Аннотация: Очерк В. А. Богданова из Краткой литературной энциклопедии
УСПЕНСКИЙ, Николай Васильевич [май 1837, с. Ступино, ныне Ефремовского р-на Тульской обл.,-- 21. X (2. XI). 1889, Москва] -- русский писатель. Родился в семье сельского священника. Учился в Тульской духовной семинарии; в 1856 в Петербурге поступил в Медико-хирургическую академию. Затем перевелся на историко-филологический факультет Петербургского университета, но вскоре ушел оттуда и стал профессиональным литератором. В 1861 У., постоянный сотрудник "Современника", при содействии Н. А. Некрасова совершает путешествие по Европе. Ссора с Некрасовым, разрыв с "Современником", наступление обществ, реакции вызывают у У. длительный творческий кризис. В 1862 он преподает в Яснополянской школе, затем в уездных училищах, в гимназиях. С 1884 ведет голодную, бродяжническую жизнь. Труп У. был найден полицией на улице.
Первые два очерка У. "Из простонародного быта" были опубликованы в 1857 в журн. "Сын отечества", третий очерк "Хорошее житье" он отдал в "Современник". Здесь У. быстро привлек внимание демократических кругов. Н. Г. Чернышевский откликнулся на его очерки знаменитой статьей "Не начало ли перемены?" (1861). Его подкупали прежде всего "...правдабезвсякихприкрас", критическое отношение к недостаткам "простолюдинов" (см. Н. Г. Чернышевский, Собр. соч., т. 7, 1950, с. 856, 884). Рассказывая сочувственно о граничащей с нищетой бедности крестьян ("Старуха", "Ужин"), о их бесправии и беззащитности ("Поросенок", "Проезжий", "На пути"), У. особенно резко и подчеркнуто передает духовно-нравственные результаты этих обстоятельств -- чрезвычайную неразвитость ("Змей"), поголовное пьянство ("Хорошеежитье"), бессмысленную жестокость ("Такнародунаписано") и -- главное -- укоренившуюся уверенность, что ничего изменить нельзя, что так "заведено" ("Старуха", "Обоз", "Колдунья"). Именно эти "... рутинные мысли и поступки, чувства и обычаи простолюдинов" (там же, с. 876) -- разъяснял Чернышевский, и мешают народу самому "изменитьсвою судьбу". И поскольку "дурноеположение" народа продолжается во многом по его собственной вине, Чернышевский считал оправданными те укоризны народу, то высмеивание "рутинности" и "машинальности", с какими первым в литературе о народе выступил У. В пореформенных очерках У. рассказывает о тяжелой доле разночинной интеллигенции, о быте и нравах духовенства, о спекулятивных аферах издателей. Но центральными для его творчества остались картины рус. деревни, в которых он все так же без прикрас рисовал ее дальнейшее обнищание ("Юрскаяформация", "Следствие", "Деревенскийтеатр"), эксплуататоров-кулаков ("Федор Петрович"), бесправие бедняков в волостных судах ("Егорка-пастух"), "кукольнуюкомедию" земских учреждений ("Старое по-старому", "В земской управе"). Народническая критика не могла принять трезвого реалистические изображения деревни в произв. У. и поспешила объявить его "забытым писателем". Оказавшись в идейном одиночестве, У. уже не создал ничего значительного, а затем и вовсе перестал писать.
Сочинения:
Рассказы, ч. 1--2, СПБ, 1861; Соч., т. 1--4, М.. 1883; Рассказы, СПБ, 1886;
Собр. соч. [Вступ. ст. и прим. К. Чуковского], М.-- Л., 1931;
Повести, рассказы и очерки. [Вступ. ст. Е. Покусаева], М., 1957.
Литература:
Достоевский Ф. М., Рассказы Н. В. Успенского, Полн. собр. худож. произв., т. 13, М.--Л., 1930;
Ч уковский К., Жизнь и творчество Николая Успенского, в его кн.: Люди и книги, М., 1960;
Богданов В. А., Чернышевский -- критик Н. Успенского, "Научные доклады высшей школы. Филологической науки", 1967, No 1.
В.А.Богданов
Источник: Краткая литературная энциклопедия, М.: Сов. энциклопедия, 1972, том 7. С. 848-849.