РОМЕНЖюль [J. Romains, псевдоним Луи Фаригуля, 1885--] -- французский писатель. Вышел из парижской мелкобуржуазной среды. В начале XX в. Ромен сблизился с поэтами группы "Аббатство" (см.) и стал создателем лит-ого течения унанимизма (см.). В творчестве Р. отражены типичные черты эпохи -- атомистичность, раздробленность и анархический хаос буржуазного общества, обезличение человека, кризис индивидуалистического мироощущения. Основная тема унанимизма Р. -- попытки преодолеть одиночество и беспочвенность, отказываясь от своего "я", растворяя его в городе, толпах, группах. Вместе с тем -- это попытки преодолеть хаос буржуазного общества, создавая в нем же самом своеобразные коллективы-группы. Ими могли стать дом, улица, кружок приятелей, город и наконец все общество, если люди сливаются там в новое единое существо с единой душой (отсюда -- "унанимизм").
Ранние сб. стихов Р. ("La vie unanime" -- "Единодушная жизнь", 1908, и др.) воспевали Париж, его улицы и толпы, как живой организм, возникший из обезличенных в нем атомов-людей. Продолжая Уитмена, Р. создал гибкий, белый стих, передающий своими изменчивыми ритмами текучесть, становление и распад городских групп. Улицы, площади, скверы Парижа -- герои и прозы Р. -- "Les puissances de Paris" (Силы Парижа, 1913). Р. -- урбанист, подлинный поэт большого города, он обожествляет огромный Париж, сливающий одиночек в своей "единодушной" жизни, дающий счастье этого слияния. Парижу посвящены лучшие страницы Р., исключительные по тонкости городские пейзажи.
Новизна творческих приемов Р. была в отказе от индивидуального персонажа и индивидуальной психологии ради коллективного "героя". В центре внимания Р. -- психика коллективов, вернее переход ощущений одиночки, отдельного человека в психику толпы. Разрушая целостный человеческий образ в лит-ре и отображая мир в его раздробленности, Р. близок к ряду течений буржуазного искусства XX в. -- кубизму, симультанизму и т. д. В свою очередь унанимизм Р. оказал значительное влияние и на другие лит-ры, в частности напр. на американскую (Дос-Пассос и др.). Но в противоположность Дос-Пассосу, трагически ощущающему хаотичность жизни и зыбкость человеческих судеб (Манхэттэн), Р. воспринимает мир оптимистически, и его не столько интересует хаос мира, сколько пути его преодоления, утопические поиски синтеза, единства и порядка. Для Р. типичен почти всегда жизнерадостный тонус творчества и резко волевой подход к жизни. Активное начало, мистически понятая воля должна пробуждать к жизни "коллективные души", группы. Воля для Р. -- путь к организации общества путем создания все более широких групп, путь к той группе-божеству, к-рую Р. считает конечной целью своего творчества (см. "Руководство к обожествлению"). Во всех книгах Р. отображает мир в виде все новых вариантов этих групп, показывая, как из хаоса возникает единство. В "Le bourg régénéré" (Возрожденный городок, 1906) сонный провинциальный городок оживает благодаря надписи, сделанной на стене, приобретает "душу". В "Mort de quelqu'un" (Чья-то смерть, 1911) весть о чьей-то смерти объединяет дом, полный разобщенных жильцов, в единую группу. В более поздней трилогии -- "Душа Люсьена", "Бог плоти", "Когда корабль" -- Р. изучает психологию семьи и любовной пары.
В ранних книгах Р. его группы обычно внеклассовы. Но в "Le vin blanc de la Villette" (Белое вино Ла-Виллет", 1914), созданном под влиянием роста рабочего движения, рождение грудп показано на эпизодах классовой борьбы, на темах парижских стачек (замечательный рассказ "Атака автобусов"), 1 мая, буржуазной армии и т. д. Р. издевается над косностью мещанина, тупостью чиновников и буржуазной военщины, продажностью буржуазной политики. Острая, ироническая, полная юмора критика создавала гротескную линию творчества Р., идущую от "Les copains" (Приятели, 1913) к "Donogoo Tonka" (Доногоо-Тонка, 1920), его шаржи и сатиры. С большим блеском эта гротескная линия развернута в театре Р., -- в "Трилогии о Труадеке".
В годы войны в сб. пацифистских стихов "Europe" (Европа, 1916) Р. выступил против войны, "мешающей жить" маленькому человеку, и среди шума битв воспевал его "маленькие радости" -- "Amour couleur de Paris" (Любовь цвета Парижа). В эти годы возникает излюбленная идея Р. о единой Европе, подлинной родине европейца. Антивоенные настроения наиболее резко прозвучали в "Ode Genoise" (Генуэзская ода, 1925).
В послевоенные годы утопические идеи Р. приобретают гораздо большую политическую заостренность. Основные политические концепции Р. -- единой Европы, роли западной цивилизации и западной демократии, его антивоенные идеи, наряду с неизменным стремлением к упорядоченному обществу с отрицанием однако идеи социальной революции, -- все это приводит Р. к тем политическим колебаниям, к-рые отразились в его публицистике ("Европейские проблемы", 1933; "Франко-германская пара", 1934, и др.). Р. объективно сближается то с буржуазным пан-европеизмом" то иногда даже с крайне правыми политическими группировками [1933--1934]. Однако под влиянием успехов народного фронта и опасности фашизма Р. в последнее время [1935] сблизился с левыми лит-ыми кругами.
Эти политические колебания нашли отражение и в последнем произведении Р. "Les hommes de bonne volonté" (Люди доброй воли), многотомном романе, начатом в 1932 и синтезирующем все предыдущее творчество Р. Все стороны его творчества, городские пейзажи, унанимистская психология, социальные шаржи, гротескный юмор сливаются здесь в картину целого общества, целой эпохи, явно создаваемую под влиянием Золя (ср. книгу Р. "Золя и его пример", 1935). В предисловии, представляющем своего рода теорию романа, Р. противопоставляет традиционному "индивидуоцентрическому" роману с индивидуальными героями лит-ру, героем к-рой является общество в целом: в вышедших пока 10 тт. показана довоенная Франция (и особенно довоенный Париж) в виде хаоса перебиваюших друг друга эпизодов. Здесь мелькает множество персонажей, судьбы к-рых иногда сплетаются и список к-рых автор вынужден был приложить в конце каждого тома.
Подводя итоги экспериментам над разными видами групп, Р. хочет здесь повидимому показать общество в целом как высшую группу, постепенно приходящую к своему единству, к-рое будет создано "людьми доброй воли". Судьба монументальной эпопеи, к-рую стремится создать Р., в значительной степени зависит от того, будет ли это единство достигнуто на буржузной или на революционной основе. Пока политическая концепция автора скрыта за нарочито подчеркнутым объективизмом, с к-рым воссоздаются все социальные слои довоенной Франции, капиталисты и рабочие, учителя, студенты, анархисты, светские дамы и т. д. Мастерство Р. в отдельных эпизодах, лирических и сатирических, психологическая тонкость описания самых разнообразных переживаний людей, высокая культура языка часто замечательны. Тем но менее огромный замысел романа распадается на эпизоды не только внешне раздробленные, но имеющие самодовлеющий интерес психологической и натуралистической детали.
Начиная с V--VI тт. и особенно в частях "Угроза надвигается" (IX т.) и "Власти" (X т.) заметно социальное заострение, выдвижение на первый план социально-значительных тем. Судьба безработных, парижский пролетариат, поиски выхода в социализме и анархизме, дела французской демократии и наконец франко-германский вопрос вдвигаются в центр романа. Если начало "Людей доброй воли" заставляло предполагать, что их основная идея -- гармония классов, то сейчас становится возможным более революционное продолжение романа, к-рое связано с дальнейшей политической эволюцией Р.
Библиография:
I.:
Поэзия: L'âme des hommes, 1904; Le voyage des amants, 1920, Chants des dix années 1914-1924, 1928.
Проза: Sur les quais de la Villette, 1914; Le vin blanc de la Villette, 1923; La vérité en bouteille, 1927; Трилогия - "Psyché": 1. Lucienne, 1921; 2. Le Dieu des Corps, 1928; 3. Quand le navire, 1929; Jean le Maufranc, 1927; Musse, 1931. Театр: L'Armée dans la ville, 1911; Cromedeyre le vieil, 1920; M. Le Trouhadec saisi par la débauche, 1922; Le mariage de le Trouhadec, 1925; Le dictateur. Demétrios, 1926; Volpone, suivi du Déjeuner marocain. En collabor avec St. Zweig d'après Ben Jonson, 1929; Boën ou la possession des biens, 1932.
Теория и публицистика: Le petit traité de versification (совместно с Шеннвьером), 1923, Problèmes d'aujourd'hui, 1931;
В русских переводах: Доногоо-Тонка, или чудеса науки, перев. О. И. Поддъячей, под ред. и с предисл. Н. О. Лернера, Гиз, П., 1922; То же, Гиз, М. -- Л., 1926 (Универс. биб-ка); Одна из смертей, перев. И. Б. Мандельштама, изд. "Атеней", П., 1923; Душа толпы (Le vin blanc de la Villette), перев. А. Поляк, изд. "Петроград", Л., 1924; Собр. сочин., перев. под общей ред. М. Лозинского, А. Смирнова и А. Франковского, изд. "Academia", Л., 1925--1930 (т. II. Чья смерть, Роман, перев. М. Лозинского; т. III. Белое вино ла-Виллет. Силы Парижа, перев. А. Франковского; т. IV. Люсьена, Роман, перев. А. Франковского; т. V. Приятели, Роман, перев. М. Лозинского; т. VI. Ив ле-Труадек. Трилогия. Доногоо-Тонка, или чудеса науки. M-r ле-Труадек, предавшийся распутству. Женитьба ле-Труадека, перев. М. Лозинского; т. VII. Кнок, или торжество медицины. "Искра". Пьесы, перев. и предисл. А. А. Смирнова; т. VIII. Диктатор. Деметриос. Амедей и господа в ряд, перев. М. Лозинского; т. IX. Бог плоти, Роман, перев. В. А. Розеншильд-Паулина); Атака автобусов, Рассказы, перев. В. Мониной, изд. "Недра", М., 1925; Люсьен, Роман, перев. А. Оношкович-Яцына, под ред. М. Лозинского, изд. "Сеятель", Л., 1925; Обормоты, Роман, перев. О. Э. Мандельштама, Гиз, Л., 1925; Преображенный град. ["Легенда"], перев. О. Я. Скитальца-Яковлева, под ред. И. Оксенова, Гиз, Л., 1924 [1925]; Разговоры в порту, Рассказы, перев. Е. Лифшиц, Межрабпом, М., 1925; Господин Труадек в лапах разврата, Комедия, перев. А. Иловайский, Гиз, М., 1925; Кромдейер-Старый, Пьеса, перев. и предисл. О. Э. Мандельштама, Гиз, Л. -- М., 1925; Возрожденный городок. Маленькая легенда, перев. Н. Я. Рыковой, под ред. А. А. Смирнова, "Зиф", М. -- Л., 1926; Избранные стихи, перев. А. Эфрос, изд. "Огонек", М., 1928; Генуэзская ода, Стихи, "Вестник иностранной литературы", 1928, No 11; Люди доброй воли, изд. "Время", Л., 1933 (I. Шестое октября, перев. М. Б. Мандельштама; II. Преступление Кинэта, перев. М. Е. Левберг; III. Детская любовь, перев. М. Б. Мандельштама; IV. Парижский эрос, перев. его же).
II. Crémleux B., Le XX siècle, 1925; Courtais-Suffit M., J. Romains, 1927; Israël M., J. Romains, sa vie, son œuvre, 1931; Spitzer L., Der Unanimismus J. Romain's im Spiegel seiner Sprache, в его книге "Stilstudien", Bd. II, München, 1928; Оксенов Ин., "Книга и революция", 1922, No 8(20), Бобров С., "Печать и революция", 1922, No 8; Эйхенгольц М., там же, 1925, No 2; Фриче В., Западно-европейская литература XX в. в ее главнейших проявлениях, Гиз, М. -- Л., 1926; Марголин С., Жюль Ромен, "Новый мир", 1927, No 9; Григорьев А., "На литературном посту", 1920, XVII; Гальперина Е., Жюль Ромен и паневропеизм, "Интернациональная литература", 1933, No 6; Зелинский К., Новый манифест Жюля Ромена, "Литературный критик", 1933, No 2; Фрид Я., Четыре томика эпопей, там же, 1933, No 5; Гальперина Е., Эпос "реалистического европеизма", "Художественная литература", 1933, No 7; Блейман М., Мистификация новаторства, "Литературный современник", 1933, No 11; Анисимов И., Современные французские гуманисты, "Октябрь", 1933, No 11; Перцов В. Потолок личности, "Красная новь", 1934, No 1; Сервэз Жерар, Жюль Ромен и фашизм, перев. Н. Камионской, "Интернациональная литература", 1934, No 1.
Е. Гальперина
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 10. -- [М.: Худож. лит., 1937]. -- Стб. 41--44.
РОМЕ́Н (Romains), Жюль [псевдоним; наст. имя -- Луи Фаригуль (Farigoule); р. 26.VIII.1885, Сен-Жюльен-Шаптёй, деп. Верхняя Луара] -- франц. писатель. Чл. Франц. академии (с 1946). Окончил Высшую нормальную школу (1906). В раннем творчестве выступал преим. как поэт, участник объединения "Аббатство" и течения унанимизма. Первые сб-ки стихов "Души людские" ("L'âme des hommes", 1904) и "Единодушная жизнь" ("La vie unanime", 1908; последний дал назв. течению унанимизма) программны и в значит. степени схематичны в стремлении передать абстрактно понимаемую психологию людских масс. На них сказывается влияние односторонне воспринятого Р. творчества У. Уитмена и Э. Верхарна. В сб. "Оды и молитвы" ("Odes et priХres", 1913) поэзия Р. достигает полноты лирич. самовыражения. Сб. стихов "Европа" ("Europe", 1916) свидетельствует об антивоен. настроениях Р. В "Генуэзской оде" ("Ode génoise", 1925) звучат мотивы осуждения гор. цивилизации, политич. безразличия. Влияние "Зорь" Верхарна ощущается в пацифистской драме в стихах "Армия в городе" ("L'armée dans la ville", 1911). Стихотв. драма "Кромдейр-старый" ("Cromedeyre-le-vieil", пост. и опубл. 1920, рус. пер. 1925) наиболее полно воплощает "руссоистскую" тенденцию творчества Р., звучащую и в его послевоен. лирике.
По мере конкретизации своих обществ.-политич. воззрений Р. переходит от неоромантич. стихотв. драмы к гротескным фарсам, разоблачающим политич. нравы, научное и лит. шарлатанство: "Кнок, или Торжество медицины" ("Knock ou le triomphe de la médecine", 1924, пост. 1923), кинороман "Доногоо-Тонка" ("Donogoo-Tonca", 1920), комедия "Г-н Ле Труадек в лапах разврата" ("Monsieur Le Trouhadec saisi par la débauche", 1923). Однако в драматургии Р. сохраняется и прежняя унанимистская проблематика с ее мотивами растворения личного в коллективном, но теперь она приобретает реакц. окраску: драма "Диктатор" ("Le dictateur", 1926, пост. 1927). В 30-е гг. в политич. воззрениях Р. происходит дальнейший сдвиг вправо. Но после поражения Франции он не стал коллаборационистом и годы 2-й мировой войны провел в эмиграции в США и Мексике.
Непонимание подлинных тенденций историч. развития обусловило неудачу Р. в его попытке создать эпопею жизни Франции в 1908--33 -- романе "Люди доброй воли" ("Les hommes de bonne volonté", t. 1--27, 1932--46, рус. пер. т. 1--4, 1933). Р. отказывается от единого сюжета, центр. героя, непременного пересечения судеб действующих лиц, среди к-рых он дает представителей всех социальных слоев и даже историч. лиц. Более половины томов романа посвящено периоду до 1919, но в них нет верного изображения ситуации, приведшей к 1-й мировой войне; причина войны, согласно Р., в разобщенности "людей доброй воли", в отсутствии взаимодействия между ними. В последних томах романа, охватывающих период 1919--33, Р. критически пересматривает свою политич. позицию 30-х гг., но вместе с тем высказывает неверие в возможность переустройства общества. Худож. манера "Людей доброй воли" отличается протокольным объективизмом, калейдоскопич. чередованием эпизодов и персонажей. Несмотря на это, в начальных и завершающих томах романа из ряда мастерски написанных сцен складывается картина, характеризующая существ. стороны франц. действительности, ее политич. и частных нравов.
Пьесы Р. о г-не Ле Труадеке ставились на сов. сцене.
Сочинения:
Psyché, t. 1--3, P., 1922--29; Le fils de Jerphanion, P., [1956]; Un grand honnête homme, P., [1961]; Lettre ouverte contre une vaste conspiration, P., 1966; в рус. пер. -- Собр. соч., т. 1--9, Л., 1925--30; Избр. стихи, пер. с франц. А. Эфроса, М., 1928.
Литература:
Луначарский А. В., Молодая франц. поэзия, в его кн.: Собр. соч., т. 5, М., 1965; его же, Парижские письма. Армия в городе, в его кн.: О театре и драматургии, т. 2, М., 1958; его же, Предисловие, в кн.: Ромэн Ж., Господин Труадэк в лапах разврата, М., [1925]; его же, О пьесе Ж. Ромена "Кромдейр Старый". Письма к А. И. Южину-Сумбатову, в кн.: Лит. наследство, т. 82, М., 1970; Эфрос А., Жюль Ромен и его "Cromdeyre le Vieil", "Культура театра", 1922, No 1--2. с. 33--37; Рыкова Н., Совр. франц. лит-ра, Л., 1939; История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; т. 4, М., 1963; Gide A., Nouveaux prétextes, P., 1911; Thibaudet A., Unanimisme, в его кн.: Réflexions sur la littérature, P., 1938; Cuisenier A., Jules Romains et l'unanimisme, (P., 1935); его же, L'Art de Jules Romains, P., 1948; его же, Jules Romains et les hommes de bonne volonté, P., 1954; Figueras A., Jules Romains, P., 1952; Berry M., Jules Romains, P., [1959]; Maurois A., J. Romains, "A la page", 1966, No 30; "Livre de France", 1966, No 8 (спец. номер).
М. В. Толмачев.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 6: Присказка -- "Советская Россия". -- 1971. -- С. 389--390.