Мюрже (Анри Murger) -- франц. писатель (1822--1861), сын савойца-привратника, занимавшегося и портняжеством. М. родился и детство провел в каморке портье в доме, где жил академик де Жуи. Мать М., парижанка, и думать не хотела о том, чтобы ее сын сделался ремесленником и с величайшими лишениями для семьи провела мальчика через начальную школу. Через посредство Жуи М. получил место частного секретаря при графе Толстом, чиновнике русской миссии в Париже, доставлявшем министру народного просвещения, С. С. Уварову, сведения о текущих литературных явлениях в Париже. Составление этих отчетов гр. Толстой передал Мюрже, за вознаграждение сначала в 40, а затем в 50 фр. в месяц (до 1848 г.). Около этого времени мать М. умерла, и отец выгнал из привратницкой юношу, в котором видел тунеядца, брезгавшего мастерством. М. вступил в ряды "богемы", впоследствии ярко им описанной. Начиная с 1839 г., М. пробует свои силы в стихах, но нищета заставляет его хвататься за всякий литературный заработок. До 1843 г. он питается чуть ли не сухим хлебом, зарабатывая гроши на сотрудничестве в модных и детских журналах и заведуя редакцией жалкого журнала "Castor", посвященного шляпному мастерству. Наконец, коротенькая изящная фантазия в прозе, написанная в духе Нодье и А. де Мюссе: "Amours d'un Grillon et d'une étincelle" обратила на Мюрже внимание Арсена Гуссэ, Жерара де Нерваля и других писателей. Для него открылся доступ в журнал "Corsaire", где с 1847 г. начали появляться первые главы "Scènes de la vie de Bohème". Отныне М. был обеспечен каждодневный обед, а в 1855 г. он достиг такого благосостояния, что мог поселиться вне Парижа, в деревушке Марлотт, близ Фонтенбло. В 1849 г. "Scènes de la vie de Bohème", выпущенные отдельным изданием, имели крупный успех; это побудило автора, в сотрудничестве с Теодором Баррьером, переделать их в драму, которая долгое время делала полные сборы в Одеоне и вновь появилась на сцене в 1873 г. Другие произведения M.: "Le pays latin" (1851, 1856), "Scènes de jeunesse" (1851, 1859), "Adeline Protat" (1853), "Roman de toutes les femmes" (1834), "Les buveurs d'eau" (1855--1860), "Les vacances de Camille" (1856), "Madame Olympe" (1859), "Le sabot rouge" (I860), "Propos de ville et de théâtre" (сборник фельетонов -- 1853, 1859) и стихотв. "Ballades et fantaisies" (1854) и "Les nuits d'hiver" (1811). Один из требовательнейших франц. критиков -- Теофиль Готье -- признает за М. изящество, отсутствие многословия и патетичность; Ж. Жанен видит в М. писателя, искавшего новых путей и сумевшего в своих рассказах счастливо сочетать веселье и горе, откровенный смех и воспроизведение нищеты, доблестно перенесенной; А. Гуссэ высоко ставит и стихотворения М. Надломленные нищетой силы, привычка работать по ночам, злоупотребление крепким кофе, бессонница, при обострившейся простуде, в несколько дней свели М. в могилу. Правительство приняло на себя расходы по его погребению, а почитатели воздвигли над могилой М., на Монмартрском кладбище, художественный памятник, резца знаменитого Милле. Ср. статьи Ж. Жанена, Т. Готье, А. Гуссэ и др., в посмертном издании сборника стихов M. "Les nuits d'hiver"; Barbey d'Aurevilly, "Les oeuvres et les hommes" (т. III); Pelloquet, "M." (1861), "Histoire de M." (1862); Delvau, "M. et la bohème", (1866).
В. Ш.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XX (1897): Московский Университет -- Наказания исправительные, с. 372.