ИЛИ ОПИСАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ, ВЕРОВАНИЙ И ЛИТЕРАТУРЫ ЭТОЙ ИМПЕРИИ
LA PERSE OU TABLEAU DE GOUVERNEMENT, DE LA RELIGION ET DE LA LITTERATURE DE CETTE EMPIRE
О народах, обитающих в Персии
Персия весьма долгое время находилась под властию Газневидов, Каризмиенов, Селджукидов Тогруловых, Моголов Ченгис-Хановых и Галуговых, Татар, Тамерлановых, Туркоманнов барана черного и барана белого, Узбеков, Агванов, Курдов и других народов, вскоре один за другим народов, вскоре один за другим следовавших. Сии непрестанные набеги необходимо долженствовали произвести такое смешение в народе, что трудно теперь найти человека, в котором бы текла чистая кровь Персидская.
Шарден число народа в Персии полагает до сорока миллионов. Г. Киннейр почитает сие счисление слишком увеличенным, и сомневается, чтобы пространство, находящееся между Индом и Ефратом, могло вмещать в себе от 18 до 20 миллионов жителей. Но как ни велико было число народа в Персии, его по всей справедливости можно разделить на два рода: на природных жителей, или на живущих в городах и селениях, и на племена скитающиеся.
Первобытные жители сего государства, собственного так называемые персы, носят имя Татов или Татжиков. Они не что суть, как смесь различных народов, -- Арабов, Гебров, Иудеев, по воле или по неволе принявших Могаммеданскую веру.
Илаты или племена составляют военную Персидскую силу и значительную часть народа в сем государстве. Начальники оных, пользуясь общею приверженностию своих поданных, составляют наследственное дворянство. Происхождение сих Илатов большею частию Турецкое; они говорят языком Турецким и сохраняют обыкновение Скифов, своих предков. Племена, живущие в южных провинциях, как то Бактиары, Феилы, Мемессуны, выводят свое начало из отдаленной древности. Их должно почитать за потомков диких орд, заселивших места сии со времен Александровых. При вступлении их в Персию, по видимому, дана была им некоторая часть земли на определенное время и наложена на них [286] подать. Долговременное обладание оною соделало их полными владельцами ее, и начальники их стали почитать обитаемые ими земли своею собственностию.
Сии племена ведут жизнь пастушескую. Некоторые имеют определенные жилища. Хотя большая часть из них скитается, но они имеют округи, от коих, далеко не отходят; живут в шатрах, сделанных из рогож и обтянутых толстым черным полотном. Зимою кочуют на ровнинах; прекраснейшее время года проводят в чрезвычайной деятельности и в отыскании мест, способных для паствы. Во время летнего зноя удаляются на вершины и отлогости гор, а зимою некоторые из сих племен, как-то Карагоцли и Афтары, живут в деревнях. В Дегистане, в Астерабаде ив северной части Корассана вместо шатров употребляют маленькие деревянные хижинки, легко переносимые с места на место. Пропитание достают себе из произведений своих стад. Они почти не обработывают земель и незнают механических искусств. Однако делают полотно и другие необходимо нужные вещи.
Все вообще племена разделяются на четыре колена по тем языкам, на которых говорят и коих они носят имя.
1-е Племя Турецкое есть самое многочисленное. Оно состоит из 41 фамилии или отрасли и простирается до 428,000 человек. Афшары и Каджары суть племен. Число первых простирается до 88000. Каджары живут в Мазендеране, Тегеране, Меру, Ериване и Гвендже; их считается до 40,000 человек. Царствующий ныне в Персии Фат-Али-Шах принадлежит к сему племени, равно как и большая часть Государственных Чиновников происходят из него же.
2-е Племя Курдское состоит из десяти фамилий, или 79,500 человек. К сему племени принадлежат знаменитый Херим-Хан. Род Зендов, из которого он происходит, почти совершенно истреблен после ужасной кончины Лутфа-Али. Последние остатки оного изгнаны царствующею ныне династиею и живут скрытно, или вне государства.
3-е Племя Лорское имеет шесть фамилий или до 84,500 человек. Многочисленные колена Феилов и Бактиаров составляют часть оного. Последние доставляют Персии самую лучшую пехоту.
Но как Бактиары и Феилы живут на земле гористой, лежащей между Персиею и Турциею; то они независят ни от того, ни от другого государства.-
4-е Племя Арабское. Племена сей отрасли суть природные Арабы. От времени и продолжительного пребывания в чужих странах они некоторым образом утратили язык отцов своих. Теперь говорят они на самом испорченном Арабском языке, смешанном с великим множеством слов Персидских. Сия отрасль состоит из восьми фамилий и содержать в себе 93,500 человек.
Таким образом число народа, составленного из упомянутых мною различных племен, простирается до 685,500 человек. Но подобно заметить, что здесь я упомянул об известнейших только, опустив бесчисленное множество других, о коих не льзя никак получить подробного сведения.
Каждое из главных племен разделяется на многие тирасы или отрасли, кои имеют особенных начальников, подчиненных главному начальнику племени. Порода и власть последних делает их первыми особами в государстве. Шах всеми силами старается удерживать их при своем дворе, дабы сим средством иметь поруку в верности их племен. И как они от природы завистливы и весьма склонны к войне, то он утверждает свою и государственную безопасность, поддерживая между ними раздоры и сохраняя равновесие между могуществом их. Сын по смерти своего отца обыкновенно наследует я достоинство его. Но ежели он явит себя недостойным, то оно переходит к младшему его брату. Сей род наследства свойственен не одному, но всем племенам. Сафариды, Сазаниды, Делемиды и Буиды представляют примеры оного. То же, кажется, происходило и в Европе, когда феодальное правление усилилось между знатнейшими фамилиями. Особенно сей порядок был наблюдаем в домах Дуглоса и Лары.
Военная Персидская сила, как я уже и упомянул, состоит в сих племенах. Их любовь к войне, их редкое мужество и бесстрашие всегда служат защитою отечеству, если только дух возмущения, не редко среди них возникающий, не разрушает оного. Все они платят подать и обязаны помогать Шаху в его войнах. При первом павелении они собирают и выставляют в поле число воинов, соразмерное числу племени. Для изображения беспорядка в подобном случае, при Дворе имеется подробный список, где означено племя, число людей и имя каждого. Начальники стекаются в Нев-Рузу для принятия повелений от Шаха. Ежели и на следующий год он имеет в их услуге нужду, то они остаются в Ханском стане; но если воина окончена, то всякой идет в свой уезд, где и получает назначенное жалованье. Сие обыкновение существует с давнего времени.
Теперь приступим к народам, живущим в Персии, но которые не исповедуют Могаммеданской веры. На первом месте должно поставить Гебров. Так называются остатки древних Персов, которые, не смотря на все волнения, толико-кратно колебавшие их отечество, сохранили поклонение огню и учение Зороастра. Во времена Шардена их оставалось очень мало. Последние междоусобия совсем истребили их. Селения, занимаемые ими близ Испагани, исчезли; несколько семейств, избегнув смерти, удалились в Иезд и Херман. Г. Киннейр уверяет, что в Иезде и теперь еще находится до 400 Гебрских семейств, стонущих под ярмом Персидских агентов. Каждое семейство платит с человека по 20 пиастров и принуждаемо бывает сверх того удовлетворять многим насильственным взысканием.
Христиане, живущие в Персии, большею частию суть Армянские раскольники, и находятся в западных провинциях. Патриарх их обитает в Утш-Миазинском монастыре, близь Еривана. Армяне, бывшие столь богатыми в правление Софиев, а особливо при Абассе Великом, которой из них составил целую колонию в Джулфаге, Армяне, завладевшие всею торговлею Персии и частию ее промышленности, сии Армяне ныне нечто иное суть как несчасливцы, блуждающие и обремененные всеми утеснениями. -- Джулфаг, некогда многочисленный город, представляет одни развалины. Дарогах, обыкновенно над ними поставляемый от Беилербея, Губернатора Испагани, имеет повеление всячески утеснять сих несчастных для обогащения своего повелителя. Думать надобно, что и он сам не забывает собственных своих выгод. Подать, платимая Армянами, простирается до 15,000 томанов (около 36,000 рублей); к сему должно прибавить равное число денег, вымучиваемое у них грабительствами и насилиями. Находятся еще Армяне в Адзербаиджане, в кантонах Мерагаском, Урмиагском, [292] Салмаском, Таврийском, Карабагском и Ериканском. Число их, полагаемое до 60,000 человек, превышает всякое вероятие.
Католические церкви в Накчиване и в. других местах Персидской Армении уже более не существуют. Католики, поселившие в Персии, очень малочисленны и по большей части уроженцы Индийские и Турецкие.
Евреи в Персии, равно как и на целом Востоке, осуждены жить в унижении, бедности и презрении. Персы, кажется, позабыли, что они суть люди, как и мы, одаренные душею разумною, как и мы, сотворенные единою Творческою десницею. Они живут в Испании, в Ширазе, в Кашане, в Адзербайджане; число их простирается в сих разных местах до 35,000 человек. Бедность, поселяя порок и бесчестие, делает их час от часу презреннейшими. Некоторые из них занимаются ремеслами, а прочие все живут хитростями, процентами, маклерством, винами и женщинами, мешаются в Медицину и Магию; а как народ везде легковерен, и как Персы от малого до великого все заражены сею душевною болезнию, то Евреи от своих обманов получают великую прибыль. Жидовки проникают в серал, где они принимаются как прорицательницы, как волшебницы. У них красавица может купить искусство сохранять свои прелести от влияния времени; кокетка -- дар нравиться, возбуждать любовь в своем тиране; бесплодная женщина -- способность зачать скоро. Они также продают познание будущего, напитки, коих сила погубляет соперниц, и проч.
Сии Евреи суть величайшие из невежд в целом мире. Путешественники разделяют их на два рода: одни происходят от тех Самаритян, которых Ассириане вывели из Иудеи при Оссии, Царе Израильском и которые были рассеяны в Парфии и Мидии; другие суть потомки Иудеев, взятых в плен Вавилонский. И те и другие носят некоторые знаки, по коим легко можно различить их, как то особенного цвету колпаки и пр. -- В Испагани Евреям запрещено носить шерстяные чулки. -- Журдень.
Текст воспроизведен по изданию: О народах, обитающих в Персии // Вестник Европы, Часть 80. No 8. 1815