|
Скачать FB2 |
| |
Татьяна Щепкина-Куперник
Одна из них
Пьеса в 4-х актах
Действующие лица:
1-й акт происходит в Москве, в квартире Вестенов, 2-й -- года четыре спустя, -- в Москве, в загородном ресторане. Между 2-м и 3-м актами проходит около пяти лет, между 3-м и 4-м -- не более недели. 3-й акт происходит в провинции, в летнем театре; 4-й -- в Петербурге, в квартире Строевых.
Акт первый
Большая комната в доме Вестенов, не то зала, не то столовая. В окна видны крыши, верхушки голых деревьев и купола ближней церкви. Беспорядок и что-то неуловимо московское во всей обстановке: рыночная мебель рядом с великолепными вещами красного дерева, фортепиано, запыленные цветы, разбросанные книги, игрушки, дамские кофточки и т. п. Много дверей, очевидно, много комнат. Посредине -- дверь в переднюю, налево -- в Марусину комнату и в людскую, направо -- в кабинет Вестена и во внутренние комнаты.
I
Слышен звонок.
Возвращается Даша, пропуская вперед Павлика, принимает у него фуражку и смотрит на него с восхищением.
II
Даша относит сифон направо, потом возвращается и уходит налево.
Вбегает Женя.
III
IV
Входит фрейлейн Берта, вне себя, в слезах.
V
Звонок.
Еще и еще звонок.
VI
Женя уходит.
Даша уходит.
VII
Марья Николаевна вдруг тихо заплакала и схватилась за сердце.
Звонок. Даша проходит в переднюю.
VIII
Даша идет за ней и проходит налево.
Даша приносит кушанье, ставит на стол прибор и уходит.
Даша впускает князя и уходит.
IX
Маруся смеется.
Женя садится и начинает играть "Веселого Поселянина". А мама что?
Женя стукает кулаком по клавишам, захлопывает рояль и убегает.
X
Она подает ему спички и пепельницу, он берет ее за руки и, ставя перед собой, любуется ею.
Она -- как котенок, на полу, у его ног, охватив колени руками.
Князь тоже смутился. Маруся совершенно спокойна.
Жмут друг другу руки.
XI
Входят Марья Николаевна с Мимочкой.
Мимочка целует Марусю, потом бежит к князю.
Князь идет за ними.
Князь уходит.
XII
Пауза.
Пауза.
Звонок. Бежит Даша. Голоса в передней.
XIII
Входят Полина Михайловна и Вестен. Все здороваются.
XIV
Входят Марья Николаевна и князь.
Обнимаются.
Полина целует Марью Николаевну.
Маруся выбегает и возвращается с кульком. Даша входит.
Все разбирают кулек.
Говорят друг с другом и смеются.
Вестен играет туш; чокаются, шутливое "ура!"
XV
Здороваются.
Даша является.
Даша уходит.
Продолжают уславливаться.
Все понемногу уходят. Маруся остается одна. Качает головой, закрывает лицо руками. Потом медленно идет к себе в комнату и уже отворяет дверь, когда справа появляется Мимочка в ночной рубашонке.
XVI
XVII
Маруся уносит ее, кивнув утвердительно головой на взгляд Павлика, вопросительный и вместе властный.
XVIII
Павлик один, насвистывает, наливает себе бокал, выпивает и, оглянувшись, осторожно идет в комнату Маруси, закрывая за собой дверь.
XIX
Занавес
Акт второй
Кабинет в загородном ресторане. На сцене темно. Зимний сад -- открыты окна, видны пестрые фонарики в зелени растений. За открытой дверью проходят какие-то тени, доносятся звуки оркестра, звон посуды, шум, смех. Затем слышится голос князя, за дверью, ведущей в кабинет: "No13 свободен?" - и подобострастный ответ лакея: "Виноват, Ваше сиятельство, никак нет". "Ну, красный". "Виноват, Ваше сиятельство, тоже занят-с". "Черт знает что, назад что ли ехать?". "Виноват, Ваше сиятельство, угловой свободен". "Ну, веди, нечего делать".
I.
Входят князь, Вронская и Павлик.
II
Вронская отнимает руку.
Он целует ей руку.
III
Князь, за ним лакеи. Лакеи ставят устрицы на большой стол, а батарею водок и закусок на закусочный.
Переходят к закусочному столу.
Усаживаются. Лакеи обносят.
Лакеи открывают шампанское.
IX
Мирру раздевают.
Вронская смотрит на нее и тихо смеется. Мирра краснеет и прячет голову у нее на груди. Садятся.
Общий крик протеста.
Чокаются и смеются.
Мирра невольно смотрит на Поранова и улыбается.
V
Хор входит, хористки кланяются и здороваются.
Хор усаживается полукругом. Тапер у пианино.
Хор поет.
Хор поет.
Хор кланяется и поет: "Митя, Митя, Митя... и т. д."
Шура поет шансонетку; кончает, аплодисменты.
Вронская поет, хор подхватывает припев без слов. Аплодисменты.
Смех.
Хор тихо затягивает "Слушайте, если хотите"*.
Лоранов с ней рядом.
VI
Лоранов наливает ей бокал и приносит.
Крепкое рукопожатие.
Глядят друг другу в глаза.
Вронская оставила князя, подошла к зеркалу, будто поправляет волосы. Смотрит на них.
Он целует ей руку и отходит к Мирре, а она возвращается к князю.
VII
Хор запевает. Вестену подают бокал, он его осушает, кланяется. Павлик (дурачась).
Здороваются.
Пауза.
Чувствуется легкая неловкость. Он подсаживается к Вронской.
VIII
Лакей входит и что-то говорит тихо Шуре.
Хористки прощаются и уходят.
IX
Поранов пьет кофе, Павлик подходит к Мирре.
Павлик отходит к Вронской.
Смеются.
Поранов один, мрачен.
Хохот.
Мирра хохочет.
Смеются, чокаются, пьют.
Запевают, бросают, хохочут, пьют ликеры и т. д.
За столом хохот.
Общий восторг. Павлик играет, дикая пляска.
X
Хохот.
Павлик уходит.
XI
Вронская подбегает к ней. У Вестена падает бокал из рук.
Занавес
Акт третий
Летний театр в маленьком провинциальном городке. Густой, темный сад, видно, бывший когда-то барским парком. В глубине налево виднеется жалкое здание театра с облупившимися колоннами фронтона. У входа -- фонари слабо освещают розовые афиши. Направо -- сторожка, скамьи и деревянный круглый стол на первом плане. Тихая, теплая майская ночь на юге. Таинственно темнеет в глубине прудок, квакают лягушки. Липы цветут.
I
II
За ним Маруся, Прасковья Ниловна, Степан Иванович, все нагружены вещами, усталые и растерянно оглядывающиеся.
Анисья уходит в избу.
III
Уходят за Мишей.
IV
V
Пауза. Анисья накрывает.
Анисья приносит самовар.
Анисья уходит.
VI
Поранов, Ежиков, Миша с кулечком, потом мрачно подходит Степан Иванович.
Пьют.
Пьют.
Поранов встает, пошатывается.
Уходят вдвоем.
VII
VIII
Ежиков за ней.
Оба скрываются в темноте аллеи.
IX
X
XI
Мирра рыдает.
Незаметно рассвело, и ночь изменилась в чистое нежное утро, обрызганное росой, озаренное розовыми лучами солнца, отражающимися в воде. Мирра стоит, молитвенно сложа руки, вся просветленная.
Отдаленный звон благовеста.
Занавес
Акт четвертый
Петербургская квартира где-нибудь на Васильевском острове. Чисто, уютно хотя уже все убрано по-летнему: зеркала и картины, в кисее, мебель в чехлах, потому квартира имеет немного насторожившийся, необычный вид. Дверь на балкон открыта, в нее видно чуть смеркающееся розовое небо петербургской белой ночи. У окон зеленые растения. Рояль. Около письменного стола большой портрет Нади на мольберте. Много полок с книгами. При поднятии занавеса Строев пишет за столом, Надя в шляпе входит из передней.
I
II
Няня уходит.
III
У окна стоят оба, полуобнявшись.
Часы бьют 8.
IV
Няня ушла в переднюю на звонок, там отпирает дверь.
Целуются.
V
Няня уходит.
VI
Уходят оба в переднюю.
Болотов один, вынимает газету и читает. Строев возвращается.
Болотов вынимает сигару и закуривает.
Строев пишет. Болотов садится к роялю, начинает играть "Romance sans parois"* Чайковского -- первые две страницы; когда он кончает, то замечает, что Строев глубоко задумался и слушает, забыв о своей работе.
VIII
Няня уходит.
Звонок, он не слышит.
IX
Опять робкий звонок.
Няня уходит и возвращается с Миррой. На Мирре большая черная шляпа, убого-изящный туалет провинциальной актрисы. Она очень бледна.
X
XI
XII
Няня вносит чай.
XIII
Мирра снимает шляпу.
Пауза. Строев низко опускает голову.
Строев хочет идти за ней.
Слышен звук захлопнувшейся двери.
XIV
Пауза.
Занавес
ПРИМЕЧАНИЯ
|