Седерберг Генрих
Заметки о религии и нравах русского народа во время пребывания его в России С 1709 по 1718 год

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод А. А. Чумикова.
    Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. No 2. М. 1873.


Бывшего полкового священника, магистра Генриха Седерберга

Заметки
о религии и нравах русского народа во время пребывания его в России
С
1709 по 1718 год.

Перевод А. А. Чумикова
(По рукописи, до сих пор нигде не изданной. Христианстад 1836)

Предисловие.

   Эти заметки, сохраненные правнуком контрактного Пробста, Седерберга, издаются, как принадлежность истории, которая должна быть беспристрастна и свободна от утайки и ненависти. Они представляют Русский народ в том виде, каким он тогда был. Тем более радости для человечества, если нынешнее состояние этого народа может быть представлено в боле выгодном свете, если только ложный лоск и роскошь между ним не вытеснили похвальное религиозное рвение предков и первоначальную Азиатскую степенность (серьезность). Не смотря на то, что это сочинение часто касается предметов, которые могут показаться несколько смешными, сочинитель не имел намерения осмеивать их, так как они большею частью относятся к религиозным обычаям и порядкам, которые, не взирая на раскрывающую их таинственность, все таки сохраняются в святости истинноверующим, тем более, что всякий мыслящий человек поймет, что жизнь, особенно будущая, не может быть изображена иначе, как посредством символов. Сочинитель, родившийся в Стокгольме, почему он иногда подписывался "Holmia Svecus", был взят в плен в то же самое время, как и Граф Пипер, при Полтаве, битве, имевшей столь важные последствия для всей Европы. Граф Пипер, чтоб избегнуть (по крайней мере, на время) варварских рук, принужден был направиться прямо к выше упомянутому городу. Сочинитель вышел невредим из сражения, хотя был так близок к опасности быть убитым, или раненым, что часть его кафтана была порвана выстрелом; он был в последствии хорошо принят во многих наиболее важных домах в Москве, где пользовались его познаниями для обучения. По возвращении он был назначен Главным Пастором в Карлсгамне и [II] Асаруме. Провидение ниспослало ему, замечательную по краcoтe и доброте, жену, Гедвигу Вельсгюйсен (Hedvig Wellshuysen), родом из Христианстада, которой портрет, также как и его собственный, находится в ризнице церкви. У них был сын, в последствии купец в Гданске, и четыре дочери... Его печать, гравированная в Москве, изображает сердце, окруженное терновым венком, вокруг которого слова: "С удовольствием", а над ними буквы: "Н. S." Большой дубовый дом его, находящейся у рынка в Карлсгамне, долго, по смерти его жены, был необитаем, но наконец куплен, около 40 лет тому назад, обществом, и часть оного была устроена под училище, с достаточным числом, как классных, так и жилых, комнат для трех учителей. После него осталась проповедь, которую он говорил в Москве, по случаю плена Графа Пипера с товарищами, и потом подробнее разработана им в Воронеже, также библиотека из книг, собранных за границей, относящихся почти ко всем человеческим знаниям.

И. Г. С.

   

Заметки о религии и нравах русского народа

ГЛАВА I.

О Религии Русских и их обращении в Христианскую Bеру.

   Pyccкие хвалятся тем, что Апостол Андрей, брат Симона-Петра, тогда положил начало их Веры, когда он из Греции, чрез Понт Евксинский или Черный, перешедши устье Борисфена, явился в Киев, тогдашнюю столицу Руси, и проповедовал, обращал, крестил и научил всю Русь осенять себя крестным знамением. Оттуда он отправился в Новгородское Княжество, где также проповедовал; потом перешел через Левантское море в Рим, далее в Пелопонис, теперешнюю Морею, где он был распят при Короле Аго или Св. Эго.
   Новгородские летописи отрицают это и приписывают свое обращение Св. Антонию, который, переплыв через Левант на жернове, вышел на берег в Новгороде, где теперь построен близ того камня монастырь. Этот камень еще и теперь, крепко оберегаемый монахами, показывается и дается лобызать богомольцам, приходящим туда огромными толпами.
   Очевидно, что все это вымысел. Впрочем, в первые века Роксоланы или Московиты, оставаясь еще как бы в варварском состоянии, без всякого научного образования, не умели ни читать, ни писать, а еще менее сочинять книги и истории. Но, по мере того, как знакомились с грамотой, они начали издавать подобного рода сказания (саги) под названием летописей. [2]
   До Княгини Ольги (Ola) и правления ее сына, Владимира (Wolodimirs), Pyccкие поклонялись кумирам: Перуну (Pioroini), Стрибе (Stribi), Xopcy (Chossi) и Мокошу (Mochossi), сверх того Юпитеру, Сатурну, Марсу и др. (см. Crom. Polon.). 3; Paul. Jovius De legat. Basil. M. prim. Musc. ad Clem. VШ Pontif.). Неоспоримо то, что когда Рюрик (Rurich), по смерти своего брата, правил один, по Христианскому летосчислению в 762 г. (Т. е. 862. Касательно ошибок леточислительных и других, очевидных для каждого, сколько-нибудь сведущего в Русской истории, мы их везде не оговариваем и не исправляем: их легко заметит и мысленно исправит сам читатель. Мы позволяем остановиться только на таких, которые не так легко могут быть замечены, и потому должны быть оговорены. О. Бодянский), то вся Русь еще была языческою; но где же тогда был Св. Андрей? Игорь, сын Рюрика, приняв правление после отца, вступил в брак с Ольгой, родом из Пскова (Plesko), и имел сына, Святослава (Stoslaus), который еще был молод при смерти Игоря, почему мать его, Ольга, сама управляла Государством. Эта Государыня отправилась, в 955 г., в Константинополь, где крестилась и приняла имя Елены: Русские и поныне уподобляют ее солнцу, так как она Христианским законом также просветила Московитов, как солнце освещает мир. Она сохранила свои хорошие качества по самую смерть.
   Сын ее, Святослав, впал опять в язычество, но сочетался браком с дочерью одного гражданина, Малушей (Maluska), из Новгорода, которую он воспитал вместе с сводными сестрами, дочерьми Ольги. С нею он прижил сына, Владимира (Woldemir), который, подчинив себе своих братьев, Ярополка (Jeropolk) и Олега (Olega), сделался единовластными над всей землей и наконец принял Христианство. Перед тем, однако же, воздвиг он в Киеве много кумиров и сам приносил им жертву; но так как многие Христианские Государи, приветствуя его мирное правление, просили, через послов, принять Христианскую Bеpy, то он избрал между многими, испытанными им, сектами Греческое учение и, в присутствии Императоров, Василия и Константина, принял Святое крещение в Константинополе, наречен Василием, испросил, через послов, руку их сестры, Анны, и получил на то соглаcиe. После сего Константинопольский патриарх, так как Патриарха в Руси еще не существовало, назначил в Киев Митрополита, в Новгороде Архиепископа, а в другие города Епископов и Священников (Попов). [3]  

ГЛАВА П.

О всеобщем обращении Московитов.

   Касательно окончательного распространения Христианского учения по всей Руси, исторические показания не совершенно согласны между собою. Императорский Посол с 1500 г. (Не с 1500, а с 1517 года. О. Б.) Барон Герберштейн (Heberstein) говорит, что оно совершилось в 961 г. во время правления на Западе Императора Оттона. Гваньин (Gangning) указывает на 942 г.; Микрелий (Micrelius) говорит, что после, того, как Василий подчинил себе Русь, а Русские бросили свой Новый Завет в огонь, и взяли из него золу, они всенародно приняли Христианскую Bеpy. Кромер (Cromajerus) говорит, что как верно то, что бабка Владимира, Елена, в IX веке сделалась Христианкою, так неоспоримо и то, что тогда же случилось полное обращение Русских. Однако сын, ее Святослав (Stosla) все-таки остался язычником, и Василий (Владимир) крестился только в последствии, что засвидетельствовал тиран Иван Васильевич 1570 года Ивану Роките (Rhahita), Польскому богослову, пришедшему с посольством Сигизмунда: "Baptizantur nostri in nomine Dei Patris, Filii et Spiritus Sancti, postquam primus progenitus, beatus ille et magnus Zar Wolodimirus, divinitus illustratus, nomen Basilii ad mysticam undam nactus est, a quo tempore usque ad hunc diem non Russiana, sed Christiana, appellatur fides" (Vide Heidenstein I. с. De bello Muscovit: item Russorum Annalia, et Byzantinam Historiam).

ГЛАВА Ш.

О главнейших членах Русской Христианской Веры.

   Pyccкие не только привержены к Греческой Bере и исповедуют ее еще поныне, но и считают себя вернейшими [4] последователями ее, чем самые Греки, от которых они ее получили не взирая на то, что они во многих членах не согласны с ними. Однако ж они, в знак признательности, ежегодно посылают Патриарху Константинопольскому 500 червонцев.
   Библия у Русских напечатана на Славянском языке, содержанием почти сходна с Немецкой и считается непреложным словом Божием; но с особенным благоговением сохраняют они Евангелие в красивом помещении, к которому они никогда не приближаются без большого почтения (Poccaoni) и не прикасаются без глубокого преклонения головы, крестясь и... (Многоточие в самом подлиннике здесь и ниже везде. Перев.). Русские признают также Священное Писание истинным путеводителем Веры, но добавляют его Греческими Вселенскими или Всеобщими Соборами, также творениями Отцов Церкви, преимущественно Василия Великого, Григория Назиянзина, Златоуста и Ефрема Сирина (Ephraim Serii), отвергая все другие Соборы. Считают также правилами Веры, наравне с первыми Семью Соборами, творение своего учителя, Николая Чудотворца (Sudowaritz), которому празднуют дважды в год.
   Они преимущественно признают Символы Апостольские: Никейский и Афанасиевский, ценят также очень высоко Златоуста (vide Lapicii Polon. cap. 4. Theol. Mose).
   Следовательно, свои религиозные и церковные дела Pyccкие подкрепляют и защищают, главнейшие во 1, Священным Писанием, хотя в неточном истолковании; во 2, Семью первыми Соборами; в 3, творениями Греческих Отцов Церкви, не допуская при сем ни малейшего сомнения.
   Новый Завет читают их главные Священники (Popper) народу в церкви, но так поверхностно, что даже они сами не понимают его, тем менее слушающие принимают участие в нем. Что касается Ветхого Завета, который, по их мнению, содержит в себе множество... то они оказывают такое невнимание к нему, что считают недостойным его чтение, в особенности всенародно и полагают, что их храмы осквернятся его внесением, а тем более чтением; впрочем, для псалмов Давыда делается исключение.
   Точно также запрещается и отвергается всякое толкование, [5] прение и изъяснение Св. Писания, полагая что при толковании эти слишком тонкие вопросы и умозаключения могут стать источником всех ересей и заблуждений, которые, как бы важны они ни были, могут быть решаемы одним только Патриархом. Так же верят они, что церковь есть собрание верующих, которым обещаны Божия милость и спасение, и что только из них одних и составляется общество верующих.

ГЛАВА IV.

Кого Pycские считают друзьями своей Церкви и кого еретиками?

   Врагами Русской Церкви считаются, во-первых, Турки и Татары, которых послы потому никогда не допускаются наравне с Христианскими, к целованию Царской руки; во-вторых, Евреи, которые возбуждают в них такой ужас и омерзение, что им не дозволяется даже приезжать в страну их, если они не примут их Веры.
   Так как всех Христиан, не принадлежащих к их Вере, Pyccкие считают язычниками, то Царь обязан, коль скоро чужестранный Посланник поцелует его руку, тотчас ее омыть, для чего подле Престола всегда находится yмывaльницa.
   Хотя и правда, что они признают Римско-Католиков Христианами, однако считают их учение преисполненным бесчисленных заблуждений, и потому, наравне с другими, переходящими в их Веру, крестят их еще раз, называя их Латинами, по причине языка, который те употребляют при богослужении, и чувствуют к их способу причащения такое отвращение, что нет ничего хуже, как быть, по их понятию, Римлянином. В 1599 году (Неверно. О. Б.) Pyccкие хлопотали в Риме, посредством Посольства, о воссоединении (Церквей), но предали проклятию исповедание Kaтолической Веры, которое их уполномоченный, Ипатий Потей (Stypatius Patiens), Епископ Володимирский и Берестейский, принял от Папы Клемента VIII, так что они никогда не могут без содрогания слышать об этом; почему они также дурно отнеслись и к Киевскому Митрополиту, Исидору (Hesiodorus), который сам от себя отправился, на 100 лошадях, на [6] Флорентийский Собор, во время Папы Евгения IV, дабы совершить соединение, но когда он воротился и стал проповедывать подчинение Риму, то был заключен в такую страшную темницу, что окончил там свои дни (Собор Флорентийский происходил в 1439 году, а Исидор, заключенный Великим Князем, Василием Ивановичем, в Чудове монастыре, откуда 15-го Сентября, 1443 года, бежал в Рим, умер там в 1463 году, 27-го Апреля, и погребен в церкви Св. Петра. Он был очевидцем занятия Царяграда Турками 1453 г., которое и описал на Латинском языке. О. Б.).
   Главнейшее различие между Русскими и Латинами состоит, во 1, в их различных постах; во 2, безбрачии Католических Священников; в 3, миропомазании при крещении детей; в 4, xлеб без вина; в 5, происхождении Духа Святого от Отца и Сына. Лютеран и Реформатов Pyccкие терпят более других, хотя они их считают бусурманами (Surmanni), погаными (pagani) или язычниками (Hedningar), так что тиран Иван Васильевич сам сказал, что Лютеранская Вера всех ближе к истине, и потому может быть терпима.
   По сей причине также и по cю пору последователи Евангелического и Реформатского Вероисповеданий имеют то преимущество, что им позволено отправлять свою Религию и заводить училища в Poccии, но Римским Католикам не позволяется иметь своей церкви, хотя и старался об этом Король Людовик XIII в 1627 г. Когда Император (Немецкий) в 1684 отправил Послов, Барона Блуменберга и Барона Жировского (Scroffski), к Царям Ивану и Петру Алексеевичам, двум тогда царствующим братьям, хлопотать о наступательном и охранительном союзе, против врагов Христианства, и касательно многих других статей, то Посольство получило наконец позволение, ради многих их единоверцев, находящихся в Царской службе, оставить в Москве 27 Езуитов, которых они с собою туда привезли, но которые, однако ж, в последствии с большим трудом могли убежать, по причине подозрения их в известных происках. Славный Oлеарий, Секретарь Гольштинского Посольства, пocетивший в то время Царский Двор, в своем "Путешествии по Московии (Itinerario Muscovitico), весьма удивляется причинам, которые побудили Русских, в 1610, избрать в Цари Польского Королевича Владислава (см. Кобержицкого). [7]
   Евангелики имеют в Немецкой Слободе (Tyska Slabboden) две небольшие красивые каменные кирки, для постройки которых Царь Петр Алексеевич оказал милость и подарил камень. Одна из них называется старая кирка, так как она выстроена прежде. При ней в настоящее время Пасторами состоят: 1. Александр Юнг (Joung), который находится там 30 лет; 2. Лиценциат Варфоломей Вагеций (Wagetius), который исполняет там должность Пастора в продолжении 27 лет. В новой кирке Пасторы: 1. М. Ролофсон (Rolofsson), и 2. Штапенбек (Stappenbek), из которых первый находится при приходе 15 лет, последний же всего лишь один год. В Mines, около 8 Немецких миль от Москвы, Евангелики и Реформаты имеют кирку и училище, но лишены права иметь распятие, резанное из дерева, а только писанное на полотне.
   Евангелических Реформатов и даже Римских Католиков Русские считают Христианами, так как учение их подходит близко к их собственному, но все другие секты они преследуют насмерть; потому были заживо сожжены Силезец Квиринг Кальмарус (Qvirring Kahlmarus), который в Голландии и Лейдене распространял сочинения Бёма (Boehmens), вместе с Нодерманом Кельманом (Noderman Kjellman), желая посеять в Москве свое лжеучение. В деле Веры Pyccкие делают такое большое различие, что считают всех прочих Христиан не истинными Христианами, и никому, исключая Греков, не позволяют входить в свои церкви. Если бы же кто осмелился туда войти, то был бы строго наказан; иногда только делается исключение для, знатных господ, или Посланников. Об ограниченности Русским в этом отношении свидетельствует происшествие с обезьяною Английского Посла, которую он несколько лет тому назад привез с собою в Москву. Одетой в лакейскую ливрею, удалось ей бежать и войти в одну растворенную церковь насупротив Посольского дома, где она взлезла на алтарь и стены, сорвала и разбила образа, и все, что ей попадалось. Церковный сторож, который услыша шум, поспешил в церковь, видит обезьяну, запирает церковь и бежит к Патриарху, который, воспламенившись ревностью, спешит к Царю с рассказом о неприличном деянии Посольского конюха. Затем тотчас посылаются стрельцы (лучшие Pyccкие воины, все равно, что янычары у Турок) с алебардами, которые, увидав в церкви обезьяну, начали [8] ее немилосердно бить. Разъяренная обезьяна вскакивает на того из них, который всего более ее бил, и так жестоко отделала стрельца, что его унесли замертво домой. Наконец овладели обезьяной, связали и бросили ее в темницу. Народ полагал, что вся эта проделка была состряпана самим Посланником, и охотно отомстил бы ему, если б к его дому не была поставлена охранительная стража, тем более, что он полагал, что Посланник знается с злым духом, так как он возил с собою черта, которого нельзя было заставить говорить. Посланник предлагал вполне вознаградить за убытки, но это ни к чему не повело, так как Патриарх был очень раздражен. Вследствие сего несколько сильных стрельцов вывели обезьяну и расстреляли ее, после чего тотчас было объявлено всенародно, чтобы никто, под страхом смерти, не смел трогать особу Посланника.
   Что касается главы Церкви, то Pyccкие, наравне с Евангеликами, веруют, что Христос есть единый глава Церкви и, следовательно, здесь, на земле, не требуется другого видимого главы, и что потому Папа сам себя возвысил до степени Бога. Также они Папе не дают иного титула, как тот, которым он был величаем в письме Василия к Папе Клименту, т. е. пастыря и учителя Римской Церкви.
   Они также говорят, что чудеса, которые прежде совершались для обращения неверующих, перестали являться в настоящее время после того, как Церковь получила истинную Bеpy.

ГЛАВА V.

Об особенном уважении Русских к трем священным предметами, именно: браку, высшему правительству и духовному сословию.

   Брачный союз Русские считают весьма святым и под смертною казнию он запрещен между родными до 4 колена. Точно также не позволяется многоженство, так что самому Царю не дозволено иметь более одной жены, если она только не бесплодна, или не может произвести на свет Великого Князя: в последнем случае он может ее заключить в монастырь и [9] взять другую. Вступить во второй брак после смерти первой жены дозволяется, только не Священникам; третий брак не дозволяется иначе, как по очень значительным и важным причинам. Четвертый же брак так строго запрещен, что кто в него вступит, подвергается смертной казни. Развод очень употребителен и из-за весьма ничтожных причин, но на то требуется решение Епископа.
   Священником никто не может сделаться, не дав oбета, согласно 1-му посланию к Тимофею гл. 3, ст. 2 (Единыя жены мужу. О. Б.). Если он овдовеет, то должен либо пойти в монастырь, либо обратиться в мир и снять свою Священническую одежду. Священник не может жениться на вдове, или обесславленной женщине, а только на девице. Поэтому Pyccкие находят, что Римская Церковь не только в мерзком заблуждении, но и грешит против Гангрийского Собора, считая также женатых Священников недостойными Святого Причастия (См. Joh. Metrop. ad Archiepisc. Rom. у Герберштейна). К начальству они питают такое глубокое уважение, что считают одним из членов своей Веры, что воля их Царя есть воля Божия, так что в тех случаях, когда они в чем сомневаются, они говорят: "Бог знает да наш Царь", которого они также называют ключеносцем и слугой Бога, и что он исполнитель Божьего слова; также что все, что он одобряет в делах Веры, то верно и тому должно следовать. Князья и Бояре, самые богатые, знатные и влиятельные, должны пред самым малым из Царских чиновников, присланных от Царя с повелением, бросаться на землю, и в этом положении выслушивать, без малейшего противления, самые строгие приказания, даже если б они касались собственной их жизни, или дела, сопряженного с опасностью жизни. Если Царь взглянет на кого-нибудь немилостиво, или покажет малейший знак гнева, или неблаговоления, то сейчас восклицают: "Да здравствует Его Царское Величество!... Вот моя голова: делай, что хочешь!". Но если прием был милостив, то они хвалятся им, что видели Царские очи улыбающимися.
   К духовному званию они чувствуют также большое уважение, преимущественно к Патриарху, который должен пребывать в столице Московской и прежде был он назначаем [10] Константинопольским Патриархом, но в настоящее время избирается несколькими духовными лицами, назначаемыми от самого Царя, которые собираются с Министрами, Архиепископами и Епископами для обсуждения избрания и, указав на одного из излюбленных, тотчас посвящают его и ставят над другими.
   Патриарх следует за Царем, по своей власти и значению, и управляет духовными делами неограниченно, по своей воле, так что сам Царь часто в делах Религии прибегает к его совету. Его одежда состоит из длинной черной рясы, и когда он куда-нибудь едет верхом, или идет, то Епископский посох несется всегда перед ним, или он сам его держит в руке, а народ толпится около него, прося благословения, которое он и раздает, делая крестное знамение двумя (Несправедливо. О. Б.) передними перстами.
   За Патриархом следуют четыре Митрополита: Новгородский, Ростовский (Rostauske), Казанский и Сарский (Sarskienske), который всегда должен находиться при лошади Царя. По значению своему они то же, что Католические Кардиналы.
   За ними следуют Архиепископы: Киевский, Московский (Muscouske), Псковский, Владимирский, Тобольский в Сибири, Казанский, Астраханский. Наконец следуют разного рода Попы, Протопопы, Дияконы и т. д., в таком количестве, что в одной Москве насчитывают их, кроме монахов, до 4,000, которые ничего не умеют, как только просто петь, читать и писать; последнее даже не все. Они узнаются, во-первых, по маленькой шапочке, скуфье (skuffia), которую Патриарх им надевает после рукоположения и посвящения, в чем и состоит все их Священническое достоинство. Эти скуфьи иногда сдираются очень ловко у них с головы в кабаках другими людьми... Во-вторых, узнают их также по небольшой трости, которую они носят в руках. В-третьих, по длинной, до земли доходящей одежде (весьма широкой) черной, зеленой, синей, или какого цвета им угодно. Они не обязаны, подобно Католикам, служить ежедневно обедню, а только три раза в неделю; так как простой народ, где бы ни встретил Попа, просит у него благословения, и тот, перекрестив ему лицо и грудь, дает оное, целует его, или протягивает свою руку поцеловать, и потом продолжает свой путь. [11]
   За Священниками следуют монахи, и только 3 родов: Св. Василия, Св. Венедикта и Св. Николая (Последние два -- плод изобретения сочинителя. О. Б.). Правила их отличаются от Римско-Католиков, но они произносят те же самые обеты целомудрия, бедности и послушания; они ведут строгую жизнь и им запрещена мясная пища. У них есть Аббаты, которые называются Архимандритами и Приоры, называемые Игуменами, но тaкие необразованные, что едва один из десятерых знает "Отче наш" или "Верую".
   Монахини одеваются точно также в длинную черную одежду, но более достаточные носят на голове белое покрывало.
   У Русских есть также отшельники, которые живут подаянием от чужих и проезжих, желающих успеха своим предприятиям.
   Епископы и Священники живут отчасти десятиной, отчасти приношениями, но не имеют ни земель, ни палат, подобно Католическому духовенству.

ГЛАВА VI.

О Русских церквах и обрядностях.

   Церкви построены наподобие небесного свода, что означает бесконечность и всемогущество Божие. Они состоят из большой башни, окруженной четырьмя меньшими, часто также круглыми, с трехконечным крестом (tredublakors) (Очевидная ошибка. О. Б.). В церквах нет стульев, или лавок, потому что Русские молятся стоя, на коленях, или распростершись на земле. Женатому или замужней, после исполнения брачных обязанностей, не позволяется входить в церковь, не побывав сперва в бане и не вымывшись. Pyccкие не терпят музыки, инструментов или органов в своих церквах, которых в одной Москве насчитывают до 200. Храм без креста на нем, как знака Христианского, почитается у них ненастоящим. На кладбищах, которые считаются одинаково святыми, как и церкви, не позволяется производить нечистоту, или вводить туда собак. [12]
   Bcеx тех лишают причастия, которые явно согрешили, или сотворили соблазн; с такими никто не желает сообщаться, пока лежит на них отлучение (rus obscha); еще менee может таковой ходить в церковь. Самое отлучение (obscha) произносится, как в Pиме, в Святой Чертверток, над всеми теми, кто не принадлежит к их Исповеданию, со своих же снимается, когда они покаются в своих грехах и покажут знак искреннего исправления. При исповеди они, подобно Римским Католикам, исчисляют все свои грехи, ничего не утаивая; верят также, что те Священники, которым не сказано на ухо, по примеру Христа: "Приимите Дух Свят!" и проч., не имеют власти отлучать.

ГЛАВА VII.

Вообще о Русской Bеpе.

   Pyccкие несомненно верят в Божественную Троицу, согласно Никейскому, Афанасийскому Символу, т. е., что первое лицо есть Бог, Творец неба и земли, отец Иисуса Христа; второе лицо -- Иисус, рожденный совершенным человеком от девы Марии, и будет всегда существенным Божьим словом, наравне ст. Отцом и Св. Духом. Что Св. Дух, как третье лицо Божества, есть со Отцом и Сыном вечный и всемогущий Бог. Но они, подобно Грекам, находятся в великом заблуждении, якобы Св. Дух исходит от одного Отца, а не и от Сына. Посему упрекают они других Христиан тем, что те прибавили к Никейскому Символу слово "и от Сына", Filioque, и что Св. Дух должен по тому иметь два качества, две воли и два начала.
   Соединенные Греки (Униаты), явившиеся на Флорентийском Соборе в 1439 г., при Папе Евгении, с Митрополитом Исидором, были убеждены сильными доводами признать Св. Дух, исходящим от Отца и Сына, но этот Собор не признается Русскими. Русские оплакивают, подобно другим Христианам, первородный грех, и верят, что человеческое естество совершенно испорчено и безбожие заменило благочестие, так что в людях нет ничего доброго; что все они находятся как бы [13] погруженными во тьме, что все зло истекает из нашего сердца, как из неиссякаемого источника, точно так, как все добро от Бога, который потому никак не может быть причиной греха. Они не верят, чтобы человек, после падения Адама и Евы, способен был делать добро и зло по свободной воле, и потому считают свободную веру мечтой (chimere).
   Десять Заповедей, как бы уничтоженные и смытые кровью Ииcyca Христа, совершенно не признаются ими, так как Апостолы в Новом Завете их уничтожили, как писанные Моисеем в Ветхом Завете, но две из них ими удержаны: "Возлюбиши Господа Бога всем сердцем, и искреннего, яко сам себе", утверждая, что никакому человеку и Христианину не подобает уклоняться от Евангелия и держаться Закона (Ветхого Завета), а кто cиe учинит, тот отрицает Иисуса и снова распинает его.
   Из десяти едва один может сказать: "Отче наш" и почти никто не знает Символа Веры, утверждая, что такой священный предмет не должен быть унижаем посредством произношения.
   Не смотря на то, они применяют Десять Заповедей к правилам жизни следующим образом:
   Хотя они, согласно первой заповеди, и боготворят Св. Троицу, но призывают на помощь вместе с тем и Святых, и изображениям последних оказывают большие почести, взывают к Деве Марии, как посреднице душеспасения, примирившей нас с Богом. У Василия в гл. III, говорится, что она достойна призвания, как Матерь Божия; ибо родила в одно и то же время Бога и человека, и как мать пользуется влиянием у своего сына. Она подкрепляет падающих и исправляет пороки и недостатки, и одна только молится за Христианство и охраняет его. Pyccкие хвалятся, что обладают ее образом, писанным Евангелистом Лукою, который она сама приказала хранить в Москве, говоря: "Моя милость и сила заключены в этом образе". У Василия этот образ весьма восхваляется и повелевается так: "Дотоле, пока этот образ находится и хранится в нашей столице, согласно велению Божию, Христианства никто не будет беспокоить". Был ли Лука в Москве, или нет, не вдаваясь в разрешение этого вопроса, Русские так крепко верят во все, касающееся этого образа, что вырежут язык из гортани, или заживо сожгут того, кто выкажет в том малейшее сомнение. [14]
   Pyccкие не только почитают Апостолов, молясь им и простираясь пред их мощами, но также и Пророков, Отцов Церкви, Мучеников и других Святых, дабы посредничеством их иметь помощь. Так постановил Василий, который первый ввел образа и указал Русским степень святости оных. Первая степень принадлежит Иисусу, потом Деве Марии, и наконец Небесным Силам, со всеми Святыми, которые, каждый по-своему, влияет на спасение души человека и приходит к нему на помощь.
   Подобные образа можно в Москве выменивать (т. е. на деньги, так как не принято говорить, что они продаются) на Святой или Иконной площади. Паче всего, и отдавая почти Божеские почести, почитают они Николая Барийского (de Bari), которого избрали своим покровителем (Patron) и считают защитником всей Русской земли, почему во многих местах в честь его построили церкви и весьма превозносят его чудеса.
   Pyccкие также утверждают, что Св. Дамаскин учит почитать образа.
   Когда их хотят уличить ссылкою на Евангелие от Матф. 4:10: "Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши", они отвечают, что это было сказано сатане; но что также писано, что Бог святится через своих Святых, когда призывается их помощь.
   По второй (3-ей) заповеди имеют они к имени Божию большое уважение: они не произносят его никогда, ни большой, ни малый, без величайшего благоговения; точно также они тотчас, как встанут с постели и, прежде чем выйти из дома, вздыхают перед своими Святыми, точно также и выходя из ворот, обращаются к какой-либо церкви с молитвою. Также никогда, войдя в дом, не здороваются ни с кем, если б даже находились там знатнейшие Князья, пока не приветствовали Святых и не помолились им, и если они по скорости не заметят их образа, или Распятия Христова, то спрашивают: "Разве у вас нет Бога здесь?". Тогда им показывают Святых с великим почтением, и вошедший кланяется с большим уважением, воздыхая и крестя свою грудь и лицо. Голову преклоняют три раза и произносят каждый раз, ударяя ладонью по самой груди: "Господи, помилуй!". После сего, с теми, кто в доме здороваются, говоря: "Schalom!" (Еврейское слово: "Мир вам!") и затем уже приступают к исполнению своих дел.
   Pyccкие чрезвычайно высоко ставят путешествия для [15] богомоления, так что сам Царь делает два путешествия в год: одно в Троицкий (Troiscuzi) монастырь, 12 Нем. миль от Москвы, в праздник Троицы, которой этот монастырь посвящен; другое в Михайлов день, в монастырь Св. Сергия, Русского отшельника, который 1593 умер там в сане Игумена и причислен к лику Святых, и так как его мощи в этом монастыре почивают, то и Царь последнюю половину мили идет пешком. Св. Сергий был так свят, что в целом томе не вместятся все те почетные названия, который Pyccкие ему придают.
   Из воинов сделался он отшельником, и во время этой своей святой жизни отвезен в посвященный ему монастырь. Отправляются на богомолье также во многие другие монастыри, и так как в целой России очень много таких Святых, которые за совершенные чудеса причтены к лику Святых, то народ, полагая, что такие путешествия могут излечить от болезней, бродит ежегодно в процессиях по монастырям и церквам, но не без того, чтобы не вести в то же время непотребную жизнь, так как они предаются до излишества обжорству мясом, пьянству и разврату с женщинами, при чем случается много ужасных убийств.
   Когда они молятся, то ударяют всегда головою о землю, крестя сперва чело, что означает Вознесение Христово, потом грудь, как место, где живет слово Божие, и наконец правое и левое плечо, чтобы означить правую и левую сторону Воскресения (во время Страшного Суда).
   Патриарх, несколько лет тому назад, предписал всем светским лицам и тем, кто не принадлежат к Священству, делать крестное знамение двумя перстами, чему Русские противятся и настаивают на том, что, в воспоминание Св. Троицы, должно крестить себя тремя перстами. Тогда Патриарх вынужден был упросить Царя пригласить Главного Патриарха из Константинополя и еще двух других Восточных Патриархов в Москву, где происходил Собор, который постановил, чтобы креститься двумя перстами, и тем, кто этому воспротивится, будет отсечена голова. Тогда множество людей из простого народа решилось принять смерть, идя на нее, как будто на какой праздник. Несмотря на то еще крестятся тремя перстами, хотя не открыто (Рассказано совершенно наоборот. О. Б.). [16]
   В числе многих других заблуждений у Русских встречается в особенности офилятрия (ophiolatreian) или змеепоклонение в доме, особенно между Жмудью (Samogiterne) (Жмудь не Русское, но Литовское племя. О. Б.), так что, если что случится в их семействе, то тотчас приписывают это тому обстоятельству, что дома не достаточно за змеями ухаживали и не хорошо угощали их, потому о них так много и заботятся.
   Pyccкие не считают за грех принести ложную присягу, чтобы погубить своего врага, особенно Римских Католиков, но, впрочем, считают присягу делом священным и неохотно идут присягать даже перед судом, так что даже тот, кто принес справедливую присягу, все-таки подвергается такому презрению, что три года не допускается к причастию. Но если ему докажут, что он принес ложную присягу, то наказывают его кнутом (удары плетью по голой спине) так сильно, что отделяется и сдирается кожа и кровь течет во все стороны, после того лечат его и отправляют на всю жизнь в Сибирь ловить соболей. В торговых делах они ужасно клянутся без всякой совести; но чем более они клянутся, тем менее приобретают доверия друг у друга.
   Когда богатые бывают при смерти, то они часто приносят строгие монашеские обеты: бреются, соборуются и надевают монашескую одежду, в которой они, в продолжении 8 дней, не принимают ни лекарства, ни пищи. И тогда они полагают, что изменяется их естество и они присоединяются к Ангельскому лику. Если больной выздоровеет, то он тотчас должен покинуть жену и детей и пойти в монастырь.
   Что касается третьей (4-й) заповеди, то они соблюдают Саббат (Sabbaten) или Воскресенье, но после богослужения большая часть простого парода должна работать, лучше, говорят они, работать в этот день, чем напиваться, или забавляться. Но богатые тогда предаются величайшим излишествам. Рождество, Пасху и Пятидесятницу празднуют они с величайшим благочестием, и в те дни не смеют работать. Имеют также много других праздников: первый Новый Год 1-го Сентября, когда, посреди двора Кремлевского замка, строится театр или Casa и над ним две ложи; последний раз oни были сделаны из [17] прекраснейшего хрусталя и позолочены, и в них восседали, в великолепных одеждах, разукрашенных драгоценными каменьями, оба Царя. Кругом стояла сильная пешая стрелецкая стража, и за ней большое множество народа, внутри же стражи большою толпой, по правую руку, все Думные люди и Бояре, по левую все Офицеры, купцы и художники из Немцев, которых всегда к этому празднику приглашают. Когда все собрались, Патриарх встал с мальчиком, несущим кадильницу, потом поцеловал обоих Царей, и дал им приложиться к золотому, украшенному дорогими каменьями, кресту, который он держал в руках, окропил после того святою водой обоих Царей и весь народ, который желая, как кто сумел, счастливого царствования, кончил словом: "Аминь, Аминь!". Потом Цари; в виде большой милости, приказали ко всем обратиться с вопросом о делах и здоровье, сперва Бояр и Великих Министров, потом Немцев, почему Генерал-Майор Geham, именем всех Немцев, благодарил Царей и желал им всякого благополучия. В колокола звонили по всему городу, и в конце обряда Цари и все отправились восвояси, чтобы угоститься.
   Другой праздник происходит 8 Сентября и называется Рождество Пречистые Богородицы (prasui rosustiva Pritzisti bоhorodi); третий 14 Сентября Воздвиженис Честного и Животворящего Креста (praninii uzemirna vordicisenia).
   Четвертый называется Введение Пречистые Богородицы (Vedenia Pritzisti Bogoroditze), и празднуется 21 Ноября; пятый 25 Декабря и называется Рождеством Христовым (Rosustiva Christova).
   Шестой, Богоявление (Bose Javenia), относится к 6 Января или Крещению, когда освящают воду, что в Москве делается таким образом: Посреди реки Яузы (Fausa), которая протекает через Москву, было воздвигнуто большое здание со многими Библейскими рисунками, в особенности Крещения Христа Иоанном во Иордане; оба Царя пришли туда и сели на два великолепные, для них приготовленные, кресла. Вслед за сим явился Патриарх в следующей процессии; два Попа (Рорраr) шли впереди, каждый неся красивый золотой крест с изображением четырех Евангелистов, другой нес образ Крещения в Иордане, покрытый белою шелковой пеленой. Патриарх был одет в своем Папском (Pafve) орпате, держа в каждой руке по кресту, и пел, вместе с маленьким мальчиком, [18] который шел позади него с книгою; за ним шло множество знатных господ и множество духовенства; наконец позади простой народ и женщины с детьми, все со свечами (facklor) в руках, и напоследок причетник со светильником из множества сплетенных восковых свечей. На льду была вырублена круглая прорубь, около 6 локтей в окружности, где все остановились, читали и пели около часа, после чего Патриарх взял от причетника горящую свечу и бросил ее в воду, а прочие также потушили свои светочи. Патриарх три раза погрузил в воду оба креста, которые держал в руках, и потом заставил нести их в чаше, в которой и была теперь самая святая вода, сохранявшаяся для Царя, чтобы предохранять его от несчастий. Затем простой народ бросился толпою, одни чтобы зачерпнуть освященной воды из речки, которая сохраняется целый год, другие чтобы погрузить в эту самую холодную воду своих малых детей; тогда также одна мать посреди давки уронила в речку полугодового ребенка, после чего она так кричалa и терзалась, что страшно было слышать. Старые и молодые купались в этой воде, полагая, что все тело их освятится через это; потом приводили лошадей и всякого рода животных, чтобы поить этой водой; под конец они пошли обратно в церковь, шумя хуже чем в кабаке, так что нельзя было слышать собственных слов. Таким способом освящается вода во всех Русских городах и деревнях.
   Седьмой праздник 2 Февраля называется Сретение Господа Бога (Stretenia Gospoda Boga) или очищение Марии (Marie Renselse).
   Восьмой 25 Mapтa Благовещение Пречистой Богородицы (Blagawescetna Pretzizte Bogoritze).
   Девятый называется Вербное Воскресенье (Verbna Waschresenia), когда празднуют въезд Христа на ocляте в Иepycaлим следующим образом: После того как Царь в церкви Св. Марии (Успенском Соборе) отслушал обедню, собралась перед Кремлевским замком большая толпа народа, желающая смотреть на крестный ход, в котором впереди везли на высокой колеснице дерево со всевозможными плодами, а на том дереве сидели 4 маленьких мальчика в белых рубашках, распевая: "Осанна!" (Hosianna). За ним следовала толпа Попов в белых одеждах и других украшениях, в которых они служат обедни, поя и неся кресты, образа и кадила, из которых они кадили на проходящих. После Попов следуют Князья, Принцы [19] (Prinsar), Бояре и другие знатные господа по двое, у большей части вербы (palmer) в руках; за ними Царь, поддерживаемый двумя великолепно одетыми Боярами. Лошадь Патриарха вели за узду, и она была покрыта длинной черной попоной, сверх которой сидел Патриарх, великолепно одетый в своей Папской шапке и украшении. Шапка вышита жемчугом, и в правой руке держал золотой крест, которым благословлял народ. За ним следовали Митрополит, Епископы и прочее духовенство, несшие книги и кадила. Крестный ход заключался толпою народа простого. Вдоль дороги были поставлены мальчики, постилавшие свои одежды, или другое что, для шествия Царя и Патриарха.
   Десятый праздник Воскресение (Wescreschenia Christowa) или Пасхи есть самый важный и для Русских наирадостнейший, как относительно наступившего Христова воскресения, так и окончания их Великого Поста, когда каждый допускается к лицезрению благосклонных очей Царя, или целованию его руки, и может получить на память красное яйцо, которое все носят с собою в продолжении 14 дней после Пасхи, показывая всякому встречному на улице. В эти 14 дней должны все мужчин и женщины, высшие и низшие, при встрече здороваться и целоваться говоря: "Христос воскресе!" (Christus vosgresti,) на что получают ответный поцелуй со словами: "Во истину воскресе!" (Vo isine vosgresti), затем дают друг другу по крашеному яйцу, все равно какого цвета.
   В эти дни также Царь ранее, чем войдет солнце, посещает заключенных и дает им по красному яйцу и овчинному тулупу, говоря: "Радуйтесь! ибо Христос воскрес ради наших грехов".
   Одиннадцатый праздник Вознесение Христово (Vosnesenia Christowe).
   Двенадцатый Сошествие Св. Духа (Schiestivie Sventaga Diua) или Пятидесятница.
   Тринадцатый падает на 6 Августа и называется Преображение Господне (Preobroschenia Gospoda Christowa) на горе Фаворе, в присутствии учеников его.
   В этом же месяце празднуется Успение Пречистыя Богородицы (Uspenia Prizister Bogoroditze).
   Поименованные праздники все Русские обязаны соблюдать, но другие, как то: дни Св. Иоанна, Св. Михаила, Апостолов, Мучеников и других Святых, празднуются только желающими; [20] священство, однако ж, обязано их праздновать посредством чтения, пения и служения обедни. Каждое Воскресенье и в праздничные дни Pyccкие посещают церковь трижды в день: первый раз до восхождения солнца, заутреня (Zaustrenkie), потом до обеда обедня (Obednie), наконец до вечера вечерня (Vedschernie), к которой, когда звонят, всякий торопится; ибо как только стемнеет, особенно в праздники (Prasnik) и воскресные дни, улицы становятся небезопасными от Русских, которые, напиваясь мертвецки водкой, везде шатаются, чтоб производить безобразия, воровать и убивать, и совершают подобные поступки, не смотря на то, что Царь намного уменьшил число кабаков, и вместе с тем назначил известное время для их открытия и закрытия.
   У Русских в церквах не говорят проповедей, а лишь читают несколько глав из Священного Писания, как то; псалмы Давыда и Евангелия, также проповеди Иоанна Златоуста и Символ Св. Афанасия, как они есть, без всяких объяснений; к этому присоединяют несколько кратких молитв и в промежутках свое троекратное: "Господи, помилуй!". Они находят, что храм Божий оскверняется проповедниками, которые, когда они, увлекаясь страстью (passionerade) говорят все, что им приходит на ум, подымают вопросы и споры, вводят новости, и таким образом причиняют своим слушателям более горя и вреда, чем приносят плода и пользы. Что для указания пути к хорошим нравам и Христианским добродетелям, то достаточно чтения Нового Завета, что и первоначальные Христиане положили в основание своей церкви, и была оная исполнена Святого Духа. Если и необходимо какое истолкование Св. Писания, то они считают лучше, как у них принято, читать в церкви поучения Св. Отцов, чем допускать неразумного любителя прений распространять всенародно свою фантазию, единственно только для того, чтобы выказаться и заслужить одобрение от своих слушателей; таким образом отвергают они все препирания и всю философию, как источник всех распрей и несогласий, мешающих благочестию и напыщающим ум надменностию и суетностию, и, следовательно, имеющих последствием разрушение Христианского единства.
   После чтения происходит обедня таким образом: Поп становится с своим помощником перед алтарем и, согласно с чином литургии их учителя Церкви, Св. Василия, берет он чашу, в которую вливает красное вино, примешивает туда чистой воды, ломает кислый (upphojda) хлеб и бросает в нее [21] кусочки, освящает, торопливо читает полпесни, берет ложку и съедает то, что заключается в чаше, и таким образом один причащается, если не принесен в церковь больной ребенок, которому в таком случае дается несколько этого в вине распущенного хлеба. И так как все благоговение простого народа заключается в обедне, то он, пока она продолжается, зажигает множество свечей, кадит и прикладывается к образам и занимается, говорит сочинитель (Эта ссылка на сочинителя заставляет предполагать, что издатель позволил себе сокращать текст, на что и указывает многоточие, и даже дополнять его собственными выводами, нередко противоречащими сказанному caмим сочинителем. Перев.), многими другими суевериями, полагая, что таким образом нужно праздновать смерть и страдания Христа.
   Всякую инструментальную музыку (в церквах) Pyccкие отвергают, потому что, как они говорят, она, как и другие бездушные предметы, не может хвалить и воспевать Творца, а напротив, только доставляет удовольствие чувствам и мешает благоговению; что первые Христиане не употребляли ее, и что, таким образом, она не согласна с учением Нового Завета.
   По четвертой заповеди (5-й) они признают, что должно почитать отца и мать, также тех, кто заступает их место; но так мало соблюдают они эту заповедь, что сын нападает на отца, а дочь на мать, точно также братья и сестры "грызутся" между собою и ругаются такими ужасными словами, что омерзительно слышать. Я могу привести для примера следующие слова: блядин сын (bledizin), курвица (scurnitze) и еще два (наиболее употребительные между простонародьем и в настоящее время).
   На основании пятой (6-й) заповеди наказывается смертью тот, кто учинит смертоубийство; но так как поединки и драки наистрожайше запрещены, то угощают они друг друга ругательствами, как простые бабы, и все это безнаказанно.
   Князья и другие знатные стегают друг друга кнутами на лошадях и обращаются друг с другом жестоко, но никогда не употребляют друг против друга пистолета, сабли, или шпаги, потому что если б Царь узнал о сем, то такие подпали бы его немилости.
   В любви к своему ближнему (говорит сочинитель), чем они [22] в высшей степени похваляются, так мало огня, горячности, что его может потушить капля воды.
   Убийцу содержать 6 недель в темнице, для того, чтобы он имел время исправиться, после чего причащают его, и затем уже рубят у него голову.
   Против шестой (7-й) заповеди их жизнь так грешна, что, не смотря на то, что брак по их закону ненарушим, распутство и прелюбодеяние до того у них обыкновенны, что не считается преступлением, если кто обеременит чужую жену, исключая случая, когда ее совсем увезут и возьмут в сожительство, тогда похититель наказывается кнутом, содержится несколько лет в заточении и потом ссылается в Сибирь, согрешившая заточается в монастырь, и там подвергается духовному исправлению, мужу предоставляется свобода опять принять ее или же жениться на другой. Так и законный брак, хотя считается неразрывным, так слаб, что развод очень обыкновенен, и происходит из-за очень неважных причин. Царь также имеет право, при недостатке наследника, заключить Царицу, вместе с Княжнами, в монастырь, и взять себе другую жену.
   Открытых домов терпимости у них не существует, но блуд терпится и наказывается весьма редко, так как простой проступок прелюбодеяния считается неважным грехом. За Содомский грех, который у них также обыкновенен, как и у Персов, взыскивают они тоже не очень строго, да и приводят их к этим порокам блуд и пьянство, в которых, говорит сочинитель, они превосходят всех других народов.
   Жены и девицы из хорошего общества под таким присмотром, что считается даже бесчестным, если они кому показываются, и они в доме мало что значат, так как мальчики и работники (парни) заведуют всем хозяйством. Они проводят свое время с своими горничными девушками, число которых бывает всегда чрезмерно, так что многие из них заняты вышиванием золотом, серебром и шелком.
   У них считается все, зарезанное женщинами, так нечистым и противным, что если нужно зарезать курицу, или другую какую птицу, а мужчины нет дома, то женщины выходят за ворота с курицей и ножом и первого проходящего мужчину просят убить ее. Самое большое удовольствие для жен и служанок доставляет позволение идти со двора, особенно в Петров и Павлов день, скакать на досках, или качаться (на качелях). Находясь [23] всегда в заключении, он тогда пляшут и поют от всей души.
   Когда у Русских бывают невесты в доме, то они стараются получше пристроить их и обеспечить за ними значительное приданое; но так как молодым людям и девицам никогда не дозволяется сходиться, то ни один брак не заключается по склонности, но отец невесты предлагает ее отцу того молодого человека, которого он считает подходящими. И тогда, по наведении справок о состоянии обеих сторон и их доброй и славе, назначается день обручения.
   Некоторые пишут, что Русские никогда не видятся до свадьбы, почему будто бы часто случалось, что, вместо молодой и красивой невесты, которой ожидал себе жених, оказывалась старая и безобразная. Но с тех пор, как они сделались умнее и знают, кого берут, сего более не случается.
   К сговору приглашаются ближайшие приятели. Отец вызывает свою дочь из комнаты, и она выходит закрытая фатою, и ее спрашивают почти так, как это делалось у древних Римлян, желает ли она такого-то. Если она ответит утвердительно, то отец ударяет ее тихонько новою плеткой, приговаривая: "Любезная дочь! Вот последние удары, получаемые тобою от меня, под властью которого ты доселе состояла: твой присущий муж займет теперь мое место, и отныне сам, если ты не будешь повиноваться ему, будет тебя наказывать". После чего передает он плетку в руки зятя, который принимает этот подарок, но как лишний, то, в след за сим, дает своей невесте поцелуй.
   Что жены, как уверяют Иоанн Барклай, Петр Петрей в "Московской Хронике" (Chron. Moscovit.) и другие писатели, любят получать побои от своих мужей, и что они, чем более последние их бьют, тем более уверены в их любви, это противоречит природе. Напротив, были примеры, что жены, которые были биты своими мужьями, мстили им не только бранными словами, но и искали всевозможных средств лишить их жизни. Но причина, почему их бьют, та, что они преданы пьянству и непокорны, подают повод к ревности и т. д.
   Между свадьбою людей знатных и простых большая разница, хотя брачный обряд совершается одинаково у тех и других. Когда настает день свадьбы, они нанимают двух женщин (Svаcha), которые распоряжаются всем в этот день. Свахи [24] невесты отправляются в этот день с разодетыми прислужниками, навьюченными подарками, в дом жениха, чтобы там помочь приготовить все, что нужно, как то: роскошную брачную постель и пр.
   Накануне свадьбы посылает жених свою сваху, в сопровождении нескольких прислужников, с великолепными нарядами и уборами, также с ларчиком, наполненным драгоценностями, гребенку, зеркало и коробочку румян, которые Русские женщины всегда употребляют; ибо никто не посмеет явиться на свадьбу не нарумянившись, если не хочет навлечь на себя всеобщее презрение и насмешки. В навечерие свадьбы является жених со всем своим семейством и вместе с тем, который должен венчать в дом невесты, где собраны все ее родные, и его принимают с великими почестями. Затем вся женихова родня и сам жених садятся за стол. Тогда приводят изящно одетую невесту, покрытую фатой, и садят ее подле жениха занавешенную; два, для сего назначенные, мальчика стерегут невесту и жениха, чтобы они друг друга не могли видеть. Между тем временем является невестина сваха и причесывает ее, вплетая ленты или шнурки в волоса, из которых она плетет две косы и надевает ей на голову золотой венец, богато украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Та же самая сваха причесывает и жениха, и снимает красное покрывало, которое находилось между ними; тогда невеста приближает свою щеку к щеке жениха, и оба смотрятся в зеркало, ласково улыбаясь друг другу, причем сваха и невестины посаженные сестры бросают хмель вокруг всех стоящих, женщины встают на стулья и лавки, и поют до того срамные песни, что скромным ушам нельзя их слушать. Тут является Поп, и благословляет невесту и жениха хлебом и большим сыром, обложенным соболями, подносимыми двумя мальчиками, которые их в таком же виде относят в церковь; вслед за тем встают из-за стола, как отец жениха, так и отец невесты, меняют кольца у новобрачных, после чего ведут их в церковь, где прежде всего ублаготворяют Священника, который зачастую так уже бывает пьян, что едва может двигаться. Потом держат образа тех Святых, которых невеста и жених выбрали своими покровителями, над их головами, пока Поп благословляет их, после чего он кладет правую руку жениха и левую невесты между своими и спрашивает их три раза: "Желают ли они [25] принадлежать друг другу и жить вместе?" и после того, как они на это ответят "да", водит он их кругом по церкви, поя от слова до слова 128 псалом (То есть, 127-й. О. Б.), все припрыгивая при том. По окончании псалма мальчик приносит два красивых венца, которые Поп возлагает на головы невесты и жениха, а если они были вдовыми, то кладет их на плечи, с следующими словами: "Еже Бог сочета, человек да не разлучает! Растите в множитеся!". После этого все поезжане зажигают небольшие светочи и Поп пьет за здравие жениха и невесты стакан красного вина, а они обязаны отвечать ему таким же образом три раза, потом жених бросает стакан об землю и вместе с невестой топчут ногами его осколки, приговаривая: "Так да уничтожатся все те, которые возбудят между нами ненависть и посеют несогласие!" при этом все женщины бросают на них льняным и конопляным семенем и приносят свои поздравления. Затем жених в карете, или санях, везет невесту к себе, куда за женихом следуют все поезжане, которых, когда они собрались, усаживают за стол с женихом и угощают их отменным образом, и когда они поели и попили в удовольствие, то забавляются пляскою. Невесту, которая не садится за стол, тотчас по приезде раздевают и кладут в постель. Вскоре за тем призывают к ней жениха от стола, и когда он входит, она выходит из постели, одетая в спальное белье и, исполненная любви, обнимает его. Когда они сели, им подают мясное блюдо, от которого они вместе вкушают, после чего молятся и опочивают. За их дверью ставится на стражу старый семейный служитель, который через час должен спросить новобрачных, исполнили ли они, что требуется брачным законом? и когда жених даст утвердительный ответ, играют в трубы, и, по истечении нескольких часов, ведут новобрачных в красиво убранную и накуренную благоуханными травами баню, где они моются в свое удовольствие, после чего новобрачная дарит своему мужу красивую сорочку, вышитую около ворота золотом и жемчугом и вместе с тем дает ему новую одежду. Спрашивание о ненарушенной девственности "intacta virginitate" считается Русскими в настоящее время смешным и глупым.
   Свадебное вeceлиe продолжается два, или три дня, и в это время раздают подарки; при этом нет недостатка в [26] говядине, крупе (каше?), музыке и пляске, и так как они oчень много едят и пьют, то между ними происходят разные проделки, так что пока муж успеет отбиться, жена часто находит случай причислить его к братству Актеона и достичь с другим обожателем, чего она давно желала. После подобного пира жены и девицы снова заключаются в свои покои, и запрещается им всякое обхождение с мужчинами.
   Седьмою заповедью (8-й) воровство строго запрещается в России, однако ж ни одного вора не вешают, как бы велика ни была его кража. За воровство менее двух риксдалеров виновного казнят, растянувши навзничь и держа за голову и за ноги, чтобы он не мог шевелиться. Более значительная кража, учиненная в первый раз, и когда вор не может возвратить покраденное, наказывается кнутом (knut) и палач отрезает преступнику правое ухо, потом его сажают в острог на два года на хлеб и воду, затем уже освобождают. Если же покраденное возвращается вором, то его сажают в темницу только на один год. Но если вор будет пойман вторично с подобной значительной кражей, то его опять секут кнутом, как в первый раз, он лишится остального уха и его засаживают в темницу, пока не представится случай послать в Сибирь, где он осужден оставаться до самой смерти. Лихоимство и мошенничество считается у них небольшим грехом, тем менее, что тех, которые наиболее могут надуть друг друга, считают самыми ловкими и умными людьми.
   Что касается восьмой (9-й) заповеди, то Pyccкие научились очень ловко обходить ее, не смотря на то, что недоказанное обвинение жестоко наказывается. Доказательства представляются свидетелями, которых можно легко купить, чтобы они, подобно мошенникам, дали ложную присягу. Потому жалующийся подвергается сперва наказанию кнутом и другим пыткам, пока он не подтвердит своей жалобы, и после сего этим же наказаниям подвергается и обвиняемый, которого, будь он виновен, или невинен, так долго мучат, пока он не сознается в взводимом на него, правильно, или неправильно, преступлении; однако ж редко проигрывает тот, кто первый жалуется. Подкуп судей в России чрезвычайно употребителен, и тот, кто сильнее и богаче своего противника, может быть уверен, что выиграет дело. [27]
   Несмотря на девятую (10-ую) заповедь, они ни сколько не совестятся хитростью присвоить себе добро ближнего и т. д.
   Все это только подражание 10 Заповедям, которых Pyccкие совершенно не признают, говоря, что Спаситель уничтожил Ветхий Завет; ибо если следовать Закону (Моисея), то следовало бы удержать также обрезание и многое другое, что неприлично Христианам после того, как Спаситель дал Новый Завет, и значит, кто привязан к (Моисееву) Закону, тот отрицает Христа.

ГЛАВА VIII.

О Святой Троице.

   Pyccкие твердо верят в то, что Бог, ради Иисуса Христа, хочет сделать наши души блаженными; но что Бог, со времен Адама до Рождества Христова, так предавался пылу своего гнева, что и праведные, вследствие наказания Адама, были удержаны под властью злого духа до воскресения Христа. Они также думают, что Христос вместе и Бог и человек, посредник и единственная вина нашего блаженства, не будучи разлучен с Отцом, который его прислал, и существует во плоти, и что он добровольно страдал и умер, а потом собственною силою воскрес и вознесся на небо, но после своего вознесения послал проповедовать своих Святых Апостолов и Учеников Евангелие, между которыми он также, как и между верующими, пребудет до скончания света, когда придет судить живых и мертвых. Таким образом Pyccкие находятся в ожидании Страшного Суда, и верят в него.
   Точно также они веруют, что Святой Дух равен Отцу и Сыну честью, величием, могуществом, действием и волею; но держатся с большим упорством того, что он исходит только от Отца, а не также и от Сына. Они учат сверх сего, что мы едины со Христом, и что все верующие составляют одно тело, не по существу, но посредством веры, исполняя заповеди Христовы, что мы и достигли искупления и блаженства заслугами Христа; но не всегда исключают также добрые дела, согласно тому, как у Joh. Basilid cap. 6 Reipubl. объясняется послание [28] Иакова о добрых делах и Павла о вере. Они говорят: чтобы достигнуть блаженства, должно иметь веру и делать добрые дела; ибо Павел не исключает добрых дел, говоря о вере Авеля, Еноха, Ноя, Авраама и др., которая действительно служит основанием блаженства, так как живая вера свидетельствуется добрыми делами, и таким образом считают невозможным достигнуть царства небесного без совершения добрых дел, которых они, однако же, в действительности мало совершают. Признают также, что верующие могут лишиться милости Божией, но не должны отчаиваться; ибо гнев Божий непродолжителен; Бог прощает и скоро забывает величайшие грехи. Верят также, что человек, Божиим словом возрожденный, при содействии Святого Духа, может сохранить благодать, которой он сподобился, и достигнуть вечной жизни. Pyccкие кажутся очень благочестивыми, хотя едва один из десятерых знает "Отче Наш", так как они уверяют, что эта молитва существует только для господ и священства, которые не знают другого дела и других забот. Но они взывают к Богу словами: "Господи, помилуй!" (Gospodi pomilui), обращенными к образу, который чествуется зажженными перед ним свечами. Точно также молятся они за умерших, дабы покой их был безмятежнее и чтобы те с меньшим мучением ожидали Страшного Суда; однако они oтвергают чистилище.

ГЛАВА IX.

О Русском крещении.

   Pyccкие считают крещение необходимым для входа в царствие небесное, так что простой народ тотчас после рождения ребенка спешит окрестить его; но люди достаточные несколько откладывают, дабы совершить крестины пообряднее. Знатные всегда уведомляют высших военных чинов, Министров, купцов и др., когда их жены родят, и тогда те спешат с посещением, целуют родильницу и кладут к ней в постель 1, 2, 3, 4 или более червонцев с запиской о своем имени, целуют потом ее в другой раз и уходят. Чем знатнее отец новорожденного, тем большим знаком дружбы он [29] за это награждает, и кто тароватее, тот ценится более. Pyсскиe крестят своих детей всегда в церкви, если они не слишком далеко от нее живут, или если ребенок не слишком слаб. Воду освящают и благословляют, приписывая ей такую силу, что она очищает внутренно и наружно новокрещенного от всех грехов.
   Крестных отцов приглашают не более двух, которые обязаны, пока они живы, крестить всех в том семействе, если бы даже у родителей было десять и более детей. При крещении крестный отец отвечает от имени ребенка, и когда Священник подходит к ребенку, отцу его, куму и куме, или проходит мимо их, все они отступают и отрекаются от дьявола и его дел, и отплевываются с такою ревностию, как будто они на него самого плюют. Заклинание (exorcismus) заключается потом вне церкви; ибо они думают, что дьявол на самом деле присутствуем в теле их ребенка, и что совершить заклинание в церкви значило бы осквернить ее. Зачем срезываются особым образом волоса с головы младенца и, завернув их в воск, кладут на известное в церкви место. Имя же ребенку дается тотчас по просьбе крестных отцов, и погружают его трижды в купель, наполненную водою, говоря: "Крещается во имя Отца, и Сына, и Св. Духа". Купель после того запирается в назначенном для сего помещении. Крещение никто, кроме Священника, совершить не может, в какой бы крайности ни находился ребенок.
   После того Священник кладет ребенку в рот соли, помажет его мазью или маслом крестообразно на лбу, на груди, на руках и на спине, и надевает ребенку белую сорочку, говоря: "Таким образом совершилось над тобою омовение и очищение от смертного греха!", потом он вешает на шею младенца, как знак Христианства, маленький крестик золотой, серебряный, или оловянный, смотря по достатку родителей, и если кто при смерти окажется без креста, то такого не хоронят на кладбище, a на том месте, где зарывают собак.
   Pyccкие при крещении назначают ребенку покровителя (Patron) из Святых, образ которого он с того времени должен иметь при себе и в своем доме и ему молиться. Когда крещение совершено, Священник целует отца, ребенка и кумовьев, которых он предостерегает, не заключать брачных союзов между собою; затем в головах новорожденного, Священник делает крест на дверях, на которых он трижды ударяет [30] молотком, так что все свидетели крещения слышат удары; ибо без оных могли бы усомниться в совершении крещения.
   Крещение детей знатных происходит точно таким же образом, просто и без всякого великолепия, по примеру Христа.
   Так как они полагают, что всякое крещение не по их обряду есть неправильное, то должны все, переходящие в их Веру, снова подвергался оному, в каком бы возрасте они ни были, что происходит, по большей части, летом; но прежде наставляют их шесть недель в монастыре, и они отрицаются от своей прежней Веры, после чего приводят их к реке и погружают трижды с обыкновенною обрядностью; если же случится это зимой, то делают во льду прорубь; но если желающий креститься не очень здоров, чтобы перенести подобную купель, то выливают на его голову три бочки воды, что равно тому, как будто его три раза погрузили в воду. Но они, однако же, говорят, что те, которых только обливают водою -- Христиане обливанцы, а настоящие Христиане только те, которых погружали.

ГЛАВА X.

О таинстве причащения у Русских.

   Pyccкие приступают к причастию с большим благоговением, но не употребляют гостию (hostia), как Римские Католики, а приготовляют два рода хлеба, которые всегда должны быть испечены вдовою Священника таких лет, когда женщины перестают уже рожать детей. Первый хлеб печется и освящается в Великий Четверток, и сохраняется круглый год только для больных. Другой же благословляется или освящается не иначе, как во время литургии, и служит для всех других причастников. Pyccкие запрещают, наравне с Греками и вопреки Латинской Церкви, употреблять хлеб не поднявшийся (т. е., от дрожжей), и сперва подогревают вино и мешают его с теплою водою (так как из ребра Иисуса Христа текла теплая кровь и вода) в чаше, потом крошат квашеной хлеб также в чашу, и [31] затем все это вместе освящают, и верят, что оно тотчас пресуществляется в истинное тело и кровь Христовы; в таком виде дают они это зараз на ложечке причастникам со словами: "Cиe есть истинное тело и кровь Христовы, за тебя и за многие", и пр. "во искупление грехов. Когда принимаешь cиe, ты не должен забывать, что совершаешь cиe в память Христа. Дай Бог, чтобы это послужило тебе к добру и блаженству!".
   Так как Pyccкие при причастии ничего более не употребляют, как красное вино, то такое вино избавлено от привозной пошлины.
   Когда они желают причащаться, то приготовляются к тому за два дня; накануне должны перечислить Священнику все свои грехи, не умалчивая ни одного из них. На следующий день они отправляются в церковь, испросив перед тем прощение у всех ближних и чтобы они не обвиняли их в том, что они против них согрешили. Женщины и девицы должны явиться с волосами, спускающимися ниже плеч, но с покрытою головою.
   В Субботу они причащаются, после того как они накануне исповедовались и не ели мяса. На другой день, в Воскресенье, раздают они другой хлеб (Kutio), как знак Христианской любви, и также весь день проводят в постели, чтобы избегнуть случая нагрешить. Детям они дают причастие, но только половинное; когда же они достигнут 7-летнего возраста, то полное, потому что тогда дети понимают уже, что значит грешить. Они дают хлеб и вино также воинам, отравляющимся в поход, с тем, чтоб в крайности те могли сами себя причащать. До причастия считают причастников причастия, дабы не освятить более, чем необходимо.
   Точно также причащают они тех, кто находится при смерти, так как над ними совершено, как над Католиками совершается соборование и напутственное очищение для того света, поручив в последствии больного всемогуществу Божию, не давая ему ни лекарства, ни мяса, если не встретятся явные признаки выздоровления.
   Они никого не допускают к причастию, если он в частности и вообще не исповедал своих грехов. [32]

ГЛАВА XI.

О посте у Русских.

   Русские считают пост существенною и необходимою принадлежностью своей Религии, так что они до причастия постятся восемь дней, питаясь только небольшим количеством хлеба и кваса (кислый напиток из муки и воды), и то только для поддержания своей жизни.
   Их пост состоит: во-первых, в воздержании от мясного и всего, что происходит от него, как то: сыра, яиц, масла, молока и т. д.; во-вторых, они воздерживаются от крепких напитков; в-третьих, от телесного довольствия, дозволяемого браком.
   Кроме своих обыкновенных постов, они имеют еще четыре других: первый сорокадневный пост за семь недель до Пасхи, когда не едят сыра, яиц, молока, масла и т. д., почему их Митрополит Иоанн (Jan) объявляет секту Яковитов и Армян ересью, потому что они в этот святой пост едят подобное.
   Второй пост -- Петровский (Petrini), начинается 8 дней после Троицы и продолжается до Петрова дня. Третий начинается 1-го Августа, в честь Божией Матери и продолжается до ее Успения. Между этими постами существует то различие, что первый соблюдается по заповеди и примеру Иисуса Христа, а другим они подчинились добровольно, по самоотвержению.
   Восемь дней до Великого Поста они справляют Масленицу (Maslenitze), называемую так потому, что им позволено есть коровье масло, вместо которого они потом должны употреблять постное масло. В эту неделю, вместо того, чтобы приготовить себя к участию в страстях Спасителя, они проводят ночи и дни в ужасном обжорстве мясом, пьянстве и с женщинами, причем предаются убийствам и другим страшным порокам. Они угощают друг друга большим количеством пирогов, блинов, пышек, наполненных мясом и яйцами, и все это запивают таким количеством меда, пива и водки, что, придя от сего в исступление, в чаду убивают друг друга, как скотов, так что в то время только и слышишь об убийствах, даже в Москве их совершается множество в неделю. Трупы убитых относятся в известное, назначенное для сего, [33] помещение. Туда отправляются те, которые понесли потерю и, если находят там умершего, то так начинают выть и вопить, что трудно и описать; но умерший, никем не признанный, бросается в яму, наполненную известкой, где он вскоре и уничтожается.
   Нынешний Патриарх хотел уничтожить подобный беспорядок, но успел только в том, что четырнадцать дней сокращены на восемь, точно также, как Папа Иннокентий XI с Италиянским карнавалом, ибо тогда, как в Италии, ни одна Княжеская личность не смеет показаться в окнах, чтобы не быть оглашенной за распутство. Русские не только сидят целый день, во всем своем блеске в окнах, но и совершают различные распутства, так что вся разница между Русскою Масленицею и Итальянским Карнавалом состоит в том, что в Москве полиция, по причине пьянства, не исполняет своей обязанности, тогда как в Италии полиция предупреждает всевозможные беспорядки.
   Когда кончается у них пост, то идут в церковь, обращаются к какому-либо Святому и сознаются в своих грехах один за другим, как у Католиков, обещаясь исправиться, после чего Священник отпускает им грехи, налагая, смотря по величине грехов, наказание, состоящее в посте на известное время, чтении множества молитв, воздержании от своей жены на некоторое время, отправлении на богомолье, или тому под. Сам Царь и придворные его сановники часто исповедаются, постятся 3, или 4, дня, молятся и упражняются в других делах набожности, по чему простой народ полагает, что исповедь и посты установлены единственно для высшего сословия, а ему достаточно верить в Св. Троицу и жить согласно с Евангелием.
   Далее, можно причислить к их религиозным упражнениям или празднествам следующие:
   В известный день в Aпреле духовенство обходит с своими образами и в облачении вокруг валов в Москве, причем кадят и читают.
   21-ое Мая они празднуют особенным образом. Они ходят в зеленые рощи и плетут из травы, или зеленых ветвей венки, через которые они целуются, и никто не вправе отказаться от сего.
   В кабаках держат водку, пиво, табак и трубки. Водку не мерят, а вешают, и фунт ее стоит обыкновенно 1 каролин или 16 виттен, смотря по ее качеству. Если она хуже, то фунт стоит пол каролина. Что касается простого (prosta) вина, то цена ему недорогая. Тут можно также заметить, что оно продается на наличные деньги, и что никто не смеет ввозить водку в свои погреба, не заплатив в Царскую казну. [34]

ГЛАВА XII.

О мертвых и их погребении.

   На 3-й день по скончании Pyccкиe кадят мертвые тела, неся гробовую покрышку перед покойником. Toлпa наемным женщин предшествует покойнику с воплем и плачем. Образ того Святого, чье имя умерший получил при крещении, несется перед ним Попом, который на могиле держит этот образ над покойником, между тем как окружающие часто повторяют молитву: "Господи, помилуй!" эту душу, при чем постоянно кадят. Родители и друзья прикладываются между тем к образу, и Священник кладет наконец, между рук покойника пропуск в небо такого содержания: "Мы  Епископ, Священник исповедуем и объявляем, что присутствующий жил среди нас, как добрый истинный Грек (Православный), и хотя он грешил, тем не менее получил отпущение и приобщен Св. Тайн, также быть истинным слугою Бога и своих Святых, постился и молился как следует. Он также всегда хорошо вел себя oтносительно меня , его духовного отца, так что я ему даю полное отпущение от всех его грехов; потому и мы дали ему это свидетельство, для передачи Св. Петру и другим Святым, дабы, посредством оного, мог он беспрепятственно быть допущен к вратам вечной славы".
   Это одобрение Небу, которым Русские весьма дорожат, подписано Патриархом, или Епископом, и скреплено печатью. Затем опускают покойника в могилу головою на восток, после чего обращаются к нему остающиеся после него муж, или жена, таким образом: "Ты , теперь умолк: от чего ты умер? Чего недоставало тебе: не было ли у тебя достаточно пищи, или недовольно усердно служили тебе? Неужели ты ничего более не скажешь?".
   С такими жалобами вся толпа и наемные плакальщики [35] возвращаются, оделив деньгами и мясом бедных, которые с этою целью собрались на кладбище. По возвращении в жилище покойника, они так много едят, в память его, что никто трезвым домой не уходит.
   В продолжении 6 печальных недель читает назначенный Поп над могилой некоторые псалмы Давыда, или из Нового Завета, для успокоения усопшей души.
   Только с начала весны они рассыпают цветы, шелк и воск вокруг могилы и кладут кругом мясные блюда, которыми часто пользуются Попы с нищими.

ГЛАВА XIII.

О состоянии души после смерти.

   Русские учат, что Христианин должен так умирать, как будто бы смерть была не что иное, как болезнь, чтобы он, как праведный, мог сподобиться вечной жизни и не был удержан злыми духами на воздухе. Они также говорят, что душа, посредством света своих добрых дел, будет светить как солнце, и не может быть удержана или отправлена обратно чертями, не находящими в ней чего-либо, им принадлежащего; что люди получили эту великую милость через рождество Христово и воплощение его, и что до него праведные умирали вечною смертию по Римл. гл. 5. Когда родился Христос, он сокрушил власть смерти, искупил праведных от ада и, посредством своего воскресения, ввел их с торжеством с собою на небо. Они оспаривают, чтобы души праведных могли лицезреть Бога до воскресения мертвых и, кроме того, учат, что все люди святой жизни пребывают в великолепнейшем месте с Ангелами мира, но безбожники удерживаются в вечной тьме с злыми ангелами до Страшного Суда: первые, признавая благость Бога, молятся, чтоб день Суда скорее наступил, а последние видят ежедневно перед глазами свои вечные муки. Чистилища, подобно Католикам, они не признают, а, напротив, думают, что душа после смерти пребывает только в двух местах: в царстве небесном и в аду. [36]

ГЛАВА XIV.

Члены Русской Веры, одинаковые с Евангелическими.

   1. Не должно отрекаться oт Священного Писания которое есть истинное слово Божие и правило Веры.
   2. Вне истинной Церкви нет спасения, и потому должно избегать смешения вер (Syncretismus).
   3. Папа не есть глава Bеры, но сам себя провозгласил без повеления Христа.
   4. Римская Церковь не имеет никаких преимуществ перед другими Церквами.
   5. Враги Христовы суть также и их (Русских) враги.
   6. Брак должно содержать свято, и он должен также быть дозволен Священству.
   7. Должно почитать и уважать правительство и повиноваться ему.
   8. Богослужение должно быть священно.
   9. Бог дает сонму верующих власть вязать и решить.
   10. Одна только Святая Троица состав мет Божество.
   11. Должно оплакивать первородный грех.
   12. Бог не есть источник (причина) гpеxa.
   13. Бога должно любить больше всего, а своего ближнего должно любить, как самого себя.
   14. Бог умилосердится над нами ради Христа.
   15. Христос есть основание спасения.
   16. Христос присутствует между верующими до скончания света.
   17. Ни молитва, ни какой Святой не могут снискать милость Христа, не смотря на то, они обращаются к Святым.
   18. Крещение должно совершаться, как установил Христос.
   19. Таинство Причащения должно совершаться под двумя видами.
   20. Покаяние крайне необходимо для Христианина.
   21. Вера истинного Христианина должна быть живая.
   22. Должно чаять вечной жизни.
   23. Чистилища нет, а только два места после смерти: рай и ад. [37]
   Из этих 23 членов явствует, что Русских можно считать Христианами; ибо хотя они и не совершенно согласны с Евангеликами, но все-таки во многих членах сходятся с ними.

ГЛАВА XV.

В следующих частях Русские не сходятся с Греками

   (Встречающиеся здесь противоречия очевидны, и потому не требуют никакого особенного опровержения, да при том многое не сходствует скорее не с Греками, а с Лютеранами. О. Б.).
   1. Отвергают проповедь слова Божия и говорят, что надо бегать от нее.
   2. Вновь крестят иноверцев и признают Христианами только последователей своей Веры.
   3. Допускают развод брачный по малоуважительным причинам.
   4. Неохотно допускают 2-ой, или 3-ий брак, еще менее 4-ый.
   5. Считают Царя почти за Бога.
   6. Слишком высоко ставят монастырские порядки.
   7. Не допускают в своих церквах музыки.
   8. Придают колокольному звону при богослужении большое значение.
   9. Слишком придают значение свободной воле.
   10. Не признают 10 Заповедей.
   11. Призывают (в молитвах) усопших Святых.
   12. Не довольно свято соблюдают праздничные дни.
   13. Не наказывают за блуд.
   14. Отвергают, что Св. Дух исходит от Отца и Сына.
   15. Так мало знакомы с Христианским учением, что немногие знают "Отче наш" и "Символ Веры".
   16. Молятся за усопших.
   17. Совершают Св. Причастие на кислом хлебе с теплым вином, смешанным с водою. [38]
   18. Не причащают отдельно телом Христовым и кровью, на то и другое вместе достают лжицею из чаши.
   19. Приобщают также малых детей.
   20. Придают добрым делам слишком большое значение.
   21. Верят, что верующие благочестивые люди, жившие до рождества Христова, сошли в ад.
   22. Не верят, чтобы души праведных могли узреть Бога до воскресения из мертвых.
   23. Умершим дают вид к Св. Петру, называемому иначе "St. Par.".
   До 1711 г. не требовалось богословского испытания, когда сам Царь повелел, чтобы Малый Катихизис Лютера был набран и напечатан на Русском языке, а также приказал, чтобы без знания его наизусть, никого не посвящали в духовный сан.
   Вот краткое изложение Русской Веры, представленное, согласно истине, так, как описывающий видел то собственными своими глазами.

--------------------------------------------

   Текст воспроизведен по изданию: Бывшего полкового священника, магистра Генриха Седерберга, заметки о религии и нравах русского народа, во время пребывания его в России с 1709 по 1718 год // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских. No 2. М. 1873
   Исходник здесь: http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Sederberg/text.phtml?id=1320
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru