Аннотация: "Вестник Европы". -- 1819. -- Ч. 106, No 14. Перевод И. И. Давыдова.
О несчастіи
(Изъ Вейса.)
Вы называете себя несчастливыми. Разсмотрите безпристрастнѣе, справедливо ли это. Несчастливъ собственно вотъ кто: больной или умирающій съ голода, нагой или страждущій подъ бременемъ рабства, бѣднякъ лишенный первыхъ потребностей жизни, который даже не въ состояніи ихъ и выработать. Вы испыталиль ето? "Нѣтъ!"говорите вы: "но ето счастіе простолюдиновъ." -- А развѣ простолюдины, сіи труженики, невольники не такія же люди? развѣ они не одинакое съ нами имѣютъ рожденіе, страсти и права на счастіе? Вы презираете сіи блага между тѣмъ какъ большая половина рода человѣческаго почитала бы себя слишкомъ счастливою, если бы могла хотя ими наслаждаться. Не лучше ли, вмѣсто ропота, благодарить Провидѣніе, что Оно поставило васъ выше сихъ благъ, общихъ всѣмъ и каждому,
"Вы имѣете все нужное, но лишены того, что прилично званію вашему." Вотъ еще предразсудокъ! Настоящее состояніе ваше и есть то, на которое поставлены вы судьбою. Мы сами опредѣляемъ званіе наше, а не пыль предковъ;его не льзя измѣрятъ тѣмъ чѣмъ могли бы мы быть, а тѣмъ, чѣмъ мы дѣйствительно -- и былъ выше или ниже етаго невозможно. Мы домогаемся степени отцовъ нашихъ; но если судьбѣ угодно одного возвышать, другаго унижать -- если она даровала вамъ менѣе богатства и знатности, нежели другимъ: это въ ея волѣ -- она назначаетъ нимъ кругъ дѣйствія, котораго переходить мы не должны. Порядокъ и дѣятельность во всякомъ состояніи доставляютъ и довольство и счастіе. Если же вельможа изъ простаго званія не достоинъ презрѣнія: то какое жъ право имѣетъ бѣдный, и жалкій потомокъ богатаго и знатнаго предка за тщеславіе и уваженіе,
"Вы не въ рабствѣ, но въ зависимости нѣкоторыхъ людей." -- Да это участь всего человѣчества. Кромѣ домашнихъ связей, нѣтъ общества безъ начальства -- нѣтъ достоинствъ безъ подчиненности: етаго не любятъ одни враги порядка. Въ полку солдатъ зависитъ отъ Офйцера, Офицеръ отъ Капитана, Капитанъ отъ Полковника, Полковникъ отъ Генерала -- a Генералъ зависитъ отъ Государя, зависитъ и отъ всѣхъ подчиненныхъ, отъ заботливости и безпокойства о нихъ: отъ того начальникъ едва ли счастливѣе подчиненныхъ своихъ. Лестнѣе, кажется, быть болѣ е званія своего, нежели имѣть званіе болѣе себя. Притомъ, если тѣ, отъ которыхъ мы зависимъ, люди умные, то они и по уму своему достойны уваженія нашего; съ людьми же простыми умный человѣкъ всегда уживется; по тому что нѣтъ ни одного человѣка, къ которому нельзя бы примѣниться, не смотря на слабости и недостатки. Разумѣется, надобно отказаться отъ честолюбивой гордости, которая такъ часто возмущаетъ насъ. Почитать себя и дорожить собою можно заставить добродѣтелями и талантами; для етаго должно пылкость отражать равнодушіемъ, злобу добротою, суровость тихостью. Для собственнаго нашего счастія полезно знать нравы и свойства начальниковъ, товарищей и враговъ. По чему не уступить, если противодѣйствіе слабое? Гораздо лучше разливать на подчиненныхъ приятныя чувства; они въ свою очередь и намъ доставятъ удовольствіе. Кто не можетъ оказать большихъ услугъ, можетъ иногда обязывать и всегда въ состояніи вредить. Въ какомъ бы состояніи ни находились мыдолжны знать всѣ выгоды его и невыгоды -- все что ожидаетъ насъ -- должны давать себѣ отчетъ въ намѣреніяхъ нашихъ и ожиданіяхъ -- и составить для себя извѣстный образъ поступковъ обдумавъ свой образъ жизни, должно уже постоянно и рѣшительно ему слѣдовать, учась безпрестанно ограничивать нужды свои и жить скромнѣе состоянія своего. Кромѣ естественной зависимости, есть другія, которымъ мы добровольно подчиняемъ себя: такова зависимость званія нашего; отъ ней всегда можемъ освободиться, согласясь на небольшое пожертвованіе собою; не смотря на то, не справедливо обвиняемъ и добровольное свое согласіе. Истинная свобода болѣе въ насъ самихъ, нежели въ обстоятельствахъ. Руссо справедливо говорилъ, что ни стѣны, ни затворы не могутъ лишить его свободы. Епиктетъ и въ рабствѣ сохранилъ ее; часто утѣшался онъ словами: я тамъ, гдѣ поставило меня Провидѣніе.--
"Еще источникъ безпокойствъ нашихъ -- разстроенное воображеніе." Почто позволять ей играть счастіемъ нашимъ?Если придеставляетъ оно ложныя блага истинными, роскошь необходимостью, заставимъ его же участвовать и утѣшать въ перемѣнахъ, которыя со временемъ могутъ случиться; направимъ чувства свои къ удовольствіемъ простымъ, какія доставляетъ наше состояніе. Безпокоиться ли прежде времени о несчастіяхъ, которыя можетъ быть никогда не случатся? Лучше отложить жалобы свои, до ихъ исполненія -- и тогда еще не время будетъ ими огорчаться; потому что не должно судить овещахъ по первому взгляду; не рѣдко за дурнымъ началомъ слѣдуетъ удачное окончаніе. А чтобъ освободиться отъ призраковъ воображенія, надобно болѣе разсуждать: къ несчастію, ето дѣло не такъ-то легкое. Часто мы не такъ думаемъ, какъ мы желали думать: состояніе тоски и задумчивости показываетъ, что мы не всегда вѣримъ тому, чему желаемъ вѣрить. Если бы отъ насъ въ етомъ случаѣ зависѣло убѣдиться такъ, а неиначе; то самыя страданія заставили бы перемѣнить нашъ образъ мыслей. Никто по доброй волѣ не бываетъ въ несчастіи или въ заблужденіи; етому причина невѣдѣніе и слабость. Кромѣ счастія, зависящаго отъ положенія: естъ счастіе ближайшее къ намъ: душевныя качества. Если на вашъ удѣлъ достались способности души и разсудокъ: то какъ дерзаете роптать на судьбу? Не даровалаль она вамъ драгоцѣннѣйшія свои сокровища? Какое благо можетъ сравниться съ сердцемъ чистымъ умомъ и здравымъ? Судьба часто награждаетъ насъ и тогда, какъ по видимому наказуетъ, приготовляя насъ минутными утратами къ вѣчнымъ благамъ. Всякое несчастіе или заслужено нами, или нѣтъ: въ первомъ случаѣ не должно ли обвинятъ самихъ себя и великодушно переносить его; въ другомъ же чего страшишься намъ съ вѣрою въ правосудное Провидѣніе? Будемъ хорошо исполнять долгъ свой, предадимъ себя волѣ Промысла: рано или поздно Онъ воззритъ на насъ.
Къ благоразумію и прочному счастію нѣтъ другаго пути, кромѣ бѣдствій: ето истина горестная, но въ несчастіи утѣшительная. Кто неиспыталъ бѣдности, клеветы, болѣзней -- кто никогда не раскаявался, тотъ не знаетъ и половины человѣческихъ чувствованій. Несчастіе напрягаетъ мыслящія силы; въ страданіяхъ душа, обращаясь сама съ собою, глубже проникаетъ себя: здѣсь она наблюдаетъ всѣ стороны, соображаетъ всѣ возможности и, стремясь къ ихъ крайностямъ, раскрываетъ въ себѣ новыя способности, новыя мысли, новые источники или счастія, и все это при покоѣ и нѣгѣ осталось бы въ бездѣйствіи. Человѣкъ бываетъ счастливъ и добръ, когда довольно потерпѣлъ, кромѣ развитія мыслящихъ способностей, привычки къ опасностямъ и утратамъ, тогда становимся мы терпѣливымъ, умѣренными, бодрыми. Воспоминаніе о своихъ несчастіяхъ раждаетъ состраданіе и о несчастіяхъ другаго.
Безъ сомнѣнія есть въ жизни человѣческой положенія ужасныя; но о страданіяхъ душевныхъ можно сказать то же, что Епикуръ говоритъ о страданіяхъ тѣлес ныхъ: если онѣ сносны, должно переносить ихъ, если несносны, то скоро прекратятся. Вы нещастливы -- еще терпѣнье, и бы перестанете быть несчастливы: благодѣтельная смерть хотя медленно, однако безпрестанно приближается къ вамъ на помощь. Нынѣшній день показался вамъ слишкомъ долгимъ; но сегодня она помогла сотнѣ тысячь людей въ горести и бѣдствіяхъ; еще большее число людей лишилось отцовъ, дѣтей, друзей, супругъ. Подумайте о милліонахъ подобныхъ вамъ существъ, пресмыкающихся въ рабствѣ, стенящихъ въ темницахъ, убитыхъ бѣдностью -- подумайте о всѣхъ тѣхъ, которые стенаютъ подъ бременемъ золъ, безпрерывно возраждающихся, снѣдаемыхъ болѣзнями неизцѣлимыми. Сколь многіе въ эту минуту терзаются отчаяніемъ, презрѣніемъ, казнями! Но и сей ужасный день безвозвратно прошелъ и для нихъ и для васъ -- и для самаго счастливца, для котораго осталось одно суетное сожалѣніе! одинъ только добродѣтельный останавливаетъ быстрое теченіе времени, напечатлевая на минувшемъ права свои на будущее. Разумъ отвергаетъ утѣшеніе посредствомъ чуждыхъ страданій; но сладкая надежда на новое существованіе утѣшаетъ въ настоящемъ. До какой бы крайности доведены не были, будемъ помнитъ, что мало несчастій безотрадныхъ, мало случаевъ безутѣшныхъ. Великодушіе и благоразуміе извлекаютъ человѣка изъ всякой пропасти. Мудрецъ торжествуетъ надъ ударами судьбы: съ улыбкою взираетъ онъ на ея угрозы, съ величіемъ души и неустрашимостію преодолѣваетъ онъ всѣ препятствія. Терзай! говоритъ онъ ей, терзай... я не паду отъ мученій твоихъ... ты можешь поколебать меня, но не поразить; можешь губить, но не истребить меня... Я предстану предъ тобою еще съ большею силою и если не могу привлечь къ себѣ любви твоей, по крайней мѣрѣ обнаружу твою несправедливость.
Двдв.
-----
Вейс Ф.Р. де. О несчастии / (Из Вейса); [Пер.] Двдв [И. И. Давыдов] // Вестн. Европы. -- 1819. -- Ч.106, N 14. -- С.114-121.