Редер Григорий Маркович
Отголоски дня

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Акмеизм в критике. 1913--1917
   СПб.: Изд-во Тимофея Маркова, 2014.
   

Эр

ОТГОЛОСКИ ДНЯ

   Новая литературная напасть: Акмеизм. Буквальное значение слова "акмеизм" -- вершинность. Сторонники акмеизма в искусстве пытаются сохранить во всем только одни верхи. Правильнее -- верхушки. Верхушки во всем, во всем решительно, но только верхушки.
   Не думайте, что акмеистам (придумают же этакое словцо!) удастся достигнуть вершин в искусстве...
   
   Взойти на ту высоку гору,
   Где роза без шипов растет...
   
   Нет, акмеисты только поверхностны, и крайний предел ими достигнутого будет верхом глупости или даже идиотизма.
   Помилуйте, в поэзии акмеисты, как они это категорически заявляют, стремятся к упразднению: Стиха. Стиля. Языка. Рифмы. И, наконец, ритма.
   И только? И только. Но на первый раз как будто и достаточно.
   Об упразднении книгопечатания позаботятся какие-нибудь очередные психопаты.
   А там появятся еще какие-нибудь "исты", которые будут доказывать необходимость замены человеческих мозгов бараньими, а за отсутствием последних, -- сосновыми стружками.
   Важно только начать, как сказал один мудрец, а уж там пойдет и пойдет.
   Таким манером, пройдя через этапы всех этих "Ослиных хвостов", "Бубновых валетов", "Бурлюков", "акмеистов" и прочих юродствующих, искусство достигнет своего идеала.
   Идеалом этим будет деревянный ящик из-под лимонов или обыкновенный пень, которому начнут поклоняться приверженцы нового течения в искусстве.
   Недаром же сами акмеисты удостоверяют, что их девиз -- до боли сладкое ощущение собственного незнания.
   Как видите, все пошло шиворот-навыворот.
   Человечество воспиталось на формуле: корень учения горек, а плоды его сладки. У акмеистов как раз наоборот.
   Горько всякое познание и только ощущение собственного незнания (невежества?) до боли сладко.
   И гениальнейшим из гениальных будет тот, кто во всеуслышание заявит:
   
   Я знаю, что я ничего не знаю!
   
   И напишет "корову" через ѣ.
   Итак, современная литературная нечисть, воспользовавшись тем, что ее наиболее достойных представителей своевременно не засадили в сумасшедший дом, ударилась в сторону акмеизма.
   Стих, стиль, язык, рифма и ритм, -- все это в поэзии излишний балласт.
   "Верхом искусства" являются, стало быть, шедевры Бурлюков, Хлебникова, Маяковского, Крученых.
   
   Тренетва
   Зарошь
   Пеязь
   Нежва
   Новязь...
   
   Это не бред буйного помешанного, как мы имели неосторожность полагать, -- это: Акмеизм.
   В одном из "обозрений" имелась шуточная сцена, где юродствующий поэт-декадент с пафосом декламировал:
   
   Душат негою перила,
   Пена, душу мне намыль,
   Взор в меня ты свои вперила,
   Ты ли, я ли, вы ли, мы ль.
   Растряси ж свои объятья,
   Взвизгни, вскрикни, нежно плюнь,
   Силу чувств могу понять я,
   Март, апрель, июль, июнь.
   От улыбки белоснежной
   Даль туманится опять,
   Слышу я твой голос нежный,
   Раз, два, три, четыре, пять...
   
   Оказывается, эта белиберда -- глубочайшее по идее и замечательнейшее по форме стихотворение по сравнению с бредом какого-нибудь нынешнего Маяковского или ему подобного "акмеиста":
   
   Прыгнули первые клубы
   В небе жирафий рисунок готов
   Выпестришь ржавые чубы
   Пестр как фо-
   Рель сы-
   Н,
   Су-
   Кин
   Сын
   Ошняя лю-
   бовь скрытая циф-
   ерблатами ба-
   шни шерсти клок
   Аст
   Лысый фонарь снимает
   С улицы синий чулок.
   
   Ну что за идиоты!
   Но -- à la guerre comme à la guerre... *
   * На войне, как на войне (франц.).
   
   Позвольте же и мне превратиться, хотя бы только на сегодняшний день, в акмеиста.
   Преподношу вам два собственных перла -- в стихах и в прозе, -- которые от избытка чувств посвящаю акмеистам-профессионалам.
   
   А, о, у
   Ак-
   меист ду-
   Рак
   Его в су-
   масшедший дом
   всу-
   нуть надо
   Бурлюка потом
   В придачу
   На Канатчико-
   ву дачу.
   И знаете, что скажет свет:
   Другого ведь спасенья нет!
   
   Теперь в прозе:
   "Варошь и Былязь с Желвой темошатся у плаквы и Лепетва вечарится на вышистренных жирафиях первых клубов. Небытие здравых плюс мозги ржавые вывернуто минус разум от меня иди от на идиоте сидит и идиотом погоняет Помирву и Лепетва бессвязно кретина, тина, на, а всех лысых кретинов и с Бур плюс лю -- плюс ками, которые исходят черным паром, они, ногатные фокусники и наглые киваки на стол, а сена им не давали, дайте и овса и гоните на конюшню храмязей и наглядирей и я сижу и думаю пришло пело, ло, о, много тут -- гзы гзы гзсо, а там -- лыя, лея, луя, лоя и вся эта былязная Жриязь и нежвастая пастость спекулирует на Дебошь и еще другие зловонные пришли, а перве сюда же, туда же, зачем же, всех их ключих и дымчатых скорее под кран с холодной водой"...
   Милостивые государи, ради Бога, не делайте больших глаз. Я только бесплатно предложил вашему вниманию то, что продается во всех "лучших книжных магазинах" под громким названием: "Пощечина общественному вкусу".
   И ведь что бы вы думали? Все "первое издание" этой абракадабры уже оказывается распроданным.
   Стало быть, Бурлюки, Маяковские и Хлебниковы нашли-таки своего потребителя, а это наводит на самые грустные размышления.
   
   Печатается по: Эр. Отголоски дня // Московский листок. 1913. No 50 (1 марта). С. 3. Под псевдонимом Эр скрылся журналист Григорий Маркович Редер. Сначала он цитирует Хлебникова, потом (искажая) -- Маяковского.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru