Рише Шарль
Мужество необходимо всем

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Текст издания: журнал "Пробуждение", 1918, No 7.


Мужество необходимо всем

Очерк Шарля Рише*).

   *) Шарль Рише -- известный французский ученый, почетный член парижской академии наук, удостоенный за научные труды Нобелевской премии.
   
   Нужно ли говорить, что презрение к смерти очень близко к истинной мудрости. Все низкие страсти, которые трепещут в вас, вся эта животная привязанность к жизни, от которой не свободны самые великодушные, и которая иногда заставляет нас жертвовать идеей справедливости, -- все эти человеческие слабости связаны с бессознательной и неограниченной любовью к жизни. Мы становимся истинными хозяевами самих себя только тогда, когда мы перестаем бояться смерти. Каждое человеческое существо становится достойным прекрасного имени "человека" только тогда, когда оно поймет, что жизнь -- весьма немногое, и что не нужно жертвовать ей тем, что прекрасно, благородно и великодушно.
   Не думайте, что храбрость необходима только солдатам. Она необходима всем. Без нее все теряет цену. У одной благородной женщины спросили, какая добродетель наиболее необходима для мужчины. Она ответила: "Мужество". -- "А для женщины?" Ответ был тот же: "Мужество". Она была права. Мужество и храбрость одинаково необходимы как мужчине, так и женщине. Без мужества все остальные добродетели -- ничто. Если нет мужества, теряют свою цену доброта, милосердие, мудрость, труд, постоянство, честь. Человек, испытывающий страх,-- существо униженное, не внушающее никакой жалости. Однажды, в условиях, которые излишне здесь объяснять, я видел человека, трепетавшего от страха, хотя опасность и не была особенно велика. Я испытал чувство непобедимого отвращения. Его слезы были оскорблением человеческого достоинства. Презирать смерть должен не только солдат. Мы все, в известной мере, должны питать такое презрение. В конце концов, мы все знаем, что смерть -- роковая необходимость для нас. Немного позже, немного раньше, -- не все ли равно! Великие люди умели встречать смерть с гордым спокойствием. Сократ выпил цикуту почти с радостью в кругу своих друзей. Великие стоики древнего мира благословляли смерть, так как она приносила им освобождение и позволяла им быть самими собой. Единственный способ быть сильным, могущественным, независимым, это -- не бояться смерти.
   Однако, я замечаю, что, говоря о мужестве, я говорю, главным образом, о презрении к смерти, как будто мужество состоит только в умении спокойно встретить смерть. Нет, мужество -- нечто более трудное, и нам всем приходится убеждаться в этом каждую минуту нашей жизни... В одной из наиболее странных своих драм Ибсен, стремясь дать наиболее мудрый совет Перу Гюнту, заставляет его произносить короткую фразу: "Будь самим собой". Быть самим собой, несмотря ни на что, против всех, идти прямо по своему пути, никогда не лгать, -- это настоящее мужество. Замечено, что все лжецы -- трусы. И действительно, тот, кто храбр, не лжет никогда. Лгут всегда для того, чтобы избежать опасности. Храбрым не для чего лгать. Политический деятель, который знает, что он ведет свою страну к лучшему будущему, имеет мужество встретить храбро общее недовольство. Он не испугается общего шума и может поистине заслужить имя избранника. Да, в политической жизни нужен героизм для того, чтобы бороться с клеветой и неблагодарностью, этими двумя ядовитыми гадами, которые всегда идут вслед за великими реформаторами. Нужны мужество и героизм для того, чтобы встретить их презрительным молчанием. Мужество и храбрость необходимы ученым более, чем кому-либо. Я не говорю, разумеется, о банальной храбрости, которая заставляет ученых не бояться взрывов, или бациллы дифтерита или опасных опытов с электричеством. Эта храбрость приобретается привычкой. Мужество ученого это -- нечто другое: это мужество, заставляющее говорить истину до конца, рискуя восстановить против себя общественное мнение и ученых и невежд. Это-мужество Христофора Колумба, Галилея, это -- мужеству нашего Бернара де-Палисси, создателя палеонтологии, это -- мужество нашего великого Пастера. Великие идеи всех этих ученых были встречены недоверием и часто смехом. В известный момент каждая великая идея, высказанная ученым, является химерой, и мужеством ученого должно быть умение защищать эту идею.
   Но и всем другим, не ученым, не политикам, всем скромным и маленьким работникам необходимо мужество. Разве не удивителен героизм тех рабочих и земледельцев, которые, из-за ничтожного заработка, тратят дни и ночи на борьбу с враждебными элементами? Необходимо мужество также и для того, чтобы переносить мелкие несчастья жизни, иногда более жестокие, чем крупные. Всем без исключения приходится вести борьбу с несчастьями и болезнями, а победить их может только мужество. Часто эти страдания кажутся почти непереносимыми.
   Какое заблуждение! Позвольте мне напомнить вам совет, который дал когда-то Марк Аврелий жалующимся на свою судьбу: "Бросьте взгляд на тех, кто еще более несчастен, чем вы, и почувствуйте к ним сострадание. Как, ты жалуешься, потому что твой слуга разбил дорогую вазу? Посмотри на тех, у кого пожар уничтожил дома. Ты жалуешься на свои болезни, но посмотри, сколько несчастных страдают гораздо сильнее тебя. Взгляни, как много кругом страдающих, и ты будешь утешен". Да! Это действительно лучший способ обрести мужество: подумать о несчастьях ближнего. Сострадание к несчастьям других должно нас заставить испытывать презрение к нашему собственному несчастью. Не только против смерти необходимо мужество, но также и против страдания, против несчастий всякого рода, против болезней, преследований, изгнаний, клеветы. Мужество и храбрость необходимы повсюду, в каждый момент нашей печальной жизни. Можно даже сказать, что презрение к смерти требует почти наименьшего мужества. Наши храбрые солдаты, наши герои, которые пали на поле чести, не заслуживают сожаления. Жалеть мы должны оставшихся. И эти оставшиеся нуждаются в наибольшем мужестве. Оно необходимо матерям, женам, невестам, отцам, которые видели, как исчезают их лучшие надежды со смертью их любимого дитяти. Эти страдания -- самые великие из всех, и о них можно говорить с религиозным уважением. Всякое прикосновение оскорбляет эти муки. Они должны быть окружены целомудренной тенью и молчанием.
   ...Истинными мучениками являются не те храбрецы, которые со славой пали, сраженные быстрой смертью в борьбе с врагом, а оставшиеся матери и вдовы. Они проявляют героическое мужество, и мое сердце сжимается тоской, когда я думаю о них. Да позволят они мне рассказать им одну из самых прекрасных легенд Греции, -- легенду, быть может, чересчур жестокую в строгости. Церера каждый год сходила с Олимпа для того, чтобы посетить жилища смертных. Однажды, когда она посетила скромную хижину земледельца, она увидала счастливую семью, где царили счастье и мир. Два молодых, красивых, веселых и сильных сына окружали заботами своих престарелых родителей. Тогда Церера, чтобы вознаградить их, дотронулась до них пальцем. И внезапно красивые юноши пали мертвыми в расцвете юности и здоровья. Счастливы те, кто умирают молодыми...

Шарль Рише.

-----------------------------------------------------------

   Текст издания: журнал "Пробуждение", 1918, No 7.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru