Тут меня спрашивали знакомые: "Откуда вы, господин старый книгоед, берете свои сведения, что и всякую книжку проверяете, и описываете в ней картинки, и печатаете отрывочки из редких изданий?" А чего же удивительного: кто что любит, тот то всегда разыщет! Иной обегает весь Париж, чтобы достать воблы или мятных пряников,-- чем же книжка хуже? Это уж такая страсть! Конечно, кое что имею при себе -- сохранил от хороших времен, а другое знаю по описаниям, хотя, конечно, случается и ошибиться, а иной раз не разыщешь.
Нынешний день, например, читал роман "Княгиня Лиговская", сочинение Лермонтова, как Печорин посетил господина Красинского, а застал его матушку и стал с ней разговаривать о книжке под названием "Легчайший способ быть всегда богатым и счастливым", сочинение Н. П., Москва, в типографии И. Глазунова, цена 25 копеек. Указание точное, а все же, по отсутствию надлежащих о новых книгах справочников (книге-то не больше ста лет), разыскать не мог. Я думаю так: за такую цену много не дашь и, вероятно, издатель выбрал и издал кусочки из известной книги "Истинный способ быть здоровым, долговечным и богатым, открытие особливых, редких, удобоисполнительных, испытанных и весьма дешевых секретов, посредством которых всякий может доставить себе прочное здоровье и обогатиться честным образом в кратчайшее время". Такую книгу в 1809--1810 годах издал Панкратий Платонович Сумароков в трех частях, а в 1833 году была она перепечатана. А ведь что любопытно: значит, Михаил Юрьевич Лермонтов интересовался, как стать богатым и счастливым, если такие книжки читал и даже знал, что стоит им помянутая 25 копеек! Если бы не прочитал, не мог бы рассказать содержания, а у него Печорин говорит, что книжка эта была "резкое изображение мечтаний обманутых, надежд несбыточных, тщетных усилий представить себе в лучшем виде печальную существенность". Старушка же, мать чиновника Красинского, со своей стороны заметила, что в книжке этой "ничего нет",-- верно, тоже не нашла, чего искала.
Должен также признать, что и благосклонный читатель иной раз мне помогает, описывая свои книжки, а иной даже присылает от чистого сердца, я же отдариваю справочкой. И до чего любопытно, как разошлась русская книжка по всем странам! Пишут мне о своих редкостях и из Каира, и из Америки, и с Балканского полуострова, а ныне прислали из Палестины, где оказалась у любителя книжка "Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкой, изданные В. Безгласным". А ведь это псевдонимы князя В. Ф. Одоевского1, и в книжке есть три сказки, не вошедшие в собрание его сочинений. И вот такая книжка попала в город Тель-Авив, который и сам-то моложе молодой книжки!
А то зашел ко мне один читатель, принес амстердамское издание, а между прочим прибавляет:
-- Купил,-- говорит,-- я на Марше-о-пюс немножко книжного мусора, да только вот это любопытно, а остальное пустяк: какая-то рукопись 18 века с описанием инвентаря турецкого посольства...
А знает ли благосклонный читатель, как ценно все, что описывает старый быт, и уж не говорю о рукописях, а и печатное! Так вот высоко ценим мы, книголюбы, редчайшую книжицу "Аптека домашняя и дорожная, лекарями пересмотренная, вместе с полным списком белью для хозяйств и путешествующих... Издание оригинальное, для воровского перепечатания с печатью моего имени замеченное. Лейпциг, у К. Г. Е. Арндта; во время ярмонок на площади в лавке близко верхнего фонаря на среднем главном ряду". Издана в Лейпциге около 1816 года. И тем ценна, что имеются в ней не только средства от мозолей, от колики, от ветров в брюхе, от бородавок, от глистов, от клопов, от досадования и страха, от моли, ознобления, ожогов и прочего, но еще и совершенный реестр для белья по букварному порядку. А в реестре записаны из белья мужского, ныне не в употреблении, как то:
Жасо
Жилеты (камзольчики)
Камзолы
Карпетки
Колпаки спальные
Платки шейные разноцветные
Полусорочки
Шлафроки.
А из белья женского, детского и домашнего:
Епанчи
Исподницы
Камзолы спальные
Чепчики
Обвязки
Юпки (длинные кафтаны)
Юпочки
Шапки
Платки на покрывание
Наволочки на одну особу
--"-- на оконишные подушки --"-- на стулья и на канапеи
Занавесы постельные
--"-- подъемные (катки).
А при книжке аспидный грифель на аспидном, в стороне находящемся пергаменте.
Что же касается средства от блох, то вот оно:
"В домах и комнатах чищение полу песком самым лучшим средствием будет. Но кто сам от блох беспокоится, тот лучше сделает вытрясать все свое платье в окошко направо и налево, так убежит труда ловить их и убить".
А про других насекомых, по части головной, просто сказано:
"Хотя опрятность есть лучшим способом от вшей, но и самому опрятному человеку случается нередко".
МОДНЫЙ ЖУРНАЛ
О старом быте вспомнив, расскажу попутно для любезных читательниц о русском модном журнале, выходившем в Москве ежемесячно в 1791 году под титлом "Магазин аглинских, французских и немецких новых мод" 2.
Как раз в этом году в Париже стали дамы носить "...чепец или наколки на манер цилиндра, вышиною равняющиеся настоящей голове сахару, так что по причине высоты прически в залах собрания все люстры и жирандоли повешены гораздо выше прежнего, для предупреждения пожару на головах красавиц". Но и наши русские дамы не отставали, и вот что они носили:
1. Для балов в торжественные дни и для выездов: "Русские платья из объерей, двойных тафт и из разных как аглинских, так и французских материй, шитые шелками, или каменьями, или другого цвету; рукава бывают одинакового цвету с юпкою; пояса носят по корсету шитые шелками или каменьями, по приличию платья; на шее носят околки, или род косынок на вздержке, или с складками из блонд или из кружева; на грудь надевают закладку или рубашечку из итальянского или из простого флеру на вздержке, а ко вздержке пришивают блонды или кружева; рукавчики в два ряда, из блонд или из кружева складками, перевязываются лентами по пристойности к платью; голова причесывается буклями, большими и маленькими, по желанию, виски же отбираются и подрезываются наравне с ушами; шиньон гладкий, и конец его завивается буклею; на волоса накалывают ленты с перьями же и цветами, также гирлянды из цветов; ленты же и перья употребляются по приличию к цвету платья".
2. Для выездов на партикулярные балы:
"Сюртуки без фраков, флеровые и тафтяные полосатые с цветочками и одинаких тафт разных цветов с белыми флеровыми юпками, как с шитыми, так и с простыми, и с наклейкой белою и цветною с фалбалами; на шее платки и рубашечки с мужскими воротниками, флеровые, и линовые белые, и шитые цветными шелками; рукавчики такие ж, как и к русскому платью; пояса из лент с концами и с бантами и пряжки к поясам стальные или с каменьями; голова убирается также буклями, а на оной носят тюрбаны разных цветов, из цветных флеров, как полосатых, так и одинаких, с перьями и цветами, также и разные наколки".
Вот как тогда было сложно одеваться! Еще требовались туркезы, лацканы и шемизы с фалбалами и с рубцами и по кисее печатные кушаки, а на выездах -- шляпки а-ля Клош, т. е. наподобие колокола, либо а-ля Бержер -- по-пастушечьи, на один бок, с лентами и гирляндами цветов.
А нынче -- и на бал, и на прием, и на вокзал, и в клуб, и просто к добрым знакомым -- надевают дамы подниз ничего, а сверху и того половинку.
А впрочем, тогдашний модный журнал давал дамам такое наставление:
Красавица, не тщитесь
За модой вслед бежать,
Искусством не учитесь
Натуру украшать.
Поверьте, и без шляпок,
Без тафт и без парчей,
Без лент, цветов и касок,
Без толстых обручей,
Она в простом наряде
Умеет дух пленять,
В приятном, скромном взгляде
Всю прелесть сохранять.
Мужчинам же предписывалось:
"Прическа обыкновенная есть: в три букли на стороне, одна возле другой, и широкий алавержет. Шляпы к фракам круглые, остроконечные, перевязанные лентами. Шелковые половинчатые чулки, наподобие сапожков, до половины икры темного цвета, а от икры до колена белые".
ПИСЬМО КУТУЗОВА
Таков был тех времен обиход и таковы одежды.
А вот каков был тех времен приятный стиль писем. Один любезный читатель переписал и прислал мне документ, им хранимый, а именно письмо генерал-фельдмаршала М. Кутузова к графу Александру Ивановичу Ри-бопьеру, обер-камергеру и члену Государственного совета, которого Кутузов именовал своим племянником. С разрешения владельца подлинника этого письма, Ив. Дм. Федоровского, проживающего в Праге, позволю себе к удовольствию любителей старого стиля впервые это письмо здесь опубликовать:
"Любезный и очень милой Александр Иванович. Я обрадован несказанно, получа письмо ваше, знав Катерину Михайловну еще дитятию и видая ее иногда уже взрослой, а более всего наслышась о ней; уверяю вас, что мои седые волосы не могли мне помешать завидовать вашему щастью, а все, что бы мог я еще вам сказать, увидите из письма моего к Катерине Михайловне, примите мое пророчество: вы оба будете непременно щастливы. Остаюсь верный и покорный слуга Михаила Г[оленищев-]Кутузов. Вильна, 22 августа".
Екатерина Михайловна Потемкина была невестой Рибопьера, и письмо писано по случаю помолвки в 1809 году.
[4 июня 1930 г.]
ПРИМЕЧАНИЯ
ПН, 1930, No 3360, 4 июня
1 Книга В. Ф. Одоевского "Пестрые сказки..." вышла в Петербурге в 1833 г.