|
Скачать FB2 |
| |
Бенедикт Спиноза.
Богословско-политический трактат,
содержащий несколько рассуждений, показывающих,
что свобода философствования не только может быть
допущена без вреда благочестию
и спокойствию государства,
но что она может быть отменена не иначе,
как вместе со спокойствием государства
и самим благочестием 1
Перевод с латинского М. Лопаткина
TPACTATUS THEOLOGICO-POLITICUS
Continens Dissertationes aliquot,
Quibus ostenditur Libertatem
Philosophandi non tantum salva Pietate,
et Reipublicae Расе posse concedi:
sed eandem nisi cum Расе Reipublicae,
ipsaque Pietate tolli non posse
Предисловие
Глава I.
О пророчестве
Глава II.
О пророках
Глава III.
О призвании евреев и о том, был ли
пророческий дар свойствен только евреям
Глава IV.
О божественном законе
Глава V.
Об основании, почему были установлены
религиозные обряды,
и о вере в исторические рассказы, именно:
на каком основании и кому она необходима
Глава VI.
О чудесах
Глава VII.
Об истолковании писания
Глава VIII,
В которой показывается, что Пятикнижие
и книги Иисуса Навина, судей,
Руфи, Самуила и царей не суть оригиналы.
Затем исследуется: были ли все они написаны
многими авторами или одним только
и кем именно?
Глава IX.
Разбираются другие вопросы о тех же книгах,
именно: Ездра ли наложил на них последнюю
руку, и затем -- маргинальные заметки,
которые находятся в еврейских кодексах,
Были ли разночтениями?
Лета
Глава X.
Остальные книги Ветхого завета исследуются
тем же способом, как и предыдущие
Глава XI.
Исследуется, написали ли апостолы свои послания как апостолы и пророки или же как учители; затем показывается обязанность апостолов
Глава XII.
Об истинном подлиннике Божественного закона)
на каком основании писание называется
Священным и на каком основании -- словом
Божьим; наконец, показывается, что оно,
поскольку содержит слово Божье,
дошло до нас неповрежденным
Глава XIII.
Показывается, что Писание учит только самым
простым вещам и, кроме повиновения,
не преследует иной цели и относительно
божественной природы оно учит только тому,
чему люди могут подражать известным
образом жизни
Глава XIV.
Что есть вера, кто такие верующие;
определяются основания веры и, наконец,
сама она отграничивается от философии
Глава XV.
Ни богословие разуму, ни разум (ratio) богословию не служит; показывается и основание, которое убеждает нас в авторитете Священного писания
Глава XVI.
Об основах государства,
о естественном и гражданском праве каждого
и о праве верховной власти
Глава XVII.
Показывается, что никто не может передать
всего верховной власти и что в этом
нет необходимости. О государстве евреев:
каково оно было при жизни Моисея, каково
после его смерти до избрания царей, и о его
преимуществе; и, наконец, о причинах, почему
теократия могла погибнуть и почти не могла
существовать без раздоров
Глава XVIII.
Из государства и истории евреев выводятся некоторые политические догмы
Глава XIX.
Показывается, что право относительно
священных вещей принадлежит всецело
верховной власти и что внешний культ религии
должен быть приспособлен к соблюдению
спокойствия в государстве, если мы хотим
правильно повиноваться Богу
Глава XX.
Показывается, что в свободном государстве
каждому можно думать то, что он хочет,
и говорить то, что он думает
Примечания
к "Богословско-политическому трактату",
написанные автором после издания книги31
I
(к стр. 17)
II
(к стр. 18)
III
(к стр. 30)
IV
(к стр. 52)
V
(к стр. 52)
(к стр. 91)
VII
(к стр. 114)
VIII
(к стр. 119)
IX
(к стр. 128)
X
(к стр. 130)
XI
(к стр. 138)
XII
(к стр. 139)
XIII
(к стр. 139)
XIV
(к стр. 140)
XV
(к стр. 141)
XVI
(к стр. 141)
XVII
(к стр. 142)
XVIII
(к стр. 144)
XIX
(к стр. 145)
XX
(к стр. 145)
XXI
(к стр. 151)
XXII
(к стр. 154)
XXIII
(к стр. 156)
XXIV
(к стр. 157)
XXV
(к стр. 161)
XXVI
(к стр. 162)
XXVII
(к стр. 167)
XXVIII
(к стр. 194)
XXIX
(к стр. 197)
XXX
(к стр. 202)
XXXI
(к стр. 202)
XXXII
(к стр. 206)
ХХХIII
(