Газета "Сибирь" извѣщаетъ, что B. П. Сукачевъ получилъ письмо отъ Г. Н. Потанина отъ 19-го (31-го) іюля. Въ письмѣ этомъ, прочитанномъ въ одномъ изъ засѣданій распорядительнаго комитета восточно-сибирскаго Отдѣла Императорскаго русскаго географическаго Общества, уважаемый путешественникъ характеризуетъ въ физико-географическомъ отношеніи Ордосъ -- мѣстность, которой Г. Н., по справедливости, даетъ названіе "орошенныхъ сыпучихъ песковъ". Затѣмъ описываются три остановки у джунгарскаго князя, не чуждаго европейской цивилизаціи, у князя Вана, настоящаго дикаря, не допустившаго поставить палатки путешественниковъ ближе 10 ли отъ его ставки, и, наконецъ, въ Боробалгасунѣ. Во время стоянки близь ставки Вана, Г. Н. Потанинъ съѣздилъ въ долину рѣки Джалеханъ, гдѣ стоитъ Едженъ-хоро, ставка
Еджена, т. е. Чигисъ-хана; подъ ставкой его разумѣются двѣ юрты, въ которыхъ въ серебряной ракѣ хранятся кости или тѣло Чингисъ-хана. Въ Боробалгасунѣ, разрушенномъ Чингисъ-ханомъ, по преданію, жилъ Ельджигенъ тологой той ханъ, т. е. царь съ ослиной головой. Здоровье всѣхъ путешественниковъ (Потанина съ супругой, Скасси и Березовскаго) находится въ удовлетворительномъ состояніи.
Мы, въ свою очередь, получили письмо отъ самого Г. Н. Потанина и другихъ участниковъ экспедиціи. Въ настоящее время дѣлимся нѣкоторыми извѣстіями, извлеченными изъ письма одного изъ путниковъ, посланнаго 4-го января 1885 г. изъ деревни Наджы, на лѣвомъ берегу Жолтой рѣки, мѣстѣ зимовки экспедиціи. Въ скоромъ времени мы помѣстимъ часть дневника Г. Н. Потанина, присланнаго намъ. "Послѣднее наше письмо, -- говорится въ письмѣ,-- послано вамъ изъ Боробалгасуна, гдѣ мы пользовались гостепріимствомъ отцевъ миссіонеровъ. Съ помощью ихъ мы наняли постоянныхъ рабочихъ и съ ними пошли на Линджеу, но не прямо, а сначала на соленыя озера; черезъ нѣсколько дней мы перешли за китайскую великую стѣну, отъ ко горой въ этомъ мѣстѣ осталось еще довольно много: и башни, и ворота, и стѣны только мѣстами обвалились, но особеннаго впечатлѣнія они не производятъ, такъ какъ среди степи что значитъ какая нибудь стѣна въ три сажени высоты! За стѣной начались мѣста, раззоренныя дунганами; отъ городовъ остались жалкіе остатки: сначала видишь обыкновенно стѣны, ворота и башни, а въѣдешь въ ворота, и вотъ внутри оказываются пустыри и лишь кое-гдѣ вновь отстроены дома, на одной или двухъ улицахъ; окрестности поросли травой, пашенъ мало, деревни стоятъ въ развалинахъ и, можетъ быть, на сто домовъ жилыхъ едва десять. Много попадалось дзереполь (?), и одно время охотники наши настрѣляли ихъ столько, что мы по дорогѣ даже раздавали тушки. Скоро началось мусульманское населеніе и жилища, выкопанныя въ лёсѣ. Впрочемъ, раньше мы проѣхали одинъ очень старинный городъ, Линджеу; онъ стоитъ въ долинѣ Жолтой рѣки и весь потонулъ въ зелени, и это съ непривычки показалось намъ необыкновенно пріятнымъ зрѣлищемъ; раньше, вѣроятно, еще больше было деревьевъ, потому что теперь это все молодыя плодовыя деревья. Деревянныя башни у стѣнъ, высокія характерныя китайскія башни со множествомъ этажей въ срединѣ города и, главное, большое пространство, занятое могилами и могильными памятниками, большія развалины огромной нѣкогда кумирни -- все показывало, что городъ былъ нѣкогда очень великъ и значителенъ; мы остановились у городскихъ воротъ, въ предмѣстьѣ, гдѣ расположены постоялые дворы. Внутри города Г. Н. Потанинъ былъ въ двухъ-трехъ кумирняхъ и говорилъ, что улицы состоятъ почти изъ развалинъ. Здѣсь васъ очень атаковала назойливая китайская толпа; ужасно лѣзли въ комнату, ужъ не говоря про то, что дворъ былъ наполненъ толпой; случилось это, можетъ быть, благодаря тому, что мы попали въ праздничный день -- народъ не работалъ, да и си-яновъ, т. е. западныхъ людей, въ этихъ мѣстахъ не бывало. Мы выпроводили довольно большую толпу со двора и заперли ворота, но за то послѣднихъ едва не разломали; все время у нашей квартиры были солдаты изъ полиціи, и мы имъ обыкновенно платили, но они ничего не могли подѣлать. Простоявши тутъ три дня за дурной погодой, мы поѣхали дальше; въ городкахъ вездѣ повторялись сцены, подобныя линджеускимъ: вездѣ толпа одолѣвала, и вездѣ встрѣчались очень плохіе дяны, или гостинницы. Мусульмане отличаются по типу и по манерамъ, и даже отчасти по шапкамъ, но женщины вездѣ одѣты покитайски и съ маленькими ногами; благодаря, вѣроятно, войнѣ, рабочихъ рукъ мало, и эти несчастныя женщины на своихъ узенькихъ ножкахъ должны бываютъ помогать мужьямъ въ полевыхъ работахъ, причемъ, конечно, больше работаютъ, стоя на колѣнахъ; въ домѣ тоже онѣ все дѣлаютъ. Въ мусульманскихъ жильяхъ мнѣ показалось чище, чѣмъ въ китайскихъ, гдѣ объ опрятности не заботятся. Хуанъ-хо мы тутъ хотя и видѣли, но близко къ этой рѣкѣ по подходили, такъ какъ шли по каналу, проведенному изъ нея; дальше же, по мелкимъ рѣчкамъ, вездѣ около нея лёсъ -- стало быть, пыль, а гдѣ есть рисовыя поля, тамъ грязь страшная; такъ какъ вся мѣстность была затоплена, то ночевать приходилось въ пещерахъ; все населеніе тутъ живетъ въ Нихъ обыкновенно такъ: небольшая площадка въ полугорѣ и съ нея входъ въ два-три жилья, одно или два уступались намъ; у входа обыкновенно капъ, который снизу подтапливается; затѣмъ, въ томъ же жильѣ устроены ясли, и тутъ же ставятъ лошадей путешественниковъ; надъ отверстіемъ въ глинѣ или въ передней стѣнѣ устроено окно, или дыра, иногда ничѣмъ не защищенная, иногда же съ рѣшеткою, и даже дверь есть. Бываетъ и такъ, что жилье самихъ хозяевъ, хотя также пещера, бываетъ убрано обоями, картинами, комодами, столами; жители имѣютъ много посуды и одежды; вообще пещерное жилище не указываетъ непремѣнно на бѣдность; дѣло въ томъ, что другихъ жилищъ въ краѣ нѣтъ, и пещеры предпочитаются за теплоту зимой и за прохладу лѣтомъ; устраивать же хорошія помѣщенія для проѣзжающихъ нѣтъ надобности, такъ какъ это небольшая дорога, да китайцы и не взыскательны. Тутъ мы наслушались разсказовъ о дунганскомъ возстаніи, видѣли участниковъ; такъ одинъ изъ нашихъ рабочихъ пострадалъ отъ нихъ тогда сильно и питаетъ къ нимъ страшную ненависть. Тянулись мы медленно, сворачивая съ прямой дороги, обходя горы, иногда идя не туда, куда бы хотѣлось; благодаря тому, что изъ Линджеу намъ навязали китайцевъ солдатъ, такъ какъ была получена о насъ изъ Пекина бумага, то эти пѣшеходы иногда страшно стѣсняли насъ: кромѣ того, что ихъ приходилось кормить, имъ нужно было еще давать денегъ на возвратный путь. Очень хотѣлось поскорѣе дойдти до Линджеу, гдѣ, какъ мы узнали, насъ ждали письма, и мы надѣялись пожить опять у миссіонеровъ. И очень непріятно было разочарованіе; оказалось, что письма выслали намъ навстрѣчу но другой дорогѣ, а миссіонера нѣтъ въ городѣ. Наконецъ онъ пріѣхалъ и принялъ насъ. Мы прожили, здѣсь дней 10, пока наняли муловъ, и переселились сюда. Письма насъ догнали уже въ дорогѣ.
"Народъ здѣсь горный, сохранилъ много старинныхъ легендъ и преданій; каждая мѣстность имѣетъ своего героя; любимый герой это, кажется, Гесеръ-ханъ; ему посвящена здѣшняя кумирня, онъ герой множества театральныхъ пьесъ, которыя здѣсь даются лѣтомъ при кумирнѣ; онъ же герой поэмъ, которыя поетъ народъ, сказокъ и даже огромнаго китайскаго романа; намъ три вечера переводилъ изъ него отрывки здѣшній школьный учитель; по романъ этотъ вродѣ старинныхъ рыцарскихъ, гдѣ все встрѣча съ непріятелемъ и драка или поединокъ. Особенно часто насъ посѣщаютъ въ базарные дни приходящіе родственники ламы изъ окрестныхъ монастырей; теперь мы начинаемъ понимать языкъ. Г. Н. Потанинъ разъ уѣзжалъ на двѣ ночи въ деревню смотрѣть шамана, теперь то и дѣло получается приглашеніе изъ окрестныхъ монастырей на имѣющія быть въ цаганъ-сэръ (новый годъ) театральныя представленія, или, лучше сказать, танцы маскированныхъ; вѣроятно, это нѣчто въ родѣ мистерій, гдѣ изображается какое нибудь событіе изъ жизни мѣстнаго святаго и божества".