И въ публикѣ, и въ печати уже давно слышатся жалобы: составъ нашей драматической трупы становится все бѣднѣе и бѣднѣе. Указываютъ на чувствительныя потери (смерть гг. Сосницкаго, Линской, Зуброва, отставка Н. В. Васильева, Самойлова 1), причемъ сѣтуютъ на то, что роли прежнихъ талантливыхъ артистовъ исполняются теперь такими-то и такими плохими актерами, что женскій персоналъ петербургской труппы особенно плохъ, что дирекція несетъ убытки, что... но такихъ что много! Однимъ словомъ, недовольныхъ -- масса... Конечно, ни кто не станетъ оспаривать, что можно быть, напр., недовольнымъ дурной погодой, но вѣдь странно сѣтовать вслухъ, серіозно досадовать, что Петербургъ не на берегу Адріатическаго моря, что надъ Казанской площадью небеса не лазурны!.. Сложилась въ народѣ поговорка: "на нѣтъ -- суда нѣтъ". Въ самомъ дѣлѣ, еслибы геніи, таланты фабриковались, и ихъ было бы все-таки мало -- ну, тогда почемужъ и не жаловаться, что мастера геніальныхъ особъ лѣнятся, фабриканты талантовъ занимаются лишь производствомъ посредственностей: но вѣдь если въ извѣстной средѣ въ данный моментъ ни генія, ни таланта не обрѣтается, а посредственность ѣдетъ на посредственности и посредственностью погоняетъ -- то что-жъ дѣлать? На кого пенять? Такъ вышло -- и конецъ. Это значитъ, что изъ всѣхъ младенцевъ обоего пола, родившихся лѣтъ 20--30 тому назадъ, ни одинъ и не могъ быть впослѣдствіи (т. е. въ ваше время) талантомъ, чему конечно были свои причины, а именно: первая и простѣйшая -- часть младенцевъ умерла въ юныхъ лѣтахъ; вторая -- остальные выросли, развились въ такой обстановкѣ, при такихъ условіяхъ, которыя способствовали только процвѣтанію посредственности" Однако, на самомъ дѣл ѣ, въ массѣ родившихся всегда есть небольшая кучка доброкачественныхъ младенцевъ, съ высшей такъ-сказать организаціей, будущихъ талантливыхъ ученыхъ, артистовъ, дѣятелей на разныхъ поприщахъ. Если младенцамъ этимъ удастся ускользнуть отъ скарлатинъ, крупа и др. смертельныхъ болѣзней, счастливо миновать всѣ педагогическія болота и дебри, уцѣлѣть, сохранить "огонёкъ", то лѣтъ черезъ 20--30 они непремѣнно заявятъ себя съ выгодной стороны въ той или другой области знанія или искусства... Публика зарукоплещетъ имъ, печать станетъ ликовать -- и имена ихъ будутъ отмѣчены. И такъ, отчаиваться нечего. Если, напр.. теперь нѣтъ ни Мартыновыхъ, ни Линскихъ -- то они будутъ... Послѣ Снѣтковои и Брошель долго не было порядочной драматической актрисы, но она должна была наконецъ явиться и явилась -- въ лицѣ г-жи Савиной.
Марья Гавриловна Савина, до поступленія на столичную сцену, начала свое артистическое поприще въ провинціи. "Театральный альманахъ" на 1875 годъ сообщаетъ объ этомъ слѣдующее: г-жа Савина играла небольшія роли въ Харьковѣ, затѣмъ занимала амплуа опереточной акрисы въ Калугѣ и между прочими ролями исполняла роль "Прекрасной Елены". Драматическія роли она начала играть въ Саратовѣ, откуда и прибыла въ Петербургъ. Здѣсь она выступила на сценѣ Благороднаго Собранія, въ комедіи Антропова "Блуждающіе огни" и имѣла громадный успѣхъ, а затѣмъ вскорѣ получила разрѣшеніе дебютировать на сценѣ Александранскаго театра.
Дебютъ удался. Съ первыхъ-же шаговъ молодая актриса увлекла публику глубиною чувства, художественнымъ исполненіемъ роли и вообще жизненною правдою въ игрѣ. И дѣйствительно. М. Г. Савина играетъ самостоятельно, а это много значитъ. Ничего рутиннаго, стараго нѣтъ въ ея игрѣ; она всегда стремится обрисовать, освѣтить изображаемое ею лицо -- и это ей удается. Въ продолженіи послѣдняго сезона г-жа Савина являлась во многихъ роляхъ и, какъ артистка, крѣпко понравилась публикѣ Александринскаго и Маріинскаго театровъ. Особенно хороша она была въ ролѣ Даши въ "Мишурѣ" и Елены въ "Злобѣ дня".