Уэллс Герберт Джордж [Herbert George Wells, 1866--] -- современный английский писатель. Р. в семье разорившегося лавочника; вынужден был еще в юности перепробовать разные профессии. Работал аптекарским учеником, посыльным, приказчиком, а после окончания Педагогической академии -- учителем. Получив стипендию, Уэллс занимался в университете биологией под руководством Гексли.
Лит-ую деятельность У. начал как фельетонист и очеркист (газета "Pell-Mell"). Известность Уэллсу создали романы: "Человек-невидимка" (The Invisible Man, 1897) и "Борьба миров" (The War of the Worlds, 1898); хотя первым опытом У. в области научной фантастики был выдающийся роман "Машина времени" (The Time Machine, 1895), но этот роман прошел незамеченным. Уже эти романы начинают столь характерную для У. линию научной фантастики, в к-рой писатель стремится перейти грани достигнутого, обогнать данные современной науки, предугадать грядущий прогресс технической мысли. У. действительно в отдельных случаях удавалось "заглянуть в будущее". Так он еще при первых полетах Райта предсказал огромную роль авиации в войне ("Война в воздухе" -- The War in the Air, 1908); У. предсказал возможность использования внутриатомной энергии ("Освобожденный мир" -- The World set Free, 1914); он создал фантастические романы, посвященные успехам физиологии: "Остров доктора Моро" (The Island of Doctor Moreau, 1896), "Пища богов" (The Food of the Gods, 1904), и на сюжеты межпланетных путешествий ("Война миров", "Первые люди на луне" -- The First Men in the Moon, 1901 и др.).
Характерной чертой не только научно-фантастических романов, но и всего творчества У. является обостренное внимание писателя к социальным проблемам. У. творит в эпоху империализма, в эпоху обострения социальных противоречий капитализма, достигшего своей высшей и последней стадии. Рост рабочего движения, хаос монополий и конкуренции, углубляющийся антагонизм классов -- все это убеждает У. в неизбежном вырождении капитализма.
В "Машине времени", где действие перенесено в 802701 год, У. рисует общество капиталистов, выродившихся в элоев (прекрасные ничтожества), и пролетариев, выродившихся в морлоков -- полуслепые существа, живущие под землей.
Уже в этом романе проявляется характерная для У. двойственность: восторженная вера в прогресс науки и техники и глубокий пессимизм в области социальных отношений.
В романе "Первые люди на луне" его герой застает и на луне антагонизм классов, показанный в гипертрофированных образах.
В этих фантастических романах У. дает своеобразное отражение противоречий капиталистического общества, проецированных в будущее или перенесенных на другую планету.
Космическая фантастика У. придает еще большую остроту обнажаемым им реальным противоречиям общественной жизни на земле, но У. не понимает исторической ограниченности противоречий буржуазного строя. У. не верит в революцию, и в самых своих дерзких утопиях он не выходит за пределы буржуазного общества.
Гуманизм У., его критика современного общества носит чисто рационалистический характер. Он восстает раньше всего против хаоса, против анархии современного общества, он хочет его упорядочить путем реформ и просвещения. У. идеалистически рассматривает проблему социального переустройства, как проблему медленной эволюции, руководимой интеллигенцией, прежде всего -- технической. Он проповедует эту идею в произведениях: "Современная утопия" (A Modern Utopia, 1905), "Новый Маккиавелли" (The New Machiavelly, 1911). В последнем произведении У. отступает от идей фабианского -- социал-реформистского -- общества, к к-рому одно время примыкал, выразив чисто фабианские мысли в таких публицистических произведениях, как "Новый мир для старого" (New Worlds for old, 1908) и "Первое и последнее" (First and Last Things, 1908); по существу, несмотря на внешний разрыв с фабианцами, У. до сего дня не освободился от их теорий. В военные и послевоенные годы У. выразил настроения буржуазной интеллигенции, судорожно цеплявшейся за мистику и религию для оправдания смысла жизни. В это время им был написан ряд романов, проповедующих своеобразный деизм и "богоискательство". "Ибо вера в бога, -- писал он еще ранее в "Прозрениях" (Anticipations, 1902), -- означает оправдание всего бытия" ["Бог -- невидимый король" (God -- the invisible King, 1917), "Душа епископа" (The Soul of a Bishop, 1917); "Джоан и Петер" (Joan and Peter, 1918), "Неумирающий огонь" (The Undying Fire, 1919) и др.].
У. -- автор фантастических романов более известен нашему читателю, чем У. -- бытописатель английского общества, автор реалистических романов, изображающих жизнь английской буржуазии и интеллигенции. В целом ряде романов ("Колеса фортуны" -- The Wheels of Chance, 1896, "Любовь и мистер Льюишем" -- Love and Mr. Lewisham, 1900, "Киппс" -- Kipps, 1905, "Анна-Вероника" -- Ann Veronica, 1909, "Белби" -- Bealby, 1915, "Страстная дружба" -- The Passionate Friends, 1913, "Жена сэра Айзека Хармана" -- The wife of sir Isaak Harman, 1914 и др.) У. пытается решить проблему подлинной любви и изображает противоречия буржуазной семьи (один из его романов называется "Брак" -- Marriage, 1912); с иронией и печалью рисует образ маленького человека, мелкого буржуа (вроде "Мистера Полли" -- The History of Mr Polly, 1910), живущего в обстановке затхлого мещанства, не удовлетворенного жизнью и обреченного метаться в замкнутом кругу; или, наконец, как в "Тоно-Бэнгей" (Tono-Bangay, 1909), создает сатирическую картину косности и тупости буржуазно-аристократической Англии. Особенно характерны в этих романах сатирические нападки на интеллигентов, превратившихся в обывателей, и на социальный строй, принудивший их к этому.
Примыкающий по жанру к бытовым романам "Мир Вильяма Клиссольда" (The World of William Clissold, 1926), созданный У. в период частичной стабилизации капитализма, является по существу философским и программным произведением. Здесь У. приходит к ложной теории "организованного капитализма", мирового треста, уничтожающего государственные границы, в к-ром ведущую роль играет уже "просвещенный капиталист", совместивший знание и "аристократизм духа" с богатством.
Несмотря на острую критику хаоса и нелепости буржуазного строя, "Мир Вильяма Клиссольда" и "В ожидании" (Meanwhile, 1927) свидетельствуют о том, что У. продолжает отрицать революционную борьбу как выход из общественных противоречий. Энгельс и Ленин дали развернутую характеристику фабианства, к-рая выясняет многое в творчестве У. Энгельс писал, что фабианцы понимают неизбежность социального переворота, но "страх перед революцией -- их основной принцип" (письмо от 18 янв. 1893). "Это высокомерные буржуа, милостиво снисходящие к пролетариату, чтобы освободить его сверху, если бы только он захотел понять, что такая серая, необразованная масса не может сама себя освободить и ничего не может достигнуть без милости этих умных адвокатов, литераторов и сентиментальных баб" (письмо от 11 ноября 1893). Ленин считал, что "самое законченное выражение оппортунизма и либеральной рабочей политики мы имеем, несомненно, в "Фабианском Обществе"" (т. XVIII, стр. 138).
Фабианство У. сказалось и в отношении его к Великой Октябрьской социалистической революции. В 1920 У. посетил нашу страну и написал об этом книгу "Россия во мгле" (Russia in the Shadows), из к-рой явствует, что У., находясь во мгле фабианства, не понял сущности социалистической революции. Утопист и фантазер, он стал скептиком, как только столкнулся не с законами капитализма, а с практикой социалистического строительства. Автор романов о 8027 веке назвал ленинский план электрификации "утопией", "плодом богатой фантазии", а Ленина -- "кремлевским мечтателем". Всего лишь через полтора десятилетия, во время второго приезда в СССР [1934], У. вынужден был признать, что мечта Ленина стала реальностью. Но У. попрежнему не мог понять значения нашей стройки и защищал в беседе с тов. Сталиным идеи технократии и социализма "по Рузвельту". Тов. Сталин указал У. на несостоятельность этих идей: "Капиталист прикован к профиту, его никакими силами оторвать от него нельзя.
И капитализм будет уничтожен не "организаторами" производства, не технической интеллигенцией, а рабочим классом, ибо эта прослойка не играет самостоятельной роли".
Характерно, что в творчестве последнего времени эти утопические идеи У. нашли выражение в возврате к жанру фантастического романа. В киноповести "Облик грядущего" [1935] "аристократия духа" приводит к гармонии мир, опустошенный будущими империалистическими войнами. У. надеется на изменение даже биологической природы людей ("Рожденные звездой" -- Star begotten, 1937), проводимое марсианами.
Являясь свидетелем острого кризиса буржуазного строя и его культуры, У. в своем романе "Игрок в крокет" наряду с гневными сарказмами по адресу политически индиферентного и тупого английского обывателя-буржуа выражает тревогу перед угрозой реакции. У. изображает ее в виде отвратительного чудовища из "Каинова болота". Но Уэллс не преодолел своей буржуазной ограниченности, не встал на путь деятельной борьбы с реакцией, не признал, что только пролетарской революцией может быть создан новый, радостный мир. Отсюда неуверенность Уэллса, его политические и творческие шатания.
Библиография:
I. The Scientific romances of H. G. Wells, with an introd. by the author, L., 1933. На русский язык переведены: Собрание сочинений, 12 тт., изд. "Шиповник", СПБ, 1908--1911 [пер. А. Анненской, Т. Богданович, В. Тана, К. Чуковского и др.; лучшее из дореволюц. изд.]; Собрание сочинений, 12 тт., изд. И. Д. Сытина, М., 1909 [прилож. к журн. "Вокруг света"]; Полное собрание фантастических романов, под ред. М. Зенкевича, 15 тт., "ЗиФ" -- ГИХЛ, М. -- Л., 1929--1931 [вышли тт. 3--10 и 12--15]; Мир Вильяма Клиссольда, пер. Н. П. Вельмина и др., Гиз, Москва -- Ленинград, 1928; Облик грядущего. Киноповесть. Пер. С. Г. Займовского, изд. Журн.-газ. объединения, М., 1937; Игрок в крокет, Лондон, 1937.
II. Сталин И., Беседа с английским писателем Г. Д. Уэллсом, 23 июля 1934 г., Партиздат, [М.], 1935; Рапопорт С. И., По поводу "Новой утопии", "Вестник Европы", 1906, март; Брагинский М., Уэльс и социализм, "Северные записки", 1913, август; Балашов П., О Герберте Уэллсе, "Лит. критик", 1937, кн. 12; Никулин Л., Три встречи с Г. Уэллсом, "Лит. газета", 1932, N 19 (188) от 23/IV; Олеша Ю., Заказ на страшное, "Тридцать дней", 1936, N 2 [о "Невидимке"]; Brooks V., The world of H. G. Wells, N. Y., 1915; Beresford J. D., H. G. Wells, N. Y., 1915; Guyot E., H. G. Wells, P., 1920; Richter H., H. G. Wells, "Anglia", Halle, 1922, Bd. 46; Hopkins R. T., H. G. Wells, Personality character, topography, L., 1922; Brown I., H. G. Wells, L., 1923; Connes G., Etude sur la pensИe de Wells, P., 1926; Cross W. L., Four contemporary novelists, N. Y., 1930; West G., H. G. Wells, L., 1932.
III. Chappell F. A., Bibliography of H. G. Wells, Chicago, 1924; Wells H. G., The works of H. G. Wells, 1887--1925. A bibliography, dictionary and subject index, L., 1926; Connes G. A., Dictionary of the characters and scenes in the novels, romances and short stories of H. G. Wells, Dijon, 1926.
М. Заблудовский
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 11. -- М.: Худож. лит., 1939. -- Стб. 630--634.
Уэллс (Wells), ГербертДжордж (21.IX.1866, Бромли, -- 13.VIII.1946, Лондон) -- англ. писатель. Отец -- лавочник, мать -- горничная, домоправительница. Занимался самообразованием, был помощником учителя. В 1884--87 учился в педагогич. Южно-Кенсингтонском колледже Лондонского ун-та. В 1888 У. кончает ун-т, к 1891 получает два ученых звания по биологии. В 1942 ему было присвоено звание доктора биологии. В 1893 опубл. учебники биологии и физиографии, а в 1930 -- трехтомную популярную кн. "Наука жизни". В 1888 У. опубл. небольшую повесть "Аргонавты хроноса" ("The chronic argonauts") -- первый набросок романа "Машина времени". С 1893 он регулярно пишет газетные очерки, собранные позднее в кн. "Избранные разговоры с дядей" ("Select conversations of an uncle", 1895) и "О некоторых личных делах" ("Certain personal matters", 1897). Романом У. "Машина времени" ("The time machine", 1895) начинается история науч. фантастики 20 в., завершившей тот общеевроп. процесс взаимовлияния просветит. реализма и романтизма, к-рый ранее помог формированию критич. реализма. В отличие от Жюля Верна, к-рый стремился ставить в необычные ситуации обычных людей и ни в чем не отступать от правды факта, У. создает фантастич. образы морлоков, элоев, а впоследствии марсиан, селенитов и т. п. Если Жюль Верн изображает аппараты и машины, построенные на основе уже известных ньютоновских принципов, то У. опирается на новые естеств.-науч. концепции, вводит в обиход фантастики дарвиновскую биологию, заметно потеснившую исключительно технич. фантастику Жюля Верна. Науч. источниками для У. послужили работы Т. Г. Хаксли, неэвклидова геометрия, некоторые физич. гипотезы, а лит. источниками -- Дж. Свифт, Вольтер, амер. и нем. романтики.
В "Машине времени" У., полемизируя с позитивистами, доказывает, что развитие общества в рамках бурж. строя закончится вырождением и гибелью человечества. В обществе 802 701 года, куда попадает Путешественник во времени, место человечества заступили две новые получеловеческие породы -- элои и морлоки. Первые являются выродившимися от безделья наследниками правящих классов 19 в., они инфантильны, ко всему индифферентны, лишены элементарных знаний. Звероподобные морлоки, откармливающие элоев на убой, -- наследники рабочего класса, в течение тысячелетий лишенного плодов культуры и человеческих условий существования.
За "Машиной времени" последовал цикл романов. В "Острове доктора Моро" ("The island of Dr. Moreau", 1896) аллегорически, на примере ученого, очеловечивающего зверей при помощи хирургич. операций, представлена история цивилизации -- процесса необходимого, но чудовищно жестокого. Обращенный одновременно против косности мещан и против ницшеанского "сверхчеловека", роман "Человек-невидимка" ("The invisible man", 1897) посв. истории ученого, использовавшего свое открытие ради установления личной диктатуры. "Война миров" ("The war of the worlds", 1898) рассказывает о нашествии с Марса, заставившем людей усомниться в совершенстве своей обществ. организации. В романе "Когда спящий проснется" ("When the sleeper wakes", 1899) нарисованы сцены нар. революции, потрясшей капиталистич. общество 21 века. Ранний цикл завершается романами "Первые люди на луне" ("The first men on the moon", 1901), в к-рых сатирически изображено общество селенитов, построенное на крайнем разделении труда, и "Пища богов" ("The food of the gods", 1904), где выражена надежда, что колоссальный интеллектуальный и духовный рост человечества увеличит масштаб человеческих дел. "Колеса фортуны" ("Wheels of chance", 1896) положили начало бытовым романам У. Наибольший успех имели "Любовь и мистер Люишем" ("Love and Mr. Lewisham", 1900), рассказывающий о крушении надежд молодого ученого, вынужденного пожертвовать наукой ради устройства в жизни, и "Киппс" (1905) -- картина нравов англ. мещанства. Та же тема юмористически трактована в "Истории мистера Полли" ("The history of Mr. Polly", 1910) и "Билби" (1915). Сенсацию вызвал роман "Анна-Вероника" (1909), посвященный вопросу эмансипации женщины.
Самый значительный из нефантастических романов У. "Тоно-Бенге" (1909) был попыткой восстановить применительно к Англии 20 в. традиции О. Бальзака; У. описал историю взлета и падения нувориша, сделав попытку дать "поперечный разрез" англ. общества в целом. Несколько романов, написанных до 1914, представляют собой возвращение к фантастике. Манера У., однако, существенно меняется. В романе "В дни кометы" ("In the days of the comet", 1906) рассказывается о моральном преображении мира под влиянием газа, оставленного в земной атмосфере хвостом пролетевшей кометы. Это бытовой роман с нек-рым фантастич. элементом. Роман "Война в воздухе" ("The war in the air", 1908) написан в духе Жюля Верна. Фантастич. элемента лишен и роман "Освобожденный мир" ("The world set free", 1914), посв. военному и мирному использованию атомной энергии. В последних двух романах говорится о крахе бурж. цивилизации в результате войны и построения нового всемирного гос-ва на "коллективистских" началах.
С 1900 У. постоянно выступает и с произв. прогностич. и утопич. рода (трактат "Предвиденья" -- "Anticipations", 1901, и ряд статей). В 1905 он пишет соч. "Современная утопия" ("A modern Utopia") -- проект переустройства мира на основах гос. социализма с широким допущением частного предпринимательства. Подобного рода идеи содержатся и в нек-рых худож. произв. У. и беллетризованных трактатах.
Основу идеологии У. составляет просветительство, истолкованное применительно к 20 в. и приобретшее характер бурж. реформизма более или менее радикального толка. В трактате "Новые миры вместо старых" (1908) У. заметно приближается к социализму. В романе-трактате "Мир Вильяма Клиссольда" ("The world of William Clissold", 1926), трактате "Легальный заговор" ("The open conspiracy", 1928) У., напротив, резко противопоставляет свои теории марксизму. С 1903 по 1909 У. состоял членом "Фабианского общества" и, хотя с 1906 он резко критиковал фабианцев за политич. оппортунизм, его собств. мировоззрение представляло собой одну из форм фабианства.
В годы 1-й мировой войны У. принял деятельное участие в воен. пропаганде, выпустив книгу "Война, которая покончит с войнами" ("The war that will end war", 1914). В 1916 У. опубликовал антивоен. роман "Мистер Бритлинг пьет чашу до дна" ("Mr. Britling sees it through"), но официально своих позиций не изменил. В этом произв. намечены и богостроительские теории, вызвавшие несогласие М. Горького, в целом высоко оценившего этот роман (М. Горький, Собр. соч. в 30 тт, т. 29, М., 1955, с. 373). Эти же идеи развиваются У. затем в повестях "Бог -- невидимый король" ("God: the invisible king", 1917), "Душа епископа" ("The soul of a bishop", 1917) и др. В создании новой религии У. видит путь к перевоспитанию человечества и предотвращению новой войны. С этой же целью У. опубл. "Очерк истории" ("Outline of history", 1920), "Краткий очерк истории" (1922) и др. работы по истории и педагогике. В 1923 У. издал просветит. утопию в форме романа "Люди как боги" ("Men like Gods").
Начиная с романа "Накануне" ("Meanwhile", 1927), У. занял активную антифаш. позицию. В романе "Самодержавие мистера Паргема" ("The autocracy of Mr. Parham", 1930) рассказал о воображаемом фаш. перевороте в Англии. Повесть "Игрок в крокет" ("The croquet player", 1936) направлена против политики невмешательства в войну в Испании. Сатирич. тенденции возрождаются в романах "Мистер Блетсуорси на острове Ремпол" ("Mr. Blettsworthy on Rampole Island", 1928), "Бэлпингтон Блепский" (1932) и "Необходима осторожность" ("You can't be too careful", 1941). В 1933 У. был избран президентом Пен-клуба.
У. трижды посетил Россию -- в 1914, 1920 и 1934. 6 окт. 1920 он беседовал с В. И. Лениным. Эта беседа получила широкую известность благодаря книге У. "Россия во мгле" ("Russia in the shadows", 1920) к "Опыту автобиографии" ("Experiment in autobiography", 1934). Несмотря на то, что У. не верил в способность Сов. России восстановить и развить нар. х-во без помощи Запада, "Россия во мгле" сыграла большую роль в распространении правды о нашей стране и большевистской партии. С осуждением этой книги выступил организатор интервенции против Советской России У. Черчилль. Во время Великой Отечественной войны У. выступал в поддержку Советского Союза.
Родоначальник научно-фантастич. лит-ры 20 в., У. внес значит. вклад в общелитературный процесс, сказавшийся, например, в новой концепции романного времени.
Сочинения:
The works. Atlantic edition, v. 1--28, L., 1924--27; The works. Sandgate edition. Introduction by Th. Dreiser, v. 1--4, N. Y., 1927; в рус. пер. -- Собр. соч., т. 1--13, СПБ, 1909--17; Собр. соч., т. 1--11, Л., 1924--26; Собр. соч., т. 1--15, М., 1964; Мистер Бритлинг и война, П., 1918; Международная катастрофа 1914 года и ее последствия, М. -- П., 1923; Краткая история человечества, М. -- Л., 1924.
Литература:
Замятин Е., Герберт Уэллс, П., 1922; Кагарлицкий Ю., Герберт Уэллс, М., 1963; Левидова И. М. и Парчевская Б. М., Г. Дж. Уэллс. Библиография рус. переводов и критич. лит-ры на рус. языке, 1898--1965, М., 1966; Dark S., The outline of H. G. Wells, L., 1922; West G. H., H. G. Wells, a sketch for a portrait, L., 1930; Wagar W. Warren, H. G. Wells and the world state, New Haven, 1961; Bergonzi В., The early H. G. Wells, Manch., 1961; Raknem I., H. G. Wells and his critics, Oslo, 1962; Dickson L., H. G. Wells..., N. Y., 1969 (библ. с. 319--20); H. G. Wells. A comprehensive bibliography, 2 ed., L., 1968.
Ю. И. Кагарлицкий.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 7. -- Флиаки. -- 1972. -- Стб. 863--866.