Саларёв Сергей Гаврилович
О золотой Бабе Северной богине

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

О золотой Бабѣ Сѣверной богинѣ.

   Названіе бабы должно быть самое древнее, ибо у всѣхъ народовъ тѣ слова, произносятся прежде другихъ и съ большею легкостію, которыхъ звукъ можно выражать просто отверзтіемъ рта или сжатіемъ губъ, дѣти обыкновенно выговариваютъ всѣ гласныя и согласныя губныя буквы, изъ коихъ онѣ составляютъ первые слоги; абъ, ба, па и проч. Сіи слоги образовали названіе отца и матери, которое съ достовѣрностію можно почитать древнѣйшимъ. {Отецъ на Еврейскомъ и Арабскомъ назывался абъ (Bibliot. Orient, par Herbelot pag. 1); на Сирійскомъ и Ефіопскомъ аба или анба (idem); на языкѣ. Маговъ или древнихъ Персовъ бабъ (idem. p. 145); на Турецкомъ баба или папа (idem, р. 592); на Халдейскоыъ абба или авва и бабъ; на Антильскомъ баба; на Готтентотскомъ бо (Encyclopedie t. 1); на древнемъ Гренландскомъ абба; Monde primit. par. Court, de Gébelin); на Караибскомъ баба (idem. t. VIII, p. 509): на Греческомъ аппа, паппа, патеръ; на Латинскомъ pater; на Русскомъ звукъ сей также слышанъ въ началѣ, уменьшительнаго слова: батюшка; дѣдъ, на простонародномъ Сирійскомъ назывался баба или папа. (Bib. Orient, p. 148 ); на Арабскомъ папа (idem. pag. 692); на Русскомъ, и на всѣхъ Славянскихъ нарѣчіяхъ мать отца или матери называется баба; мать на Черемисскомъ аба (сочин. о Черемис. языкѣ 1775 ст. 56), и проч.}.
   Въ послѣдствіи времени нѣкоторыя изъ сихъ названій начали приниматься въ метафорическомъ смыслѣ, у Евреевъ и Арабовъ имя отца, (абъ) значило также господинъ, владѣтеля, изобрѣтателя {Biblioth. Orient, pag. 1.}; у Персовъ названіе отца (бабь) значило: источникъ, воду, все то, откуда что нибудь проистекаетъ {Idem.}: у Сиріянъ была богиня Баба, или Бабіа, которую почитали питательницею дѣтей {Нѣкоторые производятъ названіе Бабы или Бабіи, Сирійской богини, отъ слова: бабіа, которымъ, въ Багдадѣ называютъ и понынѣ дѣтей (Encycloped. tom. 2); сіе названіе перешло къ Сѣвернымъ народамъ; Цельты также названіе бабъ давали своимъ дѣтямъ (Les syrionimes Franèais tom. 1); на Латинскомъ babus значитъ дитя, которое не умѣетъ еще говорить, оттуда на Французскомъ: babouin, рѣзвой мальчикъ, babilliarad, babioles: и у насъ извѣстна простонародная пѣсня и которою усыпляютъ дѣтей: бвю баюшки баю, оттуда: баюкать, усыплять дитя, баить, говорить.}. Сѣверные народы обитавшіе въ древности въ предѣлахъ нынѣшней Россіи, имѣли свою богиню Бабу, которой самое имя означаетъ уже старость.
   Золотую Бабу обожали гораздо прежде появленія Славянъ почти всѣ народы Сѣвера, состоявшіе изъ Чудскихъ или Финнскихъ племенъ {Смотри Готскія саги, Петрея и Гервенштейна.}; а Славянѣ, вѣроятно, стали почитать ее послѣ своего разсѣянія отъ береговъ Дуная, гдѣ они въ первый разъ показались {Несторъ, по Кенигсбергскому списку 1767 стран. 6.}; отъ Славянъ, поселившись въ областяхъ нынѣшней Россіи, почтеніе къ сей богинѣ перешло къ Славянамъ, населявшимъ бывшую Польшу и часть Германіи, что доказываетъ истуканъ Бабы, вырытый въ Прильвицѣ, и свидѣтельство многихъ старинныхъ писателей Германскихъ, которые описывали религію народовъ, населявшихъ Германію.
   Сѣверные народы подъ своею богинею Бабою почитали ту самую, которая у Восточныхъ народовъ извѣстна была подъ названіемъ богини Сирійской, означавшей землю. Я приведу на сіе слѣдующія доказательства:
   1. Храмъ Сирійской богини находился въ Гіераполисѣ и Лукіаново описаніе {Лукіанъ въ своемъ разсужденіи о Сирійской богинѣ.} чрезмѣрнаго его богатства весьма сходно съ описаніемъ богатства храма золотой Бабы; истуканъ ея, вырытый въ Прильвицѣ, вылитъ былъ также изъ золота. Во храмъ Бабы скрывалось множество музыкальныхъ инструментовъ, которыми жрецы производили шумъ и приписывали его самой богинѣ; во храмѣ Сирійскомъ слышанъ былъ также подобный шумъ. Богинѣ Сѣверной обязаны были приносить жертвы путешественники и другіе жители окрестныхъ странъ; то же самое наблюдалось и у Сирійской богини, Гіерраполисъ (священный градъ) извѣстенъ былъ у Восточныхъ народовъ подъ названіемъ Мам-бицъ, что значитъ: жилище бабы или бабки (magna mater) {Monde primit. parю G. de Sebelin VIII. 16.}.
   2. Сирйская богиня (земля) есть то же, что и Цибела или Рея; а объ сіи богини назывались бабками (Magna mater) {Тезихій въ своемъ Словарѣ и другіе толкователи.}.
   3. Богиня Сирійская называлась Матерью боговъ, или, говоря правильнѣе, бабушкою боговъ (Magna mater); извѣстно, что сія богиня: представляла собою землю; и между Русскими еще и нынѣ въ употребленіи придавать землѣ названіе матери: кто не знаетъ извѣстныхъ словъ мать сыра земля?
   4. Скандинавы обожали землю подъ именемъ Фриги или Фреи {Исландская Едда Гл. XIII. Фрея есть благоприятнѣйшая изъ богинь; то мѣсто, въ которомъ она живетъ на небѣ, называется соединеніемъ народовъ. Она ѣздитъ на конѣ вездѣ, гдѣ бываютъ сраженія, и присвояетъ себѣ половину мертвыхъ, а другая половина принадлежитъ Одину, и проч. Послѣдняя мысль прекрасна: земля присвояетъ себѣ тѣла убитыхъ, а небо или Одинъ души ихъ; также и соединеніе народовъ не есть ли самое вѣрное опредѣленіе земли; въ которой соединяются жители всѣхъ странъ и вѣковъ?}; а на древнемъ Германскомъ Фрея; то же что фрау (женщина) {Маллетъ въ Датской Исторіи и Трессакъ въ изслѣдованіи Религіи древнихъ народовъ Сѣвера.}: и у Русскихъ въ грубомъ простонародномъ нарѣчіи женщина называется Бабой.
   5. Всѣ первобытные народы боготворили землю, которую въ послѣдствіи времени: превратили въ Венеру, можетъ быть потому что земля плодородна. Такимъ образомъ въ Финикіи Аcmаpme почиталась прежде за богиню земли, а послѣ за Венеру. Сирійская богиня имѣла также признаки Венеры. Іеремія называетъ Ассирію голубицею {Іеремія гл. XLVI.}, потому что голубь означалъ Сирійскую богиню; которая была покровительница Ассиріи; Венерина колесница запряжена была также голубями; Фрига, супруга Одинова, принималась прежде за землю, а напослѣдокъ за Венеру; должно думать; что то же самое случилось и съ Сѣверною. богинею: прежде имя бабы (бабушки) означало одну только старость, но послѣ того названіе бабы въ простонародномъ нарѣчіи и въ презрительнымъ смыслѣ изображало женщину; сіе унизительное названіе женщины бабою сходно со мнѣніемъ Скандинавовъ, которые свою Фригу въ послѣдствіи времени не только почитали богинею любви, но и самаго распутства.
   6. Венерѣ у многихъ народовъ посвященъ былъ особенный день: Греки и Римляне посвятили ей пятницу; у Скандинавовъ также сей день посвященъ былъ Фригѣ, что самое названіе его показываетъ, и нынѣ въ нѣкоторыхъ селеніяхъ средней полосы Россіи пятница называется бабьимъ днемъ.
   Изъ сего можно заключить, что Сѣверная богиня Баба означала землю, или, принимая въ обширномъ смыслѣ, самую природу, а послѣ превратилась въ Венеру. Названіе золотой получила она отъ золотаго своего истукана. Въ ея храмѣ находилось много музыкальныхъ инструментовъ, посредствомъ которыхъ производимъ былъ шумъ. Сѣверные народы приносили ей въ жертву мѣха и получали отъ нее прорицанія {Petreus Berichten p. 79. Guagnini tab. 85. Respublicа Mosc Freytag Lugdum Batavorum 1630.}; отъ нихъ почтеніе къ сей богинѣ перешло къ Славянамъ. Она представлена была съ двумя младенцами: одного держала подлѣ груди, а другой протягивалъ къ ней руки, на ней была одежда, а на лицѣ покрывало; голова ея украшалась цвѣтами.
   Богиня представлена была съ младенцем, знакъ того, что земля или природа есть общая питательница людей, одежда ея и покрывало означали то, что многія красоты природы сокрыты, или сокровища земли; цвѣты на головъ ея показывали тѣ украшенія, которыми земля покрывается.

Саларевъ.

"Вѣстникъ Европы", No 10, 1815

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru