Мало найдется такихъ читателей, которые не сохранили бы величественнаго воспоминанія объ Испагани, многолюдствѣ, обширной торговлѣ, великолѣпіи и обширности зданій, и о богатствѣ жителей сего города. Въ тѣ времена царствовали Софіи, и Испагань была столицею Государства. Теперь сей прекрасной городѣ не что иное есть, какъ главное мѣсто правительства и во многихъ своихъ частяхъ представляетъ печальные слѣды народныхъ волненій.
Iардинъ, бывшій въ Испагани 167З года, увѣряетъ насъ, что сей городъ имѣлъ 24 мили въ окружности, 162 мечети и 48 училищѣ, 1802 гостинницы, 27З народныя бани и болѣе 38,000 домовъ большихъ и малыхъ. Вельможи, подражая Аббасу Первому, старались наперерывъ украшать городъ великолѣпнѣйшими зданіями. Нѣкоторые путешественники число народа въ Испагани простирали до 1,100,000 человѣкъ; но сіе изчисленіе слишкомъ увеличено; его должно уменшить по крайней мѣрѣ четвертою частію.
Нынѣ Испагань окружена однѣми только развалинами и обломками. Предмѣстіе восточное Аббаса-Абада и южное Гебровъ уже не существуютъ болѣе. Въ Джюльфагѣ едва ли считается пять сотъ Армянъ и можетъ быть сотня Персидскихъ семействѣ, поселившихся между ними съ давняго времени. Старый Архіепископъ, зависящій отъ Патріарха Уттъ-Міазинскаго, управляетъ сими Армянскими Христіанами. Власть Патріарха простирается по всей Персіи и даже въ Индію, куда онъ посылаетъ Вертабіетовъ или уполномоченныхъ отъ себя священниковъ. Восемь семействъ Римско-Католическихъ Армянъ ввѣрены, по духовенству, отцу Іосифу, природному Армянину, отъ Пропаганды воспитанному, которому отъ Папы дано полномочіе. По увѣренію Персіянъ и теперь еще Испагань имѣетъ 18 фарзанговъ (отъ 20 до 25 миль) въ окружности. Смѣло можно уменьшить сіе пространство до половины; но и тутъ надобно имѣть въ памяти, что оно занято множествомъ садовъ, дворцовъ, площадей и публичныхъ зданій. Число народа въ Испагани, со включеніемъ предмѣстій Джулфага и Сеиръ-Абада, не превосходитъ 150,000 человѣкъ. Стѣна, окружавшая городъ, совершенно разрушилась, но за то сохранились нѣкоторыя великолѣпныя зданія. Дворецъ, построенный Шахомъ-Аббасомъ, по огромности и великолѣпію равняется съ прекраснѣйшими зданіями въ Европѣ. Г. Морьеръ, бывши въ 1809 году въ Испагани, осматривалъ лучшую часть онаго -- Чегелъ Сутунъ, что значитъ сорокъ колоннъ. Сіе имя, или справедливѣе сказать прилагательное названіе, не означаетъ числа колоннъ, поддерживающихъ зданіе, но есть ничто иное какъ фигуральное выраженіе, употребляемое Персами, когда идетъ рѣчь о колоннадѣ, отличной своею красотою.
Чегелъ-Сутунъ находится посреди обширной площади, пересѣкаемой каналами и яворовыми аллеями; передъ фасадомъ онаго видѣнъ большой бассейнѣ со свѣтлою водою. Когда смотришь съ конца сего бассейна, то чертоги представляютъ прекраснѣйшій видѣ, котораго ни слова, ни самая искуснѣйшая кисть не могутъ представишь живо и вѣрно. Первая зала, возвышающаяся отъ земли на пять футовъ и открытая въ садѣ, имѣетъ 52 фута въ длину и восемь въ ширину. Осмнадцать столбовъ, обложенныхъ зеркальными стеклами, поддерживаютъ потолокъ, украшенный ослѣпительнаго блеска цвѣтами изъ чистаго золота. Колонны утверждены на четырехъ львахъ, составляющихъ подножіе. Внутреннія стѣны также одѣты зеркальными плитами, кои расположены столь искусно, что зала, отражая лучи свѣта, представляется высѣченною изъ кристалла. Изъ сей зады есть входѣ въ особую комнату со сводомъ, но ея стѣны равнымъ образомъ украшены зеркалами. Она ведетъ къ главной залъ, гдѣ потолокъ представлаетъ приятное разнообразіе куполовъ, различныхъ изображеній, живописи, позолоты; все ето сдѣлало бы честь вкусу и изящности у просвѣщеннѣйшихъ народовъ, Стѣны украшены шестью весьма хорошими картинами; изъ числа трехъ, которыя видны съ правой стороны противъ входа, середняя представляетъ Шаха Измаила, разсѣкающаго надвое, ударомъ сабли Янычаръ-Агу, въ присутствіи Солимана Султана Турецкаго, во время сраженія съ онымъ. Сіе происшествіе знаменито въ Персидской Исторіи. Картина съ правой стороны представляетъ Аббаса І го, сидящаго на пиршествѣ; онъ окруженъ, пѣвицами, музыкантами, придворными, и подноситъ наполненный виномъ кубокъ находящемуся подлѣ себя Принцу. Кажется, довольно уже выпито разныхъ жидкостей; ибо вдали видѣнъ одинъ изъ гостей въ состояніи весьма не трезвомъ. Картина съ лѣвой стороны представляетъ также пиршество Шаха-Тахмаса. Напротивъ, картины Шаха-Измаила есть другая, на которой изображено сраженіе, данное Надиръ-Шахомъ Махмуду, Моголу Индійскому, Изъ двухъ картинъ съ правой и лѣвой стороны одна представляетъ Аббаса, предавшагося удовольствіямъ пиршества, а другая -- сраженіе Аббаса I, или Шаха Измаила противъ Узбековъ.
Комнатные приборы Чегелъ-Сутуна состоятъ изъ однихъ ковровъ. Внѣшняя часть зданія по видимому готова разрушишься, но внутренняя находится довольно въ хорошемъ состояніи. Оно служитъ Диванъ-Канегомъ или приемною залою. Его всегда содержатъ въ готовности для принятія Шаха.
Гаремъ, или дворецъ женъ ШахоНыхъ, примыкаетъ въ Чегелъ-Сутуну. Говорятъ, что Еминъ Еддаулахъ или Генералъ-Интендантъ финансовъ построилъ его и подарилъ Шаху. Поелику сіе зданіе построено. въ новомъ вкусѣ, то я представлю описаніе онаго, дабы читатели могли имѣть понятіе о состояніи Архитектуры у Персовъ.
Тѣсная и темная дорога подъ осмиугольною башнею ведетъ съ конца Чегелъ-Сутунскаго сада къ симъ новымъ чертогамъ. Сперва входятъ на четвероугольной продолговатой дворѣ, украшенный цвѣтами, древесными аллеями, бассейнами, и окруженной со всѣхъ сторонѣ комнатами женщинѣ нижняго разряда. Поворотивъ на лѣво, взойдешь въ оранжерею, гдѣ растутъ молодыя померанцовыя деревья. Оттуда одною ступенью сходишь на главную площадь. Комнаты Шаха занимаютъ одну сторону зданія. Диванная зала украшена двумя портретами Шаха. Одинъ представляешь Фатъ-Али-Шаха, сидящаго на тронѣ, а другой изображаетъ его на ловлѣ звѣриной. Онъ сидитъ на богато убранномъ конѣ и хочетъ убить дикаго звѣря. Есть еще и другіе портреты, изъ коихъ замѣчательнѣйшіе суть: Тамерлана, Чингисъ-Хана и Джемшида. Стѣны украшены цвѣтами, птицами и другими животными, нарисованными съ удивительнымъ искусствомъ. Сводъ надъ большимъ окномъ есть прекрасное смѣшеніе зеркалъ, хрусталя и живописи. Ето одинъ изъ блистательныхъ памятниковъ Персидскаго искусства въ украшеніяхъ.-- Работа потолка возбуждаетъ удивленіе въ путешественникахъ. Цвѣты, вылитые изъ золота, и зеркала самыя чистыя блистаютъ со всѣхъ сторонъ и даютъ жизнь и веселость всей залъ.Рядомъ съ нею находится и другая, не менѣе украшенная, въ которой верхняя часть окошекъ сдѣлана изъ гипса, и въ немъ очень искусно вырѣзана сквозная кружевная полоса съ фигурами и цвѣтами. Проходящій въ отверстія свѣтъ очень приятенъ для зрѣнія. Здѣсь опять находится множество картинъ, между которыми замѣчателенъ портретъ молодаго Европейца, одѣтаго въ платье 16 то столѣтія. Персіяне называютъ его Шахъ-Задеги-Франкъ или сынъ Короля Франкскаго. Сей портретъ безъ сомнѣнія принадлежитъ къ собранію картинъ работы Голландскихъ художниковъ, заказанныхъ Аббасомъ I мъ.--
Другія комнаты сего зданія позолочены и росписаны такимъ же образомъ. Во многихъ висятъ портреты Шаха. Персы оказываютъ имъ великое уваженіе, и не иначе смѣютъ приближиться къ нимъ, какъ наклоненною головою.
Лѣтнія комнаты находятся подъ большою залою. Во время Зноя солнечнаго онъ служатъ убѣжищемъ и мѣстомъ удовольствій. Прекраснѣйшій мраморъ покрываетъ стѣны и полъ. Вода бьётъ фонтанами изъ отверстій пола; отсюда входъ въ бани, которыя при маломъ своемъ пространствъ превосходны. Купоны поддерживаются столбами, взятыми изъ Армянскихъ церквей Джулфага, одного изъ предмѣстій.
Есть и другія зданія, служащія жилищами для женщинъ низшаго разряда. Наконецъ, пробѣжавъ ихъ, вступаешь въ двѣ залы, построенныя Ашрефомъ, Авганскимъ Государемъ.--
Къ числу украшеній Испагани принадлежитъ еще мечеть Шаха-Госсейна, совершенно похожая на ту, о которой говоритъ Шардинъ, и высокой мостѣ построенный Ала-Верди-Ханомъ на протекающей въ Испагани рѣкѣ Зендегъ-Рутъ.-- Мечеть находится съ правой стороны отъ Мейдана. Входѣ въ оную прекрасенъ, и портикѣ отличается самою богатою Архитектурою. Столбы разнаго рода, обложенные прекрасными плитами изъ Таврисскаго мрамора, служатъ украшеніемъ портика. Ворота вылиты изъ бронзы и по краямъ украшены серебреннымъ приборомъ. Цвѣты, искусно вычеканенные и стихи изъ Алкорана, покрываютъ главныя ихъ стороны. Сіи ворота ведутъ подъ ротонду, изъ которой лежитъ дорога на внутренній дворѣ, имѣющій четыреугольную фигуру. Тамъ съ правой стороны находится мечеть съ куполомъ и двумя минаретами. Изъ трехъ другихъ сторонъ, одна занята прекраснымъ портикомъ, а двѣ другія зданіями, въ которыхъ живутъ дѣти, обучающіяся при мечети. На каждой сторонѣ по 12 комнатѣ небольшихъ четыреугольныхъ, устланныхъ коврами и удивительно приспособленныхъ къ ученію. Тишина мѣста, прекрасной климатъ, тѣнь древесныхъ аллеи, покрывающихъ дворъ, бассейны разливающіе прохладу -- все, кажется, здѣсь собрано для того, чтобы сіе мѣсто сдѣлать мирнымъ и прелестнымъ убѣжищемъ наукъ и знаній. Директоръ училища Мирза-Могаммедъ-Кассилъ, человѣкъ уже пожилой. Онъ имѣетъ отличную ученую славу, которою одолженъ своимъ глубокимъ свѣдѣніямъ въ исторіи и словесности. Въ семъ заведеніи считается до 30 Профессоровъ; они учатъ начальнымъ правиламъ Персидскаго, Арабскаго и Турецкаго языковъ, изящнымъ наукамъ, Поезіи и философіи, которая заключаетъ въ себѣ все -- отъ богословіи до нелѣпостей Астрологическихъ.
Гостинницы въ Испагани красивы; но самой городъ выстроенъ весьма худо, улицы тѣсны и кривы; при домахъ находятся террасы, на коихъ спятъ въ продолженіи сильныхъ жаровъ. Персіяне называютъ ихъ Бэла-Канегъ, то есть высота дома. Кажется, что Италіянское слово balcone произошло отъ Персидскаго бела-канегъ. Изъ balcone мы сдѣлали balcon.--
Я сказалъ, что мостѣ Ала-Верди-Хана еще цѣлъ. Онъ имѣетъ въ длину 360 шаговъ и 20 въ ширину. Посрединѣ ѣздятъ на лошадяхъ и водятъ навьюченныхъ животныхъ; для пѣшихъ же устроены по сторонамъ галлереи съ арками, оканчивающимися плоскою кровлею съ перилами, къ которымъ восходятъ по лѣстницамъ, внутри башенъ находящимся, по краямъ галлереи. При малой водѣ можно также ходить подъ мостовыми арками по галлереямъ по перечнымъ и по выдавшимся изъ рѣки камнямъ.
Журдень.
-----
Журден А.Л.М.М.Б. Об Испагани / Журдень // Вестн. Европы. -- 1815. -- Ч.81, N 11. -- С.228-237.