Маріинскій театръ. "Лакмэ" съ участіемъ Шаляпина. Послѣдніе дни слушаемъ мы Шаляпина га Маріинской сценѣ. Выступитъ онъ еще въ "Фаустѣ", затѣмъ въ "Мефистофелѣ" въ бенефисъ хора и въ "Юдифи" въ бенефисъ режиссера А. Я. Морозова и уѣдетъ въ Америку. Навсегда или надолго разстается онъ съ казенной сценой, неизвѣстно, но фактъ тотъ, что наша "образцовая" опера лишается еще одного образцоваго пѣвца. Ушелъ Фигнеръ, съ которымъ почему-то не нашли нужнымъ возобновить контрактъ, теперь уходитъ Шаляпинъ, и пока еще не видно, чтобы кто нибудь могъ вознаградить эти потери. Не Собиновъ же, въ самомъ дѣлѣ?
Вчера Шаляпинъ спѣлъ Пилаканту въ "Лакмэ", поэтичной, красивой оперѣ Делиба. Партія небольшая, но Шаляпинъ и изъ малаго дѣлаетъ великое. Фанатикъ браминъ, пылающій непримиримой ненавистью къ европейцамъ, безъ пощады поражающій кинжаломъ врага, осмѣлившагося проникнуть въ обитель его дочери, куда никто изъ непосвященныхъ не долженъ проникать подъ страхомъ ужасной мести, этотъ браминъ еще одно художественное созданіе Шаляпина. Удивительно характерный пріемъ, типичные жесты, походка, вдохновенная игра и мастерское пѣніе, все это вмѣстѣ даетъ ему возможность выдвинуть роль Пилаканты на первый планъ и произвести неотразимое впечатлѣніе. Несмотря на то, что артистъ вчера былъ какъ будто не въ голосѣ, обращеніе къ Лакмэ во второмъ дѣйствіи онъ спѣлъ съ такимъ подъемомъ и такой виртуозностью, что заставилъ посѣтовать на дирекцію, своимъ распоряженіемъ о запрещеніи бисовъ лишившую насъ возможности еще разъ прослушать эту коротенькую, красивую арію въ совершенномъ исполненіи. Объ успѣхѣ Шаляпина, какъ и всегда, говорить нечего.
Лакмэ пѣла г-жа Липковская и дѣлила успѣхъ съ Шаляпинымъ. Голосъ у нея пріятнаго тембра, колоратура хорошая, и трудную арію во второмъ дѣйствіи она спѣла прекрасно. Съ драматической стороны роль обдумана ею недурно, и трогательный образъ Лакмэ обрисованъ удачно. Впечатлѣніе она во всякомъ случаѣ, производитъ.
Вот кого никакъ нельзя похвалить, такъ г. Лабинскаго Джеральда. Очевидно его японскіе тріумфы не послужили ему на пользу. Онъ сталъ пѣть гораздо грубѣе, на верхахъ давится и весьма недвусмысленно детонируетъ, а этого за нимъ раньше не замѣчалось.
Г. Смирновъ ничего не сдѣлалъ изъ роли Фридриха. Правда, роль безцвѣтная, но и пѣвецъ вѣдь онъ не изъ яркихъ.
Въ балетѣ танцовали г-жи Трефилова и Чумакова и обѣ имѣли средній успѣхъ.