|
Скачать FB2 |
| |
Н.А. Некрасов
Материнское благословение, или Бедность и честь
Драма с куплетами в пяти действиях
Перевод с французского Н. А. Перепельского
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Первое и пятое действия происходят в савойской деревне, а остальные в Париже.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
СТАРЫЙ ВОЛОКИТА
Внутренность бедной хижины. В стороне, противоположной зрителям, открытый вид на живописные долины и горы Савой. Тут же дверь, ведущая в хижину.
Явление 1
Магдалина, Пьерро.
При поднятии занавеса Магдалина сидит на скамейке и прядет близ стола, на котором горит лампа.
Явление 2
Магдалина, Бернард, Пьерро.
Явление 3
Те же и Мария.
Входит в дверь на правой стороне и ставит корзинку на небольшой шкап, поставленный у двери.
Ларок показывается в дверях и делает знак командору, что он может войти.
Явление 4
Прежние, Ларок, командор.
Мария ставит стол в сторону и уносит веретено и лампу в комнату направо. Все почтительно кланяются.
Мария выходит.
Мария кланяется ему.
Командор, Ларок и Пьерро уходят.
Явление 5
Бернард, Магдалина, Мария.
Явление 6
Мария.
Явление 7
Эрбо и Мария.
Молчание.
В соседней комнате слышен голос Магдалины: "Антони, кажется, господин пастор пришел?"
Мария поспешно отирает слезы и силится улыбнуться отцу.
Явление 8
Те же, Магдалина, Бернард.
Явление 9
Те же и Пьерро.
Пастор делает ему знак, чтоб он замолчал, и садится налево; Пьерро стоит перед ним и делает знак, что он повинуется его приказанию.
В отдалении слышно пение савояров, которое постепенно приближается... Оркестр играет пиано.
Явление 10
Пьерро, Мария (поддерживаемая г. Эрбо), Жако, маленькие савояры и савоярки с их отцами.
В продолжение хора Эрбо дает советы Марии и отдает ей письмо, которое она прячет за корсет.
Явление 11
Пьерро, Магдалина, Бернард, Мария, Эрбо, Жако.
Все савояры уходят с Жако. Чрез двери видно, как они прощаются с своими отцами и удаляются в горы направо. Некоторые, вместе с Жако, остаются ждать Марию. Музыка тихо играет.
(Здесь Магдалина, ослабевшая от горя, садится. Мария падает к ногам ее. Магдалина продолжает.)
(Мало-помалу голос Магдалины заглушается слезами.)
(Голос ее прерывается.)
Явление 12
Те же, кроме Бернарда и Марии.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
МОЛОДОЙ ЛЮБОВНИК
Театр представляет комнату на чердаке. В глубине дверь; налево от двери кровать с занавесами. В стороне на втором плане дверь в кабинет. Направо главной двери -- камин. На той же стороне, на втором плане, окно, выходящее на улицу, близ окна образ мадонны и перед ним маленький геридон, у стены лютня и проч.
Явление 1
Мария и Пьерро.
При поднятии занавеса они сидят за столом, поставленным посреди театра, и обедают.
Пьерро уходит.
Явление 2
Мария.
(Она слушает: Андре повторяет снаружи последний стих.)
Явление 3
Андре, Мария.
Явление 4
Мария, маркиза, потом командор.
Мария слушает равнодушно.
В эту минуту Андро, не вытерпев, отворяет дверь; но, увидев маркизу, он быстро затворяет ее, говоря: "Боже мой". Шум заставляет маркизу обернуться.
Командор входит на минуту в кабинет, напевая: "Ах, как пахнет розой здесь!"
Явление 5
Мария.
Дверь из кабинета тихо отворяется, и Андре выходит; он осторожно идет через сцену.
Явление 6
Андре, Мария.
В эту минуту под окном слышно пение на голос прощальной песни Магдалины. Мария с силою вырывается из рук Андре.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
САВОЙСКИЕ ПЕСНИ
Великолепный зал в доме маркизы де Сиври. В глубине дверь, налево от актера, близ двери, окно. Па авансцене дверь, направо дверь на 1-м плане и вторая на 4-м. Столы, богатые кресла; направо, близ авансцены, диван.
Явление 1
Командор, маркиза.
Явление 2
Те же, Артур.
Маркиз подает руку своей матери, и они уходят во вторую дверь направо от актера.
Явление 3
Явление 4
Командор, дамы и кавалеры придворные, Лаура де Ереван и ее родные.
Хор масок.
Явление 5
Те же, маркиза де Сиври (входит и раскланивается).
Явление 6
Те же, Мария, Пьерро.
При виде блестящего собрания в изумлении они становятся друг против друга и, не смея войти, остаются в дверях.
Слуги затворяют средние двери.
Все дамы садятся, а командор и кавалеры стоят подле дам.
По окончании песни все аплодируют и благодарят савояров, которые кланяются.
Молчание, все слушают снова. Номер по выбору или танец, который прерывается следующим явлением.
Явление 7
Те же, маркиз и слуга у двери.
Общее изумление.
Маркиза подходит к Лауре.
Все уходят.
Явление 8
Командор, Мария (в обмороке). Около нее хлопочут две горничные.
В то время как он хочет обнять ее, в это время Пьерро влезает в окно и грубо соскакивает на пол.
Слуги уходят.
Слуги схватывают Марию. Она призывает Пьерро и Андре на помощь. Командор смеется. Занавес опускается.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
БЕЗУМНАЯ
Направо от актеров дверь, ведущая в соседние комнаты, налево -- дверь входа; в глубине против публики большое окно, выходящее на улицу. Между окном и правой дверью потаенная дверь. Над ней висит портрет Артура в мундире. На той же стороне у авансцены богатый туалет, кресла и проч.
Явление I
Командор и слуга.
Слышен голос маркиза.
Явление 2
Маркиз, за ним другой слуга с ящиком.
Явление 3
Мария, маркиз (в задумчивости).
Музыка из водевиля "Приключение на искусственных водах"; "Пусть все мужчины злодеи ужасные, но только кроме его".
Явление 4
Мария, потом командор.
Мария показывает знаки нетерпения.
Явление 5
Мария, потом Бернард.
Слуга уходит.
Молчание.
Явление 6
Явление 7
Мария и Пьерро.
В продолжение этого времени Мария переходит на правую сторону.
Пьерро приближается.
Мария машинально напевает на голос прощальной песни Магдалины: "Тра-ла-ла, тра-ла-ла!"
В эту минуту слышен снова звон колоколов, лютня также продолжает играть.
Явление 8
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
РАЗВЯЗКА
Театр представляет обширный деревенский сарай, уставленный столами, лавками и скамейками. Он совершенно открыт в средине, через которую видна долина Шамуни. Холм в двух направлениях идет слева направо и справа налево. На первом плане налево дверь, ведущая во внутренность хижины Бернарда.
Явление 1
Жако, Шарло, Эрбо, Фаншета, Бернард (последний сидит напереди сцены. Савояры вокруг столов).
Явление 2
Те же, Магдалина (которая вышла из хижины с левой стороны).
Явление 3
Мария и Пьерро.
Сцена на минуту остается пустою; потом показывается Пьерро с левой стороны, на высоте горы; сходит печально до второго поворота, смотрит в ту сторону, откуда пришел, идет ли за ним Мария, и выражает пантомимою, что видит ее остановившеюся вдали. Он берет свою лютню и наигрывает арию на голос прощальной песни Магдалины. Мария показывается, она приближается неровными шагами с поникшей головой, по звукам арии, она сходит с горы. Когда Мария входит на авансцену, Пьерро перестает играть. Мария, утомленная, падает на скамейку.
Явление 4
Те же, Бернард.
Играют арию.
Явление 5
Те же, Магдалина, Эрбо.
Они являются на пороге двери в то время, когда Мария поет. Эрбо старается удержать Магдалину, но она дрожащими шагами приближается к Марии, стоящей на коленях, кладет ей руки на голову и продолжает петь.
Ее голос поражает Марию, она мало-помалу поднимается, смотрит на Магдалину, хочет говорить, но из груди ее вырываются только крики, задушаемые рыданьями. Она протягивает руки к Магдалине.
Мария приходит в себя, все окружают ее.
Явление 6
Те же, командор, маркиз де Сиври.
КОММЕНТАРИИ
* * *
МАТЕРИНСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ, ИЛИ БЕДНОСТЬ И ЧЕСТЬ
|