Омулевский Иннокентий Васильевич
Наброски Сибирского поэта

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

И. В. Федоров-Омулевский

Наброски Сибирского поэта

Фельетон

  
   Федоров-Омулевский И. В. Проза и публицистика
   М., "Советская Россия", 1986.
  

I

   Прежде всего, имею честь доложить читателю, что положение наше с ним самое завидное: не утруждая себя первобытными порядками и неприятностями сибирских дорог, нам предстоит возможность переноситься из города в город и, подобно пчеле, собирать с любого цветка мед, хотя и не особенно благовонный. Расстояния для нас будут нипочем, и цветов мы жалеть не будем, ибо, как известно, наша Сибирь постоянно цветет... будь это принято даже в смысле плесени. К сожалению, далеко не процветают только многие сибирские города; по крайней мере, в этом может убедить нас изданная на днях хозяйственным департаментом министерства внутренних дел книга под заглавием: "Экономическое состояние городских поселений Сибири". Разбирая названную книгу, "Новое Время" замечает, между прочим:
   "Общий же вывод из чтения описания различных городов можно сделать тот, что только те города в Сибири развиваются, которые лежат в южной и степной полосе; чем далее к северу, тем развитие медленнее. О городах же на дальнем Севере, созданных более по административным соображениям, и говорить нечего -- положение их ужасно".
   Допустим, что это так; но нам крайне любопытно было бы знать, о каких это городах южной степной полосы говорит петербургская газета? Уж не о таких ли, как Атбасар, Кокчетав, Павлодар и т. п.? Помилуйте! да какое же там развитие? Ведь это именно и суть же самые искусственные города, о которых упоминает рецензент. Обратимся теперь к приведенному им же, весьма характерному описанию наружности города Верхоянска:
   "Постройки города возведены совершенно без плана и даже не образуют собою улиц. Дома без скатных крыш и по большей части не обшиты тесом, с высокими неуклюжими трубами; потолки снаружи обмазаны глиной и покрыты толстым слоем земли, который не заменяет крышу; окна без стекол, вместо которых вставлены льдины"...
   Рецензент, очевидно, возмутился этим и прибавил от себя:
   "При таком способе постройки домов неудивительно, что не только инородцы, но и некоторые русские обыватели живут в юртах".
   Чудесный город, не правда ли? Прочитав его описание, я встрепенулся, и у меня просто потекли слюнки: да ведь это настоящая Аркадия! Именно, я не только не возмутился, а, напротив,-- возликовал, ибо в наше жестокое время антипатий ко всему интеллигентному только в таком первобытном городе и можно благодушно укрыться от всяческих цивилизованных напастей. Нет, кроме шуток, я даже схватился за лиру...
  
                       Град, построенный без плана,
                       Град без улиц и без крыш!
                       Ты ль сибирского Баяна
                       Простотой не вдохновишь?
             Заменивши стекла льдиной,
             Доказал ты, что в наш век
             Не культурою единой
             Жив и счастлив человек.
                       Эти трубы неуклюжие,
                       Уходящие в лазурь,
                       Говорят нам, что к тому же
                       Ты не ведаешь и бурь.
             И когда спадет завеса
             Лжи, гнетущая умы,--
             Все лечиться от прогресса
             В Верхоянск поедем мы!
  
   Ах, в самом деле, переселимтесь-ка, господа, в Верхоянск... Если там не будет лучше, то и ведь хуже не будет, а то удовольствие какое -- смотреть на всевозможные иллюзии сквозь обманчивые льдинки!
   Уж истинно можно сказать, что дары судьбы распределены неравномерно, даже и по отношению к городам.
   В то время, например, как почтенный Верхоянск щеголяет без улиц, не менее его почтенный Минусинск обзавелся сразу двумя помощниками исправника. Вот что пишет об этом в "Сибирскую газету" минусинский корреспондент:
   "Из новостей дня, приводящих в недоумение наше общество, следует отметить небывалое, ни в каком другом городе Российской империи, одновременное существование в Минусинске, уже более двух месяцев, на равных правах службы и получения казенного жалованья, двух помощников исправника: Д -- ва, утвержденного в этой должности уже более 3-х месяцев, и В -- ского, бывшего недавно под следствием, но неуволенного от должности.
   Оба служат, но только с небольшой разницей. Д -- в служит в полиции, а В -- ский служит... новому исправнику, в качестве компаниона, по целым неделям, на охоте на дупелей.
   Что сей сон означает?"
   Да ровно ничего не означает, кроме благоденствия.
  
             Два помощника... скажите!
             А исправника -- не два?
             Минусинцы! отслужите
             Вы молебствие сперва;
             А потом, когда водою
             Вас святою окропят,--
             Все пойдет само собою
             И вдобавок вас гурьбою
             Дупеля благословят.
  
   А вот вряд ли дождется такого же благоденствия от своих рабочих некто г. В., подвизающийся, по словам газеты "Сибирь", следующим патриотическим образом:
   "На Б. винокуренном заводе, принадлежащем г. Б., в 28 верстах от Н-ска (какая чисто сибирская скромность в отношении сибирских имен!), производится постройка пароходов и нового каменного винокуренного завода. Рабочих более 1.000 человек. Зарабатывают в месяц -- минимум 25 р., максимум 70--100 руб. По окончании месяца, являясь в контору за получением денег, они получают записки, разрешающие им забор в заводской лавке на заработанную сумму, а деньгами -- ни копейки. Передавали нам очевидцы, что, например, сапоги из заводской лавки, стоющие 7 р., в другой лавке, в тот же день и час "рабочими сбывались за 2 р. наличных. Ропот общий. Неужели это правда? ведь это -- того"...
   Да, действительно, того... а впрочем -- вещь весьма естественная, хотя и заслуживает баллады, на правах сверх-естественного сюжета. Попробуем...
  
             Там, где смотрит власть зажмуренным
             Оком, верная себе,--
             На заводе винокуренном
             Процветает некто Б.
                       Деньги Б. гребет лопатами,
                       Выжимая местный сок,
                       Но не любит сам уплатами
                       Беспокоить кошелек.
             Свой расчет всегда товарами
             Б. с рабочими ведет --
             Сапогами, шароварами,
             Лавке собственной в доход.
                       Ставит цены Б. жидовские
                       И, радея о себе,
                       Про рабочих мнит: "Таковские!.."
                       Ваше имя, милый Б.?
  
   А на самом деле, очень интересно было бы узнать: вы, г. таинственный Б., не тот ли именно Б -- н, который, по словам газеты "Сибирь", отстоял недавно единственную в городе Нерчинске площадь, предназначенную было местной думой к застройке деревянными лавками? По этому поводу названная газета ехидно замечает:
   "Что г. Б -- н был, есть и будет по гроб жизни патриот своего отечества -- Нерчинска, т. е.-- это известно всем и каждому".
   Тем с большим любопытством решимся мы повторить наш вопрос: это не один и тот же г. Б. в двух ипостасях?
   Б... Б... Б..? Кто бы это?
   Как бы то ни было, но н-ский винокур Б. в отношении мастерства наживы имеет очень опасного соперника в лице содержателя вольной аптеки в Семипалатинске. Сей находчивый аптекарь ухитрился продавать обывателям... как вы думаете что? -- обыкновенную воду по 5 коп. за стакан. Не дурно? Не верите? Так прочтите, пожалуйста, в "Сибирской Газете" следующее сообщение семипалатинского корреспондента:
   "По случаю сильных жаров в городском саду производится содержателем вольной аптеки торговля минеральными водами (самого худшего качества), а за недостатком их и простой холодной водой, по 5 коп. за стакан..."
   О, времена, времена! Ну, как же тут не воскликнуть: Сибирь решительно прогрессирует! В старину думали, что нельзя строить жилищ на песке, а теперь и вода может служить опорной точкой... для будущего домостроительства:
  
             Невольно скажешь.
             Как ловки аптекаря-то,
             Посудите, господа:
             Пусть бы aqua distillala
             А то просто ведь -- вода!
  
   Если уж пошло дело на курьезы, то вот вам в заключение и еще один, чисто сибирского свойства. Мы слышали, что в богоспасаемом граде Ушаковске (а если такого не окажется, то, вероятно, где-нибудь в другом) давали недавно торжественный обед по случаю возвращения в объятие сего града его начальника. При этом одним из обывателей была произнесена примерно следующая речь:
   "Гг. общественники! гг. собутыльники! Известно ли вам, чем мы обязаны нашему достоуважаемому N.N.? Мы ему обязаны тем, что город наш по сию пору не разрушило землетрясение, что он стоит на месте и его не коснулся ни глад, ни мор, ни наводнение..."
   Тут несколько голосов прервали оратора восклицанием: "Зато коснулись пожары!" Но он невозмутимо продолжал: "Без достоуважаемого и благодетельного N. N. у нас не было бы золота,-- он открыл его; не было бы фабрик и промышленности,-- он насадил их! Без него мы не имели просвещения и ходили подобно диким зверям, поедая друг друга. Он просветил нас; он ходатайствовал за наши нужды (хотя это и не увенчалось успехом),-- и все это он совершил..."
   "Единым своим красноречием!" -- подхватили несколько голосов.
   Вот что называется расчувствоваться: хвалить, так уж хвалить! Только не через край ли хвачено, "гг. общественники"? Говорят, что торжество заключилось тостом в честь какого-то артиста, сидящего в тюрьме за подлоги,-- тостом, конечно, достойным пьяной компании. Как видно, на сибирском обеде недоставало только поэта. Но мы, из понятного чувства патриотизма, беремся сейчас же восполнить этот крупный пробел. Наполняю бокал облепиховой настойкой и умиленно провозглашаю:
  
             О, ты, всешустрый, всемогущий,
             Начальник, нянька и отец!
             Не верь компании сей пьющей,
             Как изолгавшейся вконец.
             Уж сколько лет одно и то же
             Она сорокою твердит
             И речь ее (прости мне боже!)
             Протухлым омулем разит.
             Не верь ей, светоч просвещенья!
             Едва лишь кончится твой срок,
             Она тебя без сожаленья
             Ругнет и вдоль и поперек.
             Ты не последний и не первый,
             Кого провел сей фимиам:
             Сегодня он щекочет нервы,
             А завтра очи выест нам...
  
   Но тут, предполагается, меня шумно прерывают, а остальное потрудитесь уж вы сами, земляк-читатель, дополнить воображением.
  

II

  
   Нечего и говорить, что все мы, поэты, уже по одной обязанности своей профессии привыкли то и дело обретаться в восторженном состоянии. На этот раз, однако, и вы, мой прозаический земляк-читатель, принуждены будете разделить со мной подобное же состояние, ибо на общей нашей родине я случайно открыл такую блаженную территорию (близ Лукоморья, в местах, где странствовал Ермак), что я решаюсь назвать ее не иначе, как... н_а_в_о_з_н_ы_м р_а_е_м. Мне пишут о ней из Сибири:
  
             Там далеко, при слиянии
             Двух больших сибирских рек,
             Есть, мол, город... что в названии?..
             Просто город... (имярек).
  
   Так вот в таком-то таинственном городе, с подвластной ему, разумеется, широко раскинувшейся территорией,-- вот где именно и обретается то сибирское чиновное благополучие, о котором помянуто выше. Выслушайте, сообразите, удостоверьтесь -- и... возликуйте.
   Там, на этой благословенной территории, вот уже четыре года подвизается некий губернский Юпитер, навезший с собою массу любимцев и раздавший им места. Места все эти теплые, исправницкие, хотя и в холодной Сибири. В корреспонденциях все чаще и чаще доносятся самые диковинные сообщения из этого эдема. Места сдаются, говорят, чуть не с аукциона. Затем, поместившийся на месте, чувствуя себя вполне гарантированным, начинает действовать вполне бесцеремонно.
   Обыкновенно обкладывает каждую волость и писаря оброком р. в 200, и так накопляются тысячи. Все эти господа, несмотря на несущиеся жалобы из округов, пользуются, однако, постоянно милостями и наградами.
   Таких патриархальных порядков давно уже не видела губерния близ Лукоморья. Говорят, что было время, когда здесь сидела гроза взяточников, и даже память об этом начальнике звучит еще на Лукоморье.
   Ныне, наоборот, поощряется то, что прежде наказывалось. И кто только в этой трясине не пользуется милостями! Не говоря уже о ближайших советниках, поощрены и секретари, и столоначальники -- все делятся благами. Мало того, недремлющее око помпадура отличает усердие даже и таких лиц, которые представляют из себя как бы посторонние приспособления к этой, очевидно, хорошо собранной машине. Таковы, например, трое городских голов, два врача и, наконец, архитектор. Значит, во всяком случае, все это люди достойные, ибо удостоились... Скажите же теперь по чистой совести: ну, не прав ли я? -- не рай ли это навозный?
   Неужели вы не ликуете, читатель? Если так, то знайте вперед, что вам никогда не познать сладости истинного восторга и нет у вас, стало быть, ни на волос поэтической жилки! Но, быть может, до вас стороной дошли темные слухи, что помянутый помпадур руководится на практике известной пословицей: "рука руку моет"; что один из помянутых городских голов, награжденный медалью, не прослужил и года в своей должности; что местные исправники торчат больше в городе, при самом помпадуре, чем на своих местах; что там, в этом благословенном городе, лечат младенцев морфием от лихорадки и принимают перелом ноги за ревматизм, что, наконец, там же, на этой благополучной территории, падают иногда потолки у непрочно будто бы построенных зданий... да и мало ли еще какие могли дойти до вас слухи. В таком случае не верьте им, пожалуйста: помните, что ученые постарались и на солнце отыскать пятна, а злые, завистливые языки всегда готовы из белого сделать черное, даже с траурными каемками. Что касается меня, то я, открыв сей навозный рай и будучи поклонником Шиллера, мог только восторженно и вместе с тем безнадежно воскликнуть:
   -- Kennst du das Land, wo die Citronen blühen?
   "Безнадежно",-- говорю, ибо злодей-корреспондент, полакомивший меня известием о названной территории, увы! не сообщил мне ее точного адреса. Поэтому я решился вот на что:
  
             Совершу я подвиг трудный --
             Я добьюсь-таки в свой век,
             Как зовут сей город чудный,
             Чудный город (имярек)?
  
             Брошу стих, литературу,
             Лишь бы в мой попасть мне рай,--
             И взмолюсь я помпадуру:
             "Дай мне должность! должность дай!
  
             Я не жажду блеску света,
             Гонор чужд моей груди:
             Ты исправником поэта
             В захолустье посади!"
  
   А как вы думаете, примет ли он меня на службу? С гордостью полагаю, что примет, ибо при своем навозном благополучии не может убояться встретить в моем лице непрошеного обличителя.
   А вот в захолустье г. Якутска, так там, надо полагать, далеко не все благополучно. Я вывожу это смелое заключение из следующего трагикурьезного факта, сообщаемого якутским корреспондентом в газету "Сибирь":
   "У нас теперь идет большая облава на корреспондента "СПб. Газеты". Достанется же ему, буде несчастного отыщут!"
   Поверите ли? -- у меня просто дух замер, что называется, когда попались мне на глаза эти зловещие, ужасные строки. Ведь шутка сказать -- облава! Кабан он или волк, что ли? Неужели же,-- подумал я с невольным содроганием в собственном животе,-- попадут, наконец, обыватели на след этой жертвы да так-таки кишки выпустят?! У меня после этого даже аппетит пропал на целые сутки; всю ночь в голове моей хаотически слагались и перепутывались какие-то беспорядочные звуки и созвучия, лишь перед самым рассветом получившие уже до некоторой степени приличный рифмованный облик. Я босиком соскочил с постели и отчаянно продекламировал:
  
             Рога трубят. Идет облава...
             Везде расставлены посты;
             Народ смиреннейшего нрава --
             Бегут на лыжах якуты.
  
             -- Ату его!-- кричит фискальство,
             Завидя жертвы бледный лик;
             Но инородцы -- вот канальство! --
             Как на смех стали все в тупик.
  
             Они сперва предполагали,
             Что ловят зверя,-- а теперь,
             Как чудо прессы увидали,
             Смекнули разом: нет, не зверь!
  
             Дикарь упрям; ничье нахальство
             Не сломит смысл его простой...
             И обозленное фискальство
             Ушло пристыженно домой.
  
   Теперь перенесемся на другое благодушное место, или в один, тоже не совсем благополучный уголок, именуемый селом Медведевским, Барнаульского округа. А побывать там следует, хотя бы только потому, что нас даже и не приглашали туда... во имя печати. Дело в том, что в этом селе неудержимо свирепствует некий священник Т -- ов. Вот как выражается о нем местный корреспондент "Сибирской Газеты" (ох, уж эти мне корреспонденты! куда их только нелегкая не заносит!):
   "Солоно достанется здешнему населению от нашего "батюшки", проделки которого не мешало бы когда-нибудь вывести наружу".
   Рассказав далее, как этот неприлично ругающийся между прочим "батюшка" поссорился с церковным коморником из-за выеденного яйца и, будучи сам кругом виноват во всем, его же посадил самоуправно в каталажку,-- корреспондент продолжает:
   "Таким образом, ныне обязанность волостных старшин, при содействии современных "батюшек", принимающих на себя столь охотно полицейские обязанности, много облегчена".
   Замечание совершенно справедливое. Все в своем роде Вулюбаши, Вулюбаши и Булюбаши... О, как их много развелось теперь у нас! Но последуем далее, ибо это только еще цветочки, а ягодки впереди.
   "Пользуясь покровительством, священник Т -- ов постоянно подкапывается под свою братию в случае, если он не находит со стороны ее поддержки для своих проделок. Стоит только такому человеку заслужить нерасположение "батюшки", как на него посыплются неприятности, дерзкие выходки и всесильные доносы. Так недавно, по злобе на помощника своего, священника Г -- нтова, Т -- ов добился того, что последнему воспрещено служение. Г -- нтов, обремененный большой семьей из шести малолетних детей, самого себя и беременной жены, лишился насущного пропитания. Все обиженные Т -- овым лица, на свои жалобы о притеснениях, обирательстве и противозаконных поступках, не получают удовлетворения, а потому остался один выход -- прибегнуть к печати, и тут обратим внимание общества и начальства на этого человека, который свои личные интересы преследует на счет мирских уж очень бесцеремонно. Эти личные интересы преследуются на счет живых и мертвых взиманием за требы баснословных сумм. Так, за отпевание Т -- ов берет быка или лошадь, по собственному выбору, а за венчание браков и выдачу метрических сведений, безразлично, взимает от 50 до 100 р., пользуясь в то же время и ругой {Руга -- плата хлебом от прихожан.} от прихожан".
   Любопытно знать, не тот ли это г-н Т -- ов, который недавно отличался в Барнауле и которого просили устранить прихожане, -- тот именно Т -- ов, который отличался кляузами, надоел начальству, был виновником смерти учителя духовного училища и, наконец, претендовал на место попечительницы? Если это он же самый (не посчастливилось ли Барнаульскому округу, однако, иметь двух Т -- овых?), то является вопрос, за что на несчастное село обрушилось это перемещение и насколько жители его в силах будут защитить себя от лица, которое и в городе причиняло немало хлопот?
   Впрочем, я не мастер говорить прозой:
  
             Пастырь паству обирающий,
             Пастырь сан свой унижающий
             Неприличной руготней;
             Доносящий, брата губящий,
             Больше храма деньги любящий,--
                       Грех-то, батюшка, какой!
             Кулаку подобясь тертому,
             И живому вы, и мертвому
             Лишь сказались тяготой:
             За быка вы отпеваете,
             За сто рубликов венчаете,--
                       Грех-то, батюшка, какой!
             О, покайтесь, чтоб пылающий
             Огнь геенны, нас карающий
             За грехи стези земной,
             Не пожрал и вас бы в частности!
             А пока внимайте гласности:
                       Грех-то, батюшка, какой!
  
   Однако будем верить, что и в Сибири подобные батюшки составляют исключение.
   По правде сказать, не везет нашим захолустьям. Иногда их обыватели даже и верной фотографии не могут с себя снять. Вот как забавно жалуется на это другой якутский корреспондент в No 31 газеты "Сибирь":
   "Снимешься, взглянешь на свой портрет,-- говорит он о двух местных фотографических заведениях,-- и увидишь себя или белым без оттенков, или же таким черным, как будто пред позированием весь вымазался голландской сажей. О сходстве и говорить нечего,-- иной раз выходит такая финтиграфия, что без подписи трудно сказать, Фома или Ерема вышел на карточке. Но вот осенью прошлого года прибыл сюда фотограф, недавно оставивший лучшие и известные в Европе мастерские; он же специалист -- ретушер. Мы, жители Якутска, уже видели новые работы, восхищались и радовались, что, наконец, нас не будут уродовать наши финтиграфы-самоучки... Но, увы! недолго нам пришлось пользоваться находкой, потому что новому фотографу не дозволено работать при здешних фотографиях".
   Вот вам и наука вперед, гг. жители Якутска: не радуйтесь слишком преждевременно. Бедный Якутск!
  
             Я готов бы посмеяться,
             Что в Якутске кавалер
             Лишь уродом может сняться...
             Для невесты, например.
  
             Посмеялся бы я даже
             И над барышней -- что там
             Суждено ей, словно в саже,
             Представляться -- женихам.
  
             Но размер грозы раскатов
             Может хохот мой принять --
             Что Европе азиатов
             "Не дозволено" снимать.
  
   Однако довольно.
  

III

  
   Всю сегодняшнюю беседу я намерен посвятить пресловутой столице Восточной Сибири. "Коли сказался грибом, так полезай в кузов" -- говорит пословица. Вот в силу этого-то русского афоризма я и хочу потолковать о тебе, мой родной город, насквозь пропитанный омулями, обывательской ленью и полицейской безурядицей, о тебе, кичливый Иркутск, не сумевший до сих пор завести у себя сколько-нибудь порядочного освещения, не собравшийся вымостить своих пыльных и грязных улиц, даже не позаботившийся водворить на своих стыках уличной безопасности среди белого дня, не говоря уж о том, что творится у тебя под покровом ночи... Если бы это означало только заурядное коснение, стояние на одной и той же точке, то куда бы еще ни шло; но ты, очевидно, регрессируешь. У тебя не может быть отговорки относительно недостатка хороших преданий. Напротив, резко выделяя себя из семьи сибирских городов, ты знавал лучшие времена, обнаруживал жизненную энергию, и название столицы носилось тобой тогда недаром. Я помню, как под железной рукой графа Муравьева-Амурского ты держал себя, что называется, "руку под козырек"; я помню блестящую плеяду европейски-образованных людей, дававших тон твоему обществу, вносивших в его жизнь осмысленное уважение к личности, нравственную чистоплотность и благопристойность. Стало быть, тебе было у кого научиться, мой почтенный Иркутск...
  
             Могу сказать, что в те года
             Все жизнью умственной кипело.
             Учились юноши тогда
             Смотреть на будущее смело;
  
             Стремилась дружно молодежь
             Усвоить лучшие заветы,
             И мы не ставили ни в грош
             Корыстной мудрости советы.
  
             Бывало, с гордостью какой,
             С какой сердечностью печали
             Мы на чужбине вспоминали
             Тебя, о город мой родной!..
  
   А теперь? Теперь оказывается, что ты или ничему не выучился, или же все перезабыл. Через восемнадцать лет отсутствия я навестил тебя всего два года тому назад -- и нашел, по правде сказать... мерзость запустения. Весь твой прогресс за то время выразился для меня лишь разросшимся числом водочных заводов и резко бросающимся в глаза количеством "продаж и белых харчевен", как называешь ты, из приличия, свои грязные притоны пьянства и всяческого безобразия. Замечательно, что подобная конкуренция даже не улучшила, а скорее изгадила производство отравляющего напитка: от твоих "продаж" разило за полверсты сивушным маслом. И, однако ж, пьянство расцвело у тебя махровым цветом: пьют все, даже бабы и дети, чего не замечалось прежде. Последний нищий, которому удалось выпросить под окном медную монету, сейчас же нахально несет ее в кабак, тут же напротив этих окон. Рядом с разгулом идут беспрестанные грабежи, и каждый житель, возвратившийся благополучно домой поздно ночью, испытывает чувство человека, избавившегося от неминуемой опасности. Мелкое воровство дошло до курьезных размеров; в мою бытность, по крайней мере, воровали болты у ставен, отдирали даже крючки, на которые днем застегиваются эти ставни. А полиция? -- спросит читатель. Грешный человек, я в течение года, проведенного в Иркутске, видел только раз какого-то пристава, сунувшегося не в свое дело, видел одного квартального надзирателя, выезжавшего верхом и навеселе в ворота местной гостиницы под вывеской "Звездочка", да еще раз посчастливилось мне созерцать на углу улицы какое-то жалкое подобие городового, ковырявшего у себя в носу с такой сосредоточенной серьезностью, как будто в этом, собственно, и заключались все его полицейские обязанности. Результаты такого именно отсутствия полиции на иркутских улицах уже в самое последнее время читатель мог усмотреть в предыдущих NoNo "Восточного Обозрения". Как тут не скажешь:
  
             Хоть, положим, не обидно,
             Что полиции не видно,
             Но немного будто стыдно
             Так скрываться очевидно,
  
   когда на этих улицах совершается явно, на глазах толпы, бесшабашное смертоубийство...
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   НАБРОСКИ СИБИРСКОГО ПОЭТА. Печатается по первой публикации в газете "Восточное обозрение" (1882, 9, 23 сент., No 24, 26; 1884, 12 янв., No 2), подписанной анонимом "Сибирский поэт". Авторство определяется нa основании библиографии, составленной П. В. Быковым, и примечания от редакции, сопровождающего посмертную публикацию последнего в цикле очерка:
   "Редакц. На этом прервался последний фельетон нашего покойного поэта И. В. Омулевского. Мы часто говорили с ним о жизни этого города, лучшего в Сибири, где пробуждалась умственная жизнь и где так мрачно мне живется. Он застал этот город погоревшим, причем погибло и его имущество.
   Нерадостно ему жилось здесь. От этого времени уцелело несколько набросков, и в том числе одно стихотворение, посвященное доктору, которое характеризует те невзгоды, которые испытывал поэт на родине. Вот это стихотворение:
  
             БОЛЬНИЧНЫЙ ЭКСПРОМТ
             (на память доктору Кр -- кову)
  
             В российской столице решили,
             Что ум мой достоин поэта;
             В Иркутске меня уложили
             В больничную койку за это.
  
             Но чем медицина поможет
             В смягчении правды печальной,--
             Что быть диагностом не может
             И самый усердный квартальный?
  
             О, доктор мой! в виде привета,
             Я выскажу вам втихомолку,
             Что нет на земле лазарета,
             Который бы сбил меня с толку.
  
   9 октября 1879 г. Иркутск, гражданская больница Кузнецова, 12 палата. Вечером".
  
   "Восточное обозрение" -- литературно-политическая газета, основанная писателем, ученым, общественным деятелем H. M. Ядринцевым в 1882 г. в Петербурге. В 1888 году редакция была переведена в Иркутск. Демократическую направленность издания усиливали осуществляемые на его страницах публикации редких сочинений декабристов. Так, в No 9, 23 за 1882 г. опубликовано "Переселение народов. Идеальные стремления и действительность" Д. И. Завалишина. Интересный материал о И. В. Омулевском и его окружении содержат "Сибирские литературные воспоминания (1884, No 6) и "Литературные и студенческие воспоминания сибиряка" (1884, No 20, 33) самого издателя газеты и друга писателя -- H. M. Ядринцова. Из них следует, что И. В. Омулевский был знаком и часто сотрудничал с Н. А. Некрасовым, который поддержал социальную направленность его стихотворения "Солдатка", В. С. Курочкиным, Д. Д. Минаевым, слушал лекции Н. И. Костомарова. В "Восточном обозрении" (1884, No 6) увидели свет и воспоминания Н. С. Щукина "При разливе Оби". В свое время именно он ввел И. В. Омулевского в круг сибирского землячества в Петербурге, во многом способствовавший духовному формированию, гражданскому самоопределению писателя. Не прерывая связей с Сибирью, И. В. Омулевский оказывал поддержку молодым литераторам-землякам, в частности, как свидетельствует Н. М. Ядринцев, иркутскому поэту Красноперову.
   Чаще выступая как поэт, И. В. Омулевский развил в "Восточном обозрении" и свой опыт публициста. Критический материал для "Набросков сибирского поэта" дала захолустная жизнь Верхоянска, Якутска, Минусинска и других "медвежьих углов" Сибири, многочисленные факты рутины, невежества, лихоимства, вымогательства. Не пощадил писатель и родной Иркутск, негласно признанный столицей Восточной Сибири. В архиве И. В. Омулевского сохранился автограф последней части "Набросков сибирского поэта" (ЦГАЛИ, ф. 371, оп. 1, д. 7), содержащий незначительные разночтения с журнальным текстом.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru