Семенов Леонид Дмитриевич
В. С. Баевский. Жизнестроитель и поэт (о Леониде Семенове)
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Комментарии: 3, последний от 29/08/2020.
Семенов Леонид Дмитриевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 2007
Обновлено: 27/01/2009. 335k.
Статистика.
Очерк
:
Критика
Об авторе
Скачать
FB2
Оценка:
7.46*4
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Вадим Соломонович Баевский
Жизнестроитель и поэт (о Леониде Семенове)
Date: 29 октября
2008
Изд: Л.Д.Семенов "
Стихотворения. Проза".
Сост. В.С.Баевский.
Серия "Литературные памятники"
, М., "
Наука
",
2007
.
OCR: Адаменко Виталий (
adamenko77@gmail.com
)
B
.
C
. Баевский
ЖИЗНЕСТРОИТЕЛЬ И ПОЭТ
Надо
д
о алмазного закала
Прокалить всю толщу бытия,
Если ж дров в плавильной печи мало,
Господи,
--
вот плоть моя!
1
1. ПРАВЕДНИК
Од
ним из бесценных сокровищ, сгоревших в этой пещи,
--
так и хочется
сказать
не
печи,
а
пещи
--
оказался Леонид Семенов.
Он
был необыкновенной личностью: подобно чуткой мембране, воспри
нимал
все веяния своего времени, когда в экстатических порывах бросались
своими
и чужими жизнями. Когда слабый, насквозь больной человек каж
дый д
ень, каждую ночь оставался один на один с вселенской тревогой. Когда
соверш
илось трагическое самосожжение русской интеллигенции.
О
н чутко воспринимал влияния выдающихся людей, с которыми своди
ла
жизнь; и в свою очередь сильно, подчас неотвратимо воздействовал
на ни
х и на все свое окружение. Его формировала семья. Его любила не
обык
новенная девушка,
--
быть может, самая замечательная женщина среди его современниц, Мария Михайловна Добролюбова, сестра Маша, ко
торая
влекла его к революции и к исканию религиозной истины вне стен
право
славной церкви. После ее смерти в своем жизнестроении Семенов более
всего
прислушивался к Толстому. А Толстой прислушивался и присматривал
ся к н
ему. Были у него и другие нравственные ориентиры, мы их покажем.
Но до
последней минуты он шел неповторимо своим, особенным путем.
Сей
час за пределами узкого круга специалистов Леонида Семенова зна
ют ма
ло. А между тем он был другом Льва Толстого и Блока. Он жил в тра
гичес
кое время шатания и раскола, когда одна половина его сограждан в
смерт
ельной вражде восстала против другой половины, когда сместились, а
подчас
и рушились религиозные и нравственные устои. Раскол прошел че
рез его
душу и убил его.
Лео
нид Дмитриевич Семенов родился в Петербурге 19 ноября (по ново
му сти
лю 1 декабря) 1880 г. Был убит около 8 часов вечера 13 (по новому
стилю 26) декабря 1917 г. (в печати появлялись ошибочные
даты рождения и
смерти). У Семеновых семей
ное начало преобладало, пожалуй, над всеми
другими компонентами сознания. Поэтому прежде чем
говорить об этой
жизни, уместившейся между рождением через три дня после
Блока и гибе
лью в пушкинском возрасте, необходимо сказать о предках и
близких род
ственниках; только так мы поймем, какую могучую власть тра
диции сумел
вобрать в себя и преодолеть на своем жизненном пути Леонид
Семенов.
2. СЕМЬЯ
Прапрадед поэта Николай Петрович Семенов (1755-183
7) двадцать лет
состоял на военной службе, участвовал в тридцати семи сражени
ях Суворо
ва. Побывав в Европе, он проникся идеями французских эн
циклопедистов
. Он женился на Марии Петровне Буниной, сестре известной по
этессы, кото
рую современники называ
ли русской Сафо. Напомним, что в мемуарах
И.
А. Бунина есть глава "Семеновы и Бунины". Через Бунины
х Семеновы
состоят в родстве с В.
А. Жуковским
2
.
Старший сын Николая Петровича и Марии Петровны Пе
тр (1791-1832)
окончил пансион при
Московском университете, который на рубеже
XVIII
-
XIX
вв. стал колыбелью самой влиятельной ветви
русского предро
мантизма с его культом религии, дружбы, идеальной любви, "
сердечного во
ображения". Признанным главой этого движения скоро оказ
ался воспитан
ник пансиона Жуковский. В 1807 г. П.
Н. Семенов поступил
подпрапорщиком
в лейб-гвардии Измайловский полк: военное призвание
было прочно
укоренено в семье. Но он с детства имел склонность к поэтич
е
с
кому творче
ству и теперь стал отличаться в разных жанрах легкой поэзии,
популярны
х в начале века. Литературная известность пришла к нему в 1
7 лет, когда он
сочинил пародию на оду Дер
жавина "Бог". Благодаря связям тетки-поэтессы
(одной из трех дам
--
участниц "Беседы любителей русско
го слова"), он
был принят в домах Державина, Шишкова, И.
И. Дмитриева. С
вое место в
борьбе архаистов и карамзинистов (на стороне карамзинист
ов), составлявшей
стержень литературной жизни того времени, заняла пар
одия П. Н. Семенова
"Митюха Валдайский" на трагедию Озерова "Димитр
и
й
Донской".
Пьеса ставилась на солдатском театре в ротах Измайловского
полка и на
сцене Петербургского театрального училища. Так первый из С
еменовых,
насколько мы знаем, вступил на литературное поприще. К
сожалению, он
его оставил рано, в начале 1820 г., когда по болезни получил
длительный от
пуск и покинул Петербург.
Воин-поэт провел бурную молодость: участвовал в сражени
ях под Боро
дином, за отличие в котором
был награжден золотым оружием, и под Кульмом, дв
ажды попадал в плен к французам и дважды бежал из плена, пешком
прошел
всю Европу и вместе со всей русской армией вошел в Париж, потом
стал уча
стником преддекабристского "Союза благоденствия" и вышел в от
ставку в
чине капитана в 1822 г. В последнее десятилетие его жизни он
остался
верен человеколюбивым идеалам своей молодости и запомнился со
временникам
энергичной филантропической деятельностью на пользу кре
постных
крестьян. Он умер от тифа, заразившись им от крепостного, за ко
торым у
хаживал.
Выйдя
в отставку, он тогда же женился на Александре Петровне Бланк,
правнучке
и внучке известных в свое время архитекторов, которые вели
свой род
от французских гугенотов. Одна из сохранившихся до нашего вре
мени р
абот ее прадеда Ивана Яковлевича Бланка (1708-1745)
--
церковь
Знамения
в Царском Селе, рядом с Александровским дворцом и Лицеем, по
строенная
в 1734 г. А.
П. Бланк тоже не была чужда литературе: переводила
французские
, немецкие, английские книги, преимущественно по садоводст
ву, и вооб
ще любила чтение и письменные занятия. В их доме бывали
Шаховс
кой и Шаликов, а также другие литераторы.
Хозяин
с
увлечением
де
кламировал
Жуковского и Пушкина
3
.
Дальним
родством с Буниными и Бланками был связан дед Ахматовой
Эразм
Иванович Стогов
4
. Его живые воспоминания о П.
Н. Семенове и двух
его м
л
ад
ших братьях
--
"Очерки и рассказы Э. Стогова"
--
опубликованы в
журнале
"Русская Старина" (1879 г., т. 24). Старший сын П.
Н. и А.
П. Семе
новых
Николай (1823
--
1904) стал переводчиком Мицкевича, автором трех
томного
труда "Освобождение крестьян в царствование императора Алек
сандра
II
",
сенатором. Дочь Наталья вышла замуж за академика Я.
К. Грота.
2 январ
я 1827 г. у П.
Н. и А.
П. Семеновых родился сын Петр, которому суж
дено бы
ло прославить и увековечить род Семеновых в истории России
(его крес
тной была "русская Сафо" Анна Петровна Бунина).
С деся
ти лет ему пришлось заботиться о больной матери, вести хозяйст
во в нас
ледственном имении, самому заниматься своим образованием. Опре
деливши
сь в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров,
где ран
ее учился Лермонтов, он окончил ее первым по успехам. Однако к
этому врем
ени он уже решил отказаться от военной карьеры, обычной для
Семеновых
, и поступил в университет. Так было положено начало новой се
мейной
традиции
--
научной деятельности в области естествознания.
Пер
вая жена, Вера Александровна Чулкова, родила ему сына Дмитрия и
вскоре у
мерла. П.
П. Семенов, человек необыкновенно цельный, сам едва не
умер с
горя. В конце концов в нем победило все то же семейное начало. Второй раз он женился на Елизавете Андреевне Заблоцкой-Дес
ятовской, кото
рая родила ему дочь Ольгу
--
впоследствии писательницу и
художницу-аква
релистку, чьи работы были приобретены Третьяковской галере
ей, крестную
мать Л. Семенова; затем
--
сына Андрея, ставшего председат
елем русского
энтомологического общества, а также известным перевод
чиком (главным
образом, Горация); и еще пятерых сыновей. Отцом Елизавет
ы Андреевны
был известный журналист, статистик, деятель крестьян
ской реформы
1861 г., а ее тетушка Анна Васильевна Заблоцкая-Десятовск
ая, в девичестве
Грибоедова (1815-1906), была, согласно семейному предани
ю, двоюродной
сестрой автора "Горя от ума".
П.
П. Семенов стал выдающимся путешественником, первы
м исследователем
прекрасной, мощной горной системы Тянь-Шань. В теч
ение 41 года
он состоял вице-председателем (по сути
--
руководителем) Рус
ского геогра
фического общества. В 1906 г. он был высочайше удостоен
права носить фа
милию Семенов-Тян-Шанский; милость распространялась и
на его потом
ков. Он известен как один из главных и наиболее гуманных де
ятелей "вели
кой реформы"
--
отмены крепостного права в 1861 г. (состоял
управляющим
делами комиссии, подготовившей реформу). Принимал дея
тельное участие
в других либеральных реформах царствования Александра
II
, подготовил
первую научную перепись населения России.
При всем многообразии его трудов он находил время для
систематических
серьезных занятий искусством: собирал живопись, пре
имущественно
малых голландцев, посвятил им
двухтомную монографию, а
коллекцию --
719 картин, одно из лучших в мире частных собраний гол
ландских и фла
мандских мастеров,
--
в конце жизни передал Эрмитажу
. В 1920-х годах
,
когда советское правительство распродавало художественн
ые ценности из
государственных музеев, была распродана почти вся колле
кция П. П. Семе
нова-Тян-Шанского; сейчас в Эрмитаже находится из нее при
близительно
два десятка картин.
П.
П. Семенов-Тян-Шанский превосходно знал русскую л
итературу; поэ
тов, начиная с Пушкина, наизусть; Расина, Мольера и Вольте
ра, Гете и Шил
лера, Шекспира и Байрона прочитал в оригинале. Всю жизнь
любил цити
ровать на память этих и других поэтов.
Он купил на юге Рязанской губернии, в Данковском уезде
(теперь Мило
славский р-н, почтовое отделение Мураевня), имение Гремячк
у, которое стало
родовым гнездом для трех поколений семьи. Его многообразн
ые труды были
увенчаны всеми возможными внешними свидетельствами приз
нания; он носил
чин действительного тайного советника, стал сенатором и
чл
еном Государст
венного совета, был награжден высшей наградой
--
орденом С
в. Андрея Пер
возванного (которым, как правило, награждались только вел
икие князья), со
стоял почетным членом Академии наук и Академии художеств
, всех русских
университетов и полусотни иностранных научных учреждени
й; в его честь названы
десятки вновь открытых местностей, разновидностей животных, птиц,
насекомы
х, ископаемых животных, растений. Оставил четыре тома мемуаров.
О
н был носителем широкого и самостоятельного взгляда на природу и
цели
науки.
"Космополитизм
науки состоит именно в том, что она есть об
щече
ловеческое достижение, что где бы ни возникли новые идеи, они равно
прин
а
д
лежат всему человечеству.
Национальность
же науки заключается
именно в том, чтобы она проникла в жизнь народную"
5
. П.
П.
Семенов-Тян-
Шанский был человек добры
й, деликатный, доброжелательный. И твердый.
Эта необыкновенно плодотворная жизнь завершилась в 191
4 г. Ученый
умер на 88 году жизни.
Естественно, что о П.
П. Семенове-Тян-Шанском написано статей. Для наших целей особенно важным оказался сборник
"Петр Петрович
Семенов-Тян-Шанский. Его жизнь и деятельность" (Л., 192
8), составлен
ный племянником великого писателя
--
А.
А. Достоевским. В
большом био
графическом очерке, написанном составителем, представлен
ы разнообраз
ные материалы об истории семьи, использованные здесь нами
. Мы широко
пользовались также помощью доктора физико-математическ
их наук, хра
нителя материалов и историка семьи Семеновых-Тян-Шанск
их Михаила
Арсеньевича Семенова-Тян-Шанского.
Единственный сын П.
П. Семенова-Тян-Шанского от п
ервого брака,
Дмитрий (1852-1917), стал действительным статским советник
ом, председа
телем отдела статистики Русского географического обществ
а. Он был
женат на Евгении Михайловне Заблоцкой-Десятовской. Их ст
арший сын Ра
фа
и
л
(1879-1918; по другим данным
--
1919) получил естес
твенно-научное
образование, карьеры не делал, всю жизнь оставался неболь
шим чиновни
ком и помещиком. Вторым был Леонид
--
герой настоящего
очерка. Треть
им
--
Михаил (1882-1942); при мобилизации в 1914 г. он был пр
изван в армию
и определен прапорщиком в 26-й стрелковый Сибирский полк
. Дважды кон
туженный в начале сентября 1914 г. при отступлении армии
генерала Р
енкампфа из Восточной Пруссии, он вернулся в строй, приче
м был опреде
лен в лейб-гвардии Егерский полк, в котором отбывал воинск
ую повинность
после университета. Писал стихи и прозу. После революции
--
доктор гео
графических наук, профессор экономической географии.
Три старших внука П.
П. Семенова-Тян-Шанского разделил
и между собой
три излюбленных семейных поприща
--
военную службу, лите
ратуру, есте
ствознание.
Но так обстоит дело лишь на первый взгляд. Действительн
ость сложнее.
Все три брата с детства писали стихи. Их первые литерат
урные опыты
направлял дядя
--
упомянутый выше естествоиспытатель, поэт
и переводчик
Андрей Петрович. Брат Михаил позже написал оставшиеся
в рукописи и
публикуемые в настоящем издании повесть "Детство" и
не д
оведенный до
конца роман "Жажда. Повесть временных лет о великом алкань
и и смятении
умов человеческих". Своего брата Леонида он вывел под именем
Алексея Ан
дреевича Нивина. Среди известных эпических изображений пр
едреволюционных
лет,
войны
и революции
"Жажда"
ближе
всего к
"Августу
четырнадцатого" А. Солженицына в первой редакции.
В
семье Д.
П. и Е.
М. Семеновых-Тян-Шанских было еще две дочери и два
сына
: Вера (1883-1984), в замужестве Болдырева,
--
автор опубликованных
лишь
частично
семейных
мемуаров,
Ариадна
(1886-1920),
Николай
(1888
-1974)
--
морской офицер, воевал в Белой гвардии и эмигрировал во
Францию
, и Александр (1890-1979)
--
юрист, затем офицер лейб-гвардии
Егерского
полка, участник Первой мировой войны. После революции он
был мобилизован в Красную Армию и находился в штабе фр
онта в Смоленске
. В эмиграции бедствовал. 24 ноября 1925 г. Ходасевич
писал одному из
соредакторов русского
парижского журнала "Современ
ные записки"
М.
В. Вишняку: "Некто А.
Д. Семенов-Тян-Шанский с месяц
тому назад по
слал в "Совр. Зап." свои стихи. Пожалуйста, не возвра
щайте их полно
стью,
--
а что-нибудь отберите и напечатайте. Он человек не
бездарный, чу
довищно голодный и нуждающийся в моральной поддержке.
Если хотите, я
помогу Вам в выборе"
6
.
А.
Д. Семенов-Тян-Шанский стал епископом Русской прав
ославной церк
ви за границей Александром Зилонским, написал несколько
книг и статей
религиозного содержания и поэму о трагедии семьи в го
ды революции
"Венок просветленным"; в 1942 г., когда немцы стояли под Ст
алинградом, в
Берлине вышел второй выпуск сборника "Летопись. Орган
православной
культуры" с большим его очерком
о брате Леониде
7
.
Какая фантастическая судьба! Какой могучий творческий
импульс зало
жен был в генах этой семьи!
В судьбе семьи было два роковых периода: 1917-1920 и
1942. Одной из
жертв первого периода оказался поэт Леонид Семенов.
3. ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. УНИВЕРСИТЕТ
Он родился и до 25 лет жил в Петербурге. Ранние г
оды его жизни
были вполне безоблачны. В повести брата Михаила "Детство
" запечатлена
идиллия, действующими лицами которой, кроме трех мальч
иков и их се
стричек, оказываются трепетно любимые папа, мама, няня с
традицион
ным сундучком, с вечным вязаньем в руках, учительница, б
онна, тетушка,
дедушка, бабушка, прабабушка. Вот он, семейный патриарха
льный уклад
родовитого дворянства. В
ажнейшие события детской жизни -- сочельник,
елка, говение, приезд бабушки, посещение дедушки, отъезд
на дачу. Сам
ый большой шалун, предводитель в играх
--
Леонид (как и в
"Жажде", на
званный Алексеем). Чуть позже он стал увлекаться плавание
м, греблей, дру
гими
видами
спорта:
дух
соперничества
был
в
нем
в
сегда силен.
В семье его называли Лёля. Старший брат Рафаил вспоминал
:
"Хороший,
добрый Лёля
--
столь близкий мне,
--
сколько раз мы отходили
друг от друга,
осуждая друг друга
и даже злобствуя, быть может, друг на др
уга, -- и затем
снова притекали друг к другу, внутренне понимая друг друга и це
ня"
8
.
Самы
й младший брат, Александр, утверждает, что "печать некоторого
избранн
ичества лежала на нем (Леониде.
--
В.
Б.)
с малых лет. Физически он
был здо
ровее, стройнее и красивее других детей"
9
. С самого начала Леонид
привлекал
к себе особое внимание, возбуждал ожидание чего-то необыкно
венного
в своей судьбе. Это остро чувствовали братья и сестры, которые в
его при
сутствии были более подтянуты и стремились отличиться чем-ни
будь хо
рошим. Леонид раньше всех вставал, летом уходил на одинокие про
гулки
, избирая по возможности дикие уголки природы. Особенно любил рощ
и мо
лодых берез. Чистота, свежесть, строгость, запо
в
едность, тайна ассо
цииров
ались с обликом Леонида-подростка. В спорах с братом Рафаилом он
уже то
гда был за Толстого, Рафаил
--
за Достоевского
.
Учился
он в петербургской немецкой
Katharinenschule
, шел первым уче
ником,
пережил длительное увлечение Шиллером. Позже сам он вспоминал,
что до
десяти лет не говорил по-русски, только по-французски. Под влияни
ем крестной
матери
--
тетушки Ольги Петровны, художницы,
--
в тринадцать
лет ув
лекся акварелью. Здесь впервые проявилась особенность Леонида, ко
торая
определила его судьбу: он вполне, без остатка отдавался тому делу,
которым
занимался. Оно становилось для
него не главным, а единственным. Излюб
ленные мотивы его рисунков
--
березки, ива над прудом; затем
--
Жан
на д
'
Арк
, чьим героическим характером он увлекался; и, неожиданно,
--
гор
гона М
едуза (из каких мрачных глубин личности подростка всплыл этот об
раз? ч
то предсказывал?).
Ко
гда Леониду исполнилось 14 лет, акварель сменилась музыкой. Позже
мы не
раз увидим ту же внезапность и полноту перемены интересов и устре
млений,
всесокрушающую решимость осуществить новые планы. Леонид
стал б
рать уроки контрапункта и игры на фортепьяно, очень много зани
маться
. Любимыми композиторами были Бетховен, Шопен, Вагнер, Чайков
ский,
Григ. Первые четыре принадлежат к числу немногих, наиболее полно
выразив
ших в музыке высшие устремления человечества. Григ был необхо
дим и п
отому, что скандинавская культура на сломе веков была для русской и
нтелли
генции интимно близка, воспринималась как своя. Мечты Леонида
преобр
азовать мир посредством музыки оказались сродни скрябинским
.
По
дросток надумал оставить гимнази
ю и готовиться в консерваторию. Недав
ний первый ученик забросил все занятия, кроме музыки.
Годы
перед Первой мировой войной были временем высшего расцвета рус
ского се
льского хозяйства, русской промышленности, торговли. За предшест
вовавшие
войне 20 лет население Российской империи возросло на 50 миллио
нов че
ловек. Естественный прирост населения превысил три миллиона в год
10
.
В то же время интеллигенцию захлестывали атеизм, материализм,
социализм,
социальный цинизм. Но Семеновы-Тян-Шанские принадлежали к
тому кругу,
который желал расцвета России и работал для него, блюл веков
ые устои русс
кой жизни. Они были верующие, детей воспитывали в строгом
соблюдении
церковных обрядов. Отец рассказал сыновьям, что был де
вствен
н
иком
до свадьбы, и предостерегал их от внебрачных связей. Вместе с т
ем родители
стремились способствовать раскрытию индивидуальности каж
дого ребенка.
Леонид прошел извилистый путь искушений. Проучившись г
од в универси
тете, он посетил Троице-Сер
гиеву лавру, Киево-Печерскую лавру, киевский
Владимирский собор, другие киевские церковные святыни
--
и ос
тался равно
душен.
Сначала родители поощряли занятия Леонида музыкой, о
н брал уроки
фортепиано и контрапункта. Скрябин и Рахманинов были ку
мирами публи
ки, переполнявшей тогда концертные залы России. Именно
их музыка
с наибольшей полнотой выражала их время. Иногда казалось
, что только
музыка и способна дать всеобъемлющий ответ на духовные зап
росы
инте
л
л
игенции. Чуть позже Семенова на пути к поэзии столь же с
трастно, как
Семенов, музыкой увлекся Пастернак.
Однако родители энергично воспротивились намерению Ле
онида уйти
из
Katharinenschule
ради консерватории и предлагали отложить
поступление в
консерваторию до окончания гимназии. Но так просто остан
овить Леонида
было невозможно. Произошла катастрофа. Он предпринял
попытку со
вершить самоубийство. Она не удалась, и только последовав
шая тяжелая
болезнь смягчила остроту конфликта. Леонид окончил гимназ
ию, хотя стал
учиться на средние баллы.
По воспоминаниям брата Александра, от музыки Леонида
оттолкнуло
то, что она оказалась неспособной преобразить людей и всю их
жизнь. "Воз
вращаясь с концертов,
--
с горечью говорил он,
--
люди, да и я
сам, оставались
такими же холодными, как и раньше, и слова шиллеровс
кой песни о
братстве, пропетые хором в 9-й симфонии Бетховена,
--
остава
лись только
словами"
(Летопись.
С. 136).
Еще подростком Леонид пишет "Воспоминания" о первой л
юбви (!). Ему
девять лет, ей на год-полтора больше, она
--
брюнетка со смуглой
кожей. Он
видит ее в церкви, грехов у нее нет, она просто беседует с Богом
. Он хочет
отвлечь девочку от молитвы, обратить ее внимание на себя. Здесь
все наив
но: возможно некоторое влияние гетевского "Фауста", между те
м словно бы
предугадан дальнейший жизненный путь, полный драматиче
ской борьбы
человека духовного с человеком плотским. В старших классах
Леонид стал
заниматься философией, пробовал писать
11
.
Братья
и сестры увлекались любитель
ским театром. "Дома у нас ставилась "
Женитьба" Гоголя, "Свадьба" и "Медведь" Чехова и др. (...) Рафаилу
больше удавались
серьезные персонажи, Леонид был очень хорош в коме
дийны
х ролях",
--
свидетельствует сестра Вера
12
. Она же рассказывает, что
в доме
у них бывали молодые поэты
--
товарищи ее брата Леонида, в том
числе
Блок. "Как всегда, Леонид подымал общее настроение и оживлял всех
<
...
>
Пр
оцветала у нас и музыка. После
матери, Леонид играл настолько
хорошо,
что его преподаватель, известный тогда профессор, пророчил ему
музык
альную карьеру"
(Записки.
С. 120).
14
июля 1898 г. датировано следующее стихотворение.
Как вечер сегодня хорош!
Как привольно здесь в поле!
Смотрю я, любуясь, на рожь,
Как шуршит-шелестит
Ею ветер на воле!
Лежу я в траве у межи;
Вечер веет прохладой,
Играя колосьями ржи,
Обдавая мне грудь
Ароматною влагой.
Мой
друг!
В этом блеске лучей,
В этом шепоте ржи,
В этой дали полей
Столько чувств и желаний,
Что стены тесны им души:
Не вместит их она,
Своих уж мечтаний
И чувств, и желаний
Полна.
Э
то романс. Не исключено, что в сознании Семенова текст ложился на
опре
деленную мелодию, чужую или свою. Причудливое расположение сти
хов н
а плоскости листа предвосхищает опыты А. Белого по передаче инто
нации
поэтической речи с помощью графических средств.
В
1899 г. Рафаил и Леонид поступили, следуя семейной традиции, вслед
за дед
ом, отцом и дядей, на естественный факультет Петербургского уни
верси
тета. Рафаил в свое время его и окончил; Леонид же изменил решение
и на следующий год перешел на историко-филологический факул
ьтет; лите
ратурные, философские, религиозные интересы, безусловно
, возобладали
. За свою недолгую жизнь он перестрадал в себе все основные
духовные ис
кания и общественные движения начала века: монархизм и пра
вославие, со
циализм и революционность, атеизм, толстовство, сектантство и
вернулся в
лоно православной церкви. Духовные кризисы носили столь остры
й характер, что се
стра Вера в своих записках называет их самопытками
(
Записки
.
С. 128
).
При всей исключительности
Семенова подобные метания,
поиски
путей, боление болезнями века, швыряние своей жизнью б
ыли знаме
нием времени. Несколько таких людей
--
Толстой, М.
М. Добролю
бова,
ее брат
A
.
M
. Добролюбов
--
встретятся читателю на страницах статьи.
Сил
ьная личность, Семенов воздействовал на окружающих. "Его пря
мой и р
езкий характер требовал не только соглашения с ним, но даже под
чинения
<
...
>
,
--
писал его товарищ по университету Ю. Бекман.
--
Все эти ве
личайшие
перемены происходили у него как-то молниеносно и непосредст
венно
. Но после каждого перехода к новым богам он всецело предавался
обаянию
нового учения и становился его ярым проповедником
"
43
.
Пр
и первом порыве революции 1905 г. он "примкнул к социал-демокра
там; по
сле ее поражения и смерти М.
М. Добролюбовой (об этой женщине,
сыграв
шей огромную, в некоторых отношениях определяющую роль в жиз
ни и т
ворчестве Семенова, будет сказано дальше) от революционного дви
жения
отошел; после смерти Толстого отошел от его учения и вернулся в
лоно п
равославной церкви; при насаждении Столыпиным крестьянских ху
торов
завел свое хозяйство. Только революционные события 1917 г. оказа
лись дл
я него чуждыми и смертельно враждебными.
Ни
в молодости, ни позже он не играл в карты, не пил вина, не танцевал;
был ра
внодушен к оперетте, не любил скабрезных анекдотов. В университете
он про
явил особый интерес к философии Канта и Ницше: первый в своих все
объемлющих
концепциях обобщил двух с половиной тысячелетний опыт евро
пейской
философии и предопределил ее развитие на протяжении
XIX
в.; вто
рой как
раз в эти годы становился властителем умов в России, причем его из
вестность
пришла к нам через Скандинавию. Позже злонамеренные демагоги
фашистс
кого толка, начиная с сестры философа и кончая Гитлером, фальси
фицир
овали его учение в своих целях, создали в Дрездене лжемузей Ницше,
прово
згласили его провозвестником фашистской империи. А доверчивые со
ветски
е демагоги
охотно эту фальсификацию подхватили. В действительно
сти
же
Ницше был чужд шовинизма. Наполовину философ, наполовину поэт,
он соз
давал сложные картины и построения, которые находили отклик у са
мых ра
зных художников, так что ни один из них не избежал его влияния
. Его г
реза о сверхчеловеке была мечтой о совершенном человеке будущего.
В
неопубликованной статье "
Vae
victis
!", написанной летом 1905 г.,
Л. Сем
енов показал, чем был для него Ницше. "Ницше, этот проповедник
радос
ти жизни, проповедник сильного, мощного грядущего человека, сверх-
челов
ека. Он не был пророком своего отечества, и может быть, никогда
Германи
я не слышала таких язвительных и бичующих речей от своего сына
<...>
Он, в тоске скитаясь по всему кладбищу Европы, обращал
свои последние
помутневшие взоры на Север и там в стране, которой готов
ил брониро
ванный кулак "железный канцлер" его родины
<...>
в серой стране
Достоев
ского находил истинное, великолепное воплощение воли и власт
и, за кото
рую молился
<...>
"
14
.
В университете Семенов
--
монархист, "белоподкладочник
", "академ
ист". В. Пяст, мемуарист осведомленный, но несколько склон
ный заост
рять ситуации и характеристики, называет его даже черно
сотенцем
15
.
На первом же курсе он стал старостой (старосты избирались
студентами).
Избранию не помешал его политический консерватизм, хотя б
ольшинство
его соучеников было настроено революционно: слишком сильн
о было обая
ние этой личности. В совете старост Семенов оказался одним из
немногих
правых по политическим взглядам и стал их лидером. При объявлени
и
русско-
японской войны он участвовал в патриотических манифестациях пе
ред Зим
ним дворцом.
Куратором курса был избран (кураторы тогда тоже избирались,
только
профессорами из своей среды) знаменитый эллинист, впоследствии
акаде
мик Ф.
Ф. Зелинский. Он был "по национальности поляк, по обр
азованию --
немец, русский
--
по культуре, но его подлинным отечеством б
ыла Эллада
классической эпохи"
16
. "Мой идеал ученого?
<...>
Я думаю, что к н
ему при
ближается Зелинский Фаддей Францевич,
--
сказал А.
Ф. Лосев,
--
в Петер
бурге, который, во-первых, был в душе поэт-символист, а во-вторых
, круп
нейший, европейского масштаба, исследователь античности"
17
.
В своих воспоминаниях Зелинский характеризует политически
е взгляды
Семенова как умеренные. Чтобы сблизиться со студентами, заинт
ересовать
их предметом и отвлечь от революционных устремлений, Зелин
ский учред
ил кружок, члены которого собирались у него дома по воскресен
ьям, читал
и по ролям древнегреческих трагиков и рассуждали по поводу
прочитан
ного. Организатором и увлеченным
участником кружка ста
л поначалу
Семенов.
Брат Александр оставил описание внешности Леонида:
"Уна
следовал
он внешние характерные черты нашего рода, в частности курча
вые волосы
и черные глаза". Ф.
Ф. Зелинский увидел его студентом первого
истори
ко-филологического факультета: "Живо вспоминаю красивый
овал его
лица, его внимательные, ищущие глаза, его спокойную, обдума
нную речь".
Более экстравагантен портрет, воссозданный Пястом; впрочем,
он только
подчеркивает главное
--
значительность наружности Семенова. "При
храмывавший,
косивший,
--
но необыкновенно вместе с тем красивый, с большой
черной
вьющейся, но отнюдь не напоминавшей дьяконовскую шевелюрой,
-- с про
нзительным взглядом косых своих черных глаз". А.
Д. Семенов-Тян-
Шанский
по поводу этого портрета замечает, что "в нем отразились какие-
то с
лучайные впечатления, так как у брата
физических недостатков не
было
"
(
Летопись.
С. 133). Е.
П. Иванов, друг Блока, хорошо знавший Семенова, добавляет еще несколько штрихов: "Это был пылкий, стр
ойный юноша,
с курчавой головой, с острым как нож лицом и с шеей неск
олько удлинен
ной, просящейся на плаху"
18
. В теории литературы литерат
урный портрет
такого типа называется портретом с истолкованием. Люди
, знавшие Семе
нова студентом, утверждают, что его будущее просвечивало
сквозь его не
повторимо своеобразную наружность.
Соученик Семенова и Блока в своих воспоминаниях ост
авил ценную
, сравнительную характеристику двух поэтов, выполненную на яз
ыке их вре
мени, даже
на языке их символов. "На пути
в библиотеку или м
ежду лекциями
иногда появлялись, изредка вместе, чаще
--
врозь, три ст
удента, имена
которых уже и в те годы были известны знатокам и любителя
м поэзии. Эти
трое были: А.
А. Блок, В.
Л. Поляков и Л.
Д. Семенов. Первый
достиг зенита
славы и, вероятно, возможных для него вершин творчества: с
двумя други
ми судьба расправилась своенравно-жестоко: в двух скромных
, любовно-из
данных книжках
--
лишь пер
вые робкие запевы, лишь народился в рассвет
ном тумане очерк несомненного дарованья.
Не знаю, был ли Блок близок с Поляковым, который во
обще держался
особняком, изучая Гете и увлекаясь блестящими комментариям
и к Пушкину
безвременно погибшего Б.
В. Никольского; но с Л. Семеновым
он был дружен.
Задумчивый, словно прислушивающийся к какому-то та
йному голосу,
Блок, неизменно спокойный, но всегда готовый улыбнуться и на веселую шутку и острое слово, и Семенов, живой, непостоя
нный, волну
ющийся и мечущийся в поисках новых ощущений: от "Нового
пути" -- к де
кадентским детищам московских меценатов, от великосветск
ого салона -- к
социал-демократии, от К. Маркса
--
к Л. Толстому, из семина
рия по класси
ческой филологии, где вдохновенно плакал о разлуке Гектора
с Андромахой
поэт и ученый Ф.
Ф. Зелинский,
--
в деревенскую избу, на пашн
ю. А далее --
женитьба на крестьянке
19
и безвременная смерть...
"Типично русская натура"
--
не то досадуя, не то любов
но восхищаясь,
сказал мне однажды о Семенове Зелинский, у которого
покойный поэт ра
ботал недолго, но упорно, увлеченный своим блестящим р
уководителем...
Насколько Семенов разбрасывался, не останавливаясь ни
на чем и жад
но вбирая острые и яркие впечатления жизни, настолько Блок
был методи
чен в своей работе и, я сказал бы,
--
в своих исканьях.
Но вдвоем они дополняли друг друга каким-то неуловим
ым духовным
сродством, своего "лица необщим выраженьем"
20
, резко выд
еляясь из сту
денческой массы"
21
.
Образ Семенова запечатлен в мемуарных книгах А. Белого, Пяста, Чул
кова,
Городецкого, Кузмина
22
. Когда сразу же после гибели Семенова его
дядя
Андрей Петрович задумал издать сборник, посвященный его памяти, на
его п
росьбу написать воспоминания тотчас же откликнулся Зелинский. По
услов
иям времени сборник издан не был, замечательная мемуарная статья
Зелин
ского осталась в рукописи и была опубликована нами
23
.
Первой женщиной, оказавшей сильное влияние на формирование Семе
нова,
стала дочь командира крейсера "Аврора", впоследствии погибшего в
Цуси
мском сражении, Александра Евгеньевна Егорьева.
Ее
самоубийством
вы
з
в
ано стихотворение 1903 г. Сквозь заимствованные условности рыдаю
щего
некрасовского анапеста с дактилическими клаузулами и позднего
роман
тического стиля (Апухтин, Надсон) здесь пробивается незаемное чув
ство,
проглядывают драгоценные бытовые подробности:
Ты лежала вся дымкой увитая,
ты была так чужда, далека.
Возле гроба
--
глазетом обитая,
нас пугала немая доска.
Мы слова повторяли обычные
и все ждали обедни конца,
были страшны черты непривычные,
дорогого когда-то лица.
Вспоминалися дни благодатные,
вспоминалась весна и цветы,
все цветы на лугах ароматные,
под душистой акацией ты!
24
Впоследствии Семенов с отвращением писал о тех плотских соблазнах,
чер
ез которые прошел в студенческие годы. Модные в начале века рассуж
ден
ия о "проблеме пола" временами достигают у него розановской откро
вен
ности, напряженности и остроты. Влияние В. Розанова Семенов позже
оц
енил как пагубное. В автобиографических записках "Грешный грешным"
он
рассказывает о том, как полюбил девушку, и задается вопросом: "...как
могло
случиться, что выхода из своего такого положения я стал искать не в
люб
ви к ней, а именно в похоти моей и самый миг моей низкой страсти в
меч
тах представлял себе, как она отдаст себя мне, стал считать за цель и
смысл всей моей жизни; и как могло быть это, когда при этом
хорошо соз
навал я, что моя похоть идет в разрез любви, ибо эта похоть моя
разделялась
девушкой и мучила ее и пугала, роняла меня перед ней"
25
.
Коллизия еще более усложняется. "И как могло случиться
,
--
спрашива
ет себя Семенов,
--
что, мучая так себя и девушку, я стал впут
ывать в свое
мучение еще и других, другую тоже девушку, полюбившую м
еня, или вернее
развращаемую мною и моими стихами, и наконец, превращая
все это в игру,
т.
е. любуясь этим и воспевая блудную страсть свою в стихах".
Дополнительный
свет на трудную борьбу Семенова с чувственными искушени
ями проли
вает упомянутый роман его брата Михаила "Жажда". Здесь
изображены
отношения Алексея Нивина (т.
е. Леонида Семенова) с Софь
ей, причем по-
бунински сказано все до конца. "Когда сама Софья робко и
по-женски стыд
ливо дала ему почувствовать, что она его любит, он со страхом
понял, что
то, что он теперь испытывал к ней, была не любовь, а похоть"
. Ему было
двадцать лет, он учился на втором курсе. Она была рослая, с
высокой гру
дью, почти бесцветными "русалочьими" глазами. Его привлек
али тяжелые
душистые косы и юное пухлое тело. Он попытался отдалиться
. Тогда Софья
спросила, почему он к ней изменился. Он отвечал нарочито гр
убо, чтобы
оборвать отношения.
"
--
Потому что я понял, что то чувство, которое я считал
любовью, сов
сем не любовь, а тяга самца к самке. Или вы хотите, чтобы я
изнасиловал
вас?"
Она захотела.
Мы не обязаны безоговорочно воспринимать "Жажду" как
дос
товерный биографический д
окумент. Романист не только обладает правом
на вымысел, но не может от него отказаться. Жанровая природ
а романа за
ключена между полюсами документальной достоверности и
творческого
вымысла. В каждом случае может идти речь лишь о том, к кот
орому из по
люсов и как именно сдвинута конструкция. Однако и принимая
во внимание,
сказанное, следует признать за "Жаждой" значение важного
источника.
Личность Семенова была столь исключительна
,
что его брату
просто неза
чем было придумывать о нем что-либо существенное. Все, что
рассказано в
"Жажде" об Алексее Нивине и Софье, не достигает силы самоо
бличения
Семенова в его записках.
Как ни много мы знаем о декадентском восприятии жизни
и смерти, мы не
пройдем мимо следующего свидетельства Семенова о его душ
евных блу
жданиях, которые подвели его вплотную к последней черте. "Уби
йство вос
певалось в то время в некоторых декадентских течениях, к кот
орым ябыл
причастен, и врывалось уже в жизнь все учащавшимися террорист
ическими
актами.
Почему и не убийство. Убить девушку, упорно не уступавшую моим
желани
ям и уже заподозренную мною в чувствах к другим, девушку, кото
рую люб
ил, и это казалось красивым". Братья были близки по возрасту и по
мироощ
ущению. Михаил должен был хорошо понимать Леонида. Роман
был на
писан в 1920-е годы, после того как земной путь Леонида Семенова
трагиче
ски завершился, и всем, кто его знал, стало ясно, что это был путь к
Богу.
Рассказывать о нем можно было только с чувством великой ответст
веннос
ти, места для фантазирования тут оставалось немного.
Мы
уделяем больше места подробностям духовной и душевной жизни
нашего
героя, чем это принято в подобных исследованиях общего характер
а. М
ы говорим о них не только для того, чтобы объяснить ими факты твор
чества
, как это делается обыкновенно. Семенов был не только поэт, но и
жизне
строитель, его биография
--
самое значительное его произведение
. Она
самодостаточна. Тем не менее пора обратиться к его литературной
деятельности
.
4. МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ НАЧАЛО
В
университете он сразу же вошел в литературную среду. Принял дея
тельн
ое участие в подготовке коллективного сборника стихов
26
и скоро де
бюти
ровал (вместе с И. Коневским, Ю. Верховским, И. Тхоржевским, на од
ной с
транице с братом Рафаилом) в "Литературном сборнике, изданном сту
дента
ми Санкт-Петербургского университета в пользу раненых буров"
1900 г.,
наивным стихотворением в традиции фетовской романсной лирики.
Прив
едем его как своеобразную точку отсчета поэтического развития
Семе
нова.
Мне снилось: с тобою по саду вдвоем
Мы темною ночью бродили.
Таинственно, тихо, все спало кругом,
Лишь ярко нам звезды светили.
Мне снилось: в густой и высокой траве
Нам путь светляки освещали,
И страшные сказки друг другу во тьме
Угрюмо деревья шептали.
Мне снилось: со мною ты под руку шла.
И что-то мне тихо сказала,
И словно огонь ты в груди мне зажгла
И страшно, и жутко мне стало.
Мне снилось: с тобою по саду вдвоем
Мы темною ночью гуляли,
Таинственно, тихо все было кругом,
Лишь ярко нам звезды сияли.
Анафоры и другие повторы, целая их система; мерное ч
ередование сти
хов четырехстопного и трехстопного амфибрахия (рома
нтическая строфа,
романтический размер); композиционное кольцо (первый к
атрен с незначи
тельными изменениями повторен в конце); на протяжении ст
олетия ставшие
привычными до полной автоматизации темы: любовь, сн
овидение, ночь,
звезды
--
все это внешние признаки принадлежности к обозн
аченной поэти
ческой системе. Но, конечно, нет здесь фетовской недогов
оренности и суг
гестивности, дерзости словоупотребления и словосочетан
ия,
фетовского
безоглядного отвержения нормы и уверенности в том, что в
поэзии одни ис
ключения закономерны. Ничем не отличается помещенное
здесь же стихо
творение Рафаила Семенова. Приблизительно такими же ст
ихами, опирав
шимися на опыт Фета, Полонского и их окружения, взятый
с формальной
стороны, начинали Блок и А. Белый. Это убедительное сви
детельство ис
черпанности дела поздних романтиков к исходу столетия. Е
ще более, безус
ловно, изжила себя некрасовская школа. Образовавшийся
вакуум и запол
нила поэзия модернизма. Судя по результатам его творчеств
а, Семенов до
конца осознал эти вещи к 1903 г.
Можно с уверенностью сказать, что некоторое влияние
на формирование
эстетических и политических взглядов Семенова в пер
вой половине
1900-х годов, когда создав
алось "Собрание стихотворений" -- единственная
книга Семенова, увидевшая свет при его жизни,
--
оказал Б.
В
. Никольский.
Он только что стал приват-доцентом, читал курс римского пр
ава на юриди
ческом факультете и одн
овременно на историко-филологическом факуль
тете Санкт-Петербургского университета
--
курсы лекций по
лирике Пуш
кина, по творчеству Фета, о современных поэтах. Издал книгу
стихов, ни ма
лейшего успеха не имевшую. Новые веяния в литературе был
и Никольскому
чужды, относился он к ним враждебно. Был крайним монар
хистом, поли
тическим консерватором, вдохновителем "академизма"
--
движе
ния в студен
ческой среде, противостоявшего революционным настроени
ям и революци
онному движению студенчества и активно с ними боровшего
ся. В 1905 г. он
вошел в руководство ультраправого националистического "С
оюза русского
народа".
В 1901 г. Никольский принял на себя составление и редак
тирование
сту
денческого сборника стихов. 11 октября он записывает в дне
внике: "Были
поэты, в том числе Семенов Леонид, который остался дольше в
сех, -- до 3-го
часу ночи. Он мне удивительно понравился.
<...>
27
Словом, он м
еня в восхищение
приводит. Только непрочен,
--
то
го и гляди, чахоточным окажется. Какие
чудесные глаза и взгляд!
--
Во вторник он был опять"
28
. Через четы
ре мес
яца Никольский записывает: "Отобрал кое-что из убогого полудека
дента
Блока"
(Блоковский сб.
С. 329). По-видимому, именно при подготовке
сборника
произошло знакомство Семенова с Блоком.
Николь
ский не знал или не придавал никакого значения тому, что Семе
нов уже
напечатал одно свое стихотворение в более раннем университет
ском
студенческом сборнике стихов. Николь
ский мало считался с авторской волей
участников сборника и настаивал на внесении исправлений, часто
обш
ирных и существенных, представлявшихся ему необходимыми. Возра
жения
юных поэтов редко принимались во внимание. В.
Л. Поляков, рано по
гибший
поэт, товарищ Семенова по сборнику, в письме к Никольскому с не
доумением
вспоминает, "с каким он (Семенов.
--
В.
Б.)
упорством отстаивал кажд
ую неудачную строчку своих еще незрелых стихотворений"
29
. Видимо,
в этом
отношении Семенов представлял собою исключение.
Зак
ончив формирование сборника, Никольский расклассифицировал
авторов
следующим образом. "В общем сборник дает трех поэтов: Конд
ратьева
, Полякова, Семенова. Затем идут второй сорт, но все-таки с извест
ной
надеждою на будущее". Далее "третий сорт: не безнадежные, хотя шан
сов немного
".
Потом
"четвертый сорт
--
луч надежды, но один и бледный".
Затем
идут отрицательные величины:
1. Блок (декадент)
<...>
Семенов
<Раф
аил
>
". В конце записи добавлено:
"Из отрицательных еще может
пока
яться Блок"
(Блоковский сб.
С. 330).
От
талкивает категоричность приговоров уверенного в своей непогре
шимо
сти Никольского. Он проглядел Блока! Однако заслуженно высоко
оцен
ил Леонида Семенова: скоро такой взгляд на его творчество стал для
знат
оков поэзии общим.
В
пору подготовки сборника Никольский учредил у себя дома "литера
турные
вторники", а после выхода сборника в свет у него дома стал соби
рать
ся кружок "Изящная словесность", который посещали уже три брата
Семе
новы: кроме Леонида и Рафаила еще и Михаил.
В издании кружка Б.
В. Никольского
--
"Литературно-художеств
енном сбор
нике студентов Санкт-Петербургского университета" 1903 г.
--
Л. Семе
нову
принадлежит одна из самых больших подборок, восемь текстов. От
кры
вается она балладой "Отвергнутый ангел", еще в достаточной мере под
раж
ательной, но уже следующее стихотворение "Им путь ночной томителен
и труден..." написано в предощущении символизма. То же сл
едует сказать о
других произведениях, где появляются прямо символистские
строки вроде
"И ждем с молитвой жениха", "Лежал мне в горы тесный пут
ь", а подража
тельные сонеты начинающего автора ориентированы теперь
не на про
шлых кумиров, а на Брюсова.
Журнал "Новый путь", руководителями которого были М
ережковский с
Гиппиус и П.
П. Перцов, работал над утверждением нового ис
кусства и нового
религиозного сознания. Он возник в 1903 г. и сразу же
широко открыл свои
страницы молодому автору. В N 3 была помещена под
борка стихов
Блока, а уже в N 5 напечатана пятиактная пьеса Семенова
"Около тайны";
драма с четырьмя перерывами", как указано в подзаголовке. Т
акого значи
тельного, сложного произведения никто из сверстников С
еменова к этому
времени не опубликовал. Сквозь сознание маленьких брата и
сестры, не по
нимающих, что происходит, показана семейная беда: можно
догадаться, что
муж, узнав об измене жены, убивает ее и себя. "Около тайны
" принадлежит
к эстетическому миру "новой драмы" Г. Ибсена, К. Гам
суна, М. Метер
линка. Какие-то нити тянутся отсюда к написанным впосле
дствии пьесам
Л. Андреева.
Несколько позже Семенов напечатал в журнале
"Новый
путь" (1904,
N 2) рецензию на спектакль Александрийского театра "Эдип в
Колоне", ко
торая воспринимается как автокомментарий к "Около тайны"
. На протяже
нии всего бытия человечества, говорит рецензент, разыгр
ывается единая
мировая трагедия. В ее основе конфликт между роковой пр
едопределенностью
всех поступков и событий -- и кажущейся свободой
воли, возможно
стью выбора. Эта коллизия, лежащая в основе этики и
эстетик
и древнегре
ческой трагедии, мучительна для христианского религи
озного сознания:
ответственность перед Богом за свое поведение предполаг
ает подлинную
свободу воли. Выход Семенов видит в искупительной жертве
Богочеловека, к
оторая перенесла человечество из мира роковой предопр
еделенности в
царство свободы выбора и личной ответственности за него.
З
десь идеи Се
менова совпадают с основополагающим принципом филос
офии Кьеркегора
. В драме "Около тайны" родители забыли Бога и стали
жертвой извеч
ной трагедии, их гибель неизбежна. Дети же бессознательно
устремляются
душой к Богу-искупителю, они спасены.
Даже по нашему самому сжатому пересказу драмы и ре
цензии видно, какими
глыбами религиозных, философских, литературных
идей ворочал
молодой автор.
В 11-й книжке "Нового
пути" за 1903 г. Семенов появился со стихами.
Поэт развивается на глазах: в значительной по объему подбор
ке содержатся
тексты, принадлежащие к лучшим его произведениям. Н
о даже здесь два
стихотворения выделяются особо. Подборка открывается
стихотворением
"Священные кони несутся..." Оно может быть
прочтено
как
вполне символистское
, предрекающее ожесточенную схватку доброго и злого начал в ду
хе осн
овного мифа. Но оно допускает и иное прочтение
--
как предсказание
близкой
революции, когда враждебные старому миру, но освященные
Бож
ественным промыслом силы уничтожат старую культуру, ее носителей
. Стихот
ворение не отвлеченно символично или аллегорично: оно представ
ляет
полную грозного движения картину в зримых и звучащих образах:
Вот гнутся макушками елки,
И пыль поднялась на полях,
Над лесом косматые челки,
Подковы сверкают в лучах.
Как моря взволнованный ропот,
Несется их ржанье с полей.
Все ближе и ближе их топот
И фырканье гордых ноздрей.
Эл
ементы поздней романтической системы задержались надолго, как и
у Бло
ка: стоит сопоставить стих "Как моря взволнованный ропот" со стихом
А. К.
Толстого "Как моря играющий вал". Однако теперь элементы роман
тиче
ской системы включены в систему совсем иную, новую; стихотворение,
о кото
ром мы говорим, ничем не напоминает "Средь шумного бала,
--
слу
чайно
...". Оно кончается грозным пророчеством:
Спасайся, кто может и хочет!
Но свят, кто в пути устоит.
Он алою кровью омочит
Священную пыль от копыт.
По-видимому, несколько позже Вяч. Иванов написал одно из самых
сильных
стихотворений этого периода
--
"Кочевники красоты". В нем мож
но ус
мотреть влияние Семенова. Особенно близки по теме и настроению за
клю
чительные четверостишия. Текст Семенова приведен выше; у Вяч. Ива
нова
читаем:
Топчи их рай, Аттила,
--
И новью пустоты
Взойдут твои светила,
Твоих степей цветы!
Смысл "Кочевников красоты" противоположен смыслу стихотворения
Семе
нова: "Священные кони несутся..." говорят о попрании древней культу
ры
носителями священной дикой силы, а Вяч. Иванов призывает художни
ков
--
хранителей древней культуры
--
попрать тесный мирок обывательской
повс
едневности. Вполне возможно, что Вяч. Иванов заимствовал тему, по
мен
яв знаки на обратные. Еще несколько позже Брюсов написал "Грядущих
гун
нов".
К своему знаменитому стихотворению он взял эпиграф из
Вяч. Иванова: "Топчи их рай, Аттила!", указав тем самым
на источник.
Брюсов снова поменял знаки на обратные: у него грядущие
гунны -- это новая
дикая сила, которая вот-вот уничтожит старую культ
уру. Таким обра
зом, через голову Вяч. Иванова он возвращается к трактовке
темы предчув
ствия революции, заданной Семеновым.
Нет необходимости настаивать на том, что
"Священные кони несутся..."
породили "Кочевников красоты" и "Грядущих гуннов". Дос
таточно отме
тить общую область поэтических медитаций, близость стих
отворений Семе
нова, Вяч. Иванова и Брюсова как знак вхождения молодого
автора в круг
мастеров поэтической культуры. Вместе с тем не может быть
сомнения, что
Брюсов и Вяч. Иванов читали "Новый путь" и знали стихотворе
ние Семенова
, опубликованное незадолго до того, как были написаны их .
В этом же номере помещено стихотворение "Свеча'".
Вскоре Семенов
отойдет от поэтического творчества, пересмотрит свою ж
изнь, отвергнет
созданное им в литературе как ничтожное и недостойное. Н
о и тогда он будет
делать для "Свечи" единственное исключение и выделять
ее как текст,
пусть в несовершенной форме, но отвечавший на мучите
льные вопросы о
цели существования и Божественном промысле в устройстве
мироздания,
предупреждавший мысли о самоубийстве.
СВЕЧА
Я пустынею робко бреду
и несу ей свечу восковую.
Ничего от пустыни не жду,
ни на что не ропщу, -- не тоскую.
Тени жадно столпились кругом,
их пустыня мне шлет роковая.
Неповинен пред ней я ни в чем,
как невинна свеча восковая.
Кем, зачем мне она вручена?
Я не знаю, пред тайной робею...
Но не мною свеча зажжена,
и свечи загасить я не смею...
30
Символика свечи в христианстве и в мировой поэзии весь
ма разветвле
на
31
. Из полисемии этого образа здесь особенно важно
значение
'
душа христианина
'. Пламя символизирует веру, воск
--
готовность к самопожертвова
нию,
любовь во имя этой веры. А. Белый сразу же оценил стихотворение
"Све
ча", которое узнал от автора летом 1903 г., и тогда же процитировал
его в
письме к А.
С. Петровскому
32
--
одному из самых первых, самых глубо
ких, са
мых страстных, самых преданных
читателей
символистской поэзии
в России.
Затрудняемся указать в поэзии
XX
в. равную по яркости свечу за исклю
чени
ем той, которая зажглась полвека спустя однажды зимней ночью в про
дуваемой
ветром московской комнате.
С
ейчас, на расстоянии ста лет, наши представления несколько смести
лись.
Объективно же говоря, в ранний, героический период символизма, в
перв
ой половине 1900-х годов, в пору становления поколения "младших",
центр
альными его деятелями
были Вяч.
Иванов
("Кормчие звезды",
1902-1903
; "Прозрачность", 1904), А. Белый ("Симфония, 2-я, Драматиче
ская,
1902; "Северная симфония, 1-я, Героическая", 1904; "Золото в лазу
ри",
1904; "Возврат", 3-я симфония, 1905), Блок ("Стихи о Прекрасной
Даме
", 1904) и Леонид Семенов ("Собрание стихотворений", 1905).
В
1903 г. в тех же изданиях, которые столь охотно помещали произведе
ния
Семенова, печатался Блок. Поэты, ровесники и единомышленники,
посто
янно встречаются, часто бывают друг у друга, вместе посещают редак
ции и
обедают, читают вслух и обсуждают свои стихи, стихи и письма моск
вича
А. Белого, обмениваются книгами. Оба увлекаются театром. Семенов,
как и
Блок, с упоением играет в любительских спектаклях на домашней сце
не. На
несколько лет Блок становится одним из самых близких Семенову
людей
33
. Современник вспоминает "вторники" и "среды" университетского
лите
ратурного кружка: "Лысый и юркий Никольский, почитатель и иссле
дова
тель Фета, сам плохой поэт, умел придать этим вечерам торжественную
инти
мность. Но Блока не умели там оценить в полной мере. Пожалуй, боль
ше в
сех выделяли Леонида Семенова, поэта талантливого, но не овладевшего
тайно
й слова"
34
.
Семенов посвящает Блоку стихотворение "Не спи, но спящих не буди..."
(датир
овано 15 декабря 1903 г.
--
ЛН.
Т. 92, кн. 3. С. 547). С этим текстом не
все я
сно: в "Собрании стихотворений" посвящение отсутствует, между тем
отно
шения Семенова и Блока не были омрачены. Нам известен недатиро
ванн
ый карандашный авторский список этого стихотворения с посвящением
поэт
ессе Л. Вилькиной, жене Н. Минского
35
. Судя по всему, стихотворение
было перепосвящено Вилькиной после того, как по неизвес
тной причине
оказалось снято посвящение Блоку, однако утверждать это с
уверенностью
пока нельзя. Блок в свою очередь посвятил Семенову датир
ованное январем
1904 г. стихотворение "Жду я смерти близ денницы...". Он п
одарил Семено
ву "Стихи о Прекрасной Даме" с такой надписью: "Милому Л
еониду Дмит
риевичу Семенову на память и в знак любви"
(
ЛН.
Т. 92, кн.
3. С. 123).
Уже в это время Семенов стал хорошо известен в лите
ратурном кру
гу, особенно среди поэтической и околопоэтической мол
одежи. В. Пяст,
который был на шесть лет моложе Семенова и Блока, вспо
минает, "как с
робостью
спрашивал
... то ли увидав на листе с подписями
присутствую
щих эту фамилию
--
"Леонид Семенов"
--
то ли услышав ее в
продолжение
прений
--
неужели это тот "самый" поэт, чьи стихи вот не
давно напечата
ны в одном из толстых журналов?
--
неужели он здесь пр
исутствует на
собрании?"
36
.
Чтобы добиться полной независимости, Семенов
покинул комфортабель
ную родительскую квартиру, а средства на расходы добыв
ал уроками
музыки.
В октябре 1904 г. (на титульном листе указан 1905 год)
произошло важ
ное событие, далеко не всеми своевременно в полном объеме
осознанное:
увидели свет "Стихи о Прекрасной Даме" Блока.
А около середины мая 1905 г., сто лет тому назад, в недол
го просущест
вовавшем издательстве С.
К. Маковского "Содружество" в
ышло из печати
"Собрание стихотворений" Семенова. В отличие от весьма
затейливого в ду
хе времени заглавия (придуманного Брюсовым) и оформления
книги Блока,
книга Семенова названа подчеркнуто просто и столь же прост
ой виньеткой
украшена (хотя и отпечатана на бумаге верже изысканны
ми шрифтами).
"Собрание стихотворений" было встречено уважительны
ми рецензиями
Блока
37
, Брюсова
38
, А. Измайлова
39
, В. Гофмана
40
; главу в
своей книге по
святил ему Н. Поярков
41
; серьезное внимание было уделено Се
менову в об
зорной статье о молодой поэзии начала века
42
.
Тотчас по выходе "Собрания стихотворений" автор обра
щается к Блоку:
"Посылаю Вам мой сборник и вот о чем прошу. Вы напишите
мне письмом,
очень ценю Ваше мнение. Рецензию о стихах пишите Вы ил
и попросите Чулкова
"
(
ЛН.
Т. 92, кн. 4. С. 395). Надпись Семенова на
книге гласит:
"Дорогому Александру Александровичу Блоку от любя
щего автора.
12.
V
.
1905"
43
. Мы не знаем ответа: ни одного письма Блока к Семенову не со
хранилось
. Но сохранилось его письмо этого времени (от 19 мая 1905 г.) к
Г. Чул
кову, где сказано: "Л. Семенова я не буду называть гением, но его сти
хи мн
е нравятся, как и Вам". Здесь же Блок признается, что понимает и не
кото
рую их чуждость
44
. А вскоре в "Вопросах жизни" (1905. N 8) появилась
в выс
шей степени сочувственная рецензия Блока. Этот отзыв
--
близкого че
лове
ка, великого поэта, на глазах которого книга складывалась,
--
позволя
ет ср
азу ухватить суть "Собрания стихотворений".
"
Стихи Леонида Семенова покоятся на фундаменте мифа",
--
начинает
свою
проникновенную рецензию Блок. Миф сост
оит из ожидания
чуда:
приш
ествия Мессии, воскресения мертвого царя или царевича, освобожде
ния
царевны, пробуждения матери-земли
45
, в упорном стремлении посвя
щенн
ых к чуду, и напряженном ожидании его. "В сказанном
--
ядро поэзии Леон
ида Семенова",
--
завершает свою рецензию Блок.
Более холодную рецензию посвятил книге Семенова лидер модернист
ского
движения в поэзии Брюсов. Но уже само появление его отзыва в
"Веса
х", без единого открыто неприязненного замечания, на которые был
щедр
Брюсов-критик, говорило о полном признании молодого поэта. "Сти
хи о
сторожные, обдуманные, хочется сказать, благонамеренные. Ничего
резко
го, неожиданного, отважного. Благодаря этому нет прямых недочетов,
смешных
промахов, но зато нет и настоящих достижений, нет истинного си
яния
". Как наибольшие удачи выделены стихотворения, "подступающие к
обла
сти русской сказки и русских преданий", а также "в простых изображе
ниях
окружающей действительности". От оценки книги рецензент обраща
ется
к характеристике творческого дара ее автора и говорит о нем весьма
уважи
тельно, стремясь освободить его лирику от груза рассудочности, а
сти
ль от многозначительной невнятицы: "Сколько можно судить по перво
му
сборнику, Л. Семенов
--
художник зрительных картин: его дело
--
ваять, а
не
пленять мелодией, его мир
--
четкие, ясные образы, а не напевы и не
фи
лософские отвлечения"
46
.
Миф, положенный в основу поэтического мира Семенова, предельно
бли
зок мифу, на котором основаны "Стихи о Прекрасной Даме" и который
са
мым кратким образом может быть изложен как бесконечное мистическое
стре
мление одного из посвященных в мистическую тайну к мистической
женс
кой сути, природе, основе мира. Порыв земного человека к запредель
ному
(трансцендентальному)
--
вот пафос символизма. Однако и более зазе
мленная
реализация этого инварианта была, по складу его личности, близка
Семенову: рыцарь, поборающий зло. Приводим одно из самых
показатель
ных стихотворений Семенова; здесь его миф воплощен с большой
полнотой
и очевидностью.
Екатерине Р.
ЗАМОК
Спешите, юные, спешите!
Царевна в замке ледяном.
Скорее двери отворите,
царевна близко за окном.
Вошли и ищут в коридорах,
к царевне в комнаты бегут,
То слышат голос; слышат шорох;
царевны нет!
--
ее зовут.
Бегут, блуждают в подземелье,
царевна здесь!
--
она в цепях.
В пыли находят ожерелье...
наверх бегут, их гонит страх.
Идут по залам, залы
--
пусты.
Взирают, молча, в зеркала
На шум шагов, как стон стоустый,
им молвят своды: умерла!
Но им не верят, ищут, бродят,
Царевны нет!
--
года бегут...
И вот как тени в замке ходят.