Паки-Де-Совиньи Николай Николаевич
Об усовершенствовании, приобретаемом чрез упражнение

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    в Словесных Науках молодыми людьми обоего пола.
    Сія рѣчь произнесена была на Французскомъ языкѣ въ Харьковскомъ университетѣ по случаю публичнаго собранія, въ ономъ 30 Августа 1810 года.


   

Объ усовершенствованіи, приобрѣтаемомъ чрезъ упражненіе въ Словесныхъ Наукахъ молодыми людьми обоего пола (*)

   (*) Сія рѣчь произнесена была на Французскомъ языкѣ въ Харьковскомъ университетѣ по случаю публичнаго собранія, въ ономъ 30 Августа 1810 года. Сочинитель ея г. Паки-де-Совиньи служитъ въ званіи Адъюнкта, и преподаетъ Французскую Словесность. Переводъ сдѣланъ г-мъ Богдановичемъ, однимъ изъ прилѣжнѣйшихъ его воспитанниковъ. Изд.
   
   Препровождать прямо къ истинной славѣ, къ достоинствамъ, почестямъ и выгодамъ, споспѣшествовать благосостоянію обществъ и семействѣ, образовать сердце для добродѣтели, украшать и обогащать разумъ, умягчать нравы мущинъ, усовершать врожденную разборчивость женщинъ, наконецъ усыпать цвѣтами удовольствій путь жизни человѣческой -- таковы суть неоцѣненныя блага, предлагаемыя Словесными Науками всѣмъ упражняющимся въ оныхъ. Будучи убѣжденъ важностію предмета, долженствующаго по справедливости занимать каждаго члена общества, вознамѣрился я, Милостивые государи, нынѣ бесѣдовать съ вами объ усовершенствованіи, приобрѣтаемомъ чрезъ упражненіе въ Словесныхъ Наукахъ молодыми людьми обоего пола. Я, покажу съ одной стороны юношамъ, предопредѣляющимъ себя къ государственной службѣ, непремѣнную обязанность ихъ образовать себя Словесными Науками въ общественныхъ училищахъ; а съ другой, свое усердіе и ревность, каковыя родителями должны быть внушаемы дѣтямъ съ самаго нѣжнаго возраста, при постоянномъ стараніи наиболѣе удалять отъ нихъ всѣ предразсудки, вредные для успѣховъ въ знаніяхъ. Или могущіе отвести ихъ о отъ охоты учиться и готовности повиноваться, съ которыми должны они вступать во святилище Музъ, и кои составляютъ существенныя качества, необходимо нужныя для предполагаемыхъ успѣховъ. Я прибавлю, сколь важныя причины требуютъ, дабы и молодыя дѣвицы равномѣрно упражнялись въ изящныхъ наукахъ, а особливо дѣвицы благородныя, кои по состоянію своему должны занимать отличную степень въ обществѣ. Ибо, если съ одной стороны надлежитъ столько дорожить воспитаніемъ мущинъ, то для чего съ другой пренебрегать воспитаніе женщинъ? Для чего лишать выгодѣ просвѣщенія сію половину человѣческаго рода, которая предопредѣлена участвовать во всѣхъ удовольствіяхъ общежитія, и которой важнѣйшая и пріятнѣйшая обязанность состоитъ въ попеченіи о дняхъ нашего младенчества? Вліяніе, какое имѣетъ женщины въ обществѣ и семействахъ, равномѣрно требуетъ, чтобы онъ въ молодости занимались науками, которыя сдѣлаютъ ихъ гораздо счастливѣйшими, дѣлая ихъ гораздо любезнѣйшими и привлекательнѣйшими.
   Юные воспитанники, ввѣренные нашему попеченію! къ вамъ особенно я обращаюсь. Вы въ семъ Святилищѣ наукъ постояннымъ своимъ стараніемъ должны споспѣшествовать благодѣтельнымъ намѣреніемъ Августѣйшаго нашего Монарха вы предопредѣлены служить Отечеству! Но вспомните, что вы не можете иначе способствовать славѣ и благу онаго, какъ только быстрыми успѣхами, какіе окажете въ знаніяхъ, и что, сколь ни блистателенъ путь наукъ, но розы ими разсыпаемыя не безъ шиповъ, и только чрезъ долговременной и постоянной трудъ возможете вы наслаждаться ихъ красотою. Такъ, только прилѣжаніе и охота, соединенныя съ безотвѣтнымъ повиновеніемъ, возмогутъ препобѣдить для васъ всѣ предстоящія трудности и препятства, и обнадежить васъ въ желаемыхъ успѣхахъ.
   Прошли уже то времена невѣжества, когда для молодаго человѣка требовалось одно преимущество быть только благороднымъ, дабы возвысишься до первыхъ должностей въ Государствѣ, неимѣя другихъ достойнствъ, кромѣ высокаго рода и богатства, не рѣдко безъ достаточныхъ къ тому свѣденій. Теперь Августѣйшій Монархъ нашъ, истинный Отецъ своего народа и Отечества, будучи совершенно увѣренъ, что благосостояніе Государствъ происходитъ отъ просвѣщенія умовъ знаніями, восхотѣлъ, чтобъ они процвѣтали во всемъ пространствѣ обширной Его Имперіи; чтобъ молодые люди, приготовляющіе себя къ должностямъ, образовались въ университетахъ науками нужными для того состоянія, которое избрать они намѣрены, и чтобъ выходили оттуда со свидѣтельствомъ объ успѣхахъ, которое ручалось бы за ихъ способность къ отправленію должностей и въ полученію достоинствъ. Отсюда происходитъ необходимость для молодыхъ людей быть свѣдущими въ наукахъ и искусствахъ, которыя должны отличать ихъ на пути, ими избираемомъ: отсюда также обязанности родителей заранѣе внушать дѣтямъ своимъ благородную ревность къ упражненію въ Словесныхъ Наукахъ, безъ которыхъ невозмогутъ они достигнуть до высшихъ достоинствъ. Нѣтъ сомнѣнія, что родители, которые всего болѣе желаютъ видѣть дѣтей своихъ на степеняхъ почестей, постараются дать имъ свѣдущихъ наставниковъ, или послать ихъ въ Гимназіи для приобрѣтенія начальныхъ познаній, прежде нежели отправятъ ихъ въ университеты для усовершенствованія въ высшихъ наукахъ.
   Отецъ, ослѣпленный блескомъ почестей и отличій въ обществѣ, конечно пожелаетъ, чтобы сынъ его побывалъ въ училищѣ и научился бы по крайней мѣрѣ языку и исторіи своего Отечества, математикѣ, а особливо рисованью и музыкѣ. Но (онъ скажетъ) сынѣ мой не имѣетъ нужды ни въ Латинской ни во Французской Словесности; "Латинской языкъ нуженъ только профессорамъ, лѣкарямъ и духовнымъ: сынъ мой не будетъ ни врачемъ, ни священникомъ; онъ также не имѣетъ надобности быть, въ ученомъ званіи: онъ происходять; отъ благородной крови, и при семъ преимуществѣ есть у него въ виду еще гораздо большее, а именно, преимущество богатства; только бы онъ могъ получать чины -- для него и сихъ знаній довольно. И какая надобность заставить его мучить свою голову изученіемъ философіи, которую преподаютъ обыкновенно на Латинскомъ языкѣ? Для чего учиться Французской или Нѣмецкой Словесности? Если сынъ мой умѣетъ изъясняться нѣсколько на одномъ или на другомъ изъ сихъ языковъ, то, ему въ общество и не нужно болѣе.-- Что же происходить изъ сего Милостивые Государи? То, что молодой человѣкѣ, наслышавшись сихъ многократно при немъ произносимыхъ словъ, приятныхъ для его нерадѣнія, теряетъ всю охоту не только къ языкамъ, но вообще ко всѣмъ знаніямъ для него необходимымъ. Положимъ что онъ слушаетъ въ Гимназіи наставленія изъ Логики, изъ Латинскаго и Французскаго языковъ; но очень малые оказываетъ въ нихъ успѣхи, полагаясь всегда на преимущества своего рода и богатства -- обманчивыя преимущества, о которыхъ къ несчастію мать его съ давняго уже времени ему натвердила! Вступивши въ университетъ воспитанникъ оказываетъ почти тѣ же успѣхи, что и въ Гимназіи. Многія науки преподаются тамъ на Латинскомъ или Французскомъ языкахъ и онъ не въ состояніи понимать ихъ. Входъ во святилище полезнѣйшихъ свѣдѣній воспрещенъ для него, поелику не хотѣлъ онъ упражняться въ ученыхъ языкахъ, которые отворили бы ему дверь къ онымъ. Философія, служащая основаніемъ другихъ знаній, не имѣетъ для него никакой привлекательности, по недостаточному приготовленію. Таково часто бываетъ дѣйствіе или послѣдствіе вліянія предрадсудковъ на разумъ юношества. Но посмотрите, сколь быстры успѣхи и сколь удовлетворительна польза для Отечества со сторону того воспитанника: которой неиспорченъ нѣгою и праздностію, которой, не бывши окружаемъ толпою служителей, болѣе пользовался употребленіемъ собственнымъ рукъ своихъ! Съ малолѣтства приобыкши къ труду, онъ можетъ все дѣлать самъ собою, и не имѣетъ нужды въ постороннихъ рукахъ для одѣванія себя. Несовращаемый никакимъ предразсудкомъ съ пути, ведущаго къ знаніямъ и добродѣтели, и будучи притомъ удостовѣренъ родителями своими, что самое большее богатство его состоять должно въ воспитаніи, благородство въ добродѣтели, въ знаніяхъ самое надежнѣйшее пособіе, онъ устремляется, подобно быстрому потоку, и превозмогаемъ всѣ препоны ему на пути встрѣчающіяся. Подобно, трудолюбивой пчелѣ, піющей сладкой медъ изъ всѣхъ цвѣтовъ, благовонныхъ, онъ собираетъ знанія, могущія украсить жизнь его. Посмотрите на сего подвижника, стремящагося на пути наукѣ, и предавшагося упражненію, въ ученыхъ языкахъ, которые раскроютъ и распространятъ всѣ способности ума его! Кромѣ основательнаго знанія отечественнаго, своего языка, онъ имѣетъ благородную ревность къ изученію всѣхъ тѣхъ, кои будутъ полезны ему для приобрѣтенія нужнѣйшиxъ свѣдbѣній. Языки Французской и Нѣмецкой послужатъ ему ключемъ къ открытію обширной и мудрой Словесности. Онъ неограничитъ себя недостаточными выписками, или несовершенными переводами, но прибѣгнетъ къ самимъ подлинникамъ въ коихъ станетъ почерпать неистощимыя красоты, и безчисленныя высокія познанія, которыя украсятъ его умѣ и разсыплютъ цвѣты на всѣ стези его жизни. Вы увидите его поперемѣнно читающаго знаменитыя творенія Боссюетовъ, Фенелоновъ, Боало, Руссо, Расиновъ, Мольеровъ, Вольтеровъ, Флоріяновъ, Делилевъ, Геснеровъ, Виландовъ, Клопштоковъ и многихъ другихъ мужей славныхъ, съ которыми онъ будетъ, такъ сказать, всегда бесѣдовать. Языки Грековъ и Римлянъ обогатятъ его разумѣ, безчисленнымъ множествомъ свѣдѣній древности, которыхъ былъ бы онъ лишенъ, еслибъ не зналъ силъ источниковъ. Такой воспитанникъ окажетъ быстрые успѣхи въ Философіи. Богатая Словесность Грековъ и Римлянъ, откроется передъ его глазами. Вѣки навсегда, достопамятные Александра и Августа представятъ ему необъятное множество людей знаменитыхъ, которыхъ мудрѣйшія творенія питать будутъ его душу. О знаменитые писатели древности! вы, кои были украшеніемъ и свѣтилами человѣческаго рода, возстаньте изъ гробницъ своихъ и одушевите ревностію сего воспитанника. Но что я говорю? вы безсмертны! ваши удивительны, произведенія возбудятъ въ немъ соревнованіе, онъ станетъ почерпать въ нихъ сіе благородство, сіе величіе пути, сію Философію, которыя послужатъ ему правиломъ во всѣхъ его поступкахъ и дѣяніяхъ. Таковы будутъ всѣ воспитанники, которые и трудолюбивые, которые охотно и ревностно упражняются въ наукахъ. Но въ Университетахъ только могутъ они достигнуть до высшей степени образованности; въ сихъ только главныхъ учебныхъ заведеніяхъ, науки и искусства преподаются во всемъ ихъ пространствѣ, и скажу, во всемъ ихъ великолѣпіи; въ сихъ священныхъ храмахъ Музъ учащіеся могутъ слушать ежедневно разсужденія просвѣщеннѣйшихъ мужей, которыхъ первѣйшее занятіе состоитъ въ украшеніи умовъ юношества. Тутъ уроки нравственности возвысятъ ихъ душу къ Богу; Исторія послужитъ имъ зеркаломъ, въ которомъ будутъ они созерцать дѣянія Героевъ и всѣхъ мужей знаменитыхъ, достойныхъ подражанія; Словесность откроетъ имъ сокровища свои и обогатить ихъ разумѣ; Философія сообщитъ имъ правила здраваго умствованія, поведенія и мудрости, безъ коихъ всѣ дарованія ничтожны, и какъ будто въ нѣдрахъ земныхъ сокровенны; Естественная Исторія, Химія, Физика, Астрономія откроютъ имъ чудеса и богатства природы, всемогущества и премудрость Создателя; Правовѣдѣніе покажетъ имъ законы, обычаи и употребленія народовъ и наставитъ ихъ творить судъ безъ пристрастія и воздавать Кесареву Кесареви и Божія Богови. "Я неменѣе обязанъ Аристотелю моему учителю какъ и Филиппу моему отцу говорилъ Александрѣ Великій: ибо отъ одного получилъ я жизнь, а отъ другаго заимствовалъ науку жить хорошо, словомъ -- дарованія, образованной знаніями разумъ, хорошее воспитаніе, безъ которыхъ человѣкѣ что иное какъ растѣніе на земли."
   Руководствуясь сими же чувствіями, благородные воспитанники Харьковскаго Университета возбудятъ себя къ поревнованію шествовать исполинскими шагами по блестящему пути наукъ и являть наставникамъ своимъ покорность и признательность. Тогда-то, почтеннѣйшіе слушатели, можете вы надѣяться желаемыхъ выгодъ для общества, когда воспитанники сіи разольютъ свѣдѣнія, почерпнутыя ими въ Университетахъ, Государство получитъ знаменитыхъ гражданъ и Отечество будетъ восхищаться благомъ производимымъ заслугами ихъ въ различныхъ званіяхъ. А вы, родители, какимъ сладкимъ удовольствіемъ исполнитесь, вида дѣтей своихъ въ почестяхъ и достоинствахъ, въ приобрѣтеніи которыхъ ни покровительство, ни посредство, ни пристрастіе чье-либо небудутъ имѣть ни малѣйшаго участія, но до которыхъ достигнутъ они единственно по своимъ заслугамъ и своимъ знаніямъ? Я неокончилъ бы, Милостивые Государи, еслибъ захотѣлъ далѣе предлагать неоцѣненныя выгоды, которыя получаютъ молодые люди отъ успѣховъ въ словесныхъ наукахъ, приобрѣтаемыхъ въ Университетахъ; но мнѣ кажется, я сказалъ уже вамъ довольно для увѣренія васъ какъ въ благополучіи самихъ воспитанниковъ, съ охотою въ оныхъ упражняющихся, такъ и въ благополучіи родителей умѣющихъ внушать заранѣе дѣтямъ своимъ благородное къ знаніямъ поревнованіе. Станемъ теперь говорить объ усовершенствованіи, приобрѣтаемомъ женскимъ поломъ чрезъ упражненіе въ словесныхъ наукахъ и о происходящихъ отъ того благодѣтельныхъ для общества послѣдствіяхъ.
   "Мущины составляютъ законы, женщины составляютъ нравы {Сегюръ въ книгѣ О вліяньи женщинъ въ обществѣ.}." Первые 5ерушъ преимущества въ законодательствѣ, въ защищеніи отечества, въ военныхъ трудахъ и должностяхъ государственныхъ; другія имѣютъ преимущество въ первоначальномъ воспитаніи дѣтей, въ домашнемъ хозяйствѣ, въ семействѣ и обществѣ; Конечно, свѣдѣнія обширнѣйшія, глубокія, основанныя на точныхъ сужденіяхъ нужны первымъ; приятности, благопристойность, Скромность, тихость нрава, кротость, любезность, благотворительность, врожденная разборчивость во всемъ добромъ, изящномъ, благоприличномъ, -- разборчивость образованная и усовершенствованная науками, словомъ, приятныя знанія съ хорошимъ разсудкомъ приличествуютъ послѣднимъ. Но въ чемъ состоятъ сіи приятныя знанія? Я дала превосходное воспитаніе моей дочери (скажетъ какая нибудь мать). Дочь моя имѣетъ приятности; она знаетъ совершенно танцованье и музыку; при выгодахъ красоты, полученной ею отъ природы, она еще ожидаетъ и выгодѣ блистательнаго счастія.-- Соглашаюсь; что танцованье и музыка суть искусства приятныя, которыя могутъ способствовать къ украшенію жизни. Но достаточны ли они для дѣвицы, которую порода и богатство поставили выше состоянія простонароднаго; или даже и для той, коея всё богатство состоитъ въ воспитаніи? Конечно нѣтъ, къ симъ приятнымъ искусствамъ она должна присоединить качества сердца умъ образованный и украшенный науками, знаніе правилъ своего Языка и Словесности; она должна быть также свѣдуща въ Географіи и Исторіи по крайней мѣрѣ своего отечества, въ Ариѳметикѣ, Миѳологіи и разумѣть достаточно какой-нибудь языкъ иностранной особливо же Французской, которой сдѣлался весьма нужнымъ для всякой благородной женщины въ нынѣшнемъ вѣкѣ. Ввѣрьте её благоразумной наставницѣ, и дайте ей учителей, могущихъ усовершенствовать ее въ сихъ знаніяхъ. Скажутъ, что дѣвица плѣняетъ своею красотою, что она наслѣдница богатаго имѣнія, и что съ сими выгодами она не можетъ не быть счастливою, хотя бы и не образовала науками своего разума. Я согласенъ, что сіи дары природы и счастія весьма лестны и приманчивы, и что ихъ ищутъ даже съ излишнимъ тщаніемъ. Но если мы разсмотримъ ихъ глазами разсудка и философіи, то увидимъ скоро что безъ любезныхъ качествъ ума и сердца они совсѣмъ не будутъ достаточны для счастія молодой особы. Въ самомъ дѣлъ, сколь бы красота ни была плѣнительна, но она есть преимущество непрочное и скоропреходящее; она подобна весеннему цвѣту увядающему скоро и почти въ самое время своего развитія; а предъ глазами мудраго имѣетъ она истинную свою цѣну, поколику соединена съ достойными качествами ума просвященнаго. Такимъ образомъ рубинъ, изумрудъ и самой алмазъ цѣнятся знатоками, смотря по тому какъ они обработаны рукою искуснаго художника. Однакожъ, скажутъ, всѣ въ томъ согласны, что богатство и знатность рода составляютъ счастіе въ жизни. Но можете ли вы положиться на постоянство счастія? Можете ли быть увѣрены въ безопасности отъ превратностей и своенравія судьбы? Можете ли читать въ будущемъ жребій вамъ предопредѣльный? Не имѣемъ ли предъ глазами столько разительныхъ примѣровъ, ясно показывающихъ намъ, что многіе изъ числа знаменитѣйшихъ породою людей обоего пола, по различнымъ переворотамъ, или по слѣдствію военныхъ происшествій, вдругъ пали съ высоты своего величія. Счастливы изъ нихъ тѣ, кои въ своей молодости приобрѣли знанія; они будутъ для нихъ прибѣжищемъ и доставятъ имъ повсюду благородные способы къ ихъ содержанію. По справедливости, знатной родѣ есть лестное отличіе; но оно болѣе принадлежитъ нашимъ предкамъ, нежели намъ, и налагаетъ на насъ сугубую обязанность уподобляться имъ добродѣтелями и образованіемъ нашего разума. Молодая дѣвица, или молодой мущина, каковы бы ни были они, получившіе хорошее воспитаніе, всегда будутъ передъ глазами честныхъ людей казаться благородными, и благородство ихъ гораздо выше того, которое имѣетъ основаніемъ своимъ одно только пустое названіе. "Богатство, родъ, красота, здоровье, сила, крѣпость," говоритъ Плутархъ: "суть выгоды преходящія, подверженныя разрушенію, ничтожныя; одни только знанія и добродѣтель не подвластны своенравію фортуны." Болѣзнь ничего недѣйствуетъ надъ знаніемъ, и морщины старости непомрачаютъ красоты его: одни знанія, по изключйтельному нѣкоему преимуществу, молодѣютъ, состарѣваясь. Время все разрушающее придаетъ имъ большее приращеніе, и война, подобно стремительному потоку увлекающая и опустошающая все, жестокости ея встрѣчающееся, уважаетъ знанія и искусства въ обоихъ полахъ; полученныя при воспитаніи. Но скажутъ еще: не смѣются ли надъ ученостію женщинъ, и не лучше ли желаютъ находить въ нихъ добродѣтели подъ охраненіемъ счастливаго невѣдѣнія и приятнаго бездѣйствія? Оставимъ черни судить о знаніяхъ по своимъ предразсудкамъ. Добродѣтель не есть даръ природы, но даръ науки. Невѣжество и бездѣйствіе пораждаютъ половину преступленій, говоритъ Горацій. Отъ мущины или женщины, украшенныхъ знаніями, не льзя, по словамъ Лагарпа, не ожидать чего нибудь добраго. Приятности обыкновенно находятся больше въ умѣ, нежели въ лицѣ, и женщины, отличающіяся просвѣщеніемъ, не сдѣлаются мущинами, какъ нѣкоторые думаютъ; нѣтъ, онѣ останутся женщинами, но гораздо любезнѣйшими. И если знанія неподвержены превратностямъ счастія, то для чего нѣжному полу возбранять ими пользоваться? Не для того ли онъ созданъ, чтобъ раздѣлять съ нашимъ и добро и зло? Ежели въ опредѣленіи своемъ натура оказалась нѣсколько несправедливою противу женщинъ; то для чего лишать ихъ утѣшенія доставляемаго знаніями? Ученіе служитъ пищей соображенію женщинъ, иногда весьма дѣятельному; оно дѣлаетъ сообщество ихъ гораздо приятнѣйшимъ, гораздо любезнѣйшимъ, гораздо занимательнѣйшимъ; оно совершенствуетъ природную ихъ разборчивость въ изящномъ, добромъ и благопристойномъ; оно способствуетъ добрымъ нравамъ и замѣняетъ часы скуки часами приятными. Другое побужденіе, долженствующее заставить женщинъ просвѣщать свой разумѣ, есть то, что воспитаніе первыхъ лѣтѣ нашей жизни имъ ввѣрено и что онѣ сверхъ того еще имѣютъ сильное вліяніе въ общежитіи. Въ самомъ дѣлѣ не женщинамъ ли принадлежитъ обязанность дать дѣтямъ своимъ первыя понятія о храбрости и великодушіи? Не ихъ ли долгъ внушать дѣтямъ съ самаго младенчества первыя чувства святой вѣры и добродѣтели, и предостерегать ихъ отъ предразсудкокъ гибельныхъ для человѣчества? Агрикола одолженъ былъ своей матери сею умѣренностію, столь трудною и столь рѣдкою, которая въ самомъ добрѣ непозволяетъ излишества. Людовикъ IX, Францискъ І, Генрихъ IV, Петръ Великій представляютъ намъ новые примѣры, сколь важно воспитаніе, данное дѣтямъ ихъ матерями. Людовикъ IX возвелъ съ собою на престолъ правосудіе и человѣколюбіе {Св. Людовикъ, девятый по имени, имѣлъ наставницею мать свою, Бланку Кастильскую, Королеву Французскую, знаменитую по своему благоразумію и благочестію. Она была дочь Алфонса IX, Короля Кастильскго, и вступила въ супружество съ Людовикомъ VIII, Французскимъ Королемъ, 1300 года.}. Францискъ I былъ отцемъ наукъ, и можетъ быть недоставало ему одного только счастія, чтобъ быть первѣйшимъ Государемъ своего времени {Франциска І мать и наставница Луиза Савойская занималась науками и внушала къ онымъ охоту сыну своему съ самаго нѣжнаго его возроста.}, Генрихъ IV былъ отецъ своихъ подданныхъ, и Франція никогда не имѣла у себя лучшаго и величайшаго Государя {Анна д'Албертъ была мать и наставница Генриха IV. Главнѣйшія достоинства сей Королевы состоятъ въ томъ, что она любила науки, уважала ученыхъ мужей и сама была ученая Государыня.}. Петръ Великій, образовалъ народъ свой и первой далъ ему почувствовать выгоды и приятности просвѣщенія. Не одолженъ ли онъ Наталіи, своей матери, первыми чувствіями мужества, твердости и величія духа, которыя учинили Его однимъ изъ тѣхъ великихъ Мужей, коихъ очень рѣдко производитъ природа для важнѣйшихъ перемѣнъ въ мірѣ? Не обязанъ ли онъ также мудрымъ совѣтамъ Екатерины, своей Супруги, за избавленіе Государства счастливымъ успѣхомъ при Прутѣ? За сіе-то благоразумное посредство почтилъ Онъ супругу свою установленіемъ Ордена Св. Екатерины, ордена, которой однѣ только женщины носить имѣютъ право.
   Но чтобы еще болѣе убѣдить васъ въ важности образованія женщинъ Науками и въ происходящихъ отъ того благотворныхъ послѣдствіяхъ для человѣческаго общества, я осмѣлюсь упомянуть о нѣкоторыхъ изъ безчисленнаго множества знаменитыхъ женщинъ: Греція представляетъ какъ между прочими Сафо, родившуюся въ Митилинѣ на островѣ Лесбосѣ; она стихотвореніями своими приобрѣла себѣ столь великую славу, что ей дали названіе десятой Музы. Римѣ представляетъ Лукрецію, прославившуюся своею добродѣтелію; Корнелію, снискавшую всеобщее уваженіе благое разумнымъ воспитаніемъ, которое дала она своимъ дѣтямъ. Во Франціи вѣкъ Лудовика XIV наиболѣе изобилуетъ знаменитыми женщинами: вы будете очарованы плодовитымъ умомъ дѣвицы Скюдери {Магдалина де Скюдери родилась въ Гавръ-де-Грасѣ въ 1607 г. Отличнѣйшіе люди въ Европѣ имѣли съ нею ученую переписку. Она была членомъ многихъ ученыхъ сословій, и оставила по себѣ великое множество сочиненій, между прочими есть рѣчь ея О славѣ, сочиненіе, удостоенное награды за краснорѣчіе, назначенной французскою Академіею. Въ честь ей написаны слѣдующіе стихи:
   
   Le ciel dût Aristote au sieclê d'Alexandre:
   Mais il ne dût Sapho qu'au siede de Louïs.

т. e.

   Небо долженствовало произвести Аристотеля въ вѣкъ Александровъ, но произвести Сафо долженствовало въ вѣкъ Людовика.}, хитроумными мыслями и нѣжными чувствами въ елегіяхъ Графини де ла Сюзъ {Генріетта Колиньи Графиня де Да Сюзѣ родилась въ Парижѣ 1618. Ей приписывали благородство Юноны, умѣ Минервы и красоту Венеры.
   
   C'est Junon par sa naisance.
   Minerve par sa science
   Et Venus par sa beauté.}, изящнымъ вкусомъ г-жи де ла Файетъ. Естественными приятностями слога г-жи Севинье, чистотою нравственности г-жи Ламбертъ, глубокимъ просвѣщеніемъ г-жи Дасье {Анна Дасье родились въ 1651 въ Сомюрѣ, гдѣ отецъ ея былъ Профессоромъ словесныхъ наукъ. Она съ малолѣтства предалась изученію древнихъ языковъ и оказала въ нихъ быстрые успѣхи, Франція никогда не имѣла ученѣйшей женщины. Слава о ней распространилась по всей Европѣ, и отличнѣйшіе умы въ Словесности признавали ея заслуги. Академія Риковратская въ Падуѣ приняла ее въ число своихъ членовъ. Одинъ стихотворецъ того времени говоритъ, что произшедши отъ ученаго отца, она пожелала сочетаться союзомъ брака съ ученымъ же супругомъ, и что въ послѣдствіи съ ними сравнилась въ познаніяхъ и дарованіяхъ. Сіе изрѣченіе заключается въ слѣдующемъ Латинскомъ двустишіи:
   
   Docto nupta viro, docio prognata parente
   Non minor Анна, viro non minor Анна patre.}, заманчивостію одушевляющею Записки де Монпасье и г-жи де Монвилъ. Идиліи г-жи Дезульеръ представляютъ намъ картину нравовъ золотаго вѣка. Г-жа Мантенонъ, женщина столь знаменитая по своимъ благотвореніямъ, образованію ума единственно одолжена своимъ возвышеніемъ, будучи возведена на высокую степень достоинства; она благоприятство счастія почитала для себя бременемъ, которое облегчала одною только благотворительностію. Сія славная женщина не только упражнялась въ наукахъ и покровительствовала ученыхъ, но и основала еще въ Сен-Сирскомъ Аббатствѣ общество для воспитанія и обученія 300 молодыхъ дѣвицъ. Великое множество было женщинъ, которыхъ имена содѣлались навсегда для наукъ любезными, какъ то г-жа Жофренъ, г-жа дю Дефанъ, Дѣвица Леспсинасъ, ученая Дюшателетъ, г-жа Викобони, г-жа Дюбокажъ {Марья Анна ле Пажъ дю Бокажъ родилась въ Руарѣ 1710. Сія славная женщина сочинила много заслуживающихъ уваженіе поемъ, между прочими Зеленый рай въ шести пѣсняхъ и Коломбіаду въ 10 пѣсняхъ. Для подруги наукъ (по словамъ Вольтера) старость есть вечеръ прекраснаго дня. Имѣвши уже болѣе девяноста лѣтъ отъ роду г-жа дю Бокажъ еще занималась науками. Академіи Руанская, Болонская, Падуанская, Флорентинская и Римская приняли ее въ число своихъ членовъ.}. Ихъ домы были мѣстомъ сбора отличнѣйшихъ ученыхъ. Потомство конечно подтвердить мнѣніе современниковъ нашихъ объ ученыхъ заслугахъ г-жъ Жанлисъ, Стаель, Флаго, Котень, Богарнуа, Пителе, Віотъ, Фераньеръ, Жоливо, Бабоа, и пр. Но для чего намъ искать въ лѣтописяхъ другихъ народовъ женщинъ знаменитыхъ своимъ просвѣщеніемъ? Россія не представляетъ ли намъ обширнаго поля? Между множествомъ особенно отличившихся, навѣки достопамятныя имена Анны, Елисаветы, Екатерины Великой всегда пребудутъ любезными сердцу нашему. Сіи Великія Государыни любили науки и покровительствовали ученыхъ. Не имъ ли одолжены мы существованіемъ превосходныхъ заведенйи, имѣющихъ предметомъ усовершенствованіе въ наукахъ юношеству обоего пола? Императрица Анна положила основаніе Сухопутному Кадетскому Корпусу подъ управленіемъ Фельдмаршалу Графа Миниха. Императрица Елисавета основала Морскій Кадетскій Корпусъ и университетъ Московскій подъ распоряженіемъ Шувалова, она же Учредила Академію наукъ въ С. Петербургъ. Несравненной Екатеринѣ одолженъ полъ женской учрежденіемъ знаменитаго Дома воспитанія для дѣвицъ благородныхъ, на которыхъ безсмертная Государыня сія щедро изліяла свои благотворенія. Но исчисленіе всего того, что сіи Монархини сдѣлали великаго и благотворнаго, можетъ только вмѣститься въ лѣтописяхъ Государства. Я ограничиваю себя однимъ показаніемъ неусыпной ревности, съ какою имъ благоугодно было стараться о приведеніи наукъ и знаній въ цвѣтущее состояніе. О преславныя Монархини! о женщины, достойныя хвалы всѣхъ временъ! вы находили удовольствіе въ просвѣщеніи ума своего науками и въ покровитедьсвованіи мужей ученыхъ; имена ваши пребудутъ въ потомствѣ незабвенными; вы во всю жизнь свою занимались только распространеніемъ въ человѣчествѣ того, что могло содѣлать состояніе его счастливымъ!
   Ревнуя видѣть женской полъ участвующимъ во всѣхъ выгодахъ воспитанія, Августѣйшій МОНАРХЪ нашъ АЛЕКСАНДРЪ I (Коего нынѣ празднуемъ всерадостнѣйщій день тезоименитства), согласуясь съ ролею Вѣнценосной Матери Своей, нетолько привелъ въ совершенство знатныя училищныя заведенія Анны, Елизаветы и Екатерины Великой, но еще учредилъ новыя, въ которыхъ юношеству обоего пола остается только почерпать знанія и искусства, могущія украсить ихъ жизнь и положить основаніе ихъ счастію. Институты для благородныхъ дѣвицъ, Училища, Гимназіи, Академіи, университеты суть источники, открытые Имъ для юношества Своей Имперіи! Нынѣ подъ правленіемъ АЛЕКСАНДРА все возрастаетъ, все облегается изяществомъ? все свидѣтельствуетъ его благотворенія и любовь къ наукамъ, АЛЕКСАНДРЪ возвышаетъ наши чувствованія, соединяетъ наши сердца и приобрѣтаетъ вѣчныя права на благодарность нашу.

Николай Паки де Савиньи.

-----

   Паки де Совиньи Н.Н. Об усовершенствовании, приобретаемом чрез упражнение в словесных науках молодыми людьми обоего пола: [Речь в Харьк. ун-те 30 авг. 1810 г.] / Николай Паки де Савиньи; [Пер. с фр. Богдановича, его воспитанника] // Вестн. Европы. -- 1812. -- Ч.61, N 4. -- С.259-282.
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru