Вальберх Иван Иванович
Вальберх И. И.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Вальберг (Иван Иванович) -- первый "придворный" балетмейстер и писатель, род. в 1763 г.; был танцовщиком, потом режиссером балетной труппы, ставил балеты, сначала с предшественником своим, Канциани, затем один. Из его учениц особенно прославилась Е. Колосова. Свои досуги В. посвящал литературе. Он был трудолюбивым переводчиком для театра, преимущественно с французского; перевел также "Замечания россиянина о мнениях иностранных о России" (1813). В. ум. в 1819 г.

А. Ум.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. V (1891): Буны -- Вальтер, с. 447

II.

   ВАЛЬБЕРХ, Вальберг Иван Иванович [псевд. Лесогоров; 3(14).4 или 25(7)7.1766, Москва -- 4(16).7.1819, Петербург], первый рус. балетмейстер, переводчик. Сын театр. портного; по непроверенным данным, потомок обрусевшего пленного швед, офицера. Отец актрисы М. И. Вальберховой. В 1786 окончил петерб. театр. школу и поступил танцором на службу в Дирекцию имп. театров, на к-рой состоял до конца жизни. С 1794 занимается постановочной и пед. деятельностью в Театр. школе. Позднее -- сотр. знаменитого франц. балетмейстера Ш. Л. Дид-ло. В его доме провел свою юность A. А. Шаховской.
   В. написал множество балетных либретто и перевел для рус. театра ок. 30 франц. пьес. Среди них "Стряпчий Щечила" -- "склонение на русские нравы" комедии Д. О. де Брюэса и Ж. Палапра (СПб., 1808), "Сорока-воровка" Л. Ш. Кенье и Т. Бодуэна Добиньи (СПб., 1816; отрицат. рец.: СО, 1816, No 42), послужившая завязкой сюжета одноим. пов. А. И. Герцена, переделка "Дон-Жуана" Ж. Б. Мольера (1816) и др.
   В своих балетных постановках B. часто обращался к лит. источникам: "Новый Стерн" (1801), "Павел и Виргиния" (1810), "Ромео и Юлия" (1809) -- первый шекспировский балет в России. В. также принадлежит пер. памфлета "Замечания Россиянина о мнении иностранцев о России" (СПб., 1813; нек-рые содержательные особенности памфлета и острота патриотич. чувства, свойств, самому В., дают основания предположить его ориг. авторство). "Дневник путешествия в Париж 1802 г." (изд. 1948) и переписка В. представляют ценнейший материал для истории рус. театра.
   Изд.: Из архива балетмейстера, М.-- Л., 1948 (вступ. ст. Ю. Н. Слонимского; вкл. "Дневник...", письма, список постановок, ролей и переводов В.).
   Лит.: Гозенпуд А. А., Муз. театр в России. От истоков до Глинки, М., 1959 (ук.). * Арапов П. Н., Летопись рус. театра, СПб., 1861; РБС (т. 4, корректорский экз.); Брокгауз; Венгеров (Сл.; Источ.); БСЭ; ТЭ; Энц. "Балет", М., 1981; ИРДТ.

А. Л. Зорин.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru