|
Скачать FB2 |
| |
Федор Сологуб
Заложники жизни
Драма в пяти действиях
Посвящается Анастасии Чеботаревской
Действующие лица
Действие первое
I
Жаркий летний день клонится к вечеру. От речки не веет прохладою, -- она так мелка, что ее можно легко перейти вброд.
II
Через сад на террасу входит Рогачев. За ним идет Мужик без шапки, очень грязный и лохматый; останавливается в саду перед террасою.
III
IV
Из дома выходит суетливою и взволнованною походкою Рогачев и досадливо говорит мужику:
V
В это время из дома стремительно выходит Рогачева. Это -- невысокого роста дама, наклонная к полноте. Чопорная, важная и трогательная. Лучеобразные морщинки в углах ее глаз и весь склад ее лица говорят о доброте бестолковой и бесполезной. А все ее движения, связанно-величественные и совсем не идущие к ее коротенькой и благодушной фигуре, показывают, что она заряжена большим количеством самомнения и что она очень уверена в своем дворянском превосходстве над людьми иных положений. Но так как она одета с большим вкусом, то ее претензии кажутся оправданными, и вся она производит впечатление любезной и серьезной барыни. Она любит и умеет занимать деньги, делает она это с истинно барскою непринужденностью. Вообще, когда она просит чего-нибудь, то кажется вполне естественным и несомненным ее право на то, чтобы все ей помогали и услуживали.
VI
Рогачев рассматривает трехрублевку с некоторым сожалением: надо отдать.
VII
VIII
Внезапно входит Рогачева. Михаил вздрагивает, вскакивает, отходит от Кати, задевает за стул и роняет его.
IX
X
Катя и Михаил смущенно смотрят друг на друга. Заря пылает на небе и бросает пламенеющий отсвет на их смущенные лица.
XI
Входят Чернецов и Чернецова.
XII
XIII
Катя возвращается и несет цветы в двух зеленых вазах из обожженной глины.
XIV
Из дому выходят Рогачевы. Здороваются с Чернецовыми. Слышны обычные фразы приветствий:
XV
Возвращается и Катя. Улучив минуту, когда старшие, занятые обрядом приветствий, на них не смотрят, Михаил и Катя торопливо целуются. Эти беглые поцелуи особенно заманчивы для них, потому что в них есть элемент опасности. Теперь, когда родители Михаила и Кати сошлись вместе, ясно выступает разница между этими двумя по-разному интеллигентными семьями -- семьею помещиков и семьею интеллигентных пролетариев. Все легко и даже легкомысленно у Рогачевых, все тяжеловесно, даже веселость, у Чернецовых.
XVI
Смеясь и разговаривая все вместе, Рогачевы и Чернецовы уходят в дом. Катя плачет. Михаил что-то шепчет ей.
XVII
На террасу выходит Чернецов и говорит Михаилу:
XVIII
XIX
За дверью на террасу слышен в доме веселый и шумный разговор. Выходят на террасу, продолжая разговаривать, Рогачева и Сухов.
XX
XXI
Тихо разговаривая, на террасу выходят Рогачев и Чернецов.
XXII
На террасе остаются Чернецов и Михаил.
XXIII
Холодеющий воздух тих и ясен.
XXIV
Тихо спрашивает Лилит:
XXV
Заря догорела. Сумерки сгущаются. Из дому выходит Катя. В прохладе и прозрачности ясного вечера отчетливо слышит Михаил, как скрипнула ступенька террасы, как на дорожке шелестят песчинки под босыми Катиными ногами. Сладостно холодея от восторга и печали, Михаил улыбается Кате.
XXVI
XXVII
Входит Лилит. Говорит негромко:
Конец первого действия.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
I
Прошло четыре с половиною года. Конец декабря. Зимний день, морозный, белый, ясный. Рогачевы живут в городе, и Катя еще у родителей, хотя им и хочется поскорее выдать ее замуж.
II
III
Входит Рогачев. Он не изменился почти нисколько. Имеет такой же легкомысленно-бодрящийся вид потертого судьбою, но ничему не научившегося человека. Только в бороде прибавилось несколько седых волос, но борода подстрижена и причесана волосок к волоску. Одет очень тщательно и модно.
IV
V
Входят Катя и Михаил.
VI
VII
VIII
Комната несколько времени пуста. Все слышнее за другою дверью голоса, и наконец оттуда выходят Катя и Сухов.
IX
Входят, тихо разговаривая, Рогачева и Михаил. Слышны слова.
X
XI
В это время, продолжая начатый разговор, выходят Катя и Лилит.
XII
Катя медленно подходит к Михаилу. Лицо ее грустно, но спокойно.
XIII
В комнате становится все темнее. За окном на улице зажгли фонарь. Свет от него, слабый и странный, падает в комнату, -- и из открытых направо и налево дверей тянутся полосы света.
XIV
Выходит Катя. Тихо идет по комнате. Дойдя до выходной двери, опускается на колени, опирается на стул рукою, плачет и, не отводя глаз от двери, за которою скрылся Михаил, говорит те же стихи:
Конец второго действия.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
I
Прошло еще восемь лет. Михаил стяжал себе своими постройками известность и состояние. Он много работает.
II
Лилит садится у камина и молча глядит на пылание его углей. Чернецов тихо берет ее руку. Лилит поднимает на него грустный взгляд.
III
Разговаривая, входят Михаил и Чернецова. Лилит опять молча смотрит на огонь камина. Чернецов так же молча курит.
IV
V
Входит Катя в светлом городском платье, красивом, сшитом по моде завтрашнего дня.
VI
Катя и Михаил, оставшись одни, страстно целуются.
VII
Катя подходит к камину и задумчиво останавливается перед ним. Совсем так же, как незадолго до этого Лилит, она смотрит на угли. Цвет ее лица, рук и платья пламенеет в пылании углей, и глаза ее блестят.
VIII
Входит неторопливо Лилит. Тихи шаги ее необутых ног, а складки ее черного хитона колеблются величественно, и вся она похожа на безумную царицу полночной таинственной страны.
Конец третьего действия
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
I
Прошел один день.
II
Крадущеюся походкою входит бонна. Она высокая, костлявая, сухая девица лет тридцати, из обруселых немок, "вполне приличная", как говорится в газетных объявлениях. Лицо у бонны длинное, сухое, желтое, постное, но сладкое. Глаза рыбьи, с застывшим выражением тупого любопытства. Уши торчат. Нос длинный и острый. Светлые, жиденькие волосы причесаны гладко. На плоском лбу совершенно явственно написано: сплетница. И даже все боннино платье шумит сплетнею.
III
Сухов очень располнел. Имеет вид любезного, деятельного, счастливого и самодовольного человека. Любит выражаться красноречиво и кругло, -- думает, что искусство произносить речи скоро может ему пригодиться. Иногда он даже увлекается своим красноречием. На службе он поставлен очень хорошо, и его всегда имеют в виду, когда думают о замещении какой-нибудь высшей должности. Он по-прежнему совершенно уверен во всем своем -- в своем положении, в своем богатстве, в своей жене. Когда ему осторожно намекают на ухаживания Михаила за Катею, он не обращает на это внимания. И только в последние дни начинает смутно беспокоиться.
IV
Входит Михаил.
V
Катя возвращается. Прислушивается к их голосам. Стоит неподвижная посредине комнаты, и опять только бледность лица и движение рук выдают ее волнение.
Конец четвертого действия.
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
I
Комната третьего действия. Ясный день. Торжественно и печально.
II
Входят Катя и Михаил.
III
Дверь отворяется, и входят Катины дети: мальчик и девочка. Они румяные, здоровые, спокойные. Одеты нарядно и красиво. Идут и кажутся заведенными куклами.
IV
V
Раздается где-то не близко резкий звонок, за ним другой, третий, все яростнее.
VI
Катя подходит к Михаилу и целует его.
VII
В комнате темнеет. Отодвигается медленно занавес в глубине комнаты. Открывается залитая ярким светом широкая лестница в семь ступеней, а за нею -- обширный высокий белый зал. Передний план сцены в тени, и лиц Михаила и Кати не видно.
Конец.
|