Огнёв Николай
Наталия Сац

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пятнадцать лет работы.


Н. ОГНЕВ

Наталия Сац

Пятнадцать лет работы

   Пятнадцать лет назад Наташа пришла в детскую работу.
   С детьми приходилось начинать наново. Надрывно и нудно тянулся учительский саботаж. Часть школ пустовала, в других царил хаос. Родители еще с февральского переворота предоставили детей самим себе.
   Молодая рабочая власть с самого свое го возникновения поставила работу с детьми в порядок дня. Спешно подбирались новые учительские кадры, шли методические совещания, в районах бурлили тревожные собрания. Но этого было явно недостаточно. Для борьбы с детским безнадзорьем требовалась широкая массовая внешкольная . работа.
   В это время крохотная группа внешкольных работников бросила свой опыт на помощь детям. Этот опыт был разрознен. Мало того, самая его установка исключала массовость. Для массовой работы нужны были новые люди -- и в первую очередь -- организатор.
   Организатор пришел... в облике девочки в берете, в красных стоптанных башмаках, с мячиком на резинке в руке.
   Уйма препятствий сразу встала на дороге: не было помещений, людей средств, материала. Но у пятнадцатилетней девочки словно волшебная палочка была в руках. Наташе нужно было только доверие рабочей власти. Доверие было дано, и Наташа развернула необходимую революции работу. Дом Союзов, Большой театр, Реввоенсовет, раскрыли свои двери для встречи невиданных гостей -- детей пролетариата. Из центра массовые праздники перекинулись в районы Москвы. Впервые окраинные ребята в массе приобщались к художественной культуре.
   Второй десяток лет проходил для Наташи под знаком величайшей из революций; вступление в жизнь было сопряжено с ответственнейшей и вовсе не легкой работой.
   Массовые праздники, клуб, школа, казалось бы, полная нагрузка для человеческих сил. Куда же больше? Но размах революции требовал большего. Да и кипучая натура Н. И. Сац требовала нового приложения сил...
   Московский совет заинтересовался вопросом о специальном театре для детей: театр в Мамоновском не удовлетворял ни Московский совет, ни педагогов, ни работавшую в этом театре Наташу. В самом деле: мамоновский театр строил репертуар на т. н. классиках детской литературы: Киплинг, Марк Твэн, Стивенсон... Все это, может быть и интересно, но причем революция! Где задачи нового воспитания?
   И в дмитровском помещении возник новый театр для детей, а во главе его Моссовет утвердил восемнадцатилетнюю Наташу Сац. Помещение было вскоре занято, и новый театр пришлось перебросить в "Кино-Apc". Этот симбиоз продолжается до сих пор. Между тем театр своей двенадцатилетпей работой заслужил специального помещения.
   Эта работа -- непрерывная цепь побед, поражений, взлетов, падений, завоеваний и провалов, это -- настоящая работа, работа художников, артистов, педагогов, музыкантов, писателей, . театральных костюмеров, декораторов во главе с молодым директором, работа, заслуживающая отдельного описания и достойная глубокого и пристального исследования. Книжка "Наш путь", изданная в прошлом году, далеко не исчерпывает вопроса.
   Начать с того, что за пятнадцать лет своей деятельности Наташа стала первоклассным организатором: она научилась подбирать людей. Поэтому все в ее театре не только производит впечатление, но и есть на самом деле -- слажено, пригнано одно к одному и служит общей цели. Труппа актеров исключительна по своему составу: это не только превосходные актеры, но и замечательного педагоги, они в равной мере способны действовать в зрительном зале и на сцене.
   Двенадцать лет Московский театр для детей служит целям коммунистического воспитания, с большим вниманием откликаясь на все узловые вопросы: соцсоревнование и ударничество нашли свое отражение на сцене, так же как и вопросы интернациональной революции, коммунистической морали и этики. Вредительство, бузотерство, безответственность, протокольное отношение к действительности осуждены театром в действенных, художественных образах. Двенадцатилетний путь привел от сказочной мистики к художественному отображению советской действительности ("Крекинг"). И. двенадцать лет ведет театр по пути к большим художественным достижениям его директор -- Наталья Ильинична Сац.
   Образ Наташи был бы, однако, неполон без обрисовки ее режиссерской деятельности. "Японский театр", страдавший некоторым уклоном в эстетизм, был первой постановкой молодого режиссера. С тех пор -- "Пионерия", "Мистер Бьюбль и червяк", "Негритенок и обезьяна" "Фриц Бауэр", "Алтайские робинзоны", "Про Дзюбу", "Аул Гидже", "Бузонада" и "Крекинг" -- длительная и сложная работа по созданию сценического образа и синтетического действия; работа, вначале не свободная от эклектизма, в своем течении освобождается от посторонних влияний и приобретает полноценный, самостоятельный характер. Это оценивают и за границей.
   В 1931 году молодой советский режиссер Наташа Сац ставит в Берлине оперу "Фальстаф", а в 1932 году приглашается в Аргентину, в Буэнос-Айрес, где ставит "Свадьбу Фигаро" и лабораторным I порядком работает над "Кольцом Нибелунгов".
   Исключительная работоспособность; преодолевает все нагрузки Наташи: она давно уже подготовляет к печати труд о восприятии музыки. Но этого мало -- Н. И. работает и для театра; ею написаны пьесы; "Про Дзюбу", и -- в сотрудничестве с другими авторами -- "Фриц Бауэр", "Негритенок и обезьяна" и ряд киносценариев.
   Прекрасное начало жизни! В пятнадцать лет -- организатор массовых празднеств, в двадцать -- директор театра, в двадцать восемь -- режиссер с большим именем.
   Такой плод могла принести только советская почва, насыщенная жизнетворными соками социалистической революции.
   Работа Наташи Сац заслуживает исключительной общественной оценки и пристального внимания. Наташа -- из того человеческого запаса, который справедливо называется:
   -- Люди Октября.

-----

   Директора и руководителя Московского театра для детей я везде называю просто Наташей. Надеюсь, она мне это извинит. Нс идет к ее живой энергии и вечно юному порыву длинное подсобное товарному поезду, имя Наталья Ильинична.

"Литературная газета", No 13, 1933

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru