Нѣсколько времени тому назадъ въ газетахъ сообщалось, что я имѣю намѣреніе устроить лѣтнюю дорогу чрезъ Уральскій волокъ, между рѣками Печорой и Сыгвой, и именно отъ д. Оранца на Печорѣ до с. Щекурьипскаго на Сыгвѣ. Дѣйствительно, когда я проѣхалъ въ прошломъ году осенью чрезъ этотъ волокъ, у меня явилась мысль объ устройствѣ чрезъ него грунтовой дороги для перевозки товаровъ по нему и лѣтомъ, такъ какъ зимой имъ уже съиздавна пользуются зыряне для той же цѣли. Меня останавливала только болотистость нѣкоторыхъ мѣстностей по волоку, а именно отъ д. Оранца до горы Сабля около 40 верстъ и близь Щекурьинскаго селенія на протяженіи около 15 верстъ {Впрочемъ, послѣднія болота устранялись, если пользоваться для проведенія дороги рѣчкой Нольей, впадающей въ р. Щекурью.}.
Пріѣхавъ нынѣшнимъ лѣтомъ изъ Архангельска на Печору, я пожелалъ осмотрѣть другой путь чрезъ Уралъ къ тому же Щекурьинскому селенію, который такъ же уже съиздавна извѣстенъ, именно чрезъ р. Щугоръ, впадающую въ Печору въ 80 верстахъ выше дер. Оранца, и пришелъ къ тому заключенію, что путь чрезъ Щугорскій волокъ имѣетъ многія преимущества предъ первымъ путемъ.
Такъ какъ до перевала чрезъ Уралъ и именно до устья Торговой рѣчки, впадающей въ рѣку Щугоръ, я поднимался на лодкѣ по р. Щугору, то я не могу, въ настоящее время, съ точностью судить о качествахъ сухопутнаго пути отъ этого пункта до с. Щугорскаго на Печорѣ (при устьѣ рѣки этого имени), по отзывамъ же зырянъ, заслуживающихъ довѣрія, тутъ нѣтъ горъ и мѣстность сухая.
Что же касается до перевала чрезъ Уралъ отъ устья Торговой рѣчки къ Щекурьинскому селенію {Я ѣхалъ это разстояніе (около 100 верстъ) на оленяхъ около 5-ти сутокъ.}, то и онъ имѣетъ то преимущество предъ переваломъ изъ Оранца, что какъ самъ онъ, такъ и далѣе слѣдующія возвышенности еще болѣе пологи и, по большей части, лѣсисты. Выйдя на одинъ изъ притоковъ рѣчки Картуса, впадающей въ рѣку Щекурью, спустившись по нему и этой рѣчкой до ея устья и слѣдуя потомъ рѣкой Щекурьей до самаго Щекурьипскаго селенія, можно избѣгнуть всѣхъ болотъ, которыя находятся около послѣдняго. Я уже отправился отъ вышеупомянутаго притока рѣчки Картуса къ рѣчкѣ Чортыньѣ, впадающей также въ рѣку Щекурью и потомъ отъ нея остяцкой дорогой прямо до с. Щекурьинскаго, но тотъ путь -- хотя и болѣе близкій -- почти столь же неудобенъ, какъ этотъ, который я испыталъ въ прошломъ году предъ этимъ селеніемъ, не доходя верстъ 15 до него, мѣстность становится сильно болотистой.
Разстояніе же обѣихъ сухопутныхъ дорогъ къ Щекурьинскому селенію какъ отъ д. Оранца, такъ и отъ с. Щугорскаго почти одинаково.
Къ этому нужно прибавить, что самая рѣка Щугоръ, вѣроятно, окажется годной для весенняго сплава, по крайней мѣрѣ, отъ рѣчки Тэльпоса или немного ниже ея.
Сообщая о своей поѣздкѣ на Печору въ прошломъ году, я высказалъ мнѣніе, что путь этотъ можетъ служить и для морскаго сообщенія Сибири съ Европой; поэтому замѣчу кстати, что въ нынѣшнемъ лѣтѣ даже въ началѣ іюля -- и полагать должно, въ концѣ іюня -- путь отъ Архангельска на Печору былъ совершенно чистъ отъ льда, нигдѣ -- ни около острова Колгуева, ни въ устьѣ Печоры, не было замѣтно даже слѣдовъ льда.