Шаликов Петр Иванович
Мысли, характеры и портреты

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Мысли, характеры и портреты.

   Лицеприятіе въ литтературѣ невиннѣе чѣмъ въ сyдейской комнатѣ, но за то смѣшнѣе.

*

   Есть тайное удовольствіе для души быть тѣмъ правѣе, чѣмъ кто виноватѣе передъ нами: преимущество, которое -- отнюдь не по гордости -- сладостно имѣть надъ ближнимъ своимъ.
   

*

   Какъ жалко видѣть человѣка не зрѣлаго даже и подъ вліяніемъ сѣдыхъ волосъ!

*

   Лафатеръ говорилъ, что нѣтъ такого человѣка, у котораго бы не льзя было перенять чего нибудь. То же можно сказать и о книгахъ -- что нѣтъ такой, изъ которой бы нельзя было научиться чему нибудь, не должно нападать на книгу, какъ на пороки, только по тому, что она дурно написанп.

*

   Добродѣтель украшаетъ человѣка, подобно какъ живописное мѣстоположеніе Природу: видишь, успокоиваешься душею, наслаждаешься движеніями сердца и забываешь о пескахъ и болотахъ -- прелестное зрѣлище того, и другаго и рѣдкое какъ то, такъ и другое!

*

   Злословіе отъ скуки самое невинное злословіе, и таково, къ счастію, вообще злословіе свѣта. Злословіе другаго рода выбираетъ минуту, мѣсто и людей, когда, гдѣ и при комъ поразить жертву свою. Первое совсѣмъ не смотритъ на сіи обстоятельства; страшное различіе!

*

   Нѣкоторыхъ рецензентовъ можно уподобить пантографамъ, вѣрно начертывающимъ то, что обводится ими. Первые вѣрно списываютъ одни только заглавія книгъ.

*

   Кто нестыдится, въ качествѣ критика сочиненій, нахватать изъ нихъ оттуда и отсюда по слову, чтобы составить нелѣпицу на счетъ автора; тотъ конечно не постыдится въ качествѣ гражданина оклеветать кого угодно -- только заплатите.

*

   Уважающій законы чести какъ гражданинъ, долженъ уважать ихъ еще болѣе какъ писатель, когда имѣетъ передъ гражданиномъ преимущество быть писателемъ: первый ожидаетъ нравственныхъ правилъ отъ послѣдняго -- какъ ученикъ отъ учителя.

*

   Незлобіе человѣка есть, вообще, самый надежный примиритель со врагами.

*

   Вообще нѣкоторые отвѣты служатъ, лучше всего, характеристикою человѣка.

*

   Слогъ Поета Хризиппа отличается чистотою; но онъ имѣетъ еще важнѣйшее преимущество -- чистое сердце.

*

   Нѣкоторые сочинители подъ пышными именами поемы, трагедіи, оды непредставляютъ ли мещанина во дворянствѣ?.... Желая важничать, заставляютъ смѣяться.

*

   Изъ всѣхъ характеровъ почтеннѣйшій, безъ сомнѣнія, характеръ людей съ дарованіемъ, которые нетолько что говорятъ сильно и убѣдительно полезныя истины въ кругу друзей, или въ книгахъ общей нравственности, но и въ сочиненіяхъ, заслуживающихъ особенное вниманіе правительства, нельстятъ ему нимало, при всемъ изъявленіи должнаго къ нему уваженія.

*

   Гордей щеголяетъ хлѣбосольствомъ, валится имъ кстати и не кстати; но почти всякой разъ непропуститъ сказать при гостяхъ, что онъ нелюбитъ таскаться по чужимъ обѣдамъ. Можно ли уважать такое хлѣбосольство?

*

   Однажды, въ деревнѣ, шелъ я позади крестьянской дѣвки, которая, вѣроятно замѣтивши, что шелъ за нею не крестьянинъ, по скромности, или по гордости, не хотѣла оглянуться, но косилась то въ одну, то въ другую сторону, чтобы какъ-нибудь видѣть идущаго позади нее, и вдругъ оборотялась, кинула на меня быстрой взоръ и стала креститься -- на церковь, которую уже миновала, безъ сомнѣнія -съ умысла, чтобы оборотиться круче и стать противъ въ предмета своего любопытства. Нѣтъ такого состоянія, въ которомъ бы не нашелся всякой характеръ, свойственный человѣку.

*

   Зелинда имѣетъ прекрасную, привычку непрестанно грызть ногти; кто знаешь ея характеръ, тотъ глядя на ея упражненіе думаетъ: "такъ дѣлаешь ты и съ добрымъ именемъ ближняго своего, и съ его спокойствіемъ, всякой разъ когда находишь средство къ тому;" и кто наблюдалъ людей, тотъ знаетъ, что вообще нѣкоторыя: наши привычки служатъ вывѣскою нашего характера.

*

   "Стараться проникнутъ во всѣ изгибы, души коварной, чтобы описать ихъ, значило бы унизить искусство начертанія характеровъ," говорить разборчивая Жанлисъ. Послѣдуемъ же сему прекрасному правилу и оставимъ начертаніе характера Селимены.

*

   Михей ненавистникъ и гонитель холопскаго рода, по выраженію Михеевъ, -- для чего? Легко можно догадаться: онъ самъ не очень давно былъ въ подушпомъ окладѣ, былъ господскимъ слугою -- короче: самъ холопскаго рода, нѣтъ нужды, что нынѣ полковникъ и обладаетъ двумя или тремя тысячами душъ, изъ которыхъ безъ сомнѣнія каждая благороднѣе чѣмъ его душа.

*

   Ликастъ очень не дуракъ; даже говоритъ и шутитъ довольно приятно; въ шуткахъ и разговорахъ его, есть связь и острота; но когда онъ станетъ. читать намъ стихи свои, написанные отъ добраго сердца, и читать не на смѣхъ, то вы къ удивленію своему находите его -- глупѣйшимъ человѣкомъ, который заставляетъ васъ прибѣгнуть къ напряженію ума, чтобы постигнуть такое противорѣчіе въ природѣ человѣческой.

*

   Хлопушкинъ говоритъ болѣе и громче всѣхъ; все опорочиваетъ и надъ всѣмъ насмѣхается. Любимѣйшая его игра ума, вышедъ, на сцену общества, передражнивать дѣйствующія лица -- не въ свѣтѣ, а въ трагедіяхъ Расина и басняхъ Лафонтена. Хитрецъ желаетъ васъ увѣрить, что онъ можетъ находить тамъ крайніе недостатки, гдѣ другіе находятъ крайнее совершенство. Невѣжда легко ошибется въ призракѣ сего таланта: онъ имѣетъ на своей сторонѣ проворство языка и рѣзкость выраженій.

*

   Ерастъ, въ обществѣ, ищетъ глазами и ушами, къ кому и противъ кого пристать ему; кому льститъ и кого не уважаетъ: ето ремесло его; ето его хозяйственный расчетъ. Можно узнать сихъ героевъ подлости при первомъ ихъ движеніи, они переступаютъ на пальцахъ, вытягиваютъ шеи во всѣ стороны, оборачиваютъ глаза и подставляютъ уши на всякой шумъ разговора, до того времени, пока не попадутъ на свое поприще: тутъ забавно и любопытно видѣть ихъ ужимки, улыбки, важничанье, умничанье, ихъ одобреніе и презрѣніе...

*

   Многіе строятъ храмы Богу и не построятъ хижины человѣку; не уже ли они не знаютъ, что послѣдняя была бы приятнѣе перваго Творцу вселенной!

*

   Надежды и мечты суть поезія жизни человѣческой.

*

   Елиза имѣетъ пять тысячъ душъ и нѣсколько сотень тысячь въ ломбардѣ, но искренно почитаетъ себя бѣдною, потому что бываетъ часто въ такомъ кругу, гдѣ хозяинъ и гости имѣютъ втрое болѣе: незначитъ ли ето, что слабый умъ побѣждается духомъ еще слабѣйшимъ?... Въ слѣдствіе сего сравненія Елиза и по помышляетъ о помощи истинно бѣднымъ.

*

   Скупость при издержкахъ робка, подобно преступнику передъ судомъ.

*

   Вообще наши читатели; -- не знаю, какъ другіе -- не замѣчаютъ хорошаго слога, -- плавности, легкости, чистоты, а, на дурной пожалуются тотчасъ; имъ и на мысль не придетъ, чего стоитъ первый, между тѣмъ какъ другой заставляетъ чувствовать себя.

*

   Рускимъ должно учиться природному своему языку такъ точно, какъ чужестранному; ибо онъ по строгости и неопредѣленности своей требуетъ до сихъ поръ особеннаго вкуса, даже таланта для счастливаго выбора словъ и для правильнаго оборота рѣчи: всѣ ли одарены вкусомъ и талантомъ?...

*

   Не ошибитесь въ довѣренности Нины: она открываетъ тайны свои по страстной нескромности, не взирая на то, кому и какія: довольно случая и ушей.

*

   Сердце женщины -- говоритъ живописецъ ихъ, Соломонъ -- есть бездна неисповѣдимая, и подлинно, чего не найдешь въ сей безднѣ?... какихъ добродѣтелей, или пороковъ!

*

   Слогъ женщинъ, подобно ихъ нарядамъ всегда довольно пестръ.

*

   Агриппина ѣздила на всѣ профессорскія лекціи, слыла ученой дѣвушкою, и философствуя, между прочимъ говорила, что изъ любви къ свободѣ и независимости ни подъ какимъ видомъ невыйдетъ замужъ, и вышла за извѣстнаго мужа, безобразнаго и злаго, для того что имѣетъ, кажется, четыре тысячи душъ. Но Агриппина имъ же и наказана: онъ незамедлилъ указать ей двери....

*

   Клитандръ вышелъ въ отставку единственно для того, чтобы имѣть все время чернымъ бакенбардамъ прибирать къ лицу парикъ, надѣвать его и разносить по городу вѣсти, всякаго рода и всякаго тона.

*

   Есть характеры, которые зависятъ отъ обстоятельствъ, подобно какъ почеркъ руки отъ пера!

*

   Для чего стыдятся принимать благодѣянія? Не уже ли поборы съ крестьянъ, часто неумѣренные и всегда приносимые тяжкими трудами, въ самомъ дѣлѣ честнѣе и благороднѣе?...

*

   Изо всѣхъ противныхъ нравственности связей нѣтъ ужаснѣе той, которая соединяетъ на время двухъ вѣчныхъ враговъ для вреда третьему.

*

   Большая часть любителей равенства любитъ равнять съ собою тѣхъ, которые знатнѣе, чиновнѣе, богаче, а совсѣмъ не наоборотъ; и еще должно замѣтить, что нѣтъ лютѣйшихъ гордецовъ передъ тѣми, которыхъ они сами чиновнѣе, богачѣе, знатнѣе, какъ сіи великіе философы домашняго круга!...

*

   Богатство или бѣдность имѣютъ такое вліяніе на человѣка, что вообще можно узнать богатаго или бѣднаго по фигурѣ.

*

   Я умалчиваю о многихъ вещахъ, отмѣнно благоприятныхъ camupѣ, единственно для того что не могу имѣть сихъ вещей, въ такомъ случаѣ порицаніе самое основательное похоже на зависть.

*

   Я ничего не требую отъ жены моей въ разсужденіи свѣта, кромѣ учтивости и вѣжливости, недостатокъ въ которыхъ болѣе нежели какой-либо другой недостатокъ возбуждаетъ негодованіе, и долженъ возбуждать -- даже противъ пригожей женщины.

*

   Ничего нѣтъ въ свѣтѣ холоднѣе -- свѣта. Люди, хорошо знакомые, даже родственники, давно не видавшись, встрѣчаются въ свѣтѣ, подходятъ другъ къ другу съ привѣтствіями и объятіями такъ равнодушно, что, кажется, на етотъ разъ вовсе неимѣютъ души.

*

   Изо всѣхъ благъ моральныхъ миръ души занимаетъ первое мѣсто: безъ сего сокровища можно ли пользоваться, какъ должно, другими сокровищами, внутренними или внѣшними?

*

   Ежели бы слова не переходили въ дѣйствія и вещи, или, яснѣе сказать, неозначали бы дѣйствія и вещей, то онѣ была бы пустой звукъ: почему же скорѣи въ обществѣ увидишь невѣжливость, неучтивость, неблагопристойность, чѣмъ услышишь?... Развѣ слухъ нѣжнѣе и разборчивѣе зрѣнія?-- Совсѣмъ нѣтъ!... а иначе мы предпочитали бы безобразную пѣвицу лучшей красавицѣ... Развѣ звуки: сильнѣе дѣйствуютъ на чувства, нежели предметы? -- Совсѣмъ, нѣтъ!... а иначе не твердили бы намъ, что примѣръ важнѣе поученія... Странно!

*

   Флоръ, котораго знаю коротко довольно, одаренъ умомъ, воображеніемъ и даже нѣкоторыми счастливыми способностями; онъ недуренъ и собою: Природа ни въ чемъ невиновата передъ нимъ; она не отказала ему въ чувствительности -- и Флоръ... тутъ настоящій, совершенный дуракъ въ обществахъ! -- "Кто же виноватъ въ етомъ случаѣ?" Отецъ, мать и самое общество. Мнѣ извѣстно, что первые по добродушію, по невѣжеству и по горячей, по слѣпой родительской любви къ единственному дитяти, наслѣднику изряднаго имѣнія, могли только удивляться остротѣ, познаніямъ, ловкости милаго сынка,-- хвалитъ его и непротиворѣчитъ ни въ чемъ на свѣтѣ..... въ которомъ напослѣдокъ явился Флоръ съ полною, съ очевидною довѣренностію къ своимъ рѣдкимъ преимуществамъ.... Общество довершило пагубу худообразованнаго или справедливѣе сказать воспитаннаго въ самолюбіи, въ самонадѣяніи, къ несчастію пылкаго молодаго человѣка; оно содѣлало его вѣчнымъ предметомъ жестокой забавы своей, заглушило въ немъ стыдъ и скромность, которые, при хорошихъ совѣтахъ, могли бы возникнуть, и безъ которыхъ, какъ извѣстно, нѣтъ ничему предѣловъ.. Свойственная молодымъ лѣтамъ вѣтренность и, можетъ быть, врожденное легкомысліе, благодаря усерднымъ друзьямъ жалкаго Флора, приобрѣтаютъ съ каждымъ днемъ, такъ сказать, новую гибельную пищу, и въ то же самое время, по естественному дѣйствію, изнуряютъ всѣ добрыя качества.... Ужасное поученіе для безразсудныхъ отцовъ и матерей!

*

   Не говорю, что надобно претерпѣть въ гостиной, въ прогулкѣ, за обѣдомъ, за ужиномъ; если жестокая судьба сведетъ васъ съ Никодимомъ; но трепещите, когда онъ входитъ съ вамъ во время вашего туалета, а особливо если имѣете нужду одѣться поскорѣе!... Никодимъ, слѣпой и глухой на все и во всемъ, что касается до васъ, не дастъ поднять вамъ руки, за которую, въ бѣдственномъ для васъ восторгѣ, хватаетъ безпрестанно, не смотря на то, что въ ней гребенка или бритва. Сидите ли вы -- онъ придвигается къ вамъ съ кресломъ своимъ болѣе и болѣе; на ногахъ ли вы -- онъ подлѣ васъ -- такъ близко, что вамъ негдѣ пошевелиться; становится между вами и зеркаломъ, такъ что вовсе не видите себя, не можете поправить волосъ, завязать косынки, застегнуть жилета; не можете подойти къ столику, чтобы взять нужныя вещи... Мученіе ужасное!... морщитесь, кашляете, безмолвствуете -- все тщетно: Никодимъ слѣпь и глухъ для васъ!... Ахъ! если бы онъ былъ и немъ!

К. Ш--въ.

-----

   [Шаликов П.И.] Мысли, характеры и портреты / к. Ш-в // Вестн. Европы. -- 1819. -- Ч.106, N 13. -- С.54-66.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru