|
Скачать FB2 |
| |
БИБЛИОТЕКА "ОГОНЕК"
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ДЕСЯТИ ТОМАХ
ТОМ ПЕРВЫЙ
МОСКВА
ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРАВДА"
1988
Skaning, Djvuing Lykas
OCR Pirat
Правка Александр Македонски, апрель 2007.
"САТИРЫ СМЕЛЫЙ ВЛАСТЕЛИН"
С. Макашин
ГУБЕРНСКИЕ ОЧЕРКИ
ВВЕДЕНИЕ
ПРОШЛЫЕ ВРЕМЕНА
ПЕРВЫЙ РАССКАЗ ПОДЬЯЧЕГО
Свежо предание, а верится с трудом...
ВТОРОЙ РАССКАЗ ПОДЬЯЧЕГО
НЕПРИЯТНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ
мои знакомцы
ОБМАНУТЫЙ ПОДПОРУЧИК
ПОРФИРИЙ ПЕТРОВИЧ
КНЯЖНА АННА ЛЬВОВНА
ПРИЯТНОЕ СЕМЕЙСТВО
БОГОМОЛЬЦЫ, СТРАННИКИ И ПРОЕЗЖИЕ
ОБЩАЯ КАРТИНА
ОТСТАВНОЙ СОЛДАТ ПИМЕНОВ
ПАХОМОВНА
ХРЕПТЮГИН И ЕГО СЕМЕЙСТВО
ГОСПОЖА МУЗОВКИНА
ДРАМАТИЧЕСКИЕ СЦЕНЫ И МОНОЛОГИ
ПРОСИТЕЛИ
Провинциальные сцены
действующие лица
СЦЕНА I
Театр представляет приемную комнату в доме князя Чебылкина. При открытии занавеса просители стоят небольшими группами: Живновский с Забиякиным, Белугин с Скопищевым, Хоробиткина с Шумиловой; один Пафнутьев стоит особняком. Долгий, Малявка и Сыч стоят по стенке и по временам испускают глубокие вздохи.
Движение со стороны Забиякина...
Скопищев вздыхает; ему вторят Долгий, Малявка и Сыч; Пафнутьев усиленно шмыгает.
Пафнутьев, который в это время прислушивался к разговору, вдруг прыскает со смеху от одной идеи возможности осуществления предположений Забиякина.
Белугин плюет.
СЦЕНА II
Те же и Налетов.
Ответа нет; только Пафнутьев подается вперед, но и тот шмыгает.
Входит дежурный чиновник очень смирной наружности.
СЦЕНА III
Те же и Шифель, который несколько избочившись по-камергерски и забегая вперед правою ногою, намеревается перейти через приемную комнату во внутренние покои.
Хохочут оба.
СЦЕНА IV
Те же, кроме Шифеля.
Утвердительный знак со стороны Живновского.
За дверью слышится шум.
Становится в позицию; Шумилова сморкается; Забиякин закладывает одну руку за пуговицы венгерки, а в другой держит прошение, стараясь принять вид сколь можно любезный и развязный; Пафнутьев вздрагивает и подается всем корпусом вперед; Хоробиткина встает и поправляет на груди выбившийся из-под платья шнурок; купцы и пейзане переминаются и вздыхают; один Налетов, развалившись, сидит на стуле. Картина. Однако тревога оказывается фальшивою, потому что, вместо князя Чебылкина, в дверях появляется Леонид Сергеич Разбитной.
СЦЕНА V
Те же и Разбитной.
Налетов пожимает плечами, а Разбитной смотрит на Живновского, так сказать, в упор.
Забиякин поднимает глаза к небу.
Забиякин утвердительно кивает головой.
Хоробиткина молчит.
Повторяется та же картина, что и в предыдущей сцене. Воцаряется глубокое молчание. Входит князь, старик почтенной наружности, но вида скорее доброго, нежели умного; особенно заметно отсутствие всякой проницательности. За ним, в некотором отдалении, ковыляет Шифель.
СЦЕНА VI
Те же, князь Чебылкин и Шифель.
СЦЕНА VII
Те же, кроме Шифеля.
Налетов раскрывает рот, но Разбитной делает ему жест.
Налетов уходит.
СЦЕНА VIII
Те же, кроме Налетова.
Пафнутьев, прислушивавшийся к их разговору, неожиданно фыркает; князь обращает взоры в ту сторону.
Пафнутьев опять фыркает.
Князь берет и хочет удалиться.
Но Пафнутьев, к общему удивлению, вероятно, вспомнив о госпоже Хоробиткиной и ее муже, вместо объяснения своего дела внезапно фыркает.
Пафнутьев останавливается, но вместо ответа опять фыркает.
Общий смех.
Скопищев вздыхает. Разбитной подходит к Долгому; князь беспрекословно следует за ним.
За дверьми слышится шум и раздаются голоса. Входят: княжна,
Шифель и Налетов; Живновский и Забиякин стараются принять грациозные позы.
СЦЕНА IX
Те же, княжна, Шифель и Налетов.
Налетов вставляет стеклышко и смотрит гордо на просителей.
Сыч, однако ж, продолжает упорно молчать.
Сыч, однако ж, продолжает упорно молчать.
Все усилия остаются тщетными.
Занавес опускается.
ВЫГОДНАЯ ЖЕНИТЬБА
СЦЕНА I
Театр представляет комнату весьма бедную; по стенам поставлено несколько стульев под красное дерево, с подушками, обтянутыми простым холстом. В простенке, между двумя окнами, стол, на котором разбросаны бумаги. У одной стены неубранная кровать. Вообще, убранство и порядок комнаты обнаруживают в жильце ее отсутствие всякого стремленья к чистоте и опрятности.
Несколько секунд молчания.
Молчание.
Входит сторож.
Выходят.
СЦЕНА II
Театр представляет комнату с претензиями на великолепие. Мебель уставлена симметрически; посредине диван, перед ним стол и по бокам кресла; диван и кресла крыты ярко-голубым штофом, но спинки у них обтянуты коленкором под цвет. В простенках, между окнами, зеркала, на столах недорогая бронза: лампы, подсвечники и проч. Петр Петрович Змеищев, старик лет шестидесяти, в завитом парике и с полною челюстью зубов, как у щуки, сидит на диване; сбоку, на втором кресле, на самом его кончике, обитает Федор Герасимыч Крестовоздвиженский. Проникнутый глубоким умилением по случаю беседы с Петром Петровичем, Крестовоздвиженский обнаруживает сильное беспокойство во всех оконечностях своего бренного тела, беспрестанно привскакивает и потягивает носом воздух.
Крестовоздвиженский потупляется.
Входит лакей.
Дернов входит и становится у стены.
Дернов низко кланяется.
СЦЕНА III
Комната в квартире господина и госпожи Рыбушкиных. Марья Гавриловна (она же и невеста) сидит на диване и курит папироску. Она высокого роста, блондинка, с весьма развитыми формами; несколько подбелена и вообще сооружена так, что должна в особенности нравиться сохранившимся старичкам и юношам с потухшими сердцами.
Входит Бобров, очень молодой человек, высокого роста и цветущий здоровьем; на нем коротенькое серое пальто, которое в приказном быту слывет под названием зефирки; жилет и панталоны пестроты изумительной. Под мышкой у него бумаги.
Целуются.
Входит Рыбушкин в нетрезвом виде; за ним Дернов.
СЦЕНА IV
Квартира Дерновых; после свадьбы прошло две недели. По комнате разбросаны юбки и другие принадлежности женского туалета. Общий беспорядок.
Входит купец Скопищев, человек немолодых лет. В продолжение разговора он испускает частые и продолжительные вздохи.
Скопищев вздыхает.
Молчание, в продолжение которого Скопищев рассчитывает и усиленно вздыхает.
Входит Марья Гавриловна, заспанная и растрепанная, в одной кофте.
Является кухарка.
Входит сторож.
СЦЕНА V
Квартира Змеищева. Марья Гавриловна стоит у окна. Змеищев входит в халате и с шапочкой на голове.
Занавес опускается.
ЧТО ТАКОЕ КОММЕРЦИЯ?
СЦЕНА I
Действие происходит в уездном городе Полорецке. Театр представляет общую залу в трактирном заведении. За одним столом сидят трое купцов и пьют чай. Купцы эти: Палахвостов, Ижбурдин и Сокуров. Палахвостов -- старик седой и угрюмый; пьет чай молча и крестится двумя перстами. Ижбурдин -- средних лет, нрава до крайности сообщительного, говорит много, но как-то, по временам, неприятно размазывает. Сокуров -- молодой купчик, не отделенный от "родителя" и сильно мечтающий о возможности сделаться со временем "негоциантом". За особым столом сидит Праздношатающийся, господин подозрительного свойства, занимающийся отчасти изучением торговли и промышленности, отчасти же композицией нравоописательных статеек a la Тряпичкин. Во время разговора купцов он сначала прислушивается, а потом незаметным образом сам впадает в их речь.
Подают бутылку вина; Праздношатающийся приметно подвигает свой стул к столу собеседников.
Все смеются
Палахвостов улыбается.
Палахвостов крестится.
Несколько минут молчания.
Ижбурдин молчит.
Тягостное и продолжительное молчание.
Все смеются.
Палахвостов смеется.
Все встают и уходят.
СЦЕНА II
СКУКА
ПРАЗДНИКИ
ЕЛКА
"ХРИСТОС ВОСКРЕС!"
ЮРОДИВЫЕ
НЕУМЕЛЫЕ
ОЗОРНИКИ
НАДОРВАННЫЕ
ТАЛАНТЛИВЫЕ НАТУРЫ
КОРЕПАНОВ
ЛУЗГИН
ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНЫЧ БУЕРАКИН
ГОРЕХВАСТОВ
В ОСТРОГЕ
ПОСЕЩЕНИЕ ПЕРВОЕ
ПОСЕЩЕНИЕ ВТОРОЕ
АРИНУШКА
КАЗУСНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
СТАРЕЦ
МАТУШКА МАВРА КУЗЬМОВНА
I
II
III
IV
V
VI
ПО МОЛИТВЕ
Раб ваш смиренный
Михаил Тебеньков.
ПО МОЛИТВЕ
и. Магдалина.
VII
ПО МОЛИТВЕ
VIII
ПЕРВЫЙ ШАГ
ДОРОГА
(Вместо эпилога)
ПРИМЕЧАНИЯ
ГУБЕРНСКИЕ ОЧЕРКИ
ВВЕДЕНИЕ
ПРОШЛЫЕ ВРЕМЕНА
МОИ ЗНАКОМЦЫ
БОГОМОЛЬЦЫ, СТРАННИКИ И ПРОЕЗЖИЕ
ДРАМАТИЧЕСКИЕ СЦЕНЫ И МОНОЛОГИ
ПРАЗДНИКИ
ЮРОДИВЫЕ
ТАЛАНТЛИВЫЕ НАТУРЫ
В ОСТРОГЕ
КАЗУСНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
ДОРОГА
С. Макашин
|