Изъ учрежденій, посвященныхъ наукѣ, въ Батавіи мы чаще всего посѣщали этнографическій музей, устроенный при Батавскомъ обществѣ искусствъ и наукъ.
Общество это имѣетъ коллекціи и по другимъ отдѣламъ, но онѣ разсѣяны въ разныхъ мѣстахъ. Такъ минералогическое собраніе находится при горномъ управленіи; оно не интересно, такъ какъ лучшія вещи, болѣе дорогія или цѣнныя въ научномъ отношеніи, обыкновенно отсылаются съ Явы въ Голландію, и въ Батавіи можно видѣть только не важные остатки коллекцій. Въ отдѣлѣ зоологіи, который также помѣщается гдѣ то въ новомъ мѣстѣ, по словамъ предсѣдателя общества г. Ванъ-Киндерена, коллекціи четвероногихъ и птицъ не обширны, но богато собраніе моллюсковъ.
Этнографическій музей помѣщается въ отдѣльномъ зданіи, построенномъ на королевской площади (Koningsplein). Изъ города къ музею дорога идетъ по тамариндовой аллеѣ, которая окружаетъ королевскій лугъ со всѣхъ сторонъ; зданіе музея легко узнается, потому что на площадкѣ передъ нимъ (такія площадки имѣются передъ каждымъ батавскимъ домомъ), на пьедесталѣ, поставлена небольшая фигура слона. Зданіе заключаетъ въ себѣ около шести или семи залъ; средняя часть зданія состоитъ изъ эстрады, украшенной спереди колоннадой; на эстрадѣ стоятъ огромныя бронзовыя пушки туземной работы; за эстрадой отдѣльная зала, въ которой собраны идолы, взятые изъ Шиваитскихъ храмовъ Яны; всѣ они вытесаны изъ камня. Тутъ находится до ста фигуръ; въ настоящій ростъ человѣка всего одна -- какой то китайскій ормитъ съ четками въ рукахъ; есть также головы въ настоящую величину. Коллекція эта еще, кажется, не разобрана и не внесена въ каталогъ. Другія коллекціи помѣщаются въ одной большой залѣ и пяти небольшихъ. Здѣсь собраны этнографическіе предметы съ острововъ Явы, Суматры, Борнео, Целебеса, Молукскихъ острововъ и изъ Покой-Гвинеи. Расположены предметы очень тѣсно и потому но совсѣмъ въ порядкѣ, но въ обиліи, которое даетъ хорошее представленіе о внѣшней обстановкѣ жителей Зондскаго архипелага. Въ большой залѣ, въ стеклянныхъ шкафахъ помѣщены богато украшенные костюмы, матеріи для платья, соронки, или ткани для юпокъ, діадемы изъ листоваго золота для невѣстъ и танцовщицъ, мужскія шляпы самыхъ разнообразныхъ видовъ, въ видѣ шляпки краснаго мухомора, въ видѣ опрокинутой воронки и т. под., гребни, браслеты, рубашки изъ древесной коры, женскія одѣянія, расшитыя (елки мы раковинами вмѣсто бисера и проч. Одно изъ женскихъ платьевъ составлено изъ мелкихъ треугольныхъ и четыреугольныхъ лоскутковъ, въ родѣ тѣхъ одѣялъ, которыя часто встрѣчаются въ сибирскихъ деревняхъ, составляются Въ обрѣзковъ матеріи и называются: "сборное воскресенье".
Жилища представлены въ видѣ моделей; домъ яванца состоитъ изъ циновокъ, которыя плетутся въ узоръ изъ бѣлыхъ и черныхъ полосъ, такъ что лицевыя стѣны хижины имѣютъ фигуры, составленныя изъ черныхъ шашекъ по бѣлому или скорѣе сѣрому фону. Есть модели подобныхъ жилищъ разныхъ состояній; нѣсколько моделей представляютъ дома богачей; стѣны ихъ раскрашены разными цвѣтами, а украшенія на крышѣ покрыты позолотой; другія модели изображаютъ кумирни. Висячіе мосты, суда различныхъ конструкцій, отъ простой рыболовной лодки до богато убранной яхты раджи; погребальныя башни, сжигаемыя вмѣстѣ съ покойникомъ, также представлены въ видѣ моделей. Особенно много моделей судовъ; за неимѣніемъ мѣста на столахъ многія модели послѣднихъ подвѣшаны къ потолку. Многочисленныя орудія и спасти для ловли знакомятъ съ изобрѣтательностью туземцевъ; тутъ можно видѣть самострѣлы и пасти, настораживаемые на тигровъ и другихъ звѣрей, различныя ловушки, рыболовныя сѣти, кросны для тканья съ недотканной соронкой, сушили, воробы, мялки для капока, приборъ для печатанія туземныхъ ситцевъ отъ руки и рядомъ съ нимъ кусокъ ткани, часть которой уже покрыта рисункомъ, а другая остается чистой. Особаго систематическаго собранія орнаментовъ нѣтъ, но по всему музею разсыпано множества предметовъ, представляющихъ образцы туземнаго вкуса. Разсматривая на ситцахъ рисунки, нельзя не замѣтить сходства между ними и шашечными рисунками, которые образуются на плетеныхъ вещахъ изъ соломы или камышахъ. Между утварью своей отдѣлкой и украшеніями отличаются ложки, сдѣланныя изъ кокосоваго орѣха и изъ рога. Здѣсь же кстати упомянуть о коробочкахъ для свѣтящихся жуковъ, которыя замѣняютъ ворамъ фонари; при свѣтѣ ихъ воры отпираютъ замки. Между предметами, предназначенными для игры, мы замѣтили игральныя карты и лоточки съ чашеобразными углубленіями; послѣдніе очень напоминаютъ подобные же лотки киргизовъ, у которыхъ игра состоитъ въ томъ, что игроки раскладываютъ по лоткамъ кумалаки (шарики овечьяго помета). Такихъ лотковъ въ батавскомъ музеѣ два; они имѣютъ видъ низенькихъ скамеекъ съ приподнятыми концами; ямки, или лупки, расположены въ два ряда на верхней горизонтальной поверхности лотка; кромѣ этихъ рядовыхъ лунокъ, на обоихъ концахъ лотка еще по лункѣ большаго размѣра, чѣмъ остальныя; на одномъ лоткѣ по 9 лунокъ въ рядъ, такъ что съ большими всего 20 лунокъ; на другомъ лоткѣ" ряды имѣютъ по 7 лунокъ, а всего на лоткѣ выходитъ 16 лунокъ. По-явански эта игра называется даконъ (dakon). Изъ другихъ любопытныхъ предметовъ домашняго обихода укажемъ еще на календари въ видѣ бамбуковыхъ цилиндровъ съ исписанною буквами поверхностью и на веревку съ узлами, которая служила вмѣсто письма. Оружіе разсѣяно по всѣмъ стѣнамъ музея: стрѣлы, дротики, сѣкиры, щиты, военныя маски съ длинными бородами, вѣроятно, надѣваемыя воинами для устрашенія непріятеля. Музыкальныхъ инструментовъ въ музеѣ собрано немало. Яванскій бубенъ отличается отъ сибирскаго шаманскаго, котораго онъ менѣе, еще тѣмъ, что поперечникъ его отверстія меньше поперечника внѣшняго круга или дна бубна, такъ что бока бубна, состоящіе обыкновенно изъ плетеныхъ прутьевъ, наклонены ко дну подъ острымъ угломъ, и бубенъ похожъ на военную фуражку, у которой отпороли околышъ. Той же формы встрѣчаются и колокола, или металлическіе бубны, которые подвѣшиваются за одинъ край; бьютъ въ нихъ колотушкой. Они имѣютъ иногда аршинъ въ поперечникѣ. Нерѣдко музыкальные инструменты построены изъ бамбука. Отрѣзокъ бамбуковаго ствола служитъ вмѣсто коробки у китайской скрипки; длинный бамбуковый стволъ служитъ вмѣсто трубы; военный яванскій инструментъ анклунъ (angklong) состоитъ изъ ряда висячихъ бамбуковыхъ трубокъ, въ которыхъ пропущены бамбуковые же стерини, отправляющіе такую же роль, какъ языки у колоколовъ; въ цѣломъ этотъ музыкальный инструментъ напоминаетъ станокъ для литья свѣчъ; толкая его, заставляютъ лунки биться внутри бамбуковыхъ трубокъ и производить звуки, которые очень разнообразны вслѣдствіе различныхъ калибровъ трубокъ и различной тонины ихъ стѣнокъ. Цѣлые оркестры составляются изъ бамбуковыхъ гармоній, устроенныхъ очень просто; бамбуковыя пластинки расположены въ рядъ въ родѣ клавишей, въ числѣ отъ 7 до 16 штукъ; музыкантъ бьетъ по нимъ тросточкой; до 14 такихъ гармоній входитъ въ составъ одного оркестра; у нѣкоторыхъ подъ горизонтально положенными пластинками подставлены вертикально бамбуковые стаканы для резонаАса.
Въ числѣ предметовъ культа, кромѣ каменныхъ изваяній, собранныхъ въ особой залѣ и на эстрадѣ, моделей погребальныхъ башенъ и кумиренъ, въ батавскомъ музеѣ находятся простѣйшіе деревянные фетиши въ видѣ человѣческихъ фигуръ, грубостью не уступающіе сибирскимъ шаманскимъ. Тѣ, которые принадлежатъ даякамъ на Борнео, раздѣлены на двѣ группы; въ одной фигуры имѣютъ 3/4 аршина высоты; онѣ сдѣланы однообразно, лѣвая рука прижата къ груди, правая опущена внизъ; двѣ фигуры женскія; у нѣкоторыхъ языки представлены высунутыми и висящими, у мужчинъ фаллусы. На головѣ какой то вычурный уборъ. Въ другой группѣ, фигуры имѣютъ до 1 аршина высоты; на головахъ коническія шляпы; нѣкоторыя фигуры въ стоячемъ положеніи; руки у этихъ послѣднихъ положены на колѣни. Замѣчательны четыре деревянныхъ жезла: подобные жезлы употреблялись мѣстными колдунами для того, чтобы низвести съ неба дождь; когда хотятъ дождя, жезлъ втыкаютъ въ землю и кропятъ водой изображенныя на немъ фигуры. Не припоминаете ли вы при этомъ поговорку: дождь идетъ, оттого что палка стоитъ въ углу? Говорятъ, подобные жезлы составляютъ теперь большую рѣдкость и съ трудомъ отыскиваются. Они называются toenggal panaloan. Жезлы въ верхней своей части покрыты рѣзьбой, болѣе или менѣе тонкой, на лицевой сторонѣ изображены человѣческія фигуры, помѣщающіяся одна надъ другой; на одномъ жезлѣ верхнія фигуры стоятъ ногами на головахъ нижнихъ; на другихъ верхнія какъ будто сидятъ верхомъ на спинахъ нижнихъ. На трехъ жезлахъ по семи фигуръ и только на одномъ жезлѣ ихъ восемь. Нѣкоторыя изображены верхомъ на козлѣ или на быкѣ. Самая верхняя фигура имѣетъ голову, украшенную торчащимъ вверхъ пучкомъ длинныхъ волосъ, что напоминаетъ совиную шапку сибирскаго шамана. Задняя сторона жезла или гладкая, или на ней изображены пятки человѣческихъ фигуръ и хвосты животныхъ, на которыхъ они возсѣдаютъ верхомъ, или наконецъ змѣи, извивающіеся вдоль жезла. Человѣческія фигуры представляютъ одну семью, извѣстную подъ именемъ Si аdjі dоnda hataboctan. Каталогъ батавскаго музея указываетъ на книгу v. d. Tuuk, Bat.-Ned woorden boek, pl. X, по 1, гдѣ изображены три изъ этихъ жезловъ.
Неожиданная встрѣча на столь отдаленномъ югѣ повѣрій, представляющихъ поразительное сходство съ монгольскими повѣріями о дожденосномъ камнѣ двада и съ жезлами бурятскихъ шамановъ, вызываетъ сильное удивленіе, которое только отчасти смягчается новѣйшими извѣстіями о суевѣрныхъ обычаяхъ промежуточныхъ странъ, извѣстіями, пріучающими къ мысли, что въ обычаяхъ этого рода у монголовъ, тибетцевъ, жителей Индіи, Цейлона и Инду-Китая очень много общаго. Подробныя литературныя указанія о повѣріяхъ о дожденосномъ камнѣ дзада можно найдти у Березина въ Шейбаніадѣ и у Юля, въ его комментаріяхъ къ тексту Марко Поло.
Въ особой комнатѣ собраны наиболѣе цѣнныя вещи, сдѣланныя изъ дорогихъ металловъ, или украшенныя драгоцѣнными камнями; здѣсь есть коллекція мелкихъ статуетокъ браманскихъ божествъ, вылитыхъ изъ золота, а также золотой тронъ раджи. Въ другой комнатѣ значительное собраніе монетъ, въ которомъ впрочемъ азіатскія занимаютъ едва ли половину мѣста. Между ними замѣчательны японскія, въ видѣ золотыхъ пластинокъ, въ ладонь величины, сіамскія изъ фарфора, старинныя китайскія мѣдныя, въ видѣ мечей или фигуръ, похожихъ на человѣческія. Батавскій музей находится подъ управленіемъ г. Ванъ-деръ-Чеза (Van der Chijs), который издалъ уже въ третій разъ каталогъ музея, составленный еще при его предшественникѣ. Въ каталогѣ противъ каждаго предмета помѣщено его туземное названіе въ голландской и малайской транскрипціи, противъ многихъ сдѣланы нѣкоторыя болѣе или менѣе обширныя замѣтки, и иногда приведена даже литературная справка.