Папини Джованни
Джованни Папини: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ПАПИНИ Джованни [Giovanni Papini, 1881--] -- итальянский писатель. Р. во Флоренции в бедной мещанской семье. О воспитании, детстве и юности П. дает много сведений его автобиографический роман "Конченный человек". Творческий путь П. крайне извилист. "Капризный бродяга без руля", как писатель сам себя называет, П. в поисках выхода из мрачного лабиринта, каким ему рисуется жизнь, все время мечется, проходя в порыве искания стадии от футуризма через буддизм, анархизм и атеизм до фашизма и католицизма. П. не посягает на капиталистический строй, даже когда "бунтует" против него; его "бунт" всегда сугубо индивидуалистичен, метафизичен, часто это всего лишь протест против филистерства, не способного устремляться в царство "духа", "великих дарований". В этом отношении показателен его приход к фашизму, венчающий "искания" писателя. Судьба П. типична для большого количества мелкобуржуазных писателей современной Италии, среди к-рых П. занимает выдающееся место. Наделенный значительным талантом, широко образованный, П. принадлежит к числу виднейших итальянских писателей XX в.
   В своем первом сборнике новелл 1903 "Il tragico quotidiano" (Трагическая ежедневность) он показал себя парадоксальным новатором, изобретательным фантастом. Стремясь "подчеркнуть в природе и жизни невидимое, мучительно-загадочное", П. создает "род абсурдных, невероятных и нереальных историй", глубоко изощренных и болезненно утонченных. Он тщательно работает над языком, над формой, достигая здесь своеобразной виртуозности. Годы сотрудничества в "Voce" [1908--1916] и последующие [1916--1920] -- период наибольшего расцвета П. Буржуазная критика поет дифирамбы П., буржуазный читатель преклоняется перед ним. Крупнейшим созданием П. этого периода может считаться автобиографический, необычайно остро и темпераментно написанный роман "Un uomo finito" (Конченный человек, 1913). Эта книга -- своего рода исповедь П., в к-рой он с беспощадной откровенностью излагает историю своих порывов и падений. Окруженный "темным и страшным миром", П. то видит в себе апостола, к-рому суждено "спасти" человечество, то осознает себя "конченным человеком", опустошенным и ничтожным. Книгу завершают слова: "И если я уже не представляю собой более ничего, то это потому, что хотел быть всем". Этот роман П., лучшее из написанного им, является ярким документом колебаний и метаний мелкобуржуазной интеллигенции на рубеже XX в., когда в связи с переходом капитализма к империалистической стадии своего развития заметно усилилось наступление крупного капитала на широкие слои мелкой буржуазии. Значительно менее ярки фрагменты П., собранные в "Opera prima" [1917] и "Giorni di festa" [1918], содержание к-рых взято из воспоминаний детства и повседневных наблюдений. Переходя в лагерь футуристов, П. увлекается только боевой стороной их деятельности, их проповедью "великой Италии", борьбой с академизмом за "абсолютную свободу", освобождение от "исторических кладбищ" и т. п., не разделяя однако положений поэтики футуризма. Он обнаруживает крайний "радикализм", нападая на учреждения и нравы буржуазии, однако этот "радикализм" никого не вводил в заблуждение, так как по существу речь шла лишь об эпатировании буржуа-мещанина.
   В годы войны Папини выпускает работу о Кардуччи, с к-рым крепче всего связан по линии лит-ых традиций. В годы, когда в Италии резко обострилась классовая борьба и на горизонте появился призрак пролетарской революции, П. приходит к католицизму и через него к фашизму. В 1920 он выпускает "Storia di Cristo", трактуя Христа по-толстовски. П. проповедует необходимость непротивления злу, борьбу за уничтожение денег и воспринимает христианство как некую высшую ступень революционного сознания. Дальше своеобразного "евангельского социализма" П. не идет, он не только не призывает угнетенные классы к борьбе, но всячески доказывает ненужность, "неразумность" ее. Стихи сборника "Pane e vino" [1926] отмечены печатью францисканского смирения и простоты. За последние годы появляются почти одновременно две крупные вещи П. -- книга о блаженном Августине "San Agostino" [1929] и "Gog" [1930]. Наибольший интерес представляет "Гог" -- произведение, как отмечает критика, формально очень своеобразное, не подходящее под традиционные определения канонического порядка. В центре произведения -- метис Гог, сын белого и девушки маори, с к-рым автор связывает проблему расовой наследственности. Для интриги П. вводит в "Гог" встречу автора с героем в доме умалишенных, где автор получает дневник без датировки и последовательности изложения. П. затрагивает также в "Гог" самые различные вопросы науки, искусства, техники, дает портреты самых необыкновенных и интересных типов. Пытаясь наметить критику современного буржуазного общества, он однако не поднимается даже до остроты своих ранних произведений, -- сатира "Гога" крайне поверхностна; стоя на почве буржуазной действительности, Папини чаще всего просто эпатирует буржуазного читателя, не думая вовсе о борьбе с основами капиталистического строя. В 1933 Папини выпустил книгу о Данте ("Dante vivo"). Став католиком и фашистом, П. в статье "Il Croce e la Croce" стремится убедить Б. Кроче в правильности своего "обращения", приводя в пример еще Честертона, Вуста и тем самым лишний раз подтверждая, что эволюционный путь, проделанный им, -- удел многих представителей мелкобуржуазной интеллигенции Зап. Европы. Но придя через католицизм к фашизму, П. не встал в фашистские ряды столь же безоговорочно, как например д'Аннунцио. Индивидуалистом он остался и после "обращения", не растворившись всецело в потоке фашистской "унификации".
   В начале своей лит-ой деятельности П. принимает горячее участие в журналистике: в 1903 он основывает и редактирует "Leonardo", издает "L'anima", принимает близкое участие в журн. "Voce", к-рый оставляет для работы вместе с Соффичи в футуристическом журн. "Lacerba" [1913--1915]. Произведения П. переведены на ряд европейских языков, в том числе и на русский.

Библиография:

   I. Русские переводы: Трагическая ежедневность, [Рассказы], перев. Ю. Бальтрушайтиса, Р. да-Рома и Б. Я., под ред А. Л. Волынского, Гиз. Берлин, 1923; Конченный человек, перев. Р. да-Рома, под ред. А. Л. Волынского, Гиз, П., 1923; Пиранделло Л., Папини Дж., Бонтемпелли М., Новеллы, предисл. Вл. Лидина, изд. "Огонек", М., 1926.
   II. Г. Р., "Звезда", 1924, I; Оксенов И., "Печать и революция", 1924, II (отзывы о "Конченном человеке"); Гаген, "Книгоноша", 1924,  38(69) -- отзыв о рассказах "Трагическая ежедневность"; Fondi R., Un costruttore: G. Papini, Firenze, 1922; Moscardelli N., Giovanni Papini, Roma, 1924; Palmieri E., Giovanni Papini (con bibliogr. a cura di T. Casini), Roma, 1927.

Д. Михальчи

   Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 440--442.
   http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-4401.htm

II.

   Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 588.
   http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-5881.htm
   ПАПИНИ (Papini), Джованни (9.I.1881, Флоренция, -- 8.VII.1956, там же) -- итал. писатель. В 1903--1915 сотрудничал в разных по направлению периодич. изданиях. В худож. и публицистич. произв. этого периода -- "Сумерки философов" ("Il crepusculo dei filosofi", 1906), "Трагическая повседневность" ("Il tragico quotidiano", 1906) и др. -- стремление к обновлению старых форм культуры сводится к индивидуалистич. бунту; анархистские тенденции сочетаются у П. со словесной бравадой, эпатажем мелкого буржуа. Наиболее значит. книга этого периода -- "Конченный человек" ("Un uomo finito", 1912), в к-рой дан острый психологич. анализ мятущегося, разочарованного человека. После 1-й мировой войны страх перед революц. движением масс приводит П. к религии, к приятию фашизма. В "Истории Христа" ("Storia di Cristo", 1921) он утверждает католицизм и отрицает классовую борьбу. В кн. "Гог" ("Gog", 1931) -- публицистич. обозрении совр. жизни и культуры -- выражено пессимистич. восприятие жизни. После 2-й мировой войны религ. тематика преобладает в творчестве П. Острую дискуссию и осуждение Ватикана вызвала его кн. "Дьявол" ("Il Diavolo", 1953), где выдвинут тезис конечного прощения богом сатаны. П. -- автор книг по истории иск-ва: "Жизнь Микельанджело на фоне жизни его времени" ("Vita di Michelangelo nella vita del suo tempo", 1949), "Лоджия бюстов" ("La loggia dei busti", 1955) и др.
   Соч.: La vita di nessuno, Firenze, 1912; L'esperienza futurista, Firenze, 1919; Pane e vino, Firenze, 1926; Il libro nero, Firenze, 1951; Dante vivo, Firenze, 1933; Io, Papini. Antologia a cura C. Bo, [Firenze], 1967; в рус. пер. -- Трагическая ежедневность [Рассказы], Берлин, 1923; Конченный человек, П., 1923; Новеллы, М., 1926 (совм. с др.).
   Лит.: Луначарский А. В., Западная интеллигенция, Собр. соч., т. 5, М., 1965; Ridolfi R., Vita di Giovanni Papini, Verona, 1957; Di Franca N. M., Giovanni Papini, Modena, 1958.

З. М. Потапова.

   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru