Одоевский Владимир Федорович
Е.А.Маймин. Владимир Одоевский и его роман 'Русские ночи'
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Одоевский Владимир Федорович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1975
Обновлено: 10/06/2017. 108k.
Статистика.
Очерк
:
Критика
О творчестве автора
Скачать
FB2
Оценка:
4.58*12
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Е.А.Маймин. Владимир Одоевский и его роман "Русские ночи"
----------------------------------------------------------------------------
Серия "Литературные памятники"
В.Ф. Одоевский "Русские ночи", М., "Наука", 1975
----------------------------------------------------------------------------
Судьба литературного наследства В. Одоевского не относится к числу
счастливых. Автор первого в России философского романа "Русские ночи" мало
известен широкой читательской публике. Даже наука о литературе долгое время
интересовалась В. Одоевским преимущественно от случая к случаю, не
специально. Монографическое исследование П. Н. Сакулина, вышедшее в свет в
1913 г., до сих пор остается единственным в своем роде. {Сакулин П. Н. Из
истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Т. 1, ч. 1, 2. М., 1913.
- В дальнейшем ссылки на это издание даются сокращенно: Сакулин.} С начала
20-х и до конца 60-х годов появлялись лишь единичные статьи, посвященные В.
Одоевскому: статьи О. Цехновицера. Е. Хин, несколько работ по сугубо частным
вопросам. {См.: Цехновицер О. Силуэт. (В. Ф. Одоевский). - В кн.: Одоевский
В. Ф. Романтические повести. Л., 1929, с. 21-99; Хин Е. В. Ф. Одоевский. - В
кн.: Одоевский В. Ф. Повести и рассказы. М., 1959, с. 3-38. - В дальнейшем
ссылки на это издание даются в тексте, сокращенно: Повести.} Интересно, что
о музыкально-просветительской деятельности В. Одоевского писалось едва ли не
больше, нежели о его деятельности литературно художественной.
Только в самые последние годы заново пробудился научный и отчасти
читательский интерес к В. Одоевскому и его произведениям. Свидетельство тому
- диссертации, которые специально посвящаются В. Одоевскому, научные
доклады, касающиеся важнейших проблем его творчества, интересная и
основательная глава о нем и его романе "Русские ночи" в книге Ю. Манна.
{Манн Ю. В. Ф. Одоевский и его "Русские ночи". - В кн.: Манн Ю. Русская
философская эстетика. М., 1969, с. 104-148.}
Долгое невнимание к В. Одоевскому объясняется скорее резким
своеобразием литературного дарования автора "Русских ночей", нежели
недостатками дарования. Историко-литературное значение его творчества, быть
может, не до конца осознано и определено, но в целом оно неоспоримо. В.
Одоевский был открывателем новых путей в литературе и создателем новых
жанров. Один из виднейших представителей философского романтизма в России,
он был автором не только первого русского философского романа, но и
философских новелл. Ему принадлежит заслуга в разработке жанра
биографического рассказа и музыкально-критического эссе. Велика роль В.
Одоевского в музыкальном просвещении русского общества. В своих музыкальных
статьях - как критического, так и теоретического характера - он объяснял
русскому читателю величие Баха и Моцарта, Бетховена и Берлиоза. Он горячо
пропагандировал творчество русских композиторов - Глинки и Даргомыжского,
Балакирева и Серова и других замечательных музыкантов, в которых видел
надежду и славу отечественной музыки. Он глубоко изучал народную русскую
музыку и опубликовал ряд изысканий, посвященных музыке древнерусской.
Писатель, музыкант, ученый, журналист, В. Одоевский в 20-40-е годы XIX
в. находился в самом центре литературной и культурной жизни России.
Дружеские чувства испытывали к нему Грибоедов и Гоголь, Кюхельбекер и
Веневитинов, с интересом и сочувствием относился к его творчеству Пушкин,
тесные отношения связывали его с Лермонтовым.
Когда в 1844 г. выходит в свет трехтомное собрание сочинений В.
Одоевского, в первом томе которого впервые печатается роман "Русские ночи",
В. Г. Белинский откликается на это событие большой статьей. Вот как
характеризует он в ней личность и талант писателя: "Таких писателей у нас
немного. В самых парадоксах князя Одоевского больше ума и оригинальности,
чем в истинах у многих наших критических акробатов, которые, критикуя его
сочинения, обрадовались случаю притвориться, будто они не знают, о ком
пишут, и видят в нем одного из сочинителей их собственного разряда.
Некоторые из произведений князя Одоевского можно находить менее других
удачными, но ни в одном из них нельзя не признать замечательного таланта,
самобытного взгляда на вещи, оригинального слога. Что же касается до его
лучших произведений, - они обнаруживают в нем не только писателя с большим
талантом, но и человека с глубоким, страстным стремлением к истине, с
горячим и задушевным убеждением, - человека, которого волнуют вопросы
времени и которого вся жизнь принадлежит мысли". {Белинский В. Г. Сочинения
князя В. Ф Одоевского, - Полн. собр. соч. Т, VIII. М., 1955, с. 322-323.}
Жизнь В. Одоевского богата не столько внешними событиями, сколько
постоянными трудами и размышлениями. Один из последних потомков Рюриковичей,
князь Владимир Федорович Одоевский родился в Москве 30 июля 1803 г. (но
другим данным - 1804 г.). Его мать была бывшей крепостной крестьянкой.
Образование он получил в Московском университетском пансионе, куда поступил
учиться в 1816 г., а закончил его в 1822 г. Имя В. Одоевского значилось на
почетной доске пансиона среди имен лучших его питомцев - В. А. Жуковского,
А. И. Тургенева и др.
С 1823 г. В. Одоевский постоянно посещает литературный кружок Раича,
членами которого были М. П. Погодин, С. П. Шевырев, В. П. Тисов и некоторое
время Ф. И. Тютчев. В том же году, вместе с Д. В. Веневитиновым, В.
Одоевский становится во главе только что организованного философского
кружка, так называемого "Общества любомудрия". Об этом кружке любомудр и
друг В. Одоевского А. И. Кошелев так писал в своих воспоминаниях: "Другое
общество было особенно замечательно: оно собиралось тайно и об его
существовании мы никому не говорили. Членами его были: кн. Одоевский, Ив.
Киреевский, Дм. Веневитинов, Рожалин и я. Тут господствовала немецкая
философия, т. е. Кант, Фихте, Шеллинг, Окен, Геррес и др. Тут мы иногда
читали наши философские сочинения; но всего чаще и по большей части
беседовали о прочтенных нами творениях немецких любомудров. Начала, на
которых должны быть основаны всякие человеческие знания, составляли
преимущественный предмет наших бесед; христианское учение казалось нам
пригодным только для народных масс, а не для нас, любомудров. Мы особенно
высоко ценили Спинозу, и его творения мы считали много выше Евангелия а
других священных писаний. Мы собирались у кн. Одоевского... Он
председательствовал, а Д. Веневитинов всего более говорил и своими речами
часто приводил нас в восторг. Эти беседы продолжались до 14 декабря 1825
года, когда мы сочли необходимым их прекратить, как потому, что не хотели
навлечь на себя подозрение полиции, так и потому, что политические события
сосредоточивали на себе все наше внимание. Живо помню, как после этого
несчастного числа кн. Одоевский нас созвал и с особенною торжественностью
предал огню в своем камине и устав и протоколы нашего общества любомудров".
{Записки Александра Ивановича Кошелева. Berlin, 1884, с. 12.}
Декабрьские события 1825 г. составили важную веху в жизни В. Одозвского
и его друзей-любомудров. События эти не только положили конец существованию
их кружка, но и во многом определили эволюцию их воззрений и характер их
дальнейшей общественной и литературной деятельности. В. Одоевский, как и
большинство других любомудров, если и был близок декабристам (дружеские
отношения связывали его с двоюродным братом, известным поэтом и декабристом
А. И. Одоевским; в содружестве с декабристом Кюхельбекером издавал он в
1824-1825 гг, альманах "Мнемозина), то не политическими своими взглядами, а
литературными и еще более - общим духом независимости и нравственной
высотой. Попытки восстания В. Одоевский не одобрял, но самим декабристам
сочувствовал. Позднее он будет много хлопотать по делам А. И. Одоевского и
В. К. Кюхельбекера, а в записках своих, не предназначенных к печати, так
отзовется о движении декабристов: "В нем участвовали представители всего
талантливого, образованного, знатного, благородного, блестящего в России, -
им не удалось, но успех не был безусловно не возможен. Вместо брани, не
лучше ли обратиться к тогдашним событиям с серьезной и покойной мыслью и
постараться понять их смысл". {См.: Сакулин, ч. 1, с. 308.}
В 1826 г. В. Одоевский переезжает из Москвы в Петербург, женится,
поступает на службу в Министерство внутренних дел, где работает в Комитете
иностранной цензуры. В это время - и с тех пор на многие годы - его дом
становится тем местом, в котором сходилось и сближалось все интересное и
талантливое в тогдашнем петербургском обществе "Здесь, - вспоминает М. П.
Погодин, - сходились веселый Пушкин в отец Иакинф с китайскими сузившимися
глазками, толстый путешественник, тяжелый немец - барон Шиллинг,
возвратившийся из Сибири, в живая, миловидная графиня Ростопчина, Глинка и
профессор химии Гесс, Лермонтов и неуклюжий, но многознающий археолог
Сахаров, Крылов, Жуковский, Вяземский были постоянными посетителями. Здесь
впервые явился на сцену большого света и Гоголь...". {Погодин М. П.
Воспоминания о князе Владимире Федоровиче Одоевском. - В кн.: В память о
князе Владимире Федоровиче Одоевском. М., 1969, с. 57.}
За время своей петербургской жизни, вплоть до переезда в Москву в 1862
г., В. Одоевский занимал должности помощника директора Публичной библиотеки
и директора Румянцевского музея, участвовав в создании Русского музыкального
общества и консерватории, издавав совместно с А. П. Заблоцким (с 1843 г.)
журнал для народного чтения под названием "Сельское чтение", поместив в нем
множество статей научно-популяризаторского и дидактического характера.
Восторженно писал об этом издании В. Г. Белинский: "Колоссальный успех
"Сельского чтения" основан был на глубоком знании быта, потребностей и самой
натуры русского крестьянина и на таланте, с каким умели издатели
воспользоваться этим знанием. Поэтому в два года разошлось до тридцати тысяч
двух первых книжек "Сельского чтения". Подобный успех имеет великое
значение, свидетельствуя, что издатели "Сельского чтения" умели угадать, что
нужно для чтения простому народу.. .". {Белинский В. Г. Сельское чтение,
книжка третья... - Полн. собр. соч., Т. IX. М, 1955, с. 302.}
Важными общественными трудами и начинаниями занят был В. Одоевский до
самой смерти. В последние годы жизни - он умер 27 февраля 1869 г. - он
изучает стенографию, дело тогда мало кому известное, интересуется вопросами
тюремной реформы, пишет статью по поводу лекций по физике проф. Любимова. В
записной книжке В. Одоевского сохранилась запись, которая прекрасно его
характеризует: "Смеются надо мной, что я всегда занят! Вы не знаете,
господа, сколько дела на сем свете; надобно вывести на свет те поэтические
мысли, которые являются мне и преследуют меня; надобно вывести те
философские мысли, которые открыл я после долгих опытов и страданий; у
народа нет книг, - и у нас нет своей музыки, своей архитектуры; медицина в
целой Европе еще в детстве; старое забыто, новое неизвестно; наши народные
сказания теряются; древние открытия забываются; надобно двигать вперед
науку; надобно выкачивать из-под праха веков ее сокровища..." {См.:
Одоевский В. Ф. Романтические повести. Л., 1929, с. 68.} При всей
разносторонности трудов и дарований В. Одоевского главным делом его жизни
была литература, поэзия. Он был литератором по преимуществу, писателем по
призванию. Он был писателем-романтиком. Еще в бытность свою воспитанником
Московского университетского пансиона В. Одоевский увлекается идеями
Шеллинга, которые навсегда стали для него "душевным делом". Философией
Шеллинга в 20-е годы XIX в. увлекались все любомудры. И не одни только
любомудры. Для русской литературы первой трети XIX в. - и прежде всего
литературы романтической - Шеллинг значил едва ли не больше, чем для литера-
туры немецкой.
А. И. Тургенев называл Шеллинга "первой теперь мыслящей головой я
Германии". {Тургенев А. И. Хроника русского. Дневники. М.-Л., 1964, с. 293
(запись в дневнике от 12 VII 1825).}
Профессор Давыдов, один из пропагандистов философского учения Шеллинга
в России и учитель В. Одоевского по пансиону, писал о Шеллинге: "...от него
ум получил вдохновение и указание пути к желаемой философии
безусловного...". {Давыдов И. Возможна ли у нас германская философия. -
Московитянин, 1841, ч. 2, э 4, с. 390.}
Д. В. Веневитинов признавался в письме к А. И. Кошелеву, что Шеллинг
был для него "источником наслаждения и восторга". {Веневитинов Д. В. Полн.
собр. соч. М., 1034, с. 306 (письмо от 25 IX 1825).}
Аполлон Григорьев писал о студентах Московского университета,
"отдававших голову и сердце до нравственного запою шеллингизму". {Григорьев
А. Мои литературные и нравственные скитальчества. - Полн. собр. соч. и
писем. Т. I. Пг., 1918, с. 43.}
Смысл и основания этого "массового" увлечения Шеллингом в России
становятся понятными из признания Е. Баратынского, который шеллингианцем в
философском смысле никогда не был. Имея в виду Шеллинга, Баратынский писал
Пушкину: "...я очень обрадовался случаю познакомиться с немецкой эстетикой.
Нравится в ней собственная ее поэзия, но начала ее, мне кажется, можно
опровергнуть философически...". {Баратынский Е. А. Стихотворения, поэмы,
проза, письма. М., 1951, с. 486, письмо от 5-20 I 1826. - Ср. высказывания о
Шеллинге человека нашей эпохи: "В самом Шеллинге жило непосредственное
поэтическое чувство природы: вот почему его философские произведения похожи
на поэмы" (Жирмунский В. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.,
1914, с. 50).}
При всем различии точек зрения на философию Шеллинга-Баратынского, с
одной стороны, и любомудров, с другой, - общим для них было то, что больше
всего они ценили в учении Шеллинга его поэтический строй и поэтические
основания. Сам Шеллинг любил повторять, что его философия "не только
возникла из поэзии, но и стремилась возвратиться к этому своему источнику".
{Гайм Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума. М., 1891, с.
540.} Это, может быть, и было в Шеллинге дороже всего В. Одоевскому и
любомудрам. В "Психологических заметках" В. Одоевский писал: "...в наш век
наука должна быть поэтическою". {См. настоящее издание, с. 216. - В
дальнейшем ссылки даются в тексте.} Для него поэтическая наука и поэтическое
знание были прежде всего цельными и всеобъемлющими знаниями, "касающимися
всех сторон природы" человека, способными "освободить дух от ограниченности,
одностороннего образования". {См. составленные В. Одоевским "Афоризмы из
различных писателей, по части современного германского любомудрия"
(Мнемозина, ч. II, М., 1824, с. 76).} Цельный человек и цельное знание - это
любимая и постоянная идея-мечта В. Одоевского, которая зародилась в нем под
влиянием Шеллинга и немецкой романтической философии и еще более того под
влиянием самой русской действительности.
Мыслящие люди последекабрьской поры, к которым принадлежал В.
Одоевский, трагически переживали ту всеобщую разъединенность, дисгармонию,
которая так характерна была для русской жизни, особенно со второй половины
20-х годов, и которая обусловливалась в одинаковой мере как ростом в
общественных отношениях разъединяющей буржуазности, так и усилившимся после
поражения декабристов сознанием "полного разрыва между Россией национальной
и Россией европеизированной". {См.: Герцен А. И. О развитии революционных
идей в России, - Собр. соч. в тридцати томах. Т. 7. М., 1956, с. 214.} Мечта
В. Одоевского о цельном человеке и цельном знании - это романтическое
выражение глубокой тоски его и его современников по тому социальному,
национальному и человеческому единству, которого так не хватало в реальной
жизни! Борьба с унизительной и опасной односторонностью человека и
человеческого знания станет одним из главных дел Одоевского-писателя именно
потому, что это было живое и жизненное дело.
Если Шеллинг был учителем В. Одоевского в "любомудрии", то одним из
первых литературных его учителей был В. А, Жуковский. Поэзией Жуковского В.
Одоевский увлекался, тоже еще учась в пансионе, и навсегда сохранил верность
этому увлечению. Жуковский был близок и дорог ему больше всего романтическим
и высоконравственным обликом своей личности и своих стихов. В 1849 г.,
будучи уже автором "Русских ночей", В. Одоевский так будет вспоминать о
годах пребывания в пансионе и своем преклонении перед Жуковским: "Мы
теснились вокруг дерновой скамейки, где каждый по очереди прочитывал
Людмилу, Эолову арфу, Певца в стане Русских воинов, Теона и Эсхина; в
трепете, едва переводя дыхание, мы ловили каждое слово, заставляли повторять
целые строфы, целые страницы, и новые ощущения нового мира возникали в наших
душах и гордо вносились во мрак тогдашнего классицизма, который проповедовал
нам Хераскова и не понимал Жуковского... Стихи Жуковского были для нас не
только стихами, но было что-то другое под звучною речью, они уверяли нас в
человеческом достоинстве, чем-то невыразимым обдавали душу - и бодрее душа
боролась с преткновениями науки, а впоследствии - с скорбями жизни. До сих
пор стихами Жуковского обозначены все происшествия моей внутренней жизни -
до сих пор запах тополей напоминает мне Теона и Эсхина...". {Сакулин, ч. 1,
с. 90-91.}
Начало литературной деятельности В. Одоевского относится к середине
20-х годов, к периоду любомудрия и издания альманаха "Мнемозина". Он писал и
раньше - еще в пансионе, - но как оригинальный писатель он впервые заявил о
себе на страницах альманаха, который издавал совместно с Кюхельбекером, а
несколько позднее - на страницах "Московского вестника", "Московского
телеграфа" и других журналов 20-х годов, зарекомендовавших себя как издания,
где пропагандировались свежие литературные и философские идеи.