Новиков-Прибой Алексей Силыч
Разговор с МТП

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


РАЗГОВОР с МТП

   Московские писатели, об'единенные издательством, которое так и называется "Московское товарищество писателей", собрались в "Литературной газете". Беседа завязалась вокруг поставленных "Литгазетой" вопросов -- о борьбе за простоту и содержательность искусства. о необходимости усиления борьбы с формализмом, о неправильном понимании мастерства в отрыве от типа писателя, об изучении и освоении классического наследства, о работе с читателем и, наконец, об обязательстве членов "московского товарищества" передать в своих книгах жизнь и быт красной столицы.

*

   -- Хорошо в нашей литературе!-- дифирамбически говорил Георгий Никифоров.-- В литературе эпохи величайшего напряжения и страстности. А мы, "хлебнувшие старой завкаски", тянемся все к классикам и кринолинам, к "пышным чувствам любви".. Но если была когда- нибудь любовь на земле, то это наша любовь, любовь к своему будничному делу, которое мы отражаем в своих будничных вещах с гораздо большей страстностью, чем то делали классики, ибо мы отражаем в этих вещах дух своего времени.
   -- Осторожнее с классикой,-- заявил ответ А. Новиков-Прибой. Зачем ее швырять, ведь есть еще чему поучиться советскому писателю у классиков. Хотя бы -- той же простоте, художественной правде. реализму... Обращению со словом также могут нас научить классические писатели. Об этом особенно следовало бы подумать нашим "новаторам", изобретателям и просто "трюкачам" от литературы. Вычурность языка -- это привилегия не только "трюкачей", этим болеют и очень многие молодые наши авторы, серьезно думающие, что они изобретают новую революционную прозу. Нужна длительная углубленная учеба нашей молодежи.
   -- Советскому писателю нужно лучше знать и своего читателя. Вообще работа с читателем у нас не ведется. Письма читателей не изучаются. Отношение к этим письмам недостойное.
   "Роман-газета" собрала в свое время 50.000 читательских писем. А кто об этих письмах слыхал и кто знает, какая постигла их судьба?
   О социалистическом реализме говорил В. Вересаев. Для него социалистический реализм -- это беспощадная правда. Та правда, которую, хорошо знали Бурже, Золя и Глеб Успенский. Но эти писатели не были социалистами, не были коммунистами. Социалистически настроенный писатель, коммунист, должен дать и даст ту правду, которую мы назовем социалистическим реализмом.
   -- Но,-- продолжает Вересаев,-- социалистически настроенный писатель может и не быть реалистом, и против этого, против искания писателем новых форм возражать ненужно Наоборот, нужно расширить арену борьбы за новую, революционную литературу.
   В. Вересаев говорит далее о наблюдаемом им "сужении" тем в нашей литературе. В этом виноваты "заказчики", редакции. Лично он часто получает предложения дать что-нибудь для печати, но вынужден отвечать, что у него, к сожалению, вещи на нейтральные темы. И так как все еще требуются "агитки", эти вещи остаются в его письменном столе...
   В. Вересаеву возражала P. М. Азарх.
   -- "Нейтральная тема" -- это не наша терминология. Нейтральных тем мы не знаем. Тем менее мы можем говорить о сужении тем в нашу эпоху. Разве наша эпоха суживает тему? Разве она, при всем колоссальном многообразии изумительной нашей жизни, "втискивает" художника в ту или иную определенную тему?
   Нужно со всей прямотой сказать, что чаще всего сами художники суживают свои темы. Суживают потому, что не знают предмета, о котором пишут. В частности "Сестры" В. Вересаева в значительной мере такое "суженное", несколько засушенное произведение. И получилось это потому, что т. В. Вересаев недостаточно хорошо знает психологию девушек-комсомолок.

*

   Говорили о "Литгазете". Л. Гроссман, С. Бройде, Н. Незлобин, А. Демидов. Говорили многие.
   Писатели требовали от нее большей живости, большего разнообразия материала, фельетонов, эпиграмм. бесед и даже "литературную викторину".
   -- "Литературная газета",-- говорил Л. Гроссман,-- выбрасывая лозунг простоты в искусстве, сама должна писать проще. Требуя большой художественности она сама должна озаботиться о том, чтобы форма и стиль ее статей и заметок были на более высоком уровне.
   Самую внешность газеты нужно улучшить, "принарядить".

*

   "Московское товарищество писателей" существует не первый год, выпустило немало книг, интенсивно печатает молодых авторов, не только не боится их печатать, но планово продвигает молодежь в большую литературу.
   Это издательство вчинило иск советской критике.
   -- Повелось так,-- говорили писатели,-- что работа издательства, отдельные книги -- романы, повести, стихи--все время замалчивались и замалчиваются критикой.
   -- Меня читает и хорошо знает, например, рабочий-читатель Урала, но я все еще "неведомый писатель" для Москвы,-- рассказывал о себе А. Ряховский, автор книг "С гор потоки", "Чужой век". И тут же добавил. "Писатель" не знающий, "какова ему цена",--а этого он не знает, потому что не взят... "на мушку" критики,-- такой писатель часто теряется. Благо я к этой категории писателей не принадлежу. Книги мои расходятся, читателя своего я знаю, на него опираюсь. Но вина критики от этого не становится меньшей. И. конечно, никакого снисхождения не должно быть оказано критике, совершенно замалчивающей молодых авторов"
   -- Принимает ли на себя эту вину и "Литгазета"?-- спрашивали писатели.--Ведь и она не без греха...
   -- У газеты -- большой долг!-- заявил в лоб т. П. Дорохов,-- долг "Московскому товариществу писателей".

"Литературная газета", No 29, 1933

   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru