СОБОЛЕВ Юрий Васильевич [1887--] -- литературовед и театровед. Сын банковского служащего. Окончил Московский ун-т. С 1905 начал печатать критические статьи и театральные рецензии в провинциальной прессе. Несколько лет вел работу режиссера в ряде крупных провинциальных городов.
Интересы С. сосредоточены гл. обр. на творчестве Чехова, к-рому он посвятил свыше ста статей. Несомненной заслугой С. является собирание затерянных и неопубликованных страниц Чехова и усердное библиографирование чеховской лит-ры. Исследовательские работы о Чехове при обилии интересных частностей страдают невыдержанностью точки зрения и отмечены эклектизмом. С. -- один из видных театральных рецензентов и историков МХАТа.
С. принадлежат пьесы: "Униженные и оскорбленные" и "В овраге", представляющие собой переработку одноименных произведений Достоевского и Чехова.
Библиография: I. О Чехове, изд. И. А. Белоусова, М., 1915; Антон Чехов -- неизданные страницы, изд. "Северные дни", М., 1916; Чехов. Статьи, материалы, библиография, изд. "Федерация", М., 1929; Чехов, изд. Жургазобъединение, М., 1934 ("Жизнь замечательных людей"); Вл. И. Немирович-Данченко, изд. "Светозар", П 1918; Большой и Малый театры, М., 1923; Актеры. (Комиссаржевская, Москвин, Орленев, Россов, Ермолова, Моисси), М., 1925; М. С. Щепкин, изд. Жургазобъединение, М., 1933 ("Жизнь замечательных людей").
II.
СОБОЛЕВ Юрий Васильевич [22.11(4.12).1887, Москва -- 2.7.1940, там же; похоронен на Новодевичьем кладб.], лит. и театральный критик. Из дворян. Отец, Вас. Вас. -- банковский служащий, в 1909 читал лекции о театре в рязан. Лит.-худож. кружке, где пред. лит. секции был М. Криницкий. С двух лет С. жил в Рязани, через два года семья переехала в Пензу. Учился во 2-й пен-зен. г-зии (окончил в 1906); в 1900--01 редактировал (под псевд. Славин) гимназич. ж. "Колокольчик" (сохранившиеся номера ж-ла -- РГАЛИ, ф. 860, оп. 1, No 434). Старшеклассником участвовал в кружках, "где шли беседы на чисто социальные темы ... однако Маркса не прочел ... отвращали схемы и готовые формулы" (автобиогр. (1922) -- РГАЛИ, ф. 1890, оп. 3, No 553, л. 7, 8). С 1904 начал собирать все издания, относящиеся к Чехову; в июле того же года написал статью памяти писателя (не сохр.). В "Пензенском справочном листке" поместил посвященный пианисту И. А. Левину "весьма сентиментальный рассказик" (автобиогр. (1922), л. 6) "Мать" (1904, 14 нояб.; подпись Юс). В 1906 "уже был присяжным театральным рецензентом" (автобиогр. (1922), л. 2) в пензен. кадет. газ. "Перестрой", где печатал также рассказы и сказки: "Камень" (23 июля; с поев, педагогу Ю. И. Фаусек), "Дома" (2 авг.), "Песня" (15авг.), "Проездом" (27 авг.); там же появились его первые лит. рецензии -- на рассказы Л. Н. Андреева (10 июня) и на сб. "Знание", кн. 10 (1 июля). В спец. чеховском номере газеты поместил ст. "Смех в мелких рассказах Чехова" (подпись Юрий Глаголин) и фантазию "Вишневый сад" (обе -- 2 июля).
В 1906, отказавшись от предложения отца продолжить образование в Швейцарии, с компанией товарищей отправился поступать на юридич. ф-т Харьков. ун-та. В Харьков. газ. "Южная жизнь" поместил критич. этюд о пьесе Л. Андреева "К звездам" (1906, 21, 25 окт.), в "Сборнике" студенч. литературно-филос. кружка (X., 1908) -- большую ст. "Над бездной (От "Жизни человека" к "Тьме" Л.Андреева)". В 1908 перевелся в Моск. ун-т, а в 1910 перешел на ист.-филол. ф-т, где занимался у А. Е. Грузинского; исключен в 1914 за невзнос платы. После переезда в Москву стремился быть в центре театральной и лит. жизни: посещал Лит.-худож. кружок, играл в любительских спектаклях, активно участвовал в работе "Союза сце-нич. деятелей". Сотрудничал в разл. изд., опубл. ст. "Борис Зайцев" ("Лебедь", 1908, No 4), "О письмах Чехова" ("Моск. еженед.", 1909, No 27), "А. И. Куприн" (Общестуденч. лит. сб-к, М., 1910). С 1910 -- пост. сотр. ж. "Рампа и жизнь"; в сент. 1911 -- секр. редакции газ. для учащихся "Сириус" [печатался в рубриках "Лит. силуэты" (в т.ч. ст. "Гимназические годы Белинского" -- 1,7 сент.) и (под псевд. Георгий Треплев) "Театр, наброски"; в 1912--14 вел критич. отд. в ж. "Путь" (ред. И. А. Белоусов), где с июня 1913 стал фактически вторым редактором. Способствовал объединению вокруг ж-ла группы молодых литераторов (Н.С. Ашукин, П. С. Сухотин и др.). В "Пути" напечатал множество критич. и ист.-лит. статей и заметок, в т. ч. "75 лет назад. Дуэль и смерть Пушкина", "Надсон-юноша" (обе -- 1912, No 4), "Герцен и его любовь" (1912, No 5), "Не от мира сего" (1912, No 6; о Г. И. Успенском), "Приезд Бальмонта" ( 1913, No 5/6), а также рец. на новые произв. Андреева (1912, No 3; 1913, No 3), П.Е. Щёголева (1912, No 3), М.О. Гершензона (1912, No 5), И. А. Новикова (1913, No 5/6), И.А. Бунина (1914, No 1) и др. В 1911-18 -- чл. лит. объединения "Молодая Среда". В сер. 1910-х гг. пишет ряд книг, оставшихся неизд. [см. письмо Ашукина издателю К.Ф. Некрасову от 16 июля 1915: С. "заканчивает "Севильского цирульника" и ... принялся за другую книжку: "Графиня Параша" (это о П. Шереметевой и о песне "Вечор поздно из лесочку"). Книжечка будет очень интересна" -- ГА Ярослав, обл., ф. 952, оп. I, д. 18, л. 14]. Первые вышедшие книги С. -- "О Чехове" (М., 1915; "опыт исследования" с прил. указателя лит-ры о писателе за 10 лет; отзывы, 1915 -- положит.: А. Журин -- "Свободный ж-л", No 5; М. Моравская -- РМ, No 11; Г. Курский -- "Жатва", кн. 6/7, М.; отрицат.: Б. Эйхенбаум -- СевЗ, No 7/8) и "Антон Чехов. Неизданные страницы" (М., 1916). Откликаясь на эти издания, А. Г. Горнфельд отмечал, что библ. работа С. "гораздо полезнее его экскурсов в область психологии творчества" ("Рус. зап.", 1916, No 8, с. 280). Позднее С. называл "чеховианство" "наиболее значительным" на всем своем "писательском пути" (авто-Iбиогр. (1922), л. 5, 6). Всего ему принадлежат более ста статей и очерков о Чехове, множество публикаций, неск. книг ("Новый Чехов. Мат-лы и док-ты", М., 11925; "Чехов. Статьи, мат-лы, библ.", М., 1930; и др.), а также [биография писателя, изд. в серии "Жизнь замечательных людей" ("Чехов", М., 1934).
В 1917, "будучи на воен. службе. как деятель иск-ва был откомандирован в "Моск. военный театр", в к-ром и был в момент Окт. революции" (письмо Е.Э. Лейтнекеру от 9 мая 1923 -- РГАЛИ, ф. 1567, оп. 1, No 3, л. 22). В 1918 -- реж. Т-ра комедии и драмы; сотрудничал в близкой 1к эсерам газ. "Понедельники "Власти народа"". В 1918-19 -- чл. репертуарно-худож. комиссии при Моск. совете рабочих и крест. депутатов. Осенью 1919 уехал в Н. Новгород, где вел организационно-театральную работу. В февр. 1921 приглашен В. Э. Мейерхольдом для работы в ТЕО Наркомпроса и в Т-ре РСФСР 11-м; заведовал отд. в ж. "Вест. театра". После ухода Мейерхольда из ТЕО уехал в Казань, где работал реж. местного театра и преподавал историю театра в Ин-те нар. образования; летом 1922 вернулся в Москву. Состоял чл. правления Всерос. союза писателей, участвовал в деятельности лит. объединения "Звено", заведовал ред. ж. "Театральный курьер", печатался в ж-лах "Красная новь", "Прожектор", "Рупор", газ. "Правда", "Известия", "Моск. понедельник", "Новости", выступал с регулярными лит. обзорами в ж-лах "Эхо", "Россия", в тифлис. ж. "Пламя"; писал об А. А. Блоке ("Блок в Москве" -- "Лит. газ.", Каз., 1921, сент.), А. Белом ("Ритм и фабула" -- там же, 15--31 дек.), Б. А. Пильняке ("О птицах живых и мертвых" -- "Журналист", 1922, No 1), И.С. Шмелёве (ПиР, 1923, No 1), M. M. Пришвине ("Красная Нива", 1926, No 15) и др. Выступил одним из инициаторов создания чеховского музея в Москве, стал зам. пред. Об-ва А. П. Чехова и его эпохи (нояб. 1922), однако в марте 1923 по требованию НКВД без объяснений был выведен из членов-учредителей Об-ва; в июле того же года решением НКВД в Об-ве формально восстановлен (см.: Лит. летопись 1920-х гг., т. 1,ч. 2, с. 591--592; РГАЛИ, ф. 1567, оп. 1, No 3). Опубликовал неск. пропагандистских брошюр ["На царя! Как и за что народ казнил Александра II марта 1881", "Рабочий в царском дворце (Степан Халтурин)" -- обе: М, 1923; "Иван Каляев. Как и за что был убит вел. кн. Сергей Александрович Романов", М., 1924; "Ленин и современники", Л., 1924]. Периодически покидая Москву, занимался пед. и театральной работой в Архангельске (1924--1925), Киеве (1926-27), Владивостоке (1927--28). Заведовал литературной частью МХТ 2-го; совм. с В. А. Подгорным написал пьесу о моск. вооруженном восстании 1905 "Генеральная репетиция" [М.-Л., 1931; др. назв. -- "1905", "Баррикады"; пост. в МХТ 2-м и в Ленингр. академич. т-ре драмы в 1930; отрицат. отзыв С. Мокульского ("сценические иллюстрации к докладу так и остались иллюстрациями") -- "Красная газ.", 1931, 3 янв., веч. в.]. В 1934 не был избран чл. Союза писателей, на что, по-видимому, рассчитывал (автобиогр. J935 -- РГБ, ф. 356, к. 10, No 17). Практически перестав заниматься актуальной критикой, все больше внимания уделял театроведч. штудиям: написал неск. книг по истории МХАТа (итоговая -- "Московский художественный театр", М., 1938) и ряд биографий известных актеров и театральных деятелей ["Вл. И. Немирович-Данченко", П., 1918; 2-е изд., М., 1929; "Актеры", М., 1926; "М.С. Щепкин", М., 1933; "Пав. Мочалов", М., 1937 (последние две в серии "Жизнь замечательных людей")]. Преподавал историю театра в театральном уч-ще им. Щепкина, в Гос. ин-те театр. иск-ва (с 1939 -- проф.). За два месяца до смерти получил ученую степень д-ра искусствоведения.
Как лит. критик С. последовательно выступал против дидактики, идеологич. ангажированности, отвлеченных "абстракций" ["Мертвые души (Искания "современной души" в романах З. Гиппиус и М. Криницкого)" -- "Путь", 1912, 10/11, с. 77, подпись Ю. Васильев], деформирующих собственно худож. начало, и даже в отдельных вещах Бунина отмечал "преобладание моралиста над художником" ("Три очерка" -- "Сполохи", кн. Il, M., 1917, с. 200). Тем же принципам он следовал в своих статьях и рецензиях, избегая теоретизирования, стремясь определить индивидуальность писателя, его "лицо", выделить характерные для него образы и мотивы, а не дать оценку (отрицат. рецензии в его творчестве крайне редки). Не отождествляя себя с к.-л. лит. направлением, С. отдавал предпочтение тем авторам, в творчестве к-рых сочетались элементы реализма и модернизма (Андреев, Бунин, Зайцев, Новиков и др.). В рец. на "Сборник первый (Издательского т-ва писателей)" (М., 1912), приветствуя объединение под одной обложкой произв. Шмелёва, В. Я. Брюсова, С. Н. Сергеева-Ценского, А. М. Фёдорова и др., он выражал сомнение, "нужна ли вообще для хорошего сборника строгая выдержанность школы и соблюденный во всех частях ансамбль участников" ("Путь", 1912, No 6, с. 48). С. высоко оценивал творчество символистов (см., напр., обзорную ст. "Русская литература в 1911 году" -- "Рязан. жизнь", 1912, 4 янв.), однако даже друзья говорили об определенной узости его критич. диапазона: "Вот С. о Белом писать не может. А мы-то чем виноваты?.. Он же сердится, не дают писать в "Сполохах"" (письмо И. И. Белоусова Сухотину от 28 марта 1918 -- РГАЛИ, ф. 1709, оп. 1, No 113, л. 34). Вместе с тем близко знавший С. писатель В. Г. Лидин, отмечая его "отличный критический талант", писал в мемуарах: "Если собрать все, написанное С, то получится целая энциклопедия, и при этом богатейшая, о нашей литературе и театре за добрую четверть века" (Лидин В. Г., Юрий Соболев, -- В его кн.: Собр. соч., т. 3, М, 1974, с. 584).
Лит.: Певцов И. Н., Лит.-театр. наследие. Восп. о Певцове, М., 1978 (ук.); Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка, СПб.. 1998, с. 353. 355: Ашукин Н.С., Заметки о виденном и слышанном. -- НЛО, 1998. No 31, с. 207, 214; No 32, с. 183-84 и др.; No 33. с. 246. 249, 254 и др.: 1999, No 36, с. 136, 148-49. 152; No 38. с. 189; "Лица", в. 7, с. 23; Темяков В. В., С. -- исследователь жизни и творчества Чехова (Дорсв. период). -- В кн.: 100 лет после Чехова, Я., 2004: его же. С. -- критик Б. Зайцева. -- В кн.: Наследие Б. К. Зайцева: проблематика, поэтика, творч. связи. Орел, 2006; его же, Бунин в критике С. -- В кн.: Нац. и региональный "космо-психологос" в худож. мире писателей рус. предстепья (И. А. Бунин, Е. И. Замятин. М. М. Пришвин), Елей, 2006; его же, И. А. Новиков и С. -- В кн.: Творчество И. А. Новикова в контексте рус. лит-ры 20 в.. Орел -- Мценск. 2007; ЛН. т. 78, 84, 87 (все -- ук.). * Некрологи: ЛГ, 1940, 5 июля; Зап. Гос. ин-та театрального иск-ва им. Луначарского, М. -- Л.. 1940, с. 285--86. Писатели совр. эпохи (2): ЛЭ; КЛЭ: ТЭ; Лит. летопись 1891-1917; Лит. объединения. 1890-1917; Лит. жизнь 1920-х гг.; Мацуев., Масанов.
Архивы: РГАЛИ, ф. 860;ф. 1890, оп. 3. No 553 (автобиогр. (1921). (1922)); ИМЛИ. ф. 240;РГБ, ф. 356, к. 10. No 17 (автобиогр. 1935); ЦИАМ. ф. 4. оп. 10, д. 2048 (о дворянстве рода Соболевых); ф. 418. on. 322, д. 1641 (студенч. дело).
В. В. Темяков.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 5. М., "Большая Российская энциклопедия", 2007