Потанин Григорий Николаевич
Теснина Енисея
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Потанин Григорий Николаевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1890
Обновлено: 01/12/2025. 16k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Сочинения
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Тѣснина Енисея.
Изъ застѣннаго Китая въ Сибирь съиздавна установилось только два пути: черезъ Забайкалье и черезъ нынѣшнюю Семипалатинскую область. На промежуточной части государственной границы между Кяхтой и Семипалатинскомъ, гдѣ на протяженіи свыше 1500 верстъ проходитъ алтайско-саянская система съ ея неудобными перевалами, почти до послѣдняго времени совершенно не было никакого торговаго движенія. Эти обстоятельство объясняется отчасти политикой пекинскаго двора, отчасти вялостью промышленной и торговой жизни Сибири. Съ шестидесятыхъ годовъ, т. е. около тридцати лѣтъ назадъ, впервые русскіе торговцы начали проникать за государственную границу въ предѣлы Монголіи и по нѣкоторымъ путямъ, идущимъ черезъ саянскіе и алтайскіе перевалы. Этихъ дорогъ не много: всего три: чуйская дорога изъ Бійска въ Хобдо, енисейская изъ Минусинска въ сойотскую землю и тункинская изъ Тункинскаго селенія въ землю дархатовъ. Изъ этихъ трехъ путей наибольшее значеніе для русской торговли по количеству сбываемыхъ русскихъ товаровъ принадлежить чуйской дорогѣ. Въ сибирскомъ торговомъ сословіи уже выдѣлилась группа торговыхъ людей и приказчиковъ, исключительно занятыхъ дѣлами въ Монголіи; правда, ихъ пока еще не много, на всѣхъ трехъ пунктахъ (въ Бійскѣ, Минусинскѣ и Тункѣ) наберется едва и сто человѣкъ всѣхъ, но контингентъ этотъ понемногу растетъ. Торговцы жалуются, что русская торговля въ упадкѣ и что выгоды эта торговля доставляетъ меньше противу прежняго. Послѣднее, вѣроятно, высказывается не безъ основаній, но первое утвержденіе едва ли справедливо. Напротивъ, мы слышимъ отовсюду, что число торговцевъ, въѣзжающихъ въ Монголію, хотя по-немногу, съ каждымъ годомъ увеличивается, число русскихъ заимокъ на-границей умножается, количество ввозимыхъ въ Монголію русскихъ товаровъ годъ отъ году возрастаетъ. Выгоды русскихъ купцовъ, само собою разумѣется, должны были уменьшиться, потому что съ развитіемъ конкуренціи цѣны на русскіе товары понизились и сдѣлались болѣе нормальными, а вмѣстѣ съ этимъ стало увеличиваться потребленіе русскихъ товаровъ въ Монголіи и параллельно съ развитіемъ конкурренціи является стремленіе у русскихъ купцовъ проникнуть глубже за-границу, стать въ прямыя сношенія съ сосѣдями и отъискать новые рынки для сбыта русскихъ товаровъ и новые предметы для ввоза. Русская торговля успѣла уже привить монгольскому населенію нѣкоторыя новыя привычки; такъ, напримѣръ, во всей сѣверной Монголіи, въ ламскихъ монастыряхъ и въ княжескихъ ставкахъ, вездѣ зимнее жилище отопляется желѣзною печью. Китайскія матеріи замѣняются русскими, особенно привились хорошо недорогіе сорта бумажныхъ матерій, цвѣтныя бязи и недорогой плисъ; кромѣ того, во многихъ мѣстахъ входитъ въ обыкновеніе сѣнокошеніе вмѣстѣ съ введеніемъ въ употребленіе доставляемыхъ русскою торговлей литовокъ и даже отчасти хлѣбопашество. Надо надѣяться, что въ будущемъ это пріученіе монгольской массы къ русскимъ произведеніямъ будетъ увеличиваться. Осѣдлый образъ жизни съ каждымъ годомъ дѣлаетъ въ Монголіи успѣхи, число осѣдлыхъ мѣстъ увеличивается, земледѣліе расширяется, ламскіе монастыри по немногу превращаются въ селенія и торговые центры.
Изъ трехъ упомянутыхъ дорогъ наибольшее количество товаровъ въ Монголію входить по чуйской дорогѣ т. е. черезъ городъ Бійскъ; черезъ Минусинскъ ихъ идетъ уже менѣе, а черезъ Тунку еще менѣе, хотя условія перевозки отъ Тунки до Монголіи самыя лучшія; зимой здѣсь устанавливается непрерывный санный путь; послѣднее русское селеніе отъ государственной границы здѣсь ближе, чѣмъ въ Минусинскомъ округѣ и тѣмъ болѣе ближе сравнительно съ Бійскимъ округомъ, гдѣ послѣдній русскій пунктъ отстоитъ отъ границы почти въ 300 верстахъ. Все это, впрочемъ, понятно: русскіе товары до Бійска проходятъ менѣе длинный путь, чѣмъ до Минусинска.
Эти три горныя дороги черезъ Алтай и Саяны имѣютъ пока значеніе только для торговли съ прилегающей Монголіей. По время отъ времени дѣлаются попытки завязать по нимъ сношенія и съ болѣе отдаленными частями Китая. Такъ въ 1878 году изъ Бійска былъ отправленъ русскій караванъ въ Хухухото, а въ 1886 въ Ланѣчжеу. Съ другой стороны дѣлались попытки и отправленія чаевъ изъ Калгана въ Бійскъ; въ 1877 г. былъ отправленъ чайный караванъ отъ фирмы Токмакова подъ надзоромъ приказчика Лумбунова, въ 1888 г. два чайныхъ каравана Коковина и Басова, изъ которыхъ одинъ подъ надзоромъ приказчика Нѣмчинова. Недавно пріѣзжавшій въ Иркутскъ окружный начальникъ Усинскаго края Н. Ѳ. Талызинъ сообщилъ намъ, что настоящей зимой фирмой Молчанова отправленъ караванъ изъ Калгана на Минусинскъ. Чаи будутъ доставлены на верблюдахъ въ китайскій городъ Улясутай, отсюда минусинскій торговый домъ Сафьяновыхъ обязался перевезти ихъ на таратайкахъ въ Усинскую деревню; одинъ изъ братьевъ Сафьяновыхъ въ январѣ мѣсяцѣ уже и отправился въ Улясутай на встрѣчу идущему каравану {Договоренная плата за доставку отъ Калгана до Улясутая два лава съ ящики.}. Изъ Усинской деревни чаи будутъ вывезены въ Минусинскъ по соглашенію съ отправителями -- или зимнимъ путемъ на саняхъ, или на плотахъ лѣтомъ по рѣкѣ Енисею. Отправленіе чаевъ изъ Калгана на Минусинскъ еще ни разу не производилось; это первая попытка. Всѣхъ, слѣдящихъ за развитіемъ русской торговли на монгольской границѣ, чрезвычайно интересуетъ исходъ этого предпріятія.
Указаніе на нѣкоторыя обстоятельства, придающія особенное значеніе енисейской дорогѣ черезъ Саяны, и заставляющія ожидать заведенія по этой дорогѣ торговыхъ сношеній не только съ сѣверной, но и южной Монголіей и можетъ быть съ сѣверными провинціями застѣннаго Китая, было сдѣлано уже въ 1888 г. въ "Сибирской Газетѣ". Тамъ было обращено, между прочимъ, вниманіе на то, что на Енисеѣ можетъ быть устроена одна изъ самыхъ ближнихъ къ китайской рѣкѣ Хуанъ-хэ (желтой рѣкѣ) пароходная пристань, если-бъ пароходы получили возможность подниматься выше Минусинска до впаденія р. Уса.
Изъ предѣловъ Сибири въ Китайскую имперію ведутъ три рѣчныхъ пути: Иртышъ, Енисей и Селенга; но Иртышу пароходы ходятъ до Семипалатинска, который отъ Хуанъ-хэ отстоять по прямому направленію въ 2,500 верстахъ; по Енисею до Минусинска (1750 в. отъ Хуанъ-хэ) и по Селенгѣ до пристани Вонъ (1000 в. отъ Хуанъ-хэ). Преимущество близости къ Хуанъ-хэ остается за Селенгой, но за то но дорогѣ отъ Енисея до Хуанѣ хэ сѣверная часть пути проходитъ болѣе половины по плодороднымъ мѣстамъ, именно отъ Енисея до середины течетъ р. Онги, и только 500 версть пути остается на пустынную Гоби, тогда какъ по дорогѣ изъ Селенги на Гоби приходится около 900 версть. Эта выгода, впрочемъ, уравновѣшивается въ дурную сторону тѣмъ обстоятельствомъ, что по дорогѣ отъ Онги до Хуанъ-хэ Гоби имѣетъ болѣе пустынный характеръ, чѣмъ по линіи отъ Кяхты въ Калганъ; но этой послѣдней на всемъ протяженіи возможно движеніе чаевъ на колесныхъ экипажахъ, тогда какъ между Онги и Хуанъ-хэ хотя и вездѣ есть корма и вода, но словамъ недавно проѣхавшаго по этой пустынѣ г. Нѣмчинова, но перевозка товаровъ возможна только на верблюдахъ, а кони и простые переносятъ этотъ переходъ пустыни съ трудомъ.
Но если благопріятныя условія для сношеній съ застѣннымъ Китаемъ сложились болѣе въ пользу пути отъ Селенги, чѣмъ отъ Енисея, за то послѣдній путь имѣетъ преимущества для торговли съ Монголіей. Населеніе Монголіи, прилегающей къ Енисею, получаетъ русскіе товары за болѣе дешевую плату {Двѣ тысячи лишнихъ верстъ, которые по сравненію съ Минусинскомъ долженъ пройдти товаръ до Кяхты, приходятся на мѣстности малохлѣбородныя (часть Енисейской и Иркутской губерніи). Дороговизна корма въ этихъ мѣстностяхъ значительно повышаетъ фрахтовыя цѣны между Красноярскомъ и Иркутскомъ.}, чѣмъ жители долины Селенги, потому что эти товары до верхняго Енисея проходятъ меньшее разстояніе. Кромѣ того, для направленія черезъ Селенгу вопросъ о Хуанъ-хэ совсѣмъ не имѣетъ значенія; товаръ, доставленный на пристань Бонъ на Селенгѣ, выгоднѣе направить прямо въ Пекинъ; между тѣмъ, если бъ на Хуанъ-хэ явились пароходы, близость ея къ Енисею придала-бы этой рѣкѣ большое торговое значеніе.
Дорога отъ Енисея на желтой рѣкѣ упрется въ урочище Шачжинъ-тохой, лежащее у сѣверо-западнаго угла сѣвернаго изгиба Хуанъ-хэ. Въ этомъ урочищѣ находится резиденція ордосскаго католическаго епископа. Тутъ находятся колоніи китайцевъ-христіанъ, занимающихся земледѣліемъ. Къ этой мѣстности (собственно къ городу Хара-хото, лежащему на Хуанъ-хэ нѣсколько выше мѣстности Шачжинъ-тохой) и теперь уже направляются караваны изъ страны, лежащей къ сѣверу отъ Гоби, для покупки хлѣба, чая и другихъ китайскихъ товаровъ. Рѣка Хуанъ-хэ въ этой части теченія, между городами Нинъ-ея и Бао-де-чжеу, глубока и удобна для судоходства; пока это въ торговомъ отношеніи мертвая рѣка вслѣдствіе того, что ниже города Бао-де-чжеу она течечъ въ тѣснинѣ. Между Нинъ-ея и Бао-де-чжеу въ лѣтнее время спускается по рѣкѣ только незначительное число плотовъ, но въ послѣднее время въ англійскихъ газетахъ, издаваемыхъ въ Китаѣ, ужо былъ поднимаемъ вопросъ о эксплуатаціи этого воднаго пути.
Путь по рѣкѣ вверхъ отъ Шачжинъ-тохоя ведетъ въ область производства риса и хлопка (около Нинъ-ея) и табаку (около Ланѣчжеу); кромѣ того здѣсь разводятся персики, абрикосы и грецкій орѣхъ. Къ западу отъ Ланъ-чжеу лежитъ Амдо, гдѣ растетъ ревень и откуда идетъ прекрасная овечья шерсть. Прямо на югъ отъ изгиба Хуанъ-хэ лежитъ городъ См-ань-фу, столица провинціи Шаньси, многолюдный и богатый городъ; здѣсь главный складъ товаровъ южнаго Китая, предназначаемыхъ для сѣверныхъ мѣстностей, а именно шелковыхъ издѣлій, сахару и хлопчато-бумажнаго товара. Внизъ по Хуанъ-хэ идетъ путь въ города Хуху-хото и Бао-де-чжеу. Городъ Хуху-хото есть складочное мѣсто китайскихъ товаровъ для Западной Монголіи; здѣсь-же бываетъ ежегодная ярмарка рогами изюбрей. Изъ Хуху-хото идетъ торговая дорога въ городъ Тай-юаньфу, столицу провинцію Шаньси, по которой въ Хуху-хото доставляется кирпичный чай для Монголіи.
Сообщенія Минусинска съ Засаянской областью происходятъ въ настоящее время по горнымъ тропинкамъ, по которымъ ѣзда возможна только верхомъ, и то только въ серединѣ лѣта, съ 15-го мая по 15-го сентября. Послѣ 15-го сентября въ горахъ выпадаютъ глубокіе снѣга и горные проходы закрываются. Зимой съ 15-го декабря по 15-е марта устанавливается санный путь по льду Енисея {Въ нынѣшнемъ году проложенъ новый, яимній путь: изъ села Усинскаго на рѣчку Уть -- (притокъ Бейкема), оттуда на систикемскіе полотые промысли, откуда проходитъ ни мой санный путь въ Минусинскій округъ.}. Такимъ образомъ правильное сообщеніе между Минусинскомъ и Засаяньемъ производится въ сложности не болѣе семи мѣсяцевъ въ году; торговля теряетъ цѣлыхъ четыре мѣсяца (весной мѣсяцы апрѣль и май и осенью октябрь и ноябрь). Лѣтнимъ водянымъ путемъ по Енисею пользуются только для сплава внизъ на плотахъ; такимъ порядкомъ изъ Засаянья доставляются въ Минусинскъ соль въ количествѣ 1,500 пудовъ и рыба, звѣриныя и скотскія кожи, шерсть и конскій волосъ. Плаваніе вверхъ по рѣкѣ встрѣчаетъ непреодолимое препятствіе въ быстротѣ, съ которою воды Енисея несутся въ тѣснинѣ между устьемъ р. Уса и дер. Означенной. На этомъ пространствѣ насчитывается пять пороговъ, по пороги эти далеко не представляютъ тѣхъ затрудненій, какъ ангарскіе. Всѣ очевидцы (Шварцъ, Адріановъ, Африканокъ, Талызинъ) единодушно свидѣтельствуютъ объ этомъ; это скорѣе съуженія русла береговыми скалами, чѣмъ каменныя загражденія на рѣчномъ днѣ. Къ сожалѣнію въ литературѣ свѣдѣнія о теченіи Енисея въ саянской тѣснинѣ весьма бѣдны. Намъ извѣстенъ въ печати только одинъ отзывъ объ енисейскихъ порогахъ: это отзывъ Шварца. Остальными данными мы пользовались въ рукописяхъ. Впрочемъ, записки г. Адріанова, въ которыхъ онъ разсказываетъ о своемъ плаваніи по Енисею, кажется недавно обнародованы. Г. Талызинъ доставилъ намъ новыя свѣдѣнія о всѣхъ енисейскихъ порогахъ съ измѣреніями торчащихъ изъ воды камней; мы воспользуемся этими данными въ другомъ мѣстѣ.
Бывшій главный начальникъ края графъ А. П. Игнатьевъ, какъ намъ извѣстно, имѣлъ намѣреніе ходатайствовать предъ высшимъ правительствомъ о порученіи одному изъ инженеровъ путей сообщенія произвесть осмотръ енисейской тѣснины и опредѣлить степень возможности устраненія существующихъ затрудненій для подъема судовъ вверхъ по рѣкѣ, а также и затрудненій при спускѣ илотовъ. Такая экспедиція положила-бы конецъ нашимъ смутнымъ представленіямъ о значеніи опасностей, соединенныхъ съ плаваніемъ по Енисею.
Плоты, нагруженные до 1,000 пудовъ, проходятъ черезъ всѣ пороги Енисея безъ перегрузки; можно поэтому надѣяться, что и попытка г. Сафьянова сплавить по Енисею грузъ чаевъ также увѣнчается успѣхомъ. Удачный-же исходъ этого предпріятія можетъ заинтересовать торговое сословіе, которое до настоящаго времени отдавало торговой дорогѣ по Енисею менѣе вниманія, чемъ она, повидимому, заслуживаетъ.
Въ общихъ заботахъ о развитіи торговли въ Сибири, конечно, вопросъ о разработкахъ Енисейской тѣснины уступаетъ по важности вопросамъ о расчисткѣ русла Ангары, о проведеніи объ-енисейскаго канала или о постройкѣ желѣзной дороги. По маленькія задачи не должны забываться въ виду крупныхъ. Конечно, дѣло стоялобы лучше, еслибъ въ краѣ были особые органы для проведенія мелкихъ проектовъ, имѣющихъ ограниченный -- мѣстный характеръ. Въ то время, когда администраціей уже подняты вопросы о болѣе крупныхъ предпріятіяхъ, имѣющихъ государственное значеніе, ей трудно рѣшиться рядомъ съ этимъ поднимать ходатайство о новыхъ проектахъ, влекущихъ за собой новыя затраты. При другихъ условіяхъ, конечно, такіе вопросы, какъ о расчисткѣ енисейской тѣснины или о проведеніи телѣжной дороги по долинѣ Чуи, давно-бы уже были осуществлены мѣстными средствами, не обращаясь къ государственными" источникамъ.
Енисейскій-же путь имѣетъ то немалое значеніе, что онъ пересѣкаетъ подъ прямымъ угломъ проектированную линію желѣзной дороги, тогда какъ ангарскій идетъ параллельно ей. Ангара въ среднемъ теченіи проходить по пустынной и малонаселенной мѣстности, съ суровымъ климатомъ -- Енисей проходитъ по населеннѣйшимъ мѣстамъ Енисейской губерніи, а засаянскій край -- одна изъ мѣстностей, влекущихъ къ себѣ русскую колонизацію.
Теперь трудно предвидѣть размѣры торговаго движенія по верхнему Енисею; но во всякомъ случаѣ оно будетъ доставлять грузъ для будущей желѣзной дороги. При громадномъ протяженіи желѣзной дороги, проходящей но малонаселенной странѣ, чрезвычайно важно имѣть подъѣздные и подвозные пути, а также запасы, хотя и небольшіе грузовъ на промежуточныхъ станціяхъ.
О величинѣ затратъ на устройство енисейскаго пути теперь, до выполненія изслѣдованія его, рѣшительно нельзя сказать чего-либо опредѣленнаго. Можно только сказать, что расчистка пороговъ и шлюзованіе рѣки, которые такъ пугаютъ многихъ, вовсе не составляютъ неизбѣжнаго условія устройства водою сообщенія. Техника даетъ возможность обходить и замѣнять ихъ болѣе дешевыми приспособленіями.
Г. Потанинъ.
"Восточное Обозр
ѣ
ніе",
No 14
, 1890
Оставить комментарий
Потанин Григорий Николаевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1890
Обновлено: 01/12/2025. 16k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.