Осоргин Михаил Андреевич
О хлебе духовном

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Осоргин М. А. Московские письма.
   Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2003. -- (Материалы Лаборатории городской культуры и СМИ Перм. ун-та. Вып. 1)
   

О хлебе духовном

   Уже давно знаменитый возглас римской черни "panem et circenses" не раздавался в Москве из уст интеллигенции с такой силой, как в нынешнем году. Интеллигентный пролетариат растет не по дням, а по часам, а с ним растет в той же мере потребность в хлебе насущном и духовном. Москва, как добрая мать, широко раскрывает свои объятия для званых и незваных. Правду говорят, что Москва гостеприимна, но неправду, что она хлебосольна: на пиру ее нет места тому, чей кошелек набит не туго, да медной монетой.
   Сколько молодежи едет сюда с лучезарными надеждами на честный труд и хотя небольшой, но самостоятельный заработок! Как часто слышишь самоуверенный, веселый возглас: "О, я не пропаду! Мой капитал -- голова и руки, я здоров, не боюсь нужды, не знаком с унынием. Я не пропаду!"
   Проходит немного времени, утомляется голова, опускаются руки -- не от усталости, а от вынужденного бездействия, и задорный тон сменяется минорной жалобой на конкуренцию во всем, начиная от интеллигентного труда, кончая тасканием кирпичей на пятый этаж нового дома акционерного общества.
   Только очень сильные выдерживают эту столичную тренировку и воспитывают свой желудок в посте и молитве. Приспособившись к existenz minimumu потребностей интеллигентного пролетариата или, выражаясь проще, отвыкнув есть больше, чем это необходимо для поддержания жизни в хорошо тренированном теле, эта "выжившая" часть молодежи переносит свои заботы от panis на circenses. Вот тут-то и начинается погоня за хлебом духовным, который афишируется литературными кружками, театральными объявлениями и публичными лекторами, бьющими на популярность.
   И вы с удивлением увидите, как какая-то стихийная сила несет толпу к кассам Художественного театра, где за два месяца в тридцатый раз идет "Юлий Цезарь" при полном сборе, в зал Литературно-художественного кружка, где рядом с талантами, случайно сюда попавшими, подвизаются литературные кликуши, в Исторический музей, где г-жа Безобразова говорит избитые и забракованные даже сытинскими календарями истины о Ницше или о женском вопросе. Везде толпа, жадная до злободневных эффектов, ищущая новой мысли, жаждущая нового слова и откровения, ежеминутно готовая к скандалу.
   Что в моих словах нет и тени преувеличения, свидетельствуют факты текущих дней. На минувшей неделе имел место небывалый доселе случай наплыва на заседание ученого "Общества любителей российской словесности", состоящего при московском университете. Много лет заседало это почтенное общество при среднем количестве посетителей, и вдруг в одно злополучное воскресенье публики, и притом наполовину безбилетной, набралось такое количество, что она запрудила улицу и лишила членов общества, лекторов и гостей возможности проникнуть в здание. Заседание было отменено ввиду такого неслыханного происшествия, -- да оно и физически не могло состояться. Между тем, зал вмещает около 2000 человек.
   
   6 декабря 1903 г.
   

Комментарии

   О хлебе духовном. 6 дек. 1903 г.
   
   С. 61. existenz minimum (лат.) -- прожиточный минимум.
   С. 62. Московский Художественный театр Станиславского и Немировича-Данченко был открыт 14 июня 1898 г.
   Постановка "Юлия Цезаря" Шекспира (1903) считается одной из лучших режиссерских работ В. И. Немировича-Данченко.
   Московский Литературно-Художественный кружок стал одним из центров литературно-художественной жизни Москвы тех лет. Он существовал с 1898 по 1920 г. и прославился своими "вторниками" -- еженедельными диспутами, лекциями по вопросам искусства и литературы. Первоначально размещался на Воздвиженке (здание не сохранилось), с 1905 г. на улице Большая Дмитровка, 15а. Наиболее бурный период работы кружка, связанный с утверждением символизма в Москве, M. Осоргин описал в своих письмах 1902-1903 гг. (см. раздел "Литература и театр").
   Исторический музей (Императорский российский и исторический музей) -- был открыт в Москве в 1883 г. При музее была собрана большая библиотека, которая в 1889 г. насчитывала 180 000 томов. На рубеже веков Исторический музей был традиционным местом проведения публичных лекций и литературных вечеров.
   Безобразова Мария Владимировна (1857-1914) -- первая русская женщина -- профессиональный философ. Степень доктора философии получила в Бернском университете за исследование по древнерусской философии (1891). Работу по специальности на Родине получить Безобразовой не удалось, все труды публиковала за свой счет. Свои воззрения называла сначала "конкретным монизмом", подчеркивая нераздельность души и тела, затем -- "этическим идеализмом".
   Сытинские календари -- наряду с дешевыми книгами для массового чтения народные календари составляли основу издательского предприятия И.Д.Сытина. Они содержали популярные сведения из разных областей жизни. Всего насчитывалось около 15 видов календарей ("Общенародный календарь", "Малый всеобщий календарь", "Народно-сельскохозяйственный календарь", "Старообрядческий календарь" и др.), их общий тираж в 1899 г. достиг 3,7 млн. экземпляров.
   Общество любителей российской словесности при Московском университете -- одно из старейших литературных обществ, было создано в 1811 г. Среди председателей Общества на рубеже веков были такие известные литераторы, как П. Д. Боборыкин, А. Е. Грузинский, П. И. Сакулин.
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru