ЩЕПКИНА-КУПЕРНИК, Татьяна Львовна [12(24).I.1874, Москва -- 27.VII.1952, там же] -- прозаик, поэт, драматург, переводчик.
Правнучка знаменитого актера М. С. Щепкина, дочь киевского адвоката Л. А. Куперника, знатока и любителя литературы и театра, Щ.-К. выросла в артистической среде. С ранних лет почувствовала склонность к литературе. Автору исполнилось двенадцать лет, когда в газете "Киевское слово" было опубликовано первое стихотворение, написанное на юбилей М. С. Щепкина. В 1891 г. Щ.-К. окончила киевскую гимназию и переехала к матери в Москву, где поступила на сцену Московского частного драматического театра Ф. А. Корша. С этого времени Щ.-К. оказалась в центре театральной, литературной и художественной жизни Москвы. Она познакомилась со многими выдающимися людьми того времени: М. Н. Ермоловой, Ф. И. Шаляпиным, И. Е. Репиным, А. М. Горьким и многими другими. Щ.-К. вошла в круг московских писателей и журналистов, некоторые из них оказали на начинающего автора большое влияние, например В. А. Гольцев, редактор журнала "Русская мысль", М. А. Саблин, редактор "Русских ведомостей", и особенно А. П. Чехов, с которым ее связала многолетняя дружба. В 1892 г. Щ.-К. написала первое драматическое произведение -- одноактную пьесу "Летняя картинка", поставленную в Малом театре и имевшую большой успех. Оставив сцену, Щ.-К. начала заниматься только литературным трудом. Сотрудничала в "Артисте", "Русских ведомостях", "Русской мысли", "Северном курьере" и других изданиях. Литературная судьба молодого автора складывалась удачно, ее охотно печатали журналы, пьесы с успехом шли в театрах, книги нашли своего читателя. На рубеже веков вышли отдельными изданиями повесть "Счастье" (1897) и сборник рассказов "Странички жизни" (1898), "Незаметные люди" (1900); "Ничтожные мира сего" (1900), "Трудящиеся и обремененные" (1903). В них писательница продолжила гуманистические и демократические традиции русской литературы. Герои рас сказов -- люди различного социального положения: богатые и бедные, но обязательно страдающие и одинокие. Это и мальчик-сапожник, вынужденный зарабатывать кусок хлеба, и богатый чиновник, одинокий и непонятый в семье, ? и несчастная женщина, страдающая от деспотизма мужа. Автор пыталась вызвать у читателя сопереживание и сочувствие к их судьбе, пробуждала добрые чувства. Она рассказывала об их участи легко, с сердечной теплотой, с мягким, добрым юмором. Несмотря на то что писательница в основном изображала "трудящихся", "незаметных", "ничтожных", социальная проблематика часто уступала место морализированию. Многие рассказы Щ.-К. отличают дидактизм, некоторая сентиментальность, а также филантропические мотивы. Писательница признавала, что испытывала большое влияние Диккенса, главным образом в начале творческого пути.
Часть рассказов (например, "Яма") и особенно повесть "Счастье" дали повод критике упрекать автора в феминизме, обвинять в "бурном походе против мужского рода" (Русское богатство. -- 1900.-- No 11.-- С. 67), П. Краснов назвал ее "проповедницей и художником русского феминизма" (Неделя.-- 1900.-- No 11.-- С. 211). Во многих произведениях Щ.-К. настойчиво отстаивала независимость женщины, для которой главным в жизни является не любовь, а свобода, самостоятельность, труд, материнство. Писательница не только изображала таких женщин, но и в жизни причисляла себя и себе подобных, . т. е. "живущих своим трудом и самостоятельно", к "первым ласточкам раскрепощения женщины" (Литературный путь // Разрозненные страницы.-- С. 14).
В 1903 г. вышел сборник рассказов "Около кулис", посвященный хорошо знакомой писательнице жизни актеров; в 1906 г.-- сборник "Неотправленные письма", состоящий из "писем неотправленных", написанных в порыве искренних чувств, и "писем отправленных", разумных и официальных. Первое письмо, от имени 10-летней девочки, страдающей в семье мачехи, было переведено на многие языки и дало толчок подражаниям.
Во время революции Щ.-К. напечатала сборник "Это было вчера" (1907), который за "оскорбление властей" был конфискован и уничтожен. После поражения революции, когда в условиях реакции обострился интерес к "философии пола" и на книжный рынок потоком хлынула "санинская" литература, Щ.-К. издала сборник "Сказания о любви" (1910) -- переложение старинных легенд. В рецензии на него критик "Русской мысли" писал, что книга "дорога, как одно из напоминаний о забытой божественной красоте и таинственности природы любви" (Русская мысль.-- 1910.-- No 5.-- С. 128). Книга получила почетный отзыв имени А. С. Пушкина от Академии наук.
В 1912--1913 гг. вышла книга "Разрозненные страницы", в которой писательница развивала темы первых сборников; 2-й том "Писем из далека" (1-й т.-- 1903 г.) -- результат путешествия по Европе. В это же время она продолжала публиковать книги для детей: "Рассказы для детей" (1903), "Жизнь открывается" (1905), "Из детства Литы" (1914).
Щ.-К. выступала не только как прозаик, но и как поэт. Она выпустила сборник стихов "Из женских писем" (1898), "Мои стихи" (1901), "Облака" (1912), "Отзвуки войны" (1915) и др., в которых главным образом продолжала традиции некрасовской школы, развивая гражданские мотивы. Критика отмечала, что "общий тон ее музы сохраняет характер проповеди и воззваний к лучшим чувствам читателей" (Мир Божий.-- 1901.-- No 11.-- С. 74). В 1904 г. она получила почетный отзыв за стихотворения. Наибольшую популярность завоевало стихотворение "От павших твердынь Порт-Артура", написанное под влиянием событий 9-го января и ставшее народной песней.
Начиная с 1892 г. Щ.-К. писала для театра, в основном одноактные пьесы, которые шли в Малом и Александрийском театрах, театре Ф. А. Корша. Они, как правило, имели успех не только благодаря таланту автора, знанию законов сцены, умению создавать благодарные для исполнения роли, но и благодаря игре замечательных актеров: В. Комиссаржевской, В. И. Качалова, и особенно актеров Малого театра. С 1907 г. Щ.-К. написала несколько больших пьес: "Одна из многих", "Барышня с фиалками" (1913). За драму "Счастливая женщина" (1911) о матери студента-революционера она получила Грибоедовскую премию, которая выдавалась лучшей пьесе сезона.
В историю советской литературы и театра Щ.-К. вошла и как переводчик драматических произведений. Еще в 1894 г. она перевела пьесу Э. Ростана "Романтики", затем его же "Принцессу Грезу" для бенефиса Л. Б. Яворской, "Орленка", "Сирано де Бержерака", которая до настоящего времени не сходит со сцены. В 1903 г. Щ.-К. издала "Переводы Метерлинка", в 1910--1914 гг.-- "Драматические переводы" (в 3 т.). Ее внимание привлекали Софокл, Мольер, Шекспир. Критика неоднократно писала о высоком качестве переводов, А. П. Чехов в Письме к сестре говорил об "изяществе" языка, с похвалой отзывался о них М. Горький.
В советское время Щ.-К. занималась главным образом переводами Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона, Бомарше, Гюго и других, стихотворений Петрарки, Бернса, Байрона и других, а также оставила несколько книг-мемуаров.
Соч.: Дни моей жизни: Театр, литература, общественная жизнь.-- М., 1928; Избранное.-- М. 1954; Из воспоминаний/ Вступ. ст. И. Эвентова.-- М., 1959; Разрозненные страницы.-- М., 1966.
Лит.: Андреевич (Соловьев Е. А.) Очерки текущей литературы// Жизнь.--1900.-- No 1.-- С. 238--240; Краснов П. Миниатюры женских типов // Неделя.-- 1900.-- No 11.-- С. 211--214; Чехов А. П. Письма Т. Л. Щ.-К. // Чехов А. П. Полн. собр. соч.-- М., 1949.-- Т. 16--18, (см. именной указатель); Мокульский С. С. Мастер драматического перевода // Щ.-К. Избранные переводы.-- М., 1957.-- Т. 1.-- С. 5--14.