Первыми жертвенниками были древа, а первыми храмами поля сельскія. Первый, божеству жертвы приносимы были на дикихъ камняхъ, или на дерновыхъ глыбахъ; во времена первобытной простоты, когда искусства были еще не извѣстны, для обрядовъ богослуженія избираемы были рощи, насажденныя на горахъ высокимъ. Рощи сіи дѣлались священными; ихъ освѣщали въ ночное время, опредѣленное для молитвы; ихъ украшали гирляндами; въ нихъ стекались люди для общаго отдохновенія и давали сельскіе праздники въ память любви и признательности.
Съ успѣхами искусствъ явились храмы, достроенные изъ камня и мрамора. Но и тогда еще, слѣдуя древнему обыкновенію, люди продолжали садить рощи вокругъ храмовъ, и сіи рощи были все еще священными. Нѣкоторые народы, какъ-то Персы, Индѣйцы, Гоѳы и Даки, устояли во мнѣніи своемъ, что не должно заклинать боговъ ни въ какихъ зданіяхъ, построенныхъ руками человѣческими, сколько бы ни были оные великолѣпны; однакожъ противное мнѣніе образованныхъ народовъ одержало перевѣсъ.
По сказаніямъ историковъ, Египтяне и Финикіяне первые начали строить храмы. Можно видѣть у Геродота великолѣпіе Вулканова храма въ Мемфисѣ. Цари Египетскіе одинъ передъ другимъ старались украшать сіе зданіе, начатое Менесомъ, первымъ изъ извѣстныхъ Царей Египта. -- Храмъ Беловъ, построенный въ Вавилонѣ, былъ великолѣпнѣйшій и богатѣйшій; его, почитаютъ и самымъ древнимъ; ибо знаменитая Вавилонская башня въ послѣдствіи времени обращена въ сей храмъ. Ксерксъ, возвращаясь изъ нещастнаго похода своего въ Грецію, разграбилъ его и разрушилъ до основанія,
Наружность храмовъ Греческихъ и Римскихъ была весьма величественная; они отличались драгоцѣнными матеріалами, великолѣпными украшеніями, пышными церемоніями; предъ ними находилась большая площадь съ галлереями, покрытыми на подобіе портиковъ; на краю площади возвышался храмъ, по большей части круглаго, или четвероугольнаго вида. Храмъ обыкновенно состоялъ изъ четырехъ частей, а именно: изъ притвора или преддверья, которое составляло наличную сторону другой противоположной части; потомъ изъ двухъ по обѣимъ сторонамъ крылѣ съ колоннами различнаго рода, и наконецъ изъ внутренности храма, Три первыя части не всегда были необходимы. Храмы, окруженные со всѣхъ сторонѣ колоннами, назывались Периптерами, и Диптерами, естьли колонны въ два ряда были поставлены.-- Статуи боговъ и великихъ людей, картины представляющія знаменитыя дѣянія, украшали внутреннюю часть храмовъ, въ которой золото, бронза, мраморъ и порфиръ ослѣпляли взоры. Сіи священныя убѣжища хранимы были суевѣрнымъ народомъ, который уважалъ ихъ неприкосновенность. Въ однихъ никогда дыханіе вѣтра не сдувало праха съ жертвенниковъ; въ другихъ никогда дождь не орошалъ внутренней части, но во всѣхъ храмахъ люди, искавшіе прибѣжища, обрѣтали совершенную безопасность.
Греческіе храмы отличаются великолѣпіемъ и разнообразіемъ. Внутренняя часть ихъ называлась святилищемъ, посреди нихъ было мѣсто, на которомъ стояло изображеніе божества храма. Славнѣйшіе Грековъ храмы: Юпитера Олимпійскаго, коего описаніе можно читать у Павзанія, Храмъ Минервы въ Аѳинахъ, Аполлона въ Милетѣ и Діаны въ Ефесѣ, приморскомъ городѣ малой Азіи. Сей послѣдній былъ въ числѣ седьми чудесъ свѣта. Вся Азія въ теченіи нѣсколькихъ вѣковъ способствовала его сооруженію. Херзифронъ, имя архитектора, построившаго храмъ Ефесскій. Оный сожженъ извѣстнымъ Геростратомъ, желавшимъ чрезъ что нибудь увѣковѣчить имя свое въ Исторіи, въ ту самую ночь, въ которую Александръ родился. Храмъ имѣлъ 425 футовъ длины и 220 широты. Въ немъ было 127 колоннъ, изъ коихъ каждая въ 60 футовъ высоты; 36 колоннъ покрыты были барельефами. Врата храма были изъ кипарисоваго дерева, а статуя Діаны, по словамъ Плинія изъ чернаго, по словамъ Ветрувія изъ кедроваго.
Славнѣйшіе Римскіе храмы: Пантеонѣ, или храмъ всѣхъ боговъ, храмѣ Юпиліера Капитолійскаго, весьма обширный, окруженный въ три ряда колоннами, храмѣ богини Мира, Янусовѣ, Аполлона Палатинскаго, Кастора и Поллукса, Весты и проч. Здѣсь предлагается краткое описаніе Пантеона въ нынѣшнемъ его видѣ.
Сіе превосходное зданіе подучаетъ свѣтѣ чрезъ одно только отверстіе, сдѣланное въ срединѣ свода, но столь искусно, что оное достаточно освѣщаетъ всю внутренность храма. Видъ его круглой. Портикъ его состоитъ изъ 16 мраморныхъ колоннъ; каждая же колонна, хотя имѣетъ пять футовъ въ діаметрѣ и тридцать седьмь футовъ высоты, изключая капитель и подножіе, выдѣлана изъ одного камня. Изъ сихъ же колоннъ восемь находятся спереди и восемь сзади, всѣ Коринфскаго ордена. Говорятъ, что надъ симъ портикомъ изображенъ былъ Агриппа, зять Августовъ, построитель храма сего, сидящимъ на колесницѣ, запряженной въ четыре лошади. Каріатиды, которыя служили колоннами въ семъ храмѣ, почитаемы были, по сказанію Плинія, въ числѣ рѣдкихъ произведеніи искусства, равно какъ статуи, наверьху стоявшія. Ни сіи Каріатиды, ни статуй, ни бронзовыя украшенія не существуютъ болѣе. Даже не видно мѣста, гдѣ могли стоять Каріатиды. Иные догадывались, что они занимали верхній ярусѣ, примѣчаемый надъ колоннами во внутренности зданія. Кажется, они разрушены въ то время, когда храмѣ обращенъ въ церковь. Вѣроятно, Каріатиды почтены были за боговъ тѣми людьми, которые не знали, что онѣ служили украшеніемъ Архитектуры и не имѣли никакого, отношенія къ обрядамъ богослужебнымъ. Бронзовыя позолоченныя плиты, кои покрывали сводѣ, были сняты Императоромъ Констанціемъ III; Папа Урбенъ VIII употребилъ перекладины изъ показаннаго металла для бальдахина Св. Петра; статуи боговъ, которыя находились въ нишахъ, видимыхъ еще во внутренности храма, были разграблены и зарыты въ землю: однимъ словомъ, всѣ драгоцѣнности, которыми Пантеонъ былъ наполненъ, потеряны.
Прежде храмовъ уже существовали жертвенники. Образъ и вещество сихъ жертвенниковъ соотвѣтствовали первобытной простотѣ нравовъ. Сперва состояли: они изъ глины, изъ древнихъ пней срубленныхъ деревьевъ, или изъ камней безобразныхъ. Жертвенникъ Юпитера Олимпійскаго былъ ничто другое, какъ груда пепла; жертвенникъ Діаны Ефесской имѣлъ видъ собранныхъ въ одно мѣсто роговъ животныхъ, по мнѣнію народа, убитыхъ богинею на ловлѣ. Между уцѣлѣвшими изъ сихъ памятниковъ и сохранившимися въ различныхъ кабинетахъ рѣдкостей находятся такіе, на которыхъ нѣтъ никакихъ знаковъ, на другихъ изображены боги, Геніи; а по четыремъ угламъ примѣтны головы быковъ, вепрей и другихъ животныхъ. Архитектура, будучи грубою въ своемъ началѣ, не могла придать симъ жертвенникамъ правильности и украшеній; чѣмъ были они безобразнѣе и страннѣе, тѣмъ большее внушали благоговѣніе.
Когда великолѣпіе и пышность введены была въ богослуженіе, то жертвенники получили видъ новый; утонченность нравовъ подала мысль, что съ большимъ богатствомъ они получали большую важность. Камень, мраморъ, гранитъ и порфиръ казались очень простыми веществами: люди стали приносить жертвы на сребрѣ и златѣ.
Древніе жертвенники обращены были то большей части къ востоку. У Римлянъ одни назывались altaria, которые были выше; а другіе, которые были ниже, назывались arae. Первые посвящались богамъ Олимпа, а послѣдніе богамъ преисподнимъ. Еще были подвижные жертвенники, употребляемые при торжествахъ. Богомольцы, пускаясь въ путешествіе, запасались малымъ жертвенникомъ. Каждое семейство имѣло подобный жертвенникѣ въ своей молитвенной комнатѣ, въ которой приносились жертвы Пенатамъ, Геніямъ и Юнонѣ.
Жертвенники не въ однихъ храмахъ воздвигались: въ пещерахъ и гротахъ люди приносили жертвы нимфамъ и богамъ преисподней; также въ священныхъ лѣсахъ воздвигало суевѣріе сіи памятники, думая, что боги особенно являлись людямъ и проливали благодѣянія въ густѣйшемъ мракѣ. Иногда люди восходили приносить жертвы преимущественно на горы и возвышенныя мѣста, какъ ближайшія къ селеніямъ безсмертныхъ. Туда народъ собирался во дни торжественные; по совершеніи обряда начинались танцы и ликованія.
Во времена язычества вѣрили, что боги обитали въ статуяхъ и жертвенникахъ своихъ, отсюда къ симъ послѣднимъ родилось великое уваженіе, которое погашено просвѣщеніемъ. Жертвенники долгое время служили страхомъ измѣны, утверждали вѣрность договоровъ и непорочность браковъ, Супруги давали клятву предъ жертвенникомъ Юноны и Люциніи, который приносился даже въ залу пиршества. Судьи, приступая къ званію своему, произносили обѣты предъ жертвенникомъ Ѳемиды, дотрогиваясь, или обнимая его. Особенно страшными были жертвенники боговъ Палисовъ, покровительствовавшихъ нещастнымъ, наипаче невольникамъ. Къ жертвеннику, воздвигнутому въ честь Геркулеса въ окрестностяхъ Римскихъ, который послѣ находился внутри города, запрещено было приближаться женщинамъ.
Наконецъ, былъ еще жертвенникъ, который будучи невидимъ, вдыхалъ величайшее благоговѣніе. Воображеніе утверждало его на небѣ подъ созвѣздіемъ егожъ имени. Предъ онымъ жертвенникомъ, по мнѣнію древнихъ, боги поклялись въ оборонѣ и враждѣ противу титановъ, которые вооружились на небо.