ 121 человѣка осталось только 19. Самумъ, въ большей части случаевъ, дуетъ лишь нѣсколько часовъ, но иногда это бѣдствіе продолжается по два и по три дня. Блѣдно красноватый цвѣтъ атмосферы предвѣщаетъ наступленіе самума, что, вѣроятно, зависитъ отъ песку, поднятаго вѣтромъ въ верхніе слои воздуха. Красно-желтый цвѣтъ неба, подернутый какою то дымкою, и малыя, но густыя облака на горизонтѣ, служатъ зловѣщими и страшными предвѣстниками наступающаго шторма.
Вѣтры вертикальные, дующіе отъ земли вверхъ къ облакамъ, свойственны только самымъ жаркимъ, песчанымъ степямъ, какъ Сахарѣ, (въ С. Африкѣ) Керманской степи (въ Персіи) и двумъ степямъ въ средней Азіи Гоби-Гангай и Гоби-Шамо. Раскаленный и палящій воздухъ быстро подымается вверхъ отъ огненныхъ песковъ и жаромъ своимъ испаряетъ и разгоняетъ облака, лишая ихъ возможности упасть на пылающую землю благотворнымъ дождемъ. Это страны вѣчнаго бездождія. Раскаленный воздухъ, охладившись въ высокихъ слояхъ атмосферы, также быстро падаетъ въ отвѣсномъ направленіи внизъ и малѣйшая влажность его изчезаетъ по мѣрѣ приближенія къ нижнимъ слоямъ, гдѣ онъ снова раскаляется и снова несется вверхъ. Вообще всѣ вѣтры можно подвести подъ пять слѣдующихъ разрядовъ:
1) Вѣтры постоянные, каковы пассаты.
2) Вѣтры періодическіе, какъ муссоны или монсуны, а также дневные и ночные.
3) Вѣтры перемѣнные или непостояные умѣренныхъ и холодныхъ поясовъ.
Польза и необходимость вѣтровъ для человѣка такъ очевидны, что не могутъ подлежатъ опроверженію, но крайности въ атмосферѣ, то есть совершенное безвѣтріе (штиль) и бури, приносятъ не мало бѣдствій. Безвѣтріе было особенно пагубно тогда, когда не было извѣстно примѣненія пара, какъ дѣйствующей силы, и когда курсъ кораблей зависѣлъ исключительно отъ парусовъ. Судно и экипажъ его, застигнутые въ открытомъ морѣ двухъ или трехъ-недѣльнымъ штилемъ и притомъ вдали отъ предѣловъ морскихъ теченій, могли буквально стоять на одномъ мѣстѣ, подвергаясь всѣмъ ужасамъ голода и не имѣя никакой возможности достигнуть береговъ, чтобы запастись съѣстными припасами и прѣсною водою, но съ этими физическими страданіями соединялась и болѣзнь душевная, при сознаніи безнадежности своего положенія. Эти ужасныя затишья особенно свойственны поясу экваторіальной тишины. За то и бури, застигающія мореплавателей въ открытомъ морѣ и происходящія отъ внезапнаго нарушенія равновѣсія въ воздухѣ, погубили въ разное время не мало людей. Какъ ни страшны гигантскія качанія кораблей среди океановъ на 14-саженныхъ волнахъ и стоны бурь въ темную ночь, надъ мрачными безднами, все-таки эта опасность менѣе той, которая застигаетъ человѣка вблизи береговъ, скалъ и отмелей и особенно подводныхъ камней и рифовъ. Силою вѣтра и волнъ корабли бросаются на подводныя скалы; получаютъ пробоины и тонутъ. Бури или шквалы особенно сильно проявляются въ Атлантическомъ океанѣ и тамъ бываютъ особенно опасны по неправильности волненія. Они начинаются обыкновенно въ Вестъ-Индіи. Въ Тихомъ океанѣ особенно бурны желтое, Китайское и Японское моря. Страшные ураганы, бичующіе Атлантическій океанъ, обнимаютъ громадную площадь и совершаются съ неимовѣрной быстротой, пролетая по 90 миль (630 верстъ) въ часъ или 10 1/2 верстъ въ минуту, то есть со скоростію полета пушечнаго ядра. Яростная буря 12 авг. 1830 года пронеслась отъ Караибскаго моря до Ньюфаундлендской мели, то есть на протяженіи 21,000 верстъ, со скоростію 180 верстъ въ часъ. Ураганъ 1 сентября 1821 года., хотя ограничивался меньшимъ протяженіемъ, но за то былъ несравненно быстрѣе и пробѣгалъ по 210 верстъ въ часъ. Вообще же, чѣмъ меньшимъ пространствомъ ограничивается буря, тѣмъ быстрѣе она мчится и тѣмъ ужаснѣе ея ярость. Иногда въ океанѣ образуется разомъ нѣсколько отдѣльныхъ урагановъ, которые стремительно несутся въ одномъ параллельномъ между собою направленіи, а иногда встрѣчаются подъ углами, при чемъ удары встрѣтившихся бурь бываютъ самые ужасные. Иногда ураганъ, находя на высокія горы, раздваивается и образуетъ такимъ образомъ два отдѣльныхъ урагана, изъ которыхъ каждый, послѣ этой минутной остановки перваго урагана, пріобрѣтаютъ еще большую силу и стремятся съ неимовѣрною яростію.
Движущаяся атмосфера вращается около своей оси; эта самая ось имѣетъ свое собственное поступательное движеніе во все протяженіе океана въ эллиптической или параболической формѣ, что можно отчасти сравнить съ вращеніемъ земли вокругъ своей оси и въ тоже время движущейся около солнца. Мѣста, чрезъ которыя несется впередъ ураганъ, испытываютъ обыкновенно три явленія: спорна задѣваетъ ихъ передовой край вращающейся атмосферы и разражается бурными порывами вѣтра, напримѣръ съ востока къ западу, затѣмъ этотъ порывъ ослабѣваетъ и приближается ось урагана, причемъ наступаетъ совершенная тишина, такъ какъ въ центрѣ бури воздухъ всегда остается покоенъ; послѣ прохожденія оси, на то же мѣсто вступаетъ задній край вращающейся атмосферы и вновь истощаетъ свою ярость, но въ направленіи совершенно противоположномъ, то есть отъ запада къ востоку, такъ какъ вѣтеръ дуетъ всегда въ противоположныхъ направленіяхъ по разнымъ сторонамъ оси вращенія. Это легче понять изъ прилагаемаго чертежа.
Круговое вращеніе воздушной плоскости Е F. G H вокругъ наклоненной оси A--B производитъ вѣтеръ, дующій по разнымъ сторонамъ этой оси въ направленіяхъ совершенно противоположныхъ другъ другу. Такъ на задней сторонѣ оси онъ дуетъ въ направленіи, стрѣлки е, а перейдя, вслѣдствіе вращенія на переднюю сторону, дуетъ уже въ противоположномъ направленіи, какъ означаетъ стрѣлка d.
Скорое и даже внезапное паденіе ртути въ барометрѣ служитъ вѣрнымъ признакомъ приближающагося урагана и потому ни одному судну, въ опасныхъ водахъ Атлантическаго океана, не слѣдуетъ пренебрегать этимъ важнымъ и притомъ дешовымъ инструментомъ, могущимъ спасти отъ вѣрной погибели своевременнымъ предупрежденіемъ. Ртуть въ барометрѣ падаетъ отъ того, что съ начатіемъ вращательнаго движенія урагана въ весьма отдаленной мѣстности, центробѣжная его сила производитъ расширеніе воздуха на весьма большое пространство и ртуть начинаетъ опускаться даже въ тѣхъ мѣстахъ, откуда, буря отстоитъ еще верстъ на 600 или 700; слѣдовательно, есть и время спастись отъ нея. Если падающая ртуть предупреждаетъ объ опасности, то законы развитія и движенія бурь и опытность мореплавателей научаютъ, какимъ образомъ избѣгнуть погибели. Среди вертящагося урагана бываетъ всегда страшное волненіе, вздымающее морскія зыби не обыкновенными волнами, а громадными водяными пирамидами. Оглушительный грохотъ урагана можно сравнить съ самыми сильными раскатами грома, причемъ необходимо однако же замѣтить, что ураганы, въ весьма рѣдкихъ случаяхъ, сопровождаются громомъ и молніей. Неимовѣрно сильное пирамидальное поднятіе водъ внутри предѣловъ урагана происходитъ отъ того, что весь остальной океанъ, находящійся внѣ границъ вѣтра, поднимаетъ своимъ давленіемъ воду, находящуюся въ центрѣ круговорота, гдѣ наоборотъ, это давленіе уменьшается по протяженію всей площади урагана, а слѣдовательно нѣтъ уже той силы, которая могла бы уравновѣшивать наружное давленіе. Независимо отъ барометрическихъ предсказаній и сама природа предостерегаетъ человѣка отъ грозящей ему опасности. Атмосфера принимаетъ какой то блѣдный безжизненно-свинцовый цвѣтъ; облака, хотя и густыя, показываются на горизонтѣ какими-то оборванными клочьями и являются Самыми зловѣщими предвѣстниками страшной бури, при чемъ принимаютъ огненно-красный отливъ. Море, при мертвой тишинѣ, безъ всякаго вѣтра, начинаетъ какъ-то грустно плескаться и жалобно стонать, а уже нѣсколько времени спустя поднимается разрушительный штормъ.
Здѣсь кстати сказать нѣсколько примѣровъ замѣчательныхъ бурь, совершившихся въ разныхъ странахъ и разные годы. Между бурями новѣйшаго времени особенно замѣчательно страшное волненіе Атлантическаго океана, въ которомъ сильно пострадалъ винтовой и вмѣстѣ колесный пароходъ Гретъ-Истернъ (Левіоеанъ), опускавшій подводный трансатлантическій телеграфный канатъ. Онъ набѣжалъ на крайнюю дугу урагана, обломавшую ему крылья колесъ и только винтовая машина дала ему возможность спастись отъ вѣрной погибели. Буря въ Черномъ морѣ 1854 года, во время нашей восточной войны, надѣлала своими колоссальными волнами много бѣдъ англо-французскому флоту. Буря-ураганъ 1860 г., близъ Ровиго, въ Венеціанской области, произвела страшныя опустошенія. Она началась въ Кальто и потомъ черезъ По перешла въ Толле; порывистый вѣтеръ дулъ съ такой необычайной силой, что вырывалъ съ корнями по нѣскольку деревъ разомъ, сносилъ на далекія разстоянія мельницы, дома и даже большіе камни. Буря сопровождалась страшнымъ градомъ, столь огромной величины, что нѣкоторыя отдѣльныя градины вѣсили до 3 фунтовъ. Въ теченіе 7 минутъ разрушено 173 дома, подъ развалинами которыхъ найдено 18 труповъ и 76 человѣкъ тяжело раненыхъ; 630 человѣкъ остались совершенно безъ крова. Одинъ фермеръ быль отнесенъ вѣтромъ слишкомъ за полверсты и, конечно, найденъ уже мертвымъ. Буря-ураганъ въ С.-Петербургѣ и С.-Петербургской губерніи въ ночь съ 29 на 30 іюля 1865 года. Послѣ совершеннаго штиля, при мелкомъ, тепломъ дождѣ, около часу ночи, началъ обнаруживаться довольно порывистый вѣтеръ, который не болѣе какъ въ 1/4 часа возросъ въ полномъ смыслѣ слова до степени урагана. Направленіе его было сѣверо-западное, удары вѣтра стремительные. Температура быстро понижалась, барометръ опустился невѣроятно. Зданія тряслись и казалось хотѣли обрушиться и раздавить собою испуганныхъ жителей; огромныя желѣзныя крыши подымались и опускались опять на свое мѣсто или сорванныя устремлялись съ страшнымъ грохотомъ по улицамъ столицы. Ставни и цѣлыя рамы неслись въ безпорядкѣ гонимыя вѣтромъ; разбивавшіяся стекла звенѣли по камнямъ мостовой; товарныя суда, дровяныя барки и лодки были разбиты. Море, Нева и каналы поднялись вровень съ мостовой и готовы были залить весь Петербургъ. Вѣковыя деревья, въ окрестностяхъ города, вырваны были съ корнями. Петербургу угрожало страшное бѣдствіе, еслибы быстро возникнувшій ураганъ не началъ стихать также быстро, какъ и начался. На другой день погода стихла, но берега представляли картину страшнаго разрушенія: бревна, дрова, барки, бочки, купальни и разный товаръ образовали сплошную, волнующуюся массу.
Во время страшнаго урагана 1780 года, по западнымъ берегамъ Великобританіи, волны поднимались на такую высоту, что береговые форты и батареи были смыты до основанія, а тяжелыя орудія, дымовыя трубы и крыши переносились по воздуху, какъ солома: этими чудовищными волнами была взрыта даже самая глубь моря, потому что на берегъ выбрасывались морскія звѣзды и такія животныя и растенія, которыя свойственны лишь дну морскому. Дома и прочія зданія падали въ прахъ, корабли гибли, люди и животныя, поднятые бурею въ воздухъ на большую высоту, падали внизъ уже разорванными на части трупами. Приложенный при семъ рисунокъ Эд цистонскаго маяка можетъ наглядно показать, до какой ярости могутъ доходить бури, такъ нерѣдко посѣщающія великобританскіе берега. Одновременно съ этою бурею затопило Бермудскіе острова и выбросило на берегъ болѣе 50 парусныхъ судовъ, Знамениты малороссійскія бури своими проливными дождями, раскатами грома и сверкающими въ черномъ мракѣ молніями. Мрачныя, бурныя ночи извѣстны тамъ подъ именемъ воробьиныхъ ночей. При описаніи большихъ бурь, употребляется, для показанія силы, слово ураганъ, но это весьма не точно; ураганы составляютъ исключительную принадлежность вестъ-индскихъ водъ, а также подъ именемъ оркана они извѣстны въ Африкѣ. Смерчи, тромбы, тифоны или водяные столбы,-- это такіе же бурные вихри, какъ и ураганы вестъ-индскихъ водъ, только свойственные болѣе другимъ морямъ и по преимуществу Китайскому, Желтому и Японскому, гдѣ они чаще извѣстны подъ именами тифоновъ или бѣлыхъ шкваловъ, потому что тейфунъ по китайски означаетъ бѣлую пѣну. По описанію Янсена, при явленіи смерчей, сверху начинаетъ опускаться густое облако, въ видѣ темнаго пара, а изъ морскихъ пучинъ такой же сѣрый паръ поднимается вверхъ. Верхній водяной столбъ толще нижняго и въ немъ слышенъ шумъ; онъ спускается внизъ къ поверхности моря темнымъ рукавомъ и тянетъ оттуда воду, какъ хоботомъ. Какъ этотъ заоблачный хоботъ, такъ и нижній, поднимающійся рукавъ, крутятся отъ вихря наподобіе двухъ воронокъ, пока, не сойдутся и не составятъ фигуры, похожей на песочные часы. Вода переливается сверху и снизу вверхъ въ видѣ спирали; это вихреобразное крученіе воды становится еще сильнѣе и ужаснѣе, когда темный цвѣтъ хоботовъ принимаетъ видъ разъяреной бѣлой пѣны, идущей косвенно въ направленіи бури. Вой тифоновъ на Китайскомъ морѣ уподобляется безчисленному множеству голосовъ, до того визгливыхъ, что положительно изнемогаетъ слухъ. Яростно бичуемое море кипитъ и лѣнится; отъ всплесковъ крутящейся воды стонетъ воздухъ, а если въ это время попадется сюда корабль, то погибель неизбѣжна. Обыкновенная высота смерчей отъ 500 до 700 футовъ, а поперечникъ не болѣе 20, но въ иныхъ, хотя и рѣдкихъ, случаяхъ бываютъ они и выше и толще. Смерчи появляются обыкновенно въ этихъ моряхъ разомъ по нѣскольку, иногда сотнями, и рѣдко менѣе трехъ. Когда смерчъ начинаетъ распадаться, то нижняя часть его рукава расширяется, а изъ самаго цилиндра, какъ изъ паровой машины, вырываются маленькія облачка, въ видѣ пара, и затѣмъ это временное отверстіе закрывается снова, какъ будто какимъ нибудь клапаномъ. Когда мореплаватели бываютъ застигнуты тифоидами бурями, то единственнымъ средствомъ къ спасенію, если не удастся уклониться, служатъ пушечные выстрѣлы ядрами въ среднія части тифона; тогда происходитъ отъ выстрѣла пустота, въ которую стремится воздухъ сосѣднихъ слоевъ; такимъ образомъ равновѣсіе, поддерживающее тифонъ, нарушается и ревущій водяной гигантъ падаетъ въ море страшнымъ ливнемъ. Иногда, хотя и рѣдко, смерчи доходятъ до самыхъ береговъ и крутятся на землѣ, но скоро обрушиваются, производя наводненіе и разрушенія у мѣстныхъ жителей. Выходящіе на землю водяные столбы наоборотъ являются только по одиночкѣ и весьма рѣдко по два, но за то извергаютъ на берегахъ всю ужасающую свою ярость и вскорѣ распадаются. Въ Италіи, надъ городами Марсаллой и Кастелламаре, 8 декабря 1851 года, разразился ужасный ураганъ въ видѣ двухъ огромныхъ смерчей, которые, несясь съ неимовѣрною быстротою, распространили на пути своемъ смерть и опустошенія. Половина города Кастелламаре была разрушена; многіе корабли или брошены были на берегъ, или поглощепы волнами; болѣе 500 человѣкъ погибло при этой ужасной бурѣ. 18 августа 1850 года жители города Валдая поражены были рѣдкимъ и никогда невиданнымъ явленіемъ, именно тифономъ на Валдайскомъ озерѣ. При юго-западномъ вѣтрѣ и пасмурной погодѣ въ воздухѣ вдругъ произошелъ шумъ, и Валдайское озеро взволновалось, а потомъ по срединѣ, на глубинѣ 30 саженъ, начало бить фонтанами, возвышаться на подобіе водоворотовъ и отъ водяныхъ брызгъ покрылось все туманомъ. Затѣмъ образовался на поверхности озера водяной холмъ, имѣвшій до 60 сажень въ своей подошвѣ, около которой шумѣли бѣлыя волны, по бокамъ текли страшные потоки воды и били фонтаны, а на вершинѣ былъ столбъ, какъ будто изъ тумана, разширявшійся до облаковъ. Въ немъ было стремительное винтообразное движеніе воды вверхъ и внизъ. Этотъ столбъ, съ тучею въ вершинѣ, двигался по озеру, какъ живой великанъ и видѣнъ былъ на большое разстояніе, верстъ на 8. Онъ продолжался около часа и наконецъ рухнулъ.
Воздушные вихри, называемые также воздушными смерчами, представляютъ явленіе, подобное водяному тифону, съ тою только разницею, что вмѣсто воды, является дѣятелемъ одинъ воздухъ. Разрушительныя дѣйствія ихъ громадны и сила до того велика, что они захватываютъ доски, бревна, людей и даже большихъ животныхъ, съ яростію кружатъ ихъ на высотѣ и выбрасываютъ съ силою. Бывали такіе случаи, что даже тяжелыя мѣдныя и чугунныя пушки уносились на большую высоту и кружились, какъ кружится при вѣтрѣ мелкій соръ. Воздушный смерчъ или ураганъ 1864 г., въ Мещовскомъ уѣздѣ, надѣлалъ много бѣдствій; особенно ярость его опрокинулась на бумажную фабрику Говарда. Большое зданіе тряслось, рамы были выбиты; наконецъ ураганъ повалилъ большую дымовую трубу паровика и разбросалъ ее; яростный вѣтеръ выдулъ изъ большого пруда, въ родѣ озера, всю воду, вмѣстѣ съ рыбою на берегъ, а по дну пруда можно было ходить. Рыба, оставшаяся безъ воды, вскорѣ заснула и потомъ предалась гніенію. Въ 1718 году смерчъ разразился надъ мѣстностью Ланкашира и, разрывъ землю на семь или восемь футовъ глубины, образовалъ огромную пропасть на протяженіи двухъ верстъ. Кромѣ водяныхъ и воздушныхъ тифоновъ, вѣтры производятъ еще тифоны песчаные, совершенно сходные по своему спиральному круженію съ описанными и, въ точномъ смыслѣ, съ песочными часами. Они происходятъ обыкновенно въ песчаныхъ степяхъ жаркаго пояса; самыя замѣчательныя песчаныя бури происходятъ преимущественно въ африканскомъ песчаномъ морѣ -- Сахарѣ, а въ Азіи -- въ Гоби-Шамо, Гоби-Гангай, Дештъ-Коварѣ, но иногда, хотя рѣдко, бываютъ и въ умѣренномъ поясѣ. 4 іюня 1848 г., въ Воронежѣ, послѣ сильныхъ и продолжительныхъ жаровъ, вечеромъ показались на юго-западномъ горизонтѣ темныя тучи, изъ которыхъ послѣдняя разразилась явленіемъ небывалымъ въ этихъ мѣстахъ, поразившимъ всѣхъ страхомъ и ужасомъ. Это была грозная картина мрака съ порывами бури, охватившими весь Воронежъ. Здѣсь тропическій ураганъ явился во всемъ своемъ величіи. Первый, предшествовавшій мракъ превратился въ самую непроницаемую мглу, и ужаснѣйшая буря застонала дикими, оглушительными воплями. Болѣе 30 минутъ продолжалось это страшное явленіе; впрочемъ, въ промежуткѣ этого времени былъ моментъ, когда мелькомъ видѣли блѣдное мерцаніе свѣта, а потомъ снова наступила непроницаемая тьма. Невѣроятная масса песку и мелкихъ камней пронеслась по городу и помчалась далѣе на востокъ производить такіе же ужасы. Затѣмъ начались удары грозы, и черныя тучи разрѣшились проливнымъ дождемъ, который и закончилъ страшную бурю.
Если вѣтры, производя съ одной стороны бури и ураганы, дѣлаются причиною большихъ несчастій для человѣка, то, съ другой стороны, они приносятъ ему большую пользу, очищая воздухъ отъ удушливыхъ и вредныхъ газовъ, отъ зловонныхъ испареній и нечистотъ. Все, что дышетъ на землѣ, портитъ воздухъ, принимаемый легкими; извергнутый оттуда, онъ уже болѣе негодится для дыханія.-- Здѣсь является удушливая углекислота. Все, что горитъ, потребляетъ изъ воздуха кислородъ, оставляя безжизненный газъ азотъ. Слѣдовательно, если бы атмосфера, въ теченіе многихъ вѣковъ не могла очищаться отъ вредныхъ примѣсей, или возстановлять утраченное ею, то человѣкъ, животныя и вся органическая жизнь давно бы изчезли на землѣ. Вѣтры приводятъ атмосферу въ движеніе и даютъ ей освѣженіе, но у вѣтровъ есть еще союзникъ -- растенія. Они поглощаютъ въ себя углекислоту и вновь возвращаютъ воздуху матеріалы, нужныя животнымъ для вдыханія, а именно его составныя части: кислородъ -- днемъ и азотъ -- ночью. Наибольшее количество кислорода извергается тропическою растительностію, подъ чистымъ, безоблачнымъ небомъ, гдѣ солнечные лучи особенно сильны и атмосферная влажность особенно обильна. Подъ средними и полярными широтами, напротивъ прибыль кислорода значительно менѣе, по равновѣсіе возстановляется именно содѣйствіемъ вѣтровъ: тропическія воздушныя теченія уносятъ избытокъ кислорода подъ болѣе высокія широты, чтобы дать и тамъ возможность людямъ и животнымъ дышать и согрѣваться.
Очевидно, что чѣмъ болѣе простору имѣетъ воздухъ, тѣмъ болѣе онъ долженъ былъ чистымъ. Слѣдовательно, равнины и нагорныя мѣстности представляютъ болѣе благопріятныя условія здоровью, чѣмъ дремучіе лѣса, со спертымъ воздухомъ, или глубокія долины, загражденныя тѣми же горами отъ свободныхъ теченій. Швейцарскій кретинизмъ, особый родъ тупоумія или идіотизма, свойственъ именно жителямъ глубокихъ долинъ. Всѣ тяжкія болѣзни, бичевавшія человѣчество въ разныя вѣка, какъ моровая язва при Периклѣ, черная смерть при Дмитріѣ Донскомъ, а потомъ при Іоннѣ III, чума при Екатеринѣ II, холера 1831, 1848 и 1866 годовъ, имѣютъ главными причинами утрату изъ воздуха тѣхъ существенно необходимыхъ условій, безъ которыхъ здоровье человѣка немыслимо. Затѣмъ, вѣтры разносятъ по земной поверхности водяныя испаренія и чрезъ то даютъ возможность сухимъ и лишеннымъ воды мѣстностямъ также орошаться по временамъ освѣжительною влагою; они и по той же земной поверхности разносятъ сѣмена растеній и преимущественно такъ называемыя сѣмена лѣсовъ или летучки и такимъ образомъ являются естественными сѣятелями; они даютъ человѣку простое средство приводить въ движеніе свои машины, какъ вѣтряныя мельницы и, при помощи парусовъ, переплывать океаны; послѣднее было особенно важно до примѣненія силы пара, какъ механическаго дѣятеля. Наконецъ, вѣтры служатъ для холодныхъ странъ проводниками тепла, умѣряющаго суровость природы и наоборотъ для жаркихъ странъ, проводниками освѣжающей прохлады. Въ зимнее время западные вѣтры приносятъ с.ъ Атлантическаго океана теплоту Гольфстрема въ далекія пространства, и часто послѣ тяжкихъ зимнихъ морозовъ, они даютъ возможность отдохнуть человѣку отъ стужи, леденящей не только его физическую, но и самую умственную природу. Вѣтеръ этотъ въ зимнее время бываетъ иногда такъ тепелъ и влаженъ, что доходитъ до +5о и производитъ оттепель, при которой часто идетъ дождь. Въ тропическихъ жаркихъ странахъ вѣтеръ съ моря считается особымъ благодѣяніемъ неба, когда среди жаркаго лѣта онъ пріятенъ, даже и въ нашемъ сѣверномъ климатѣ. 1іри такомъ обильномъ запасѣ благодѣяній и въ тоже время несчастій, посылаемыхъ человѣку воздушными и водяными океанами, могъ ли онъ остаться спокойнымъ зрителемъ и не вникнуть глубже въ познаніе таинственныхъ законовъ благодѣтельной и сокрушающей природы. Пытливый умъ его старался разгадать все это и разгадалъ многое, а многое и очень многое оставлено въ удѣлъ грядущихъ поколѣній.
Воздушные законы, лѣтъ 30 тому назадъ, особенно обратили на себя вниманіе американскихъ ученыхъ. Вашингтонская метеорологическая обсерваторія занялась самымъ тщательнымъ изученіемъ ихъ и постоянными наблюденіями надъ вѣтрами и теченіями воды въ морѣ. Каждое наблюденіе заключало въ себѣ 8-часовой періодъ времени, а число собранныхъ ею изъ разныхъ мѣстъ наблюденій доходило до 1,259,353. Таблицы, основанныя на самыхъ многочисленныхъ данныхъ, которыя когда-либо были получены, изображаютъ, по показаніямъ моряковъ, общія движенія воздуха на морѣ и господствующее направленіе вѣтра на его поверхности, за исключеніемъ муссоновъ. Собранныя такимъ образомъ наблюденія много сократили и обезопасили морскія путешествія; наконецъ, въ 1853 году, въ Брюсселѣ, составилась ученая метеорологическая конференція, на которой участвовали главныя морскія державы. Здѣсь предложенъ былъ общій планъ содѣйствія въ изслѣдованіи морскихъ и воздушныхъ явленій. Это повело къ учрежденію въ Лондонѣ метеорологическаго отдѣленія подъ предсѣдательствомъ адмирала Фицъ-Роя (Fiz-Roy). Дальнѣйшими стараніями этого ученаго выяснились многіе, весьма важные метеорологическіе законы, какъ напримѣръ, господствующее направленіе вѣтровъ, высокое или низкое стояніе барометра въ тѣхъ или въ другихъ широтахъ. На основаніи самыхъ логическихъ заключеній опредѣлялась, хотя и приблизительно, но все-таки относительно вѣрно предстоящая буря или вообще перемѣна погоды. Созданная Фицъ-Роемъ теорія бурь блистательно оправдалась лѣтъ десять тому назадъ, когда одинъ отважный капитанъ, не взирая на предостереженія Фицъ-Роя о вѣроятномъ наступленіи большой бури, не послушавшись или не повѣривъ ученой теоріи, выступилъ въ океанъ, гдѣ вскорѣ и погибъ со всѣмъ экипажемъ отъ ужаснаго урагана.