Бѣдствія вѣчны, говорите вы: нужды бѣдныхъ неимѣютъ конца; и сіе служитъ вамъ препоною? Ахъ! не должно ли сіе напротивъ воспламенять еще болѣе вашу благотворительность? Какъ! ужели для того, что нужды увеличиваются, ваши благотворенія должны уменьшаться? Какъ! уже ли для того, что ваши собратія неутомляясь несутъ крестъ Спасителя, вы утомитесь облегчать ихъ бремя? Бѣдствія вѣчны, говорите вы: нужды бѣдныхъ неимѣютъ конца! Я понимаю васъ: сей упрекъ весьма близко къ намъ относится. Не уже ли тѣмъ менѣе заслуживаемъ мы состраданіе чѣмъ бѣдственнѣе участь наша? Но можетъ быть мы не всегда будемъ находиться въ семъ горестномъ положеніи. Можетъ быть Богъ сжалится надъ тѣми, коихъ посѣтилъ Онъ бѣдствіемъ {Исаія 49, 13.}; можетъ быть сей пламенный мечь, который двадцать лѣтъ преслѣдуетъ насъ, внидетъ въ ножны свои {Іеремія 47, 6.}; можетъ быть со временемъ мы престанемъ быть несчастнымъ народомъ, блуждающимъ по лицу вселенной, возбуждая въ однихъ гнѣвъ, другихъ утомляя и спрашиваніемъ благотвореній. Можетъ быть Богъ, въ вознагражденіе вашихъ благодѣяній, кои вы, призрѣвъ насъ, оказали, доставитъ вамъ славу возстановить насъ, и вы плѣненный ковчегъ возвратите въ Силонъ съ побѣдною пѣснію. Можетъ быть, если мы нынѣ устремимся къ одной цѣли, если всѣ соединимся союзомъ благотворенія, если одушевимся Симъ огнемъ столь благодѣтельнымъ, и предложивъ Господу милостыни, будемъ потомъ возсылать къ Нему молитвы свои -- можетъ быть мы воздвигнемъ стѣны нашего Іерусалима и искупимъ невольниковъ нашихъ. Можетъ быть, если угодно Богу, чтобы сей Египетъ, ихъ содержащій, пребылъ навсегда позорищемъ Его мщенія и проклятія, Господъ исторгнетъ остатки Израиля своего силою, простертыми мышцами, съ сосудами златыми и сребряными, такъ что не останется въ немъ и копыта его народа, по выраженію Моисееву {Et nos; pecus nostrum ne ungula quidem relicta ducemus. Исхода. Гл. 10. 26, и скотъ нашъ пойдетъ съ нами, неоставимъ и копыта.}.
Послѣ сего воспоминайте о томъ, что говорили мы въ словѣ семъ; не забывайте, что если Богъ требуетъ отъ васъ милостыни, то сіе происходитъ отъ благости Его. Такъ, я бы желалъ напечатлѣть сію истину въ душѣ вашей, и сіе чувствованіе въ вашихъ сердцахъ. Я бы желалъ дать вамъ уразумѣть, что Богъ неимѣетъ въ васъ нужды для содержанія бѣдныхъ, и что Онъ имѣетъ тысячу средствѣ для ихъ сохраненія. Я бы желалъ убѣдить васъ, что если Ему угодно было, чтобы находились бѣдные, то Онъ хотѣлъ сего по той благости, о коей мы упомянули; Онъ хотѣлъ сего по дѣйствію величія своего, коему не знаю, какое должно дать имя, Вы съ избыткомъ осыпаны отъ Него всѣми щедротами; вы угнѣтены ихъ тяжестію, нынѣ хощетъ Онъ быть вамъ обязаннымъ, Онъ хощетъ быть вашимъ должникомъ, Онъ дѣлается бѣднымъ, чтобы бы обогатили Его. Отъ хощетъ, чтобы вы возсылали къ Нему молитву, нѣкогда возсылаемую Пророкомъ {Хрон. 29, ст. 11 и слѣд.}: Тебѣ Господи и сила, и слава, и одолѣніе, и исповѣданіе, и крѣпость, яко Ты всѣми, иже на небеса и на земли владычествуеши; отъ лица Твоего трепещетъ всякъ Царь, и языкъ; и Тебѣ Господи Царство и великолѣпіе во всѣхъ и во всякомъ началѣ; отъ Тебе богатство и слава, Ты надъ всѣми начальствуеши Господи,начало всякаго начала, и въ руку Твоею, крѣпость, и власть, и въ руку Твоею милость, Вседержителю возвеличити и укрѣпити вся.
Да просіяютъ сіи убѣдительныя доказательства, сіи благородныя побужденія въ сердцахъ самыхъ ожесточенныхъ; да относитъ ихъ каждый къ самому себѣ въ особенности; ибо обыкновенно въ такихъ обстоятельствахъ случается, что каждый возлагаетъ надежду другихъ, и воображая, что особенная благостыня его ничего не знаетъ въ сравненіи съ благостынею общею, увольняетъ себя по сей причинѣ отъ благотворенія. Нѣтъ, братія! всякъ, кто бы ни былъ, долженъ считать себя всенароднымъ, если я смѣю такъ сказать, и какъ бы нѣкоторымъ образомъ составляющимъ все общество. Всякъ, кто бы не былъ, долженъ считать доходы свои какъ бы зависящими и отъ изобилія или недостатка нашего сбора подаяній, и такъ пусть каждый сдѣлаетъ добровольное пожертвованіе; пусть никто не остается назади. Пусть распространяется между нами благородное соревнованіе: пусть вельможа даетъ доходы своего званія; воинъ свое жалованье; купецъ приобрѣтенія отъ своей торговли; ремесленникъ работу рукъ своихъ; пусть пастырь посвящаетъ все, что ни приобрѣтаетъ отъ размышленій своихъ и отъ ученія; пусть юноша посвящаетъ свои удовольствія; пусть женщина, свѣтская даетъ украшенія свои; пусть грѣшница даетъ скляницу міра многоцѣнна {Матѳей 26, 7.}, опредѣленнаго къ постыдному употребленію; пусть житель сихъ областей даетъ наслѣдство свое; пусть укрывающійся соберетъ отломки раздробленнаго карабля своего, и возжжетъ ихъ для принесенія жертвы Богу, отъ потопленія его избавившему!--
Я не знаю, какія радостныя движеніе проницаютъ и восхищаютъ меня; я не знаю, какія сердечныя движенія мнѣ говорятъ, что сіе слово будетъ имѣть болѣе успѣха, нежели тѣ кои прежде мы говорили предъ вами. Испрашивайте смѣло, раздаватели благостыни нашей. Придите въ домы наши благословенные Вѣчнаго {Бытія 24, 31.} и соберите, милостыни народа, радости приносящаго, и съ признательностію подающаго.
Но мы еще не довольны вами. Когда вы превзойдете наше ожиданіе; когда вы отдадите все стяжаніе свое; когда вы болѣе не оставите посреди насъ бѣдныхъ; -- одного сего недостаточно: мы просимъ у васъ не только для пользы бѣдныхъ, но и для собственной вашей пользы; мы хотимъ, чтобы вы подавали съ тѣми чувствованіями, кои симъ видамъ приличествуютъ. Подавая милостыню, подавайте свои умы, свои сердца. Вручите Спасителю не токмо, сію малую часть достатка своего, но вручите Ему свою плоть, свое спасеніе, дабы въ часъ смерти могли мы сказать: вѣмъ, Ему же вѣровавъ, и извѣстихся яко силенъ есть сохраните залогъ мой въ день онъ {Второе посланіе къ Тимоѳею I. 12.}.