Осоргин Михаил Андреевич
Чтение о новом театре

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Осоргин М. А. Московские письма.
   Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2003. -- (Материалы Лаборатории городской культуры и СМИ Перм. ун-та. Вып. 1)
   

Чтение о новом театре

   Я писал вам недавно об одном заседании Литературно-художественного кружка. Опять к нему возвращаюсь и, вероятно, не в последний раз: очень интересные доклады читаются там в нынешний сезон. Кстати сказать, вообще сезон нынче интересный.
   Сегодня в кружке читал И. Ф. Шмидт "О роли режиссера в новом театре", в новом, т. е. современном. В прениях приняло участие много лиц -- артисты, театральные рецензенты и лица, прямого отношения к театру не имеющие. Выразителем мнения одной партии явился Вл. Ив. Немирович-Данченко, положения другой партии формулировал кн. А. И. Сумбатов (Южин). Вл. Ив. Немирович-Данченко в пространной речи изложил свой взгляд на сценическое искусство как на совершенно особый вид искусства. Режиссеру современного театра он отводил обширную роль. Такой режиссер, прочитав новую пьесу и "заперев ее в стол месяца на четыре", погружается мысленно фактически в ту же эпоху или обстановку, в которой вращаются действующие лица пьесы. Здесь он запасается наблюдениями, не упуская ни малейшей подробности. Затем, разработав собранный обширный материал и выбрав из него самое существенное, относящееся к пьесе, режиссер делится своими наблюдениями с артистами, также уже приготовившимися к пьесе. Далее он становится вдохновителем дела, он дает всему тон и, следовательно, он является творцом в этом новом роде искусства. Требования Вл. Ив. Немировича-Данченко велики: артисты должны быть талантливы, режиссер талантлив, как талантливы и все лица, так или иначе участвующие в исполнении, до директора и костюмера включительно. Без талантливого режиссера, по его мнению, Чехов провалится (как это действительно и было на провинциальных сценах).
   Кн. Сумбатов требует, наоборот, полной свободы артисту. Режиссер необходим и роль его весьма важна, но его творчество должно быть незаметно для публики, он не должен становиться между нею и автором пьесы. Кн. Сумбатов не признает право на существование такого театра, который создает пьесы сам, и такого режиссера, -- будь он гениальным, -- который заслоняет собою автора и артиста.
   Вот очень краткое и сжатое резюме прений. Я не имею возможности останавливаться на дебатах, хотя они очень и очень интересны.
   Не знаю, понятно ли моим пермским читателям, почему москвичей так интересует вопрос о роли режиссера. Председатель собрания, доктор Баженов, резюмируя прения в очень остроумной, как всегда, речи, сказал между прочим приблизительно следующее: "Сегодня было очень много интересного высказано, а еще больше недосказано". Действительно, ни разу не упомянуты театры Малый и Художественный и ни разу не было произнесено имя Станиславского -- "гениального режиссера Художественного театра", как его называют, -- того Станиславского (Алексеева), бронзовый бюст которого выставлен у Аванцо на Кузнецком мосту. Не знаю, имею ли я право пояснить, что сегодняшнее заседание литературно-художественного кружка было отголоском борьбы Императорского Малого театра с театром Художественным, душа и создатель которого -- Станиславский, разделяющий труды Вл. Ив. Немировича-Данченко. В то же время это борьба вообще старого театра с новым, отнявшим у него лавры и публику.
   Мои симпатии на стороне Художественного театра, но я хочу быть беспристрастным и скажу, что сегодняшняя словесная борьба кончилась вничью. С той и с другой стороны выступали крупные силы и знатоки дела, не имеющие соперников в своей среде. Партия кн. Сумбатова, представителя литературно-художественного кружка, была многочисленнее, но вопрос остался открытым. Вероятно, с завтрашнего дня он перейдет в газеты и в публику.
   Зато другой вопрос, именно -- вопрос о школе журналистов, который давно уже дебатируется на газетных столбцах обеих столиц, переносится оттуда на заседание Литературно-художественного кружка на будущей неделе... Надеюсь, что мне удастся написать вам вскоре и об этом интересном по теме докладе.
   
   16 ноября 1902 г.
   
   Чтение о новом театре. 16 нояб. 1902 г.
   С. 134. Баженов Н. Н. (1857-1925) -- председатель Литературно-художественного кружка, психиатр. Кроме работ по психиатрии ему принадлежит книга "Психиатрические беседы на литературные и общественные темы" (М., 1903), на которую Брюсов отозвался разгромной рецензией. В качестве одного из оппонентов символистов он заслужил такую характеристику Белого: "...пропученный пузом, щеками, глазами, очками Баженов, Н. Н., психиатр, председатель, с серьезным комизмом и психиатрическим опытом (для него все -- пациенты; и -- только)..."
   Аванцо -- магазин художественных изделий на Кузнецком мосту.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru