Сервес Франц
Всё дрессура

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Вып. 4. М.: Индрик, 2009.
   

Франц Сервес. Всё дрессура

Berliner Lokal-Anzeiger, 5. April 1930

   Мейерхольд -- советский чиновник и как таковой обязан вести большевистскую пропаганду. Кажется, это удается ему без особого труда. Из данной функции он даже вывел собственную эстетическую доктрину. Это: борьба с индивидуализмом, с выдающейся творческой личностью, воспитание коллективизма и пронизывание игры духом всеобщности. <...>
   Художественное выражение этого: ликвидация психологизма. Тем важнее для него механическое начало в любой форме пластической дрессуры. Поэтому Мейерхольду и удается достичь чего-то лишь с посредственностями и средними дарованиями.
   <...> Во вчерашнем спектакле ни одной актерской работы, способной глубоко увлечь. Было, наряду с множеством пустот и карикатур, большое число эпизодов, идеально выдержанных в единой интонации и способных захватить своими большей частью пролетарскими характерными масками. В разработке масок Мейерхольд, как Таиров и Грановский, иногда добивается блестящих успехов. Это вообще преимущество современного русского театра. <...> Правда, превосходно разработанная маска почти всегда влечет за собой известную неподвижность выражения -- но здесь все это носит программный характер.
   Итак, о пьесе. Это чистой воды советский продукт, сравнимый с "Броненосцем "Потемкиным"". <...>
   Китай -- это, конечно, шайка кули-пролетариев. Цель этой шайки -- конечно, большевизация публики. Так думает господин Третьяков, так же думает и господин Мейерхольд, "России питомец". Так думает прежде всего республика Советов. И эти китайские кули должны показать зажигательный пример европейским пролетариям -- прежде всего немцам. С этой целью Мейерхольда и посылают на Запад. Его русские заказчики плевали на его искусство. Он нужен им для исполнения политической миссии. Я думаю, он вернется домой изрядно обруганным. Как может наша публика попасться ему на крючок? Конечно, наши самые красненькие среди красных сделали бы это с удовольствием. Но кто им за это заплатит? И потом: что им делать с русским языком, от которого у них устают уши, поскольку они его не понимают?
   
   Сервес (Servaes) Франц (1862 -- 1947) -- немецкий драматург, литературовед, критик. Как театральный критик начинал в концерне Ульштайна, в 1919 г. перешел в газету "Lokal-Anzeiger", принадлежавшую концерну Гугенберга. Выступал против Йеснера и Пискатора, которого называл "могильщиком немецкого театра".
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru