Санд Жорж
Жорж Санд

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ЖОРЖЪ САНДЪ.

0x01 graphic

   27-го мая, въ Парижѣ, скончалась на семьдесятъ второмъ году жизни знаменитая писательница Жоржъ Сандъ, произведеніи которой, переведенныя почти на всѣ языки, извѣстны всему міру. Имя Жоржъ Сандъ -- псевдонимъ; настоящая же фамилія ея: Дюненъ-Дюдеванъ (Амантина-Люсилія-Аврора).
   Жоржъ Сандъ родилась въ Парижѣ 5-го іюля 1804 г.; по женской линіи ея родъ идетъ отъ Морица Саксонскаго, сына польскаго короля Августа II. Отецъ ея, маркизъ Морицъ Дюпенъ де-Франкель, умеръ еще въ 1808 году, отъ паденія съ лошади и оставшаяся сиротою четырехлѣтняя дѣвочка была принята на воспитаніе бабушкою ея, дочерью Морица Саксонскаго, бывшею замужемъ за графомъ Горномъ и овдовѣвшею. Эта воспитательница Жоржъ Сандъ была всецѣло проникнута тѣмъ духомъ и идеями, которыя характеризовали собою XVIII столѣтіе, и, какъ женщина съ обширнымъ, по тому времени, образованіемъ, имѣла вліяніе на складъ ума ребенка, взятаго ею къ себѣ. Уже съ малымъ нѣтъ Жоржъ Сандъ обнаруживала проблески таившагося въ ней таланта: она своимъ пылкимъ, совсѣмъ не дѣтскимъ воображеніемъ уносилась за предѣлы дѣйствительной жизни, создавала тамъ особенный міръ и наполняла его существами, созданными ея фантазіею; еще дѣвочкой, она сильно занята была составленіемъ романа, въ которомъ главнымъ дѣйствующимъ лицемъ являлся нѣкто Корамбе -- идеалъ ея мечтаній; этотъ герой былъ на половину христіаниномъ, на половину идолопоклонникомъ. Несмотря, однако, на то, что дѣвочка потратила немало времени на концепцію романа и такъ полюбила героя своихъ юношескихъ мечтаній, Корамбе, что соорудила ему алтарь -- этотъ романъ никогда не былъ написанъ. Пятнадцати лѣтъ, Жоржъ Сандъ представляла собою дѣвушку, ничѣмъ неуступавшую истой француженкѣ конца прошлаго столѣтія: она пѣла и танцовала съ истинной граціей но, вмѣстѣ съ этимъ, необыкновенно ловко владѣла и ружьемъ, и мечемъ. Жизнь ея въ провинція, въ замкѣ Ноганъ (Берри), гдѣ протекли ея дѣтскіе годы, имѣла на нее громадное вліяніе: здѣсь, упиваясь сельскою поэзіею, она свободно играла съ дѣтьми крестьянъ: здѣсь же, вслѣдствіе условій жизни, въ ней возникла и окрѣпла мысль о совершенномъ равенствѣ и безусловной общности интересовъ всѣхъ людей, будутъ ли они крестьянами, помѣщиками, или графами, князьями и пр. Но развитіе ея вкусовъ и направленіе мыслей обусловливались, главнымъ образомъ, тою свободою, которою она пользовалась, живя въ деревнѣ. Потомъ, во всей ея жизни и дѣятельности, эти первыя юношескія впечатлѣнія сказались особенно сильно.
   Въ 1817 году Жоржъ Сандъ была помѣщена въ парижскій монастырь англійскихъ августиновъ; здѣсь она пробыла три года, и, какъ впечатлительная натура, всецѣло предалась католицизму. Въ 1820 году умерла ея бабушка, а черезъ два года. 18-лѣтнею дѣвушкою, она вышла замужъ за барона Казиміра Дюдеванъ не по собственному влеченію, а по настояніямъ своихъ родственниковъ. На сколько можно судить изъ отношеній барона къ его молодой супругѣ, онъ женился на ней изъ за ея состоянія, и, послѣ свадьбы, пользовался ея деньгами, чтобы приводить въ исполненіе всевозможнаго рода планы по части земледѣлія; зарывшись въ свои занятія, онъ почти не обращалъ никакого вниманія на свою молодую жену, которая, тяготясь новою жизнью, скоро впала въ болѣзнь. Въ непродолжительномъ времени болѣзнь сдѣлалась на столько опасною, что, по совѣту докторовъ, она должна была переѣхать въ Пиренейскія горы, гдѣ ей предписано было пользоваться водами. Выздоровѣвъ, она почувствовала невольное отвращеніе къ прежней скучной, однообразной жизни и потому рѣшила не возвращаться болѣе въ свой домъ. Живя еще въ Ноганѣ, она познакомилась тамъ съ студентомъ Сандо, который первый посовѣтовалъ ей попробовать свои силы на литературномъ поприщѣ. Ревность мужа сдѣлала окончательно невозможною ея жизнь въ семьѣ, вотъ почему, въ 1831 году, она разошлась съ мужемъ и первое время добывала себѣ средства къ жизни переводами, рисовала портреты карандашомъ и акварелью, разрисовывала цвѣты и украшенія на табакеркахъ. Но такія занятія не могли, конечно, удовлетворить ее. Какъ молодая женщина, она на каждомъ шагу встрѣчала всевозможнаго рода преграды; вслѣдствіе чего рѣшилась даже носить мужской костюмъ; но и это не принесло никакой пользы: Жоржъ Сандъ продолжали преслѣдовать на каждомъ шагу разнаго рода неудачи. Такъ, Кератри убѣждалъ ее не браться за литературныя занятія, потому что этотъ трудъ совсѣмъ не для женщинъ. Бальзакъ не обратилъ на нее вниманія; ея землякъ предоставилъ ей работу въ "Фигаро", но газетная работа не могла удовлетворить ее, и заставляла только убивать время въ безполезныхъ занятіяхъ. Она поняла это и вскорѣ затѣмъ, вмѣстѣ съ Сандо, обстоятельства котораго также не были особенно блестящи, написала первый романъ: "Rose et Blanche"", подписанный ея псевдонимомъ -- Жоржъ Сандъ. Послѣ этого, уже одна, она написала второй романъ "Indiana" и съ тѣхъ поръ имя ея становится извѣстнымъ во всей Франціи. Въ 1836 году Жоржъ Сандъ окончательно развелась съ своимъ мужемъ. Въ 1848 году она принимала дѣятельное участіе въ событіяхъ того времени, но вскорѣ затѣмъ перемѣнила эту дѣятельность на роль драматической писательницы; въ этой новой для нея сферѣ она также получила вскорѣ обширную извѣстность, въ особенности послѣ появленія въ 1849 году ея драмы "Franèois le Champi". Но прошло, однако, не мало времени, пока ея драматическій талантъ нашелъ для себя надлежащую оцѣнку. Драма "Marquis de Villenies", написанная въ 1864 году, игралась на сценѣ театра Одеона въ продолженіи цѣлаго года.
   Имя Жоржъ Сандъ. какъ замѣчательной романистки, пользуется давно уже вполнѣ заслуженною извѣстностью. Всѣ ея романы, правда, не одинаковаго достоинства, но большинство изъ нихъ принадлежитъ къ числу вполнѣ законченныхъ произведеній; судя по тѣмъ дѣйствующимъ лицамъ, которыя выведены ею, должно признать, что Жоржъ Сандъ отлично знала дѣйствительную жизнь и глубоко понимала душевную жизнь людей; вотъ почему, воспроизводя то или другое лицо, она, постепенно, шагъ за шагомъ, рисуетъ развитіе въ немъ страсти; ея необыкновенная фантазія свободно и легко создаетъ запутанную фабулу; сцены, одна занимательнѣе другой, выливаются просто и чрезвычайно естественно: что же касается ея слога, то онъ вполнѣ обработанъ, изященъ, и, при всей отдѣлкѣ, свободенъ и непринужденъ. Вотъ тѣ достоинства обширнаго таланта Жоржъ Сандъ, которыя создали такой обширный кругъ ея читателей.
   Заканчиваемъ эту небольшую характеристику жизни и дѣятельности даровитой писательницы ея собственными словами, вполнѣ обрисовывающими ея свѣтлую, и притомъ глубоко вѣрующую личность: "Моя религія никогда не измѣнялась въ основѣ: формы прошлаго, при свѣтѣ разума, исчезли для меня, какъ и для моего вѣка; по вѣчное ученіе вѣрующихъ -- Богъ всеблагій, безсмертіе души и надежды на другую, лучшую жизнь -- вотъ, что устояло противъ всякой критики и даже противъ приступовъ безнадежнаго сомнѣнія".

"Живописное Обозрѣніе", No 25, 1876

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru